Северный завоз в Якутии обеспечивается грузовым терминалом в Нижнем Бестяхе
В эти дни на грузовом хабе на правом берегу реки Лены по-настоящему жарко. Несмотря на июльский зной, чтобы успеть за короткую летнюю навигацию направить все грузы на Север, работники предприятия выкладываются на все сто процентов, перерабатывая более 1 тысячи тонн грузов в сутки.
Грузовой терминал «Нижний Бестях» становится важной частью северного завоза из-за своего удачного расположения на стыке путей речного, железнодорожного транспорта и федеральных дорог.
Первая очередь терминала была возведена в рамках реализации комплексной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и введена в начале июля. Стратегическое предприятие входит в состав расширенной ТОР «Якутия». На этой неделе «Якутия» побывала в этом терминале и пообщалась с его сотрудниками.
Направление – Зелёный Мыс
На судно «Капитан Марков» Ленского пароходства грузят технику и оборудование для реконструкции аэропорта Черского, а также топливо и продукты для жителей арктического посёлка.
В среднем суда идут до порта Зелёный Мыс, расположенного в нижнем течении реки Колымы, около двух недель, но всё зависит от уровня воды. На счету каждая минута, надо успеть до окончания короткой арктической навигации.
Михаил Лефтер, замдиректора белгородского предприятия “Спецмонтажсервис”, которое и выполняет реконструкцию аэропорта Черский, лично контролирует отправку грузов. На крайний северо-восток Якутии направляется более 1,7 тысяч аэродромных плит, ограждение, битум, подстанции, светосигнальное оборудование, кабели.
– В этом году мы отправляем в Черский 10 тысяч тонн груза, – рассказывает Михаил Лефтер. – Завершение реконструкции порта намечено на 2023 год. Взлётно-посадочная полоса будет поднята на два метра. Это позволит защитить авиагавань от паводков и размытия в межсезонье.
В этом году предприятие планирует переработать порядка 150 тысяч тонн груза. Сейчас терминал работает на пиковых нагрузках и перерабатывает более 1 тысячи тонн в сутки.
– Если нужно, можем работать и допоздна. Специальное освещение позволяет продолжить работу с наступлением темноты, – говорит главный инженер терминала Дмитрий Жоров.
На Север идёт сборный груз – это и продукты питания, и горюче-смазочные и строительные материалы, и различная техника.
Отдельный фронт работ – обратное направление перевозок. К примеру, в Алдан грузы идут на «КамАЗах».
– Сейчас у нас напряжённая пора. По Лене пришла баржа с Севера – более 2 тысяч тонн золотоносной руды. Наши ребята возят её в Алдан на переработку, – делится поставленными задачами водитель с 40-летним стажем Андрей Попов.
Для бесперебойного обеспечения северного завоза на территории терминала работают два портальных крана грузоподъёмностью по 32 тонны. Предприятие оснащено контейнерной площадкой, причальной набережной протяжённостью более 100 метров.
При терминале открыт бетонный узел, где производится бетон различных марок.
– Сейчас здесь идёт загрузка цемента. С начала сезона отпустили порядка 1 тысячи кубометров материала для строительства в Нижнем Бестяхе. Щебёнку и цемент привозят из Мохcоголлоха Хангаласского района. Песок мы добываем сами, – рассказал главный инженер.
Терминал оснащён системой очистки осадочных и сточных вод, чтобы исключить риск разлива нефтепродуктов и ливневой канализации.
– На грузовом терминале налажена дренажная система закрытого типа. Вся вода проходит химическую очистку. Чистая вода поступает в бункер, откуда происходит её вывоз, – пояснил собеседник.
Кадры решают
На предприятии трудятся 45 человек, в основном это местные кадры. С выводом предприятия на полную мощность численность персонала планируют увеличить до 334 человек.
– Работа грузового терминала очень сильно зависит от низового состава, – говорит главный инженер Дмитрий Жоров. – От крановщиков многое зависит. Это особые люди, усидчивые и внимательные. Сейчас на предприятии трудятся трое крановщиков и восемь стропальщиков. Имеется служба складского учёта. Особый акцент делается на соблюдении техники безопасности на особо опасном объекте.
Не каждый выдерживает напряжённый темп работы.
– Бывает, что день поработают и уже не приходят, – говорит начальник грузового района Евгений Гурин. – Чтобы быть стропальщиком, нужно быть физически выносливым, готовым работать весь день на открытом воздухе и в жару, и в холод.
Предприятие активно привлекает молодые кадры и обучает их за собственный счет в Институте водного транспорта в Якутске. Молодые люди, пройдя обучение в стенах института, получают диплом о дополнительном образовании.
Стропальщик Нил Иванов из села Хаптагай Мегино-Кангаласского района, один из опытнейших в коллективе, работает с 2018 года.
– Чтобы быть стропальщиком, надо быть сильным и выносливым. Сейчас из нашего села нас трое, поддерживаем друг друга, – рассказывает он о своей работе.
Представитель Ленского речного пароходства Ольга Максимова приехала работать в Нижний Бестях из Якутска. Ей нравятся слаженный коллектив и природа посёлка. А сложно ли девушке работать в мужском коллективе?
– Моментами бывает сложно, но всё посильно. Всё приходит с опытом. Здесь отличная природа, работа кипит. Скучать не приходится, – рассказывает молодой специалист с широким функционалом. Так, сегодня девушка отвечает за погрузку и выгрузку судов, размещение груза на складе, оформление провозных документов по отгрузке на флот и т.д..
«Условия работы в грузовом терминале улучшаются», – говорит дальнобойщик Андрей Попов. Учитывая сложность работы, для персонала обустроили зоны отдыха, которые оснащены всем необходимым: туалетом, душем, кондиционером, комнатой отдыха. Для удобства работающих в терминале людей компания планирует построить небольшую гостиницу для сотрудников.
Перспективы роста
Идейным вдохновителем и инициатором строительства грузового терминала выступил генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов. Работы по строительству объекта были начаты в 2017 году, в том же году было учреждено одноимённое предприятие ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях». Первый шпунт причальной стенки на береговой линии местности Саха Бэстээх был погружен в ноябре 2017 года.
Проект создания грузового терминал в поселке Нижний реализуется в несколько этапов.
По словам генерального директора компании «Грузовой терминал Нижний Бестях» Владислава Атласова, при вводе основных объектов в 2027 году объём переработки увеличится в разы – до 1 миллиона тонн.
– После подхода железной дороги в 2024 году мы планируем выйти на объём переработки грузов около 500 тысяч тонн в год. После ввода в эксплуатацию нефтеперевалочного комплекса к 2028 году мы планируем удвоить этот показатель, – сказал директор.
По задумке терминал будет не только отправлять грузы на Север, но и перерабатывать продукцию промышленных компаний в обратном направлении.
– В дальнейшем мы планируем создать инфраструктуру для переработки нефтепродуктов. Как резидент ТОР «Якутия» мы пользуемся государственной поддержкой, куда входят налоговые и неналоговые льготы, а также административные преференции. В частности, к сотрудникам нашего предприятия применяются льготные ставки на социальные отчисления, а также установлена нулевая ставка по налогу на имущество, – рассказал Владислав Атласов.
Как отметил директор управляющей компании территории опережающего развития «Якутия» (дочернее общество Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики) Дмитрий Борисов, статус резидента ТОР позволил максимально повысить эффективность проекта на стадии его реализации.
– Меры господдержки – это не только нулевые налоги и пониженные ставки по страховым взносам. Так, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики предоставила предприятию в льготную аренду земельный участок площадью 10,7 га. В настоящее время управляющая компания совместно с резидентом ведёт работу по привлечению субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по строительству объектов энергетики. Мы продолжим оказывать предприятию необходимую поддержку, которая даст возможность максимально эффективно реализовать все этапы этого большого, комплексного, амбициозного проекта, – подытожил Дмитрий Борисов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: