Сергей Юнганс: «Предлагать новую театральную реальность»
Первое интервью газете «Якутия» Сергей Юнганс дал сразу после назначения на пост директора Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). А второе – перед премьерой «Двенадцати стульев», хотя до нее еще больше месяца, но горожане уже могут поучаствовать в запущенной акции по поиску флаеров, которые можно будет обменять на пригласительные билеты. Даем подсказку – их спрятали в филармонии, библиотеке СВФУ, одном из офисов Алмазэргиэнбанка и других локациях города Якутска. Словом, скучать в ожидании встречи с Остапом и компанией не приходится.
Световые панели и wi-fi-приемники в декорациях
— Почему вообще возникла идея создания этого спектакля в Якутске? Во-первых, сюжет «Двенадцать стульев» знаком широкому кругу зрителей. Даже тем, кто не знает, кто такие Ильф и Петров, известно имя Остапа Бендера (в нашей постановке его партию исполнят Сарыал Афанасьев и Валерий Аргунов). В этой авантюрной истории, согласитесь, есть сегодня что-то актуальное. Во-вторых, спектакль этот – он многонаселенный, в нем задействована почти вся балетная труппа. Это будет настоящий праздник – праздник театра. В спектакле много мест действия, и, следовательно, трансформаций декораций. В металлические конструкции будут встроены световые приборы, светодиодные короба, wi-fi-передатчики, то есть декорация мобильна, она будет постоянно меняться.
Композитор Геннадий Гладков, на днях отпраздновавший свой юбилей, рад, что этот балет, который для него значим, будет идти в Якутске.
С режиссером-постановщиком и хореографом-постановщиком мы знакомы не один год. Я видел несколько их спектаклей, и могу сказать – это люди очень талантливые, и работают они не только в Белоруссии, но и в России, Литве, Польше, ставят и классические оперетты, и бродвейские мюзиклы, а также работают с современными белорусскими и российскими авторами. Нам полезно поработать с ними.
«Погружая в непривычные условия»
— В январе посещаемость театра превысила 80%, это определенного рода победа, ведь люди после новогодних праздников испытывают определенное истощение семейного бюджета. Но опера-балет Мориса Равеля «Дитя и волшебство» стала правильным выбором.
Это была своего рода экспериментальная площадка, и я предложил режиссеру-постановщику Татьяне Саввиновой расположить зрителей на сцене, чтобы они стали частью действа. А после спектаклей было общение с публикой в формате «открытого микрофона». На первой встрече был совсем маленький зритель, почти дошкольник, на второй – ученики третьего-шестого классов, а на третьей мы общались с учителями, которые устроили условный «педсовет». Спектакль нашел отклик в сердцах трех разных поколений!
Быть руководителем крупного театрального коллектива — сложная задача, но то, что у меня есть достаточно большой постановочный опыт в музыкальных и драматических театрах, профессиональное театральное образование, опыт руководящей работы, является моим преимуществом, и я понимаю, каким образом можно преподать то или иное событие.
Сегодня мы ищем новые подходы к работе со зрительской аудиторией, следовательно, должны искать некие иные формы проникновения наших творческих проектов в сердца людей разных возрастов. Погружая зрителя в непривычные ему условия, мы даем ему возможность увидеть театр по-другому, и мы готовы взаимодействовать, быть гибкими, предлагать новую театральную реальность.
На спектакль «Дитя и волшебство» мы специально пригласили художника по свету из Екатеринбурга Кирилла Хрущева, который помог осуществить режиссеру, хореографу, дирижеру визуальную часть этой постановки, которая играет особую роль в спектакле, являясь своего рода действующим лицом.
«Чтобы ребенок не боялся оперы»
— В начале марта я лично буду проводить экскурсию для Президентского совета средней школы №2 города Якутска по закулисью, по производственным цехам. Работа руководителя заключается не только и не столько в том, чтобы сидеть в кабинете и давать указания, это прежде всего общение — общение с другими учреждениями, людьми внутри своего коллектива, чтобы знать и проблемы, и сильные стороны.
У нас очень большой и интересный коллектив – более 350 человек, и все абсолютно разные. Я стараюсь взаимодействовать почти с каждым. Конечно, это сложно, но пытаюсь выстраивать свою работу таким образом, чтобы время от времени и вести диалог с сотрудниками, и осуществлять контроль.
Кроме этого, я лично встречаюсь с руководителями школ, крупных компаний, членами правительства. С ректором СВФУ Анатолием Николаевым недавно мы придумали интересный проект, который намерены осуществить к началу нового учебного года – проект по привлечению первокурсников в наш театр. Я убежден – только взаимодействуя со школьником, студентом, мы сможем воспитать своего зрителя. Музыкальное искусство – оперное, балетное – достаточно сложное, элитарное – так уж сложилось, и главная задача – проложить дорожку в наш театр для подрастающего поколения, чтобы сегодня ребенок не боялся оперы, чтобы он понимал: опера – это модно, это современно, это доступно. Без этого невозможно сформировать в отдаленном регионе театр оперы и балета такого высокого профессионального уровня, который бы соответствовал всем мировым стандартам и отвечал категории «А» мирового музыкального театра — именно в этом я вижу свою задачу.
В конечном счете, и социальных проблем будет меньше, если мы будем время от времени ходить в театры, музеи, библиотеки, другие культурные институции.
«Мы работаем не «от забора до обеда»
— Победа и достижение Андрея Саввича Борисова в том, что в свое время он открыл новые театры в республике, предоставил возможность людям увидеть разные формы искусства, дал возможность духовно развиваться здесь.
Важно, что в Якутске есть вся эта палитра, есть выбор.
Я был в Русском театре, Саха театре, Театре Олонхо, посещаю филармонию и собираюсь в Театр эстрады.
Хочу отметить уровень труппы Саха академического театра. Я поражен. Это актеры огромного таланта, огромного профессионализма. Актеры, которым может позавидовать любой национальный театр нашей страны. Видно, что долгие годы эту труппу выстраивали, в ней шикарные творческие индивидуальности, золотые слитки театрального искусства.
В Якутске я стараюсь ходить на все премьеры, но не всегда получается – очень большой объем работы. Мы ведь работаем не «от забора до обеда», иногда я ухожу домой и в восемь, и в девять, и в десять часов вечера, и это абсолютно нормально для руководителя. Чем больше работы ты успеваешь сделать, тем больше удовольствия от сделанного, от этих маленьких побед ты получаешь.
Главная задача театра – это производство и прокат новых театральных постановок. В условиях отдаленности региона возникает много логистических проблем. В силу специфики производства, закупки производственных материалов для выпусков спектаклей зачастую приходится проводить за пределами республики. Но форс-мажоров у нас нет.
Присутствие на репетициях
— После «Двенадцати стульев» на июнь запланирована премьера оперетты «Сильва». Режиссер-постановщик и художник постановщик недавно прилетали в Якутск, уже сделано распределение, и солисты приступили к разучиванию партий, готовятся эскизы декораций, костюмов.
Я непременно буду присутствовать на репетициях, чтобы видеть и начальный, и промежуточный, и финальный процесс, чтобы иметь представление о том творческом продукте, который мы выпускаем.
В октябре состоится премьера оперы «Кармен», в ноябре-декабре зритель увидит национальный балет «Благословенные узоры».
Будут и гастроли – порядка двух десятков выездов на разные площадки в разных районах в этом году. А в 2022 году – году 100-летия якутской автономии – мы примем участие в больших юбилейных гастролях, но о подробностях пока говорить рановато.
А в моих планах как директора театра – поставить в 2021 году национальную оперу.
Постепенно к этому готовлюсь. Для меня это новая ступень – я никогда не ставил спектакли на другом языке, хотя режиссура – это абсолютно космополитическая профессия, не имеет привязки ко времени, пространству, национальности, языку.
Мне нравится моя работа и нравится работать в Якутии. Нравятся воздух, пейзаж, люди. В общении с ними я никогда не слышу слова «нет». Будь это сотрудник театра или один из руководителей республики – все готовы выслушать, прийти на помощь, что-то подсказать, посоветовать. Я чувствую эту поддержку, без которой на севере не выжить, и это подкупает, придает сил, вызывает уважение.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: