Фото: Артемий Грошев, ЯСИА
Саха театр закрыл сезон спектаклем Сергея Потапова «Мазары. Путь к царю». Три дня аншлага, три дня оваций, сидящие даже в проходах зрители – в тридцатиградусную жару при продолжительности в два с половиной часа.
— Премьерный ажиотаж вообще ничего не значит, — говорит при этом режиссер. — На премьеру приходят любители театра, друзья, коллеги. А спектакль надо смотреть по прошествии времени – если он хотя бы год продержится. И смотреть на реакцию обычного зрителя, не из театральных кругов, не на своего брата, свата – тогда поймешь, получился у тебя спектакль или нет.
Ну да, если постановку хорошо принимают – это стимул для дальнейшей работы, но с годами я понял, что не стоит ориентироваться на интерес публики. Это в молодости страдаешь – «не приняли, не поняли», а потом приходит понимание, что главное – сам процесс. Получил удовольствие от работы – этого достаточно. А придет зритель или не придет, будет спектакль кассовым или нет – это уже другая история.
Про свои спектакли я не могу говорить: «Этот лучше, этот хуже». Неудавшиеся есть, но они все мне близки. Вот ты сам считаешь, что спектакль удался. Задействованные в нем актеры тоже так считают, работают с удовольствием. А зритель приходит — и убивает постановку. И ничего с этим не сделаешь. А какой-нибудь проходной спектакль принимают на ура. Отчего, почему… Четыреста человек в зале сидит – в голову каждому не залезешь.
— Самые долговечные из моих спектаклей? Здесь — «Дыгын Дархан». В Пскове, как говорят, в топе «Зойкина квартира». В Балдоме (театр «Балтийским дом» в Санкт-Петербурге) «Укрощение строптивой» стабильно несколько лет собирает залы. В Казахстане – «Бесприданница». В Норильске три года идет «Кровавая свадьба» Гарсиа Лорки, там я сначала поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира, потом они меня второй раз пригласили. Затем в Абакане работал, в Русском театре ставил «Дон Кихота» по Булгакову.
А здесь параллельно с «Мазары», когда артисты были заняты на «Детях Азии», работал с «Гулуном» — они выиграли грант, и осенью там будет премьера, «Золотые слезы синей птицы» по пьесе Владимира Федорова. О любви депортированного в сталинское время парня-латыша и эвенской девушки. Играть будем на якутском.
С августа по сентябрь буду работать в Калмыкии: ставлю там «Макбета» — шекспировского «Макбета». Его я уже ставил в Татарстане, но в Элисте тоже захотели, на калмыцком языке. Потом перед Новым годом у меня будет премьера в Санкт-Петербурге – «Калина красная», Шукшин. Начну в начале августа, потом поеду к калмыкам, затем сюда, здесь сыграю премьеру и опять уеду в Питер.
— Да, возможно, в октябре-ноябре тут будет премьера фильма «Моя девочка» о взаимоотношениях отца и дочери. На якутском языке. Снимали в Намцах. Главных героев играют Ганя Попов, бывший артист цирка, и молодая актриса, выпускница АГИКИ Мария Дегтярева. Продюсер фильма — Анатолий Сергеев, помните, наверное, такого? Сейчас он в Москве живет. Ну вот с ним сняли кино два года тому назад и сейчас выпускаем. Третья моя кинопремьера в этом году.
Первая — «Дитя Джесегея» — вообще состоялась через девять лет после съемок. Я снял его в 2013-м за два дня. Монтировал два года, потому что никому ничего не был должен – находил какие-то копейки, почти на свои деньги снимал. Потом «Джесегей» участвовал в разных фестивалях – вплоть до Чили, где, кстати, взял какой-то приз. Вчера знакомая ходила в «Лену» — говорит, смотрела одна в пустом зале и увидела своего брата в кадре. Он же полудокументальный, мы снимали всех, кто попадется по пути – сначала здесь, в городе, потом на Ус Хатыне. Многие там своих знакомых видят, родных. Одна мать сына узнала. Говорит мне: «Он там такой маленький». Так что можно сходить, вспомнить молодость.
— Но чтобы снимать кино, нужны деньги, а у меня нет финансовой поддержки. Я хотел снять «Тита Андроника», по которому когда-то ставил спектакль в Саха театре. Мы с ним в Будапешт ездили, где на пресс-конференции по-якутски говорили: Чоба Месарош, которого у нас многие помнят и который был на будапештской премьере, переводил на венгерский прямо с якутского. Венгры считают себя потомками гуннов, и они очень живо реагировали на их упоминание в «Тите». Таких аплодисментов наши артисты, я думаю, никогда не слышали. Занавес несколько раз пришлось поднимать, публика не расходилась.
Но этот спектакль уже не идет, и я написал на основе пьесы киносценарий, участвовал с ним в конкурсе грантов Министерства культуры, но денег мне не дали. Дал «Синет», и я на эти деньги снял «Короля Лира». Его премьера была недавно, на VII Международном кинофестивале этнического кино. Но это не Шекспир. Эта история происходит в доме престарелых и инвалидов, и в нем снимались, за исключением трех артистов, те, кто там живут. Для них это было, наверное, как глоток свежего воздуха. Такая вот коллаборация.
— А «Мазары»… Если Петр I открыл окно в Европу, то Мазары со своими спутниками открыли нам Россию. Полгода пробыв в пути, они оказались там, где до них не бывал ни один якут. Колумбы такие, можно сказать. Но не это было их целью. Задача их была – заявить о себе, о своем народе, о его юридических и экономических правах. Так что это не только наши колумбы – это наши послы. До их поездки воевода в Якутии – это царь и бог, живущий по принципу «что хочу, то и ворочу». А Мазары добился верховенства закона.
Пьеса написана для этой постановки. Мне нравится язык Утума Захарова — и то, что он историк, с документами работает. Мышление историка, даже археолога, при работе над такими пьесами ценно. На «Коркине», когда мы с ним впервые работали, тоже так было. Линию он сам выстраивает. Я только высказываю пожелания.
Написать что-то самому? Я слишком быстро думаю. Когда пишу – не успеваю за своей мыслью. Поэтому мемуаров не ждите. А вот дочка моя сейчас пишет роман. В прошлом году получила грант на 500 тысяч и пишет. О чем? Фэнтези. Остальные подробности узнаете у нее самой — когда допишет. Я в ее дела не вмешиваюсь.
— Я вообще ни в чьи дела не вмешиваюсь, я в этом плане демократичный человек. Есть режиссеры, которые говорят: «Я так хочу», «Я так вижу» — и все. Я не из таких. Прислушиваюсь к мнению артистов, художников и принимаю к сведению. А это не везде так. Точнее – везде не так. Когда меня приглашают куда-нибудь, спрашивают, конечно, что бы я сам хотел поставить, но у всех свои планы.
Тут я, например, хотел бы поставить «Иуду Искариота» Андреева, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хотел бы, чтобы в Якутске показали мои спектакли, которые я ставил за пределами республики, но для этого нужны заинтересованные люди, а их нет. Да и большая половина этих спектаклей уже сошла со сцены. Только эстонцы когда-то приезжали сюда с моим спектаклем. Они даже специально заказали для меня и привезли копию приза, который получили за него на международном фестивале в Европе. А в Пскове организовали Потаповский фестиваль. Но это же там. Не здесь.
— Здесь мы даже не знаем, что такое современный театр. Современного театра у нас нет. Есть спектакли 1980-х годов. И 1990-х – потому что я режиссер 1990-х. С тех пор много воды утекло, много передумано, пережито, но суть осталась прежней. Она, суть, не меняется. Так что шанс увидеть современные спектакли у вас будет только после того, как появится режиссер нынешнего поколения. Но, если честно, я никого тут не вижу, хотя постановки по мере возможности смотрю. Ни разу не торкнуло.
А самому выучить смену… Какое-то время я этим занимался, но понял, что попусту теряю время. Контакт происходит только тогда, когда ты что-то даешь студентам, и они тебе что-то дают. А с людьми, которые просто сидят и смотрят – зачем с ними работать? Жизнь мне больше дает — все, что вокруг вижу. Я 24 часа в сутки работаю – получаю информацию, перерабатываю. Это и во сне происходит. Откуда силы беру? Из космоса. От солнца.
This post was published on 17.07.2024 10:45
Сегодня в Якутске на улице Ойунского, где проходит капитальный ремонт от улицы Дежнева до улицы…
В рамках Национального проекта «Инфраструктура для жизни», который реализуется по поручению президента России Владимира Путина,…
Один погиб, второй госпитализирован
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию, посвящённую развитию креативной экономики. В числе…
28 и 29 июня в местности «Ус Хатын» в рамках Ысыаха Туймаады состоится выставка украшений,…
Наконец-то уже совсем скоро состоится любимый и главный национальный праздник якутян – Ысыах Туймаады. И…