Сергей Попов рассказывает о деятельности Михаила Николаева

Сергей Попов рассказывает о деятельности Михаила Николаева

Читайте нас

Республика прошла трудные, переломные 1990-е годы политического и экономического переустройства России благодаря десятилетнему руководству первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.

Добрые перемены

Все добрые перемены у нас на рубеже двух веков и тысячелетий связаны с его именем.
В 1993 году он своим указом создает Академию наук РС(Я) – в первую очередь, для сохранения научного потенциала, научных школ, образовательного комплекса и отраслевой науки, которые занимались решением не только фундаментальных проблем развития науки, но и вопросами развития региона в приоритетных областях.

Михаил Ефимович и его команда прикладывали большие усилия, провели переговоры на высшем уровне, и в итоге напряжённой работы в 1994 году по согласованию с президиумами Сибирского отделения РАН и Российской академии наук в состав Академии вошли четыре института СО РАН.

Это Институт языка, литературы и истории, Институт региональной экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера, Институт прикладной экологии Севера, Институт северного луговодства. Несмотря на сложные времена, поддержка республики позволила им развиваться, развивать научные школы.

Открывая Академию наук, М.Е.Николаев на первом собрании говорил о важности использования научных разработок в повседневной жизни, подчеркивая, что «наращивание инновационного потенциала республики – ключевое условие благополучия, высокого качества жизни людей на всей территории нашего северного края с суровыми природно-климатическими условиями».

В 1999 году был принят закон «О государственной научно-технической политике в Республике Саха (Якутия)». В соответствии с ним на поддержку научных исследований республика выделяла не менее 4% расходной части бюджета.

Были учреждены Государственная премия в области науки и техники, государственные премии молодым учёным и специалистам в возрасте до 33 лет, государственные стипендии республики научным работникам и аспирантам, предусматривались единовременные вознаграждения за защиту докторской и кандидатской диссертаций, строились квартиры для ученых и академиков.

Всё лучшее – детям

Для одарённых детей в 1999 году он своим указом организовал в селе Октёмцы физико-математический форум «Ленский край» и сам лично его курировал. Ныне это Малая академия наук, и упор там по традиции делается на всестороннее развитие личности: не только физика и математика, но и спорт, культура и так далее. А на российском уровне идея Михаила Ефимовича получила развитие в виде Сочинского президентского лицея «Сириус» на базе олимпийской деревни.

Начали свою работу общественная академия «Шаг в будущее», сеть президентских школ, авторские школы, школы нового типа, лицеи, гимназии – 47 учреждений.
Благодаря активной государственной поддержке начались успехи на различных российских и международных конкурсах для одарённых детей, заключительных этапах Всероссийских олимпиад школьников. Большое количество «выпускников» этих программ пришли работать в науку, высшую школу, IT-компании inDriver, MyTona.

Первые успехи на заключительных этапах Всероссийских олимпиад школьников республики несомненно базируются на высоком уровне подготовки, который обеспечивался президентскими школами республики, ФМФЛК, в том числе ежегодным проведением международных олимпиад «Туймаада» – детищами М.Е.Николаева.

Отмечу, что по математике, начиная с 2000 г. за всю историю участия республики на заключительных этапах Всероссийских олимпиад школьников с 1962 г. призёрами стали девять юных якутян: В.Марков, А.Тихонова, И.Тихонов, А.Анацкий, М.Атласова, А.Стручкова, Д.Никифоров, И.Тарабукин и М.Андреев.

Поддержка Учителя

Профессорско-преподавательские составы высших учебных заведений, научные сотрудники в годы президентства М.Е.Николаева получили реальную поддержку.

В период становления Республики Саха (Якутия), когда государство и общество переживали периоды качественного перехода в новое для себя состояние, образование Якутии ответило мощным импульсом к обновлению: в 1992 году был принят Закон об образовании – раньше, чем была принята Конституция Российской Федерации.

Об этом, как о беспрецедентном случае в мировой новейшей истории, констатируется в книге «Школа Якутии в диалоге с будущим» под редакцией А.Адамского. Принятием этого закона суверенная республика подтвердила своё место и свою роль в выработке и осуществлении собственной образовательной политики.

Неотъемлемой частью государственной политики возрождения образования стала поддержка Учителя. «Надо по-государственному подходить к повышению престижа учительского труда. Педагогическая деятельность должна стать у нас престижной, высокооплачиваемой профессией», – заявляет первый Президент.

С 1992 года стали издаваться общественно-педагогический журнал «Народное образование Якутии», газеты «Учительский вестник» и «Учуутал аргыhа». Созданы Департамент по высшей школе и науке при Правительстве, Департамент по подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия), установивший тесные дружественные и договорные отношения с более чем 350 высшими учебными заведениями центра России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ежегодно более 4,5 тысячи выпускников школ Якутии отправлялись за счёт республики обучаться в лучшие вузы страны и мира, чтобы вернуться на родину высококвалифицированными специалистами.

Веяние времени

Высшей школе Якутии Михаил Ефимович уделял самое большое внимание. Для развития Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова было построено новых корпусов более чем на 200 тыс. кв. м., включая строительство плавательного бассейна «Долгун», спортивного стадиона с манежем «Юность», корпусов факультетов естественных наук, технических факультетов, которые стали самыми современными и оборудованными в России.

Для развития южной и западной Якутии, закрепления местных кадров на промышленных предприятиях были открыты филиалы Якутского государственного университета в Мирном и Нерюнгри, филиалы Якутской государственной сельскохозяйственной академии в Олёкминске, Октёмцах и более 10 высших учебных заведений, построено более 200 новых зданий школ, новые здания Вилюйского и Намского педагогических колледжей и Чурапчинского государственного института физкультуры и спорта.

Михаил Ефимович очень тонко чувствовал веяние нового времени и широким фронтом организовал работу в этих сферах. В итоге были достигнуты убедительные результаты. Если в начале 1990-х Якутия по числу студентов вузов на 10 тысяч жителей занимала 45-50 места, то к 2002 году стала одним из ведущих регионов, уступая лишь таким признанным образовательным центрам, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Тюменская область. Количество студентов ЯГУ почти удвоилось.

Благодаря такой заранее проведённой наступательной и плановой работе в области высшего образования в последующем Якутский государственный университет был преобразован в Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова и получил большую федеральную поддержку, финансирование на дальнейшее развитие.

Михаил Николаев во многом опередил своё время, его новаторские идеи в продвижении знания в республике во многом нашли своё продолжение на российском уровне. В этой связи, убеждён, мы должны неуклонно, поступательно двигаться вперед, опираясь на идеи М.Е.Николаева, реализуя поставленные им задачи, формирующие фундамент наших будущих достижений.
Сергей Попов,
д.ф.-м.н., профессор, вице-президент Академии наук РС(Я).
Фото предоставлено Сергеем Поповым.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
22 ноября
  • -31°
  • Ощущается: -38°Влажность: 76% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: