X

Сергей Иванов: «Мы справимся с кризисом и его последствиями»

Генеральный директор АЛРОСА в своем интервью рассказал о том, как компания переживает кризис, когда продажи алмазов возрастут и почему репутация в отрасли – важнее всего.

Генеральный директор АЛРОСА Сергей Иванов в своем интервью рассказал о том, как компания переживает кризис, когда продажи алмазов возрастут и почему репутация в отрасли – важнее всего.

Падение рынка

– С февраля, когда пошли тревожные новости из Китая, алмазный рынок среагировал большим падением, и это падение мы наблюдаем до сих пор. Многие эксперты сравнивают то, что сейчас происходит на рынке luxury товаров и ювелирных изделий с бриллиантами, с периодом Великой депрессии – с точки зрения глубины падения рынка, влияния на многих игроков. Я считаю, что такие оценки экспертов близки к действительности, потому что мировой алмазный рынок фактически встал на полгода.

2008, 2012 и 2014 года – «цветочки» по сравнению с тем, что происходит сейчас. Рынок алмазно-бриллиантовой продукции пострадал по причине того, что люди в первую очередь отказываются от покупки luxury товаров. Повлияли также режим самоизоляции, страхи людей. Наш товар покупается в виде ювелирного изделия и, как правило, при физическом присутствии в магазине. Сыграл свою роль и тот факт, что очень многие перенесли свои свадьбы на более поздний срок. Кроме того, снизилась покупательская способность населения.
Тем не менее, мы понимаем, что любой кризис всегда проходит. Насколько глубоким было падение, настолько высокой будет и скорость восстановления рынка.

Ждём роста продаж

– Китай начал достаточно быстро восстанавливаться. Это говорит о том, что, как только восстановятся рынки США, Европы и ряда других регионов, спрос на ювелирные изделия вновь вырастет. Несмотря на то, что в Китае произошло смещение продаж в онлайн и по-прежнему остаются опасения с точки зрения ситуации в Гонконге, Макао, этот рынок практически вернулся к «доковидному» уровню продаж. Кроме того, мы видим у них перераспределение: если раньше богатые люди, включая туристов, покупали ювелирные изделия в Гонконге, то сейчас спрос переместился на материковый Китай.

Мы понимаем: ситуация с вирусом будет взята под контроль. Ожидаем взрывной рост, и нам нужно быть готовыми к моменту всплеска заказов. Мы надеемся на рождественские и новогодние праздники, так как на них приходится треть, а иногда и более годовых продаж.

2021 год будет довольно сложным, но отрасль уже справится со всеми последствиями и будет работать, нацеливаясь на то, что спрос окончательно восстановится к 2022-2023 годам. После этого мы будем расти так же, как в предыдущие годы – на 5-10%.

Снизить издержки

– В связи с эпидемией и беспрецедентным падением активности в ритейле нам пришлось сократить добычу там, где это привело к высвобождению финансовых ресурсов, где мы смогли защитить наш free сash-flow. Мы определили активы, работу которых мы можем на определенном интервале приостановить. Когда рынок восстановится, мы распродадим запасы и сможем эти активы вовлечь обратно в производство в течение 3-5 месяцев.

Сейчас компания живет в основном за счет кредитных ресурсов. Поддержание жизнедеятельности компании с учетом всех оптимизаций в месяц стоит порядка 10 млрд руб., из которых 70% приходится на ФОТ. В Группе сегодня работает около 34 тыс. человек.

Мы делали все, чтобы не сокращать персонал, не оставлять людей без работы. Заработные платы людей в Якутии в разы выше среднероссийских, люди в простое получают более низкую зарплату. Нам также пришлось отправить в простой коллектив ограночных производств. C августа мы несколько цехов выводим на работу, так как есть ассортимент, который гранить рентабельно, и мы сможем продать эти бриллианты по привлекательным ценам.

Адаптироваться к реалиям

Жизнь внесла серьезные коррективны в нашу стратегию, мы понимаем, что нам нужно больше фокусироваться на проектах по операционной эффективности. Сегодня мы самая конкурентоспособная компания в нашем секторе. После пандемии и нормализации продаж мы рассмотрим возможность формирования дополнительного запаса прочности для компании, возможно, в формате стабфонда.

Мы впервые начали проводить цифровые алмазные аукционы. Это вынужденный сценарий, но понимаем, что он будет развиваться. Если бы не было пандемии, то ввиду специфики нашего рынка не было бы высокого спроса на этот продукт, но сейчас мы видим повышенный спрос на все инновационные разработки в нашей отрасли.

Обезопасить персонал

– Безопасность людей для нас превыше всего, и это не пустые слова. Нам два раза пришлось полностью остановить производство на некоторых активах в связи с высоким уровнем заболеваемости, провести тотальное тестирование. Количество проведенных тестов у нас превысило отметку в 26 тыс.

В московском офисе разрешено одновременно находиться не более 50% от общей численности персонала. Мы являемся системообразующей стратегической отраслью, которая не может полностью уйти на удаленную работу. Что касается аппарата управления, то мы сразу же отправили людей на «удаленку». Особенно тех, кто находится в зоне риска, а именно людей старше 65 лет и людей с хроническими заболеваниями.

После COVID-19 мы хотим внимательно проанализировать и дать возможность тем сотрудникам, кому необязательно постоянно присутствовать в офисе, при определенном уровне их ответственности и ответственности их руководителя продолжать работать на «удаленке». То же самое касается ряда руководителей: несколько дней в неделю можно будет работать дистанционно.

АЛРОСА и государство

– Что касается взаимодействия с государством, то первое время не хватало понимания того, к чему готовиться, на какие федеральные ресурсы можно рассчитывать в условиях пандемии. Начиная с апреля выстроился хороший диалог с бизнесом, и проблемы все ушли.

Что касается Якутии, то мы являемся ключевой бюджетообразующей компанией. Мы понимаем, что поступления в республиканский бюджет в этом году существенно снизятся. В прошлом году АЛРОСА заплатила в виде налогов и дивидендов в бюджет Якутии около 65 млрд руб. Для республики важно понимать, что происходит с компанией, с ее продажами, какие действия предпринимает менеджмент. Руководство республики прекрасно понимает, что если АЛРОСА сейчас не справится с кризисом, то долгосрочные последствия будут хуже, чем в случае невыплаты дивидендов.

Репутация компании

– В нашей отрасли репутация – это все. Отрасль достаточно маленькая. $14 млрд – «доковидный» объем продаж алмазов. Рынок ювелирных изделий с бриллиантами – порядка $80-90 млрд. Крупных компаний, которые формируют отрасль, – порядка 50 (включая добычу, мейнстрим, огранку и крупных ретейлеров).

По мнению многих, АЛРОСА и De Beers фактически стабилизировали отрасль, не став настаивать на выкупе законтрактованных объемов алмазного сырья нашими долгосрочными клиентами. В условиях, когда продажи бриллиантов остановились, для многих компаний это стало спасением и предотвратило банкротство.

После пандемии инвесторы будут внимательно смотреть, как компании вели себя во время кризиса, насколько помогали тем сообществам, с которыми взаимодействуют, своему персоналу, сколько они инвестировали в мероприятия, связанные с медициной, безопасностью, с обеспечением сотрудников средствами индивидуальной защиты. В этом смысле и многие алмазодобывающие компании, и крупные российские металлургические компании, которые вкладывали сотни миллионов рублей в эти мероприятия, смогут укрепить свою репутацию.

Виктория Добровольская, #Трансформа1

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 21.08.2020 10:28

Related Post