Плетение из конского волоса – древнее занятие якутского народа. Было оно продиктовано суровой необходимостью: невод для ловли рыбы, которой питались практически круглый год, необходимые в хозяйстве веревки – все это делалось из хвоста и гривы лошади. Вот почему мастер, умеющий обращаться с этим материалом, был всегда в почете.
Прасковья Прокопьева-Стручкова – Алгыстаана – известный в республике мастер по плетению из конского волоса, автор портретов Максима Аммосова из этого природного материала. Руководитель туолбэ «Даадар» в Намцах, она щедро делится своими знаниями, проводит бесплатные кружки для пенсионеров. Сегодня мастерица дает свои советы начинающим.
Как заготовить конский волос
Ноябрь – месяц забоя скота. Сейчас самое время, когда нужно заготавливать конский волос.
– Раньше, когда были совхозные фермы, после забоя все эти хвосты, гривы скидывали в одну кучу, и доярки скручивали из них веревки, – вспоминает Прасковья Ильинична. – Это был такой своеобразный вид общения, девичник, когда за разговорами и шутками женщины незаметно справлялись с работой. Сравнимо с бабьим летом у русских. Вообще работа с конским волосом – командная работа, одному человеку тяжко этим заниматься.
В первую очередь, важно правильно отрезать хвост или гриву, считает мастер. Нужно отрезать у самого основания хвоста, используя острое лезвие. Если неправильно отрежешь, то материала может получиться гораздо меньше. Отрезанный хвост или гриву нужно, пока они еще соединены в пучке, постирать в горячей воде со стиральным порошком или со средством для мытья посуды «Фэйри».
Затем нужно прополоскать два-три раза в холодной воде, тогда волос становится блестящим. После стирки все это подвешивается, чтобы вода стекла. Когда хвост высохнет, надо связать его пучками. Постирать еще раз в воде нормальной температуры, высушить. Материал для работы готов.
– Очень нужное дело – собрать подшерсток и отсортировать его по цветам, – говорит мастерица. – Он образуется именно у коней, которых запрягают, потому что они потеют, и от этого у них активно растет подшерсток. Это очень хороший материал для нас, мастеров. Но его собирать довольно сложно, и никто этим сейчас специально не занимается. Работа трудоемкая, подшерсток короткий, а его нужно очень много.
Начинайте с простых вещей
Плетение из конского волоса становится все более популярным. Может быть, еще и потому, что является доступным ремеслом, а изделия из него – все более востребованными.
– Начинайте с простых вещей, – говорит Прасковья Прокопьева. – Например, сейчас появились в рабочей одежде зимние резиновые сапоги. В них можно ходить до минус сорока мороза. Кэнчэ, сплетенные из конского волоса, будут очень кстати. Во- первых, они очень теплые. Во-вторых, кэнчэ из конского волоса пропускают воздух, и за счет этого кожа дышит. Конский волос полый внутри, поэтому имеет такие свойства. Он очень практичный, износостойкий. Важно плести их туго, потому что при взаимодействии с влагой изделие из волоса будет садиться.
Также мастерица советует начинающим мастерам плести из волоса мочалки, варежки для массажа. Говорит, это очень хорошо для кровообращения, особенно для тех, у кого проблемы с давлением.
– Тюбетейки нужно плести из гривы, а не из хвоста, там волос мягче, – советует умелица. – Конский волос хорошо воздействует на кровообращение, сосуды. Если же терпеть невыносимо или есть аллергия, то сделайте подклад. Наколенники хорошо воздействуют на суставы – массажируют, улучшают кровоприток. Также популярны тапочки, изготовленные методом валяния. Есть в них большой недостаток – они очень скользкие. Это нужно учитывать и приклеивать нескользкую подошву.
–Такие простые изделия под силу сделать даже начинающему мастеру, – уверена Прасковья Ильинична. – А ведь это очень хороший подарок для близких. Когда мастеришь вещь, представляешь конкретного человека, думаешь о нем, чтобы у него голова не болела или ноги не мерзли. Это несет определенную энергетику. Рекомендую шить эти вещи из тех животных, которые обитали именно в ваших краях, они ближе вам и лучше воспринимаются организмом.
Местные лучше
Оказывается, в связи с высоким спросом на рынке стали появляться хвосты и гривы из других регионов. Цены ниже, чем на местные. Однако следует иметь в виду, что у лошади, вскормленной на таежных лугах, прошедшей суровые якутские морозы, совершенно другая структура волоса. И поэтому он у нас по качеству лучше, крепче.
Не одобряет также мастерица и то, что сильно подняли цены. Как человек, который занимается этим видом искусства и имеет свою философию, а без нее в искусстве никуда – Прасковья Ильинична считает, что это недопустимо.
– Раньше белый хвост стоил 5 тысяч рублей, черный – 3 тысячи, – рассказывает мастерица. – Сейчас черный стоит уже 5 тысяч. Соответственно, изделия станут дороже. Мотивируют это тем, что цены на все поднялись. Но ведь это наш продукт, местный, и цены на него мы устанавливаем сами. Нельзя ориентироваться только на материальные ценности. Наше мастерство, традиции – это духовность народа.
– В каждом якутском роде рождается своя швея, равно как и табунщик, – говорит мастерица. – Все это дано для того, чтобы родственники помогали друг другу. И сейчас нужно придерживаться этой традиции. В старину швею приглашали в якутскую семью на несколько месяцев и даже лет, она жила с семьей, пока обшивала всех. К ней относились с почтением, создавали условия для работы.
– Сейчас мастера получают поддержку на все уровнях, это отрадно. Появляются молодые мастера, которые перенимают традиции. У меня уже есть ученики моих учеников – это радость. Я называю их своими внуками, – говорит Прасковья Ильинична, мастер с большим опытом.
This post was published on 26.11.2022 16:00