Когда выпускник Калмыцкого государственного университета имени Б.Б.Городовикова Роман Оконов решил уехать учителем истории в Якутию, родители опешили. Они были категорически против отъезда младшего сына в далекий северный край. Но Роман оказался настойчивым.
Седьмой год он работает учителем истории и обществознания в Соттинской средней школе Усть-Алданского улуса и пока уезжать отсюда не собирается. Мало того, он стал абсолютным победителем профессиональных конкурсов в улусе, затем Заречья, а потом и лучшим учителем года республики в 2020 году.
На днях Роман вернулся из Волгограда, где представлял Якутию на профессиональном конкурсе «Учитель года России». Попасть в число пятнадцати лауреатов не получилось, но, по словам экспертной комиссии, якутянину не хватило самую малость.
– Уверенности, эмоциональности и капельки везения, – считает сам учитель.
Федеральный конкурс стал отличной площадкой для знакомства с лучшими представителями своей профессии. Учителя обменялись контактами и сейчас активно общаются в соцсетях.
– Такой шанс даётся раз в жизни, и мне удалось этим воспользоваться. Считаю, с задачей достойно представить регион я справился. И теперь передо мной задача и дальше развиваться в своей профессиональной деятельности. В Якутии меня всё устраивает, в селе строится новая современная школа, и в следующем году мы справим новоселье, – радуется учитель.
Следом за братом
Родился Роман 28 ноября 1990 года в посёлке Кировский Сарпинского района Республики Калмыкия. Вскоре семья Оконовых переехала в Кетченеровский район посёлок Шин-Мер, что означает «Новый путь». Название поселка можно считать символическим для мальчика, именно здесь начался его путь в профессию.
В маленьком селе не было детского сада, и Рома с завистью смотрел вслед старшему брату Алёше, который каждое утро куда-то уходил. Однажды малышу удалось выскользнуть за ним и проследить, куда же так рано уходит его брат. Пути-дорожки привели его в интересное место, где собрались девчонки и мальчишки с ранцами за спиной. Роман спрятался за дверью кабинета, где скрылся его брат, а, когда прозвенел звонок, приоткрыл ее. «Чем же они там занимаются?»— вопрос не давал покоя.
Тут его заметила проходившая мимо женщина и начала распрашивать, что он тут делает. Роман вырвал руку и убежал домой, понял, что в это интересное место придёт ещё не раз. Он и прибегал с книжками в руках, но малыша раз за разом отправляли домой. И вот наконец наступило 1 сентября 1997 года.
Любовь с первого урока
Школьник прилежно учился, пока однажды не влюбился. Это случилось в 5-м классе, сердце мальчика покорила… история. Учитель Лариса Васильевна Кандуева смогла заинтересовать его. Именно она открыла удивительный мир истории и привела его к профессии. Роман с таким же воодушевлением и любовью хотел учить детей.
А поскольку любит путешествовать, он мечтал увидеть Россию, работать в интересном регионе, вот и отправил резюме в разные школы. Самой убедительной оказалась директор Соттинской средней школы Ирина Михайловна Петухова.
– А ещё моё любимое время года – зима, и очень хотелось увидеть самый снежный регион. Можно сказать, что любознательность привела меня сюда, – говорит он.
К слову, в Якутию его провожал брат Алексей. Он работает в полиции, живёт в Москве. Братья очень дружны, и когда летом семья собирается полным составом в родительском доме, сердце матери спокойно. Родители готовят для сыновей национальные блюда, да побольше, ведь маме всё время кажется, что её Роман похудел. Сын смеётся, что мама умудряется то с оказией, то с Почтой России отправлять ему мясо, сало, хотя он просит её ничего ему не присылать.
– Я здесь очень хорошо питаюсь, – говорит он, но маму не переубедить. И летят посылки в суровую Якутию через всю Россию.
Провожая сына в северный край, она заботливо собрала для него тёплые вещи, дала с собой калмыцкие обереги: четки и статую Будды.
Встреча с Якутией
В Якутию Роман прилетел сентябрьским утром.
– Было уже довольно холодно. Меня встретила завуч Тамара Петровна Васильева, и мы поехали на паром. Паром я увидел впервые и поразился мощи реки Лены, – вспоминает те дни учитель.
В Суотту его встретили молодые коллеги, а поселили его в благоустроенное общежитие.
Роман вспоминает первые дни в школе. Ребята настороженно следили за новым учителем и первое время смущались изъясняться с ним. Сельские детки привыкли чаще общаться на родном языке и испытывали некоторые трудности. Лёд таял с каждым новым уроком, а вскоре дети уже учили его якутскому языку, спрашивали, как будет звучать то или иное слово на калмыцком, интересовались его родиной. Роман Николаевич рассказывал о себе, своей родине и культуре родного края.
– Но я даже не представлял, с каким количеством трудностей мне придётся столкнуться, мне очень помогли на первых порах коллеги Тамара Петровна и Бурнашева Варвара Михайловна, – улыбается он.
Силу ему придавали и ученики. Добрые, отзывчивые и любознательные, они раскрывались перед ним, их глаза горели во время жаркой дискуссии о том или ином историческом событии, когда их точки зрения не совпадали с учительской.
– И это правильно, для меня счастье, когда ученик аргументированно спорит, доказывая своё мнение. Я учу их критически мыслить, осмысливать по-своему факты, правильно искать информацию. История – интересный предмет, когда углубляешься в него. Поверхностное изучение предмета не может возродить любознательность, – считает учитель истории. — Моя задача – научить их критически мыслить, уметь рефлексировать.
Учитель – актёр, режиссёр
– Необходимо затронуть каждую струну, чтобы вызвать отклик в душе ребёнка. Учитель – сценарист, актёр, певец, художник, режиссёр своего урока. Наверное, у всех есть фильмы любимые и нелюбимые. Так и с уроком, хорошо срежиссированный урок вызовет бурю эмоций и восхищения у обучающихся, а плохой — уничтожит интерес к знаниям, – продолжает он.
Молодой педагог уверен, что ребёнок должен постоянно находиться «в состоянии успеха», как говорил народный учитель СССР Виктор Фёдорович Шаталов. Поэтому на своих уроках Роман Николаевич создает проблемные, поисково-исследовательские ситуации, чтобы включить учеников в творческий поиск решения поставленных задач.
Методы преподавания должны быть разнообразными в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета. Его уроки часто выходят за пределы школы. Они проходят в музее Дружбы, на импровизированном месте боя либо на природе. Его ученики примеряют на себе образы героев Первой мировой 1812 года, создают инсценировки исторической битвы на озере Ильмень или восстанавливают по крупицам Парад Победы 1945 года.
Учитель считает, что такие перевоплощения задевают душу ребёнка, заставляют глубже понимать исторические процессы и искать причины тех или иных поступков людей, событий.
Родом из села
Роман Николаевич несколько раз подчеркивает, что он родом из села, так что привыкать к будням сельского быта ему не пришлось. Все знакомо, разве что такие холода он испытал впервые. Калмыкия — теплый край.
Вместе с коллегами он впервые участвовал в мунхе и удивился местному коллективному способу ловли рыбы, увидел грандиозно впечатляющее зрелище – ледоход на Лене, а также научился добывать лед – воду для питья. Сразу почитал о пользе талой воды: «Вкусная!» – утверждает он.
– Это так удивительно для меня. У нас так не делают, так как в каждом дворе есть колодцы, – объясняет мне Роман.
Каждое утро он готовит традиционный калмыцкий белый чай с молоком и солью. В этот момент он мысленно всегда рядом с родными. Как верующий человек, поклоняется Будде, чтит законы и традиции предков, по праздникам готовит национальные блюда. Например, борцоки – лепешки различной формы.
– Моё коронное блюдо – мясо по-французски, салаты разные. Не могу судить, вкусно ли, но мне нравится, – говорит он.
В школе Роман Николаевич ведёт уроки шахмат, в свободное время занимается спортом, бегает, играет в футбол, коллекционирует юбилейные монеты, много читает и смотрит документальные исторические фильмы.
– Во время бега хорошо приводить мысли в порядок, я размышляю о работе, составляю дальнейший план, – продолжает Роман Николаевич.
К слову, он был удивлён и восхищён, когда ученики, узнав о его хобби, показали свои коллекции. Чего только не собирают дети: здесь и коллекции монет, марок, ручек, машин, игрушек.
В планах на следующий учебный год открыть курсы ораторского мастерства. Он считает, что этот навык очень нужен всем, особенно сельским детям.
– Анализируя свою педагогическую деятельность и отвечая на вопрос, какой я учитель, однозначного ответа не нашёл. На этот вопрос могут ответить лишь мои ученики, родители, коллеги. Считаю, многому ещё предстоит научиться, не останавливаться на достигнутом. Нет предела для профессионального роста. Обучая ребят, я обучаюсь сам. И сегодня, когда мои ученики выбирают профессию учителя истории, я искренне горжусь, что в этом есть мой скромный вклад, – искренен Роман Николаевич.
Молодому учителю в этом году исполнилось тридцать лет. Родители давно мечтают о внуках. На мой вопрос, кто будет избранница: калмычка или якутянка, Роман широко улыбнулся: «Сердце подскажет!»
This post was published on 27.02.2021 12:10