«Открытие этнокультурного комплекса «Сасыл-Сысы» в Амгинском районе – это первый в Якутии пример комплексного воссоздания той исторической среды, в которой жили наши предки», – говорит председатель совета Якутского регионального отделения Всероссийской общественной организации охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Руслан Васильев.
В начале было слово
– Мы начали заниматься этим проектом вскоре после своего воссоздания.
А сначала было письмо советника Президента РФ Владимира Толстого на имя Главы республики о неудовлетворительном или аварийном состоянии почти половины объектов культурного наследия Якутии, особенно деревянного зодчества. Было это в 2015 году.
Это был толчок, который хорошо срезонировал: в том же году была воссоздана наша общественная организация, в 2016-м в республике появился Департамент по охране объектов культурного наследия, затем – первые реставрационные компании, в Якутском художественном училище открылось отделение реставрации.
Практически сразу после воссоздания ЯРО ВООПИК мы провели встречу с историком гражданской войны Петром Кирилловичем Конкиным, который поручил нам сохранить Сасыл-Сысы, где к тому времени оставался единственный дом, ушедший в землю по окна. Все остальное сгорело при лесных пожарах.
В 2017 году мы туда съездили, осмотрели территорию, встретились с тогдашним главой Абагинского наслега М.Ефремовым, ознакомились с первоначальным проектом, который у них был. Должен заметить, никакого воссоздания исторической среды этот проект не предусматривал. Там были бетонные дорожки, образцы деревянных построек, стелы.
Мы выступили против. Это же историческое место, где в свое время решалась судьба – Сибири точно. Поэтому так важно было воссоздать именно историческую среду того периода.
К работе подключились глава улуса, Департамент по охране объектов культурного наследия РС(Я), а после того как этот проект поддержало Правительство Якутии, выделив финансирование, усадьба Карманова в Сасыл-Сысы была полностью отреставрирована с сохранением всего аутентичного деревянного материала, а самое главное – было воссоздано еще и якутское поселение того времени.
И вот сто лет спустя снова можно увидеть мельницу-топчанку, которую в первый же день боёв по приказу Строда сожгли – это была стратегическая точка, откуда пепеляевцы, находившиеся очень близко, могли обстреливать позиции стродовцев. На открытии комплекса ее, как и положено, приведет в действие бык.
Также по нашему предложению были восстановлены и дома в дальней части аласа – они будут функционировать как гостевые, что позволит использовать комплекс круглогодично.
Кстати, подъезжая к этому аласу зимой, на самом деле оказываешься будто в начале ХХ века или в конце XIX.
А летом в Амге с пятницы по воскресенье – наплыв отдыхающих, и наверняка многим захочется совершить небольшой поход, чтобы прикоснуться к истории.
«Историко-культурный заповедник»
– Мы и в дальнейшем планируем продвигать такое. 14 марта у нас состоялось заседание общественного совета при Департаменте по охране объектов культурного наследия, где мы рассмотрели один из проектов в Горном улусе, который поднимает вопрос о сохранении аласа Бор.
Алас этот связан с именами народного поэта Якутии Семена Данилова, народного писателя Якутии Софрона Данилова, народного художника Якутии Афанасия Осипова, заслуженного деятеля науки РС(Я) Василия Филиппова. Там мы тоже планируем создать объект культурного наследия, сохранив аутентичные объекты, но не только.
Сейчас разрабатывается постановление правительства о создании историко-культурных заповедников Якутии, и в Горном улусе как раз может возникнуть такой заповедник, куда приезжали бы художники, писатели, люди науки, чтобы погрузиться в историческую среду, вдохновиться, созидать.
Или возьмём ещё одну уникальную территорию – Вилюйск, где сохранилась – редчайший у нас случай – историческая часть города. Там можно создать историческое поселение, которое наверняка станет центром притяжения туристов. В том же Иркутске (который моложе Якутска) или Томске, к примеру, целые кварталы деревянных домов, и все приезжающие в первую очередь идут туда.
«Кружева Якутска»
– В нашем Старом городе всего два исторических объекта – Дом-музей Аммосова и Русско- Азиатский банк, все остальное – новоделы. Туристы, приезжающие к нам, там особо не останавливаются, а в Залоге – даже в его нынешнем состоянии – любят побродить, пофотографировать. Хоть дома и в плохом состоянии, но видно, как работал плотник, какие обвязки делал. А какие там наличники! Это все – реальная история, и мы ставим задачу сохранить аутентичные дома, сохранить кусочек старого Якутска.
В 1970-е годы на Якутском телевидении часто выступал Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон – рассказывал о деревянных домах нашего города, показывал фотографии. Ещё мне запомнилась выставка «Кружева Якутска» в картинной галерее ЯГУ, где были представлены чёрно-белые фотографии, автором которых был сын Дмитрия Кононовича – Айсен Дмитриевич Дойду. Замечательные были снимки! С тех пор у меня появился стойкий интерес к историческим зданиям, особенно к деревянному зодчеству.
Когда я работал в мэрии Якутска, мы сумели отстоять усадьбу Мигалкина, которую хотели снести, и благодаря общественному резонансу для нее выделили место под Чочур-Мыраном.
Но, к сожалению, не смогли спасти дом Меликова на нынешней улице Каландаришвили, была утеряна Соляная лавка. И все те красивые старинные дома с мезонинами, о которых рассказывал Суорун Омоллоон – все они погибли безвозвратно.
«Вещественное доказательство»
– Мне особенно жалко утерянные строения Воеводской канцелярии, Якутского острога, крепости, Кружала. Кружало было мне близко во всех смыслах – я живу неподалеку, и когда мои дети были маленькими, мы там часто гуляли, и этот старый деревянный торговый дом якутского купечества, помнивший многое, был частью и их детства. И его не стало в одну ночь – снесли. До сих пор жалею об этом.
Мы очень много говорим о Якутске как о форпосте освоения северо-востока России и даже Русской Америки, а что у нас осталось от того форпоста?
Только заложную часть ещё можно спасти.
А ведь сохранение исторической памяти невозможно без сохранения материальной культуры, которая есть не что иное, как доказательство освоения этих территорий нашими предками.
Да, так и есть: объект – это, говоря языком юриспруденции, вещественное доказательство. Говорить и писать можно много, но один сохранившийся в аласе етех значит больше. Не будем заниматься сохранением наших исторических объектов сейчас – в скором времени у нас останутся одни книжки.
Очень вовремя вышел президентский указ о сохранении духовно-нравственных ценностей, где черным по белому прописана необходимость охраны объектов культурного наследия.
«Сохранить на родном месте»
– Сейчас у нас готовится целая программа комплексного развития территории охранной зоны №2 «Якутск деревянный. Залог», которую поддерживают и глава республики, и глава городской администрации.
Городом подписаны два концессионных соглашения. На двух объектах уже ведутся работы.
Во-первых, это дом Валериана Васильева, стоявший напротив Ил Тумэна. Концессионер перенес его на специально выделенное место в Залоге, и работы там ведутся с осени.
Второй объект – дом Гавриила Никифорова-Манньыаттаах Уола, находившийся на территории детского сада по Сергеляхскому шоссе.
Оба дома – не объекты культурного наследия, а с признаками таковых, поэтому их можно перенести. Объект же культурного наследия привязан к конкретной территории, его нельзя сдвигать с места.
В прошлом году при поддержке заместителя Председателя Правительства РС(Я) Сергея Местникова, НВК «Саха», Департамента по охране объектов культурного наследия мы провели телемарафон, в ходе которого собрали миллион с лишним рублей на восстановление дома по Чернышевского, 26, где в 1950-е годы жил Дмитрий Кононович Сивцев. Работа осложняется тем, что дом горел, но сохраненный материал будет использован.
А Министерство культуры и духовного развития РС(Я) разрабатывает сейчас проект по реставрации Реального училища и прогимназии. Прогимназия, как вы знаете, тоже после пожара, но в том и смысл реставрационных работ, что, если хоть какой-то процент здания остался, нужно его бережно сохранить на родном месте.
С этой весны начнется реставрация дома Серго Орджоникидзе в Покровске, где он не только жил, но и лечил людей. Много лет дом стоял пустой рядом с новым музеем и постепенно умирал.
Но перед Новым годом мы с руководителем Департамента ОКН Николаем Макаровым съездили в Москву, где встречались с Галиной Данчиковой, Григорием Орджоникидзе (внуком Серго Орджоникидзе), были в центральном совете ВООПИК, федеральном Агентстве по управлению и использованию памятников истории и культуры. В результате было выделено порядка 36 млн рублей на его реставрацию. Сейчас ждем результатов конкурса.
«Включить в экономический оборот»
– С точки зрения туризма Якутск – транзитный город, «транзитный хаб»: люди приехали, переночевали и поехали дальше – на рыбалку, на охоту, в горы, на Полюс Холода, на Ленские Столбы, в круиз до Тикси. Наша задача – сделать так, чтобы туристы у нас останавливались для начала хотя бы на три дня.
Кстати, восстановленный Залог мог бы быть не единственной точкой притяжения.
Возьмем, к примеру, Старую Табагу – первую ямщицкую станцию. Кстати, эти станции сохранились только у нас, в России их давно нет. А в Старой Табаге стоят еще ямщицкие дома.
А Марха, где жили скопцы? Туристы же понятия не имеют, кто это вообще. То есть, приезжая сюда, они могут открыть для себя новую грань истории даже не Якутии, а России – при условии, что мы сохраним скопческие дома и усадьбы. К тому же это был зеленый агропояс Якутска – они город кормили. Значит, ещё одна тема для экскурсий – развитие огородничества и землепашества в Якутии.
Владимировка же была местом жительства минусинских крестьян, прибывших по приглашению губернатора Скрипицына. А что там на сопке? Священный табун мифических лошадей. Вот и надо все это сочетать. У нас богатая культура, которую мы должны сохранить и приспособить к современному использованию, включать в экономический оборот, вводить в сферу туризма, чтобы там жизнь кипела. Если исторические объекты будут приносить прибыль, они станут интересны и предпринимателям, а чтобы привлекать туристов, объекты должны быть в надлежащем состоянии. Тогда и не будет вопросов, зачем сохранять это старье.
Или возьмем Тулагино-Кильдямский наслег, который связан с легендами об Элляе. Там насчитывается ни много ни мало 16 достопримечательных мест, внесенных в Единый государственный реестр. Археологические раскопки подтверждают их подлинность. А ещё это единственная во всей долине Туймаада территория, где сохранились реликтовые ели.
Если мы эту уникальную территорию сохраним, там можно будет развивать геокультурный туризм, показывать традиционное хозяйствование, устраивать конные туры.
Здесь, пожалуй, можно ставить в пример европейские страны, в экономику которых большой вклад вносит туристическая отрасль, и они очень бережно относятся к своей истории, но им в этом плане попроще, потому что исторические строения у них каменные, а у нас деревянные. Именно поэтому мы и должны уделять сохранению своей истории больше внимания, а иначе что мы оставим своим детям и внукам?
This post was published on 26.03.2023 11:34