yakutia-daily.ru

Сакральный смысл Олонхо

25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо, самого крупного жанра якутского фольклора, признанного ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия.

Сегодня об этом уникальном явлении рассказывает Айталина Кузьмина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера.

– Наш эпос является архаическим эпосом – самим ранним его типом. По типу Олонхо древнее греческой «Илиады», русских былин, киргизского Манаса.

– Если говорить о происхождении олонхо – это очень сложный вопрос. Ученые предпринимают попытки установить дату, – рассказывает Айталина Кузьмина. – Олонхо тесно связано с этногенезом якутов. Считается, что у олонхо мифологические основы – архаические пласты появились где-то во II-I тысячелетии до нашей эры. Следовательно, олонхо датируется четырьмя тысячами лет. Появилось оно, предположительно, в хуннскую или алтайскую эпоху, а как жанр сформировалось уже в наше время на территории современной Якутии.
Ученые отмечают большую связь олонхо с другими эпосами – с сибирскими тюрко-монгольскими народами, с алтайским, тувинским и бурятским эпосом. У этих народов также встречается архаический эпос, мироздание считается трёхчастным, да и названия перекликаются.

Изучение вопроса

Первые записи олонхо появились в середине 19-го века. Это работы российских учёных немецкого происхождения – Александра Федоровича Миддендорфа, Отто Николаевича Бётлинкга, Ричарда Карловича Маак. Они написали и издали первые тексты олонхо в русском переводе и кратком содержании. Внесли свой вклад и политические ссыльные – Иван Александрович Худяков, Эдуард Карлович Пекарский.
Планомерное исследование олонхо началось с 1935 года с основанием Института языка и культуры при Совнаркоме Якутской АССР. Первым директором был Платон Алексеевич Ойунский. Он написал своё исследование по олонхо и свои предположения о происхождении олонхо и якутов. В 1938 году была организована Вилюйская фольклорная экспедиция. В 1939-40 годах – Северная экспедиция, участниками которой были Сэсэн Иванович Боло и Андрей Андреевич Саввин. Они собрали огромный материал по фольклору и этнографии, диалектологии якутов, в том числе тексты олонхо.

Первое академическое издание текста олонхо Константина Оросина «Ньургун Боотур Стремительный» было сделано Георгием Устиновичем Эргисом в 1947 году.
Во второй половине 20- го века появились такие исследователи, как Иннокентий Васильевич Пухов, Николай Васильевич Емельянов, Петр Никифорович Дмитриев, Прокопий Елисеевич Ефремов, Василий Васильевич Илларионов, Светлана Дмитриевна Мухоплева, Владимир Маевич Никифоров.

С 1990 годов возрос интерес к эпическому наследию народа саха. В 1993 году была принята программа «Олонхо», в 1999 году организована общественная организация «Ассоциация олонхо». В 2005 году ЮНЕСКО признал олонхо шедевром устного и нематериального наследия человечества. В 2009 году был принят закон об эпическом наследии коренных народов РС(Я), начали строить Арктический центр.

Театр одного актёра

А исполнение олонхо – это театр одного актера. Всех персонажей – абаасы, богатырей, красавиц, мифических существ изображает один актёр. Его исполнителями всегда были мужчины, так как это – очень трудоёмкое занятие: длилось оно нередко по несколько суток, к тому же олонхосут много путешествовал, делился творчеством с соотечественниками, а женщина, как хранительница очага, не могла себе этого позволить.

В олонхо очень сильный мифологический пласт – Верхний мир, Средний мир, Нижний мир, божества, абаасы. Герои олицетворяют айыы айма5а – божественное начало в человеке. Они борются не с внешними врагами, а с темными силами абаасы – в этом отличительная черта якутского эпоса.
олонхо отличается богатством поэтического языка. Сила его воздействия имеет большие связи с религиозными воззрениями якутов. Якуты очень верили в силу слова, и исполнение олонхо в былые времена имело в основном сакральный смысл. Например, его исполняли долгими зимними вечерами или на Ысыахе.

В разных улусах существовали разные обычаи исполнения олонхо. Так, у вилюйских якутов сохранился обычай исполнения специальной песни «Кутурук салайар ырыа» перед и после исполнения олонхо. Это связано с сакральным значением исполнения эпоса: песня звучала для того, чтобы не навлечь беду, чтобы эпический мир не повредил людям. У северных якутов в Среднеколымске сохранился обычай исполнять олонхо в виде погребального обряда, для моральной поддержки близких усопшего. Также олонхо исполнялось во время эпидемий.

Современные якуты мало знают об этом. Сегодня исполнение олонхо превратилось почти в эстрадно – вокальное искусство, тогда как изначально оно имело сугубо сакральное значение.
олонхо играет ведущую роль в конструировании этнической идентичности и национальной идеи. Этот процесс идёт по двум направлениям – по пути сохранения и возрождения традиционного олонхо в виде изданий и записей аутентичных текстов и реконструкции исполнительского мастерства сказителей.

Сейчас наблюдается преобладание авторского тексторождения над исконно фольклорным, трансформация исконно фольклорного жанра в другие виды искусства – театральные постановки, комиксы, компьютерные игры и так далее.

Сохранение прошлого

Последние 15 лет, объявленные Годами олонхо, дали многое. Интерес к эпосу в обществе возрос, сейчас его изучают уже с детского сада. Дети, которые выучивают наизусть и исполняют этот сложный жанр, хорошо учатся по всем предметам, по математике особенно, так как при изучении объёмного, богатого лексического материала хорошо развиваются мышление, язык. В течение 20 лет каждый год проводится фестиваль юных исполнителей «Олонхо дойдутун о5отобун» в Доме Арчы, который способствует выявлению и развитию молодых олонхосутов.
К сожалению, сегодня традиционных олонхосутов уже не осталось. Дарья Андреевна Томская умерла в 2008- м году, Афанасий Егорович Соловьев – в 2012-м году, Пётр Егорович Решетников – в 2013-м году.

Но на смену им появились так называемые «утум-олонхосуты», которые в детстве слушали олонхо и уже в зрелых годах стали воссоздавать эти тексты. Появились ещё такие исполнители, которые изучают эпос по книгам, их называют «толорооччу».
Работают сегодня и авторы современных текстов на основе олонхо – «олонхону айааччылар». Вот они создают свои тексты. Это ещё не настоящие олонхосуты, но их творчество создается по мотивам олонхо.

Из современных олонхосутов можно выделить таких исполнителей, как Николай Сафонов, Кирилл Никифоров, Василий Иванов-Чиллэ Басылай, Владимир Данилов- Бэсиэлэйдээх Болуодьа, Пётр Тихонов, Валентин Исаков, из молодых – Юрий Борисов, Анастасия Алексеева, которые не только исполняют, но и создают олонхо.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика