1 апреля 2024 года вступает в силу Федеральный закон «О северном завозе» № 411-ФЗ, подписанный Президентом России 4 августа 2023 года. Закон, которого на Крайнем Севере ждали много лет, призван урегулировать отношения, связанные с завозом грузов, установлением цен на определенные виды товаров, надбавок на них, а также тарифов на отдельные услуги.
По мнению сенатора Совета Федерации от Якутии Сахамина Афанасьева, вступление в силу Закона о северном завозе имеет историческое значение для Якутии. Закон, безусловно, имеет прикладную значимость для простых жителей нашей Арктики и направлен на улучшение их жизни.
— Хотел бы отметить историческое значение этого Закона, — сказал Сахамин Миланович. — Примерно до 1990-х годов северный завоз осуществлялся по транспортно-логистической схеме, разработанной Правительством СССР. С 1992 по 2024 годы северный завоз осуществлялся силами и ресурсами северных регионов. В «нулевые» годы субъекты испытывали большие трудности и по новой разрабатывали логистику. Это были очень сложные времена.
С 1992 года по 2000 годы Якутия совершенствовала собственную систему северного завоза, направляя свои ресурсы на его реализацию. В большей степени — на топливно-энергетическую сферу и продовольствие. Несмотря на ограниченность ресурсов, за этот исторический период Якутия хорошо справилась со своими полномочиями. Теперь главную ответственность за северный завоз взял на себя федеральный уровень.
— Как это отразится на организации северного завоза?
— Во-первых, это модернизация транспортно-логистических связей. Так, распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2024 года №286-р был утвержден перечень объектов опорной сети транспортной инфраструктуры северного завоза. В перечень вошли федеральные и местные автодороги, аэропорты, железнодорожные станции, морские и речные порты в 23 регионах страны.
Во-вторых, для мониторинга северного завоза создана новая федеральная государственная информационная система. Постановление об этом на днях подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Новый ресурс поможет централизованно планировать и организовывать поставки, оптимизировать логистические маршруты, вести мониторинг движения грузов и выявлять риски возникновения сбоев.
В-третьих, начинает работу федеральный оператор, который в целом организовывает все механизмы работы северного завоза. Таким образом, определяется четкое разграничение зон ответственности и исключение дублирования полномочий участников всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Повторюсь, главная ответственность «на плечах» федерального уровня, а это позволит регионам высвободить дополнительные ресурсы.
Все вышеперечисленные механизмы помогут бесперебойно обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
— Какие категории грузов будут завозиться на северные территории?
— Вводится дифференциация мер государственной и муниципальной поддержки для различных категорий грузов. В первую войдут товары для обеспечения жизнедеятельности населения: продукты, лекарства, медицинские изделия, топливо и ГСМ. Во вторую — грузы для государственных и муниципальных нужд. В третью — товары, не включенные в первые две категории.
Правительство Якутии получило право устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на «территории северного завоза». Кроме того, у республики есть право регулировать предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории. У муниципалитетов тоже появляются дополнительные полномочия: участие в планировании северного завоза и создании стратегического запаса грузов.
В целом, появляется трехуровневая система управления северным завозом, и снимается колоссальная нагрузка с региональных властей.
— Как это отразится на жизни обычного человека, который, к примеру, проживает в Среднеколымске или Чокурдахе?
— Северный завоз был создан, в первую очередь, ради людей. Он дает гарантию населению, что в установленные сроки продукты и товары народного потребления будут доставлены. Это стало важной государственной задачей. Бесперебойность доставок сможет предотвратить дефицит товаров в труднодоступных населенных пунктах.
— Насколько обеспечена бесперебойность функционирования северного завоза?
— Считаю, что от взаимодействия всех уровней власти зависит бесперебойность перехода на эту систему. Конечно, риски будут. Их нужно проанализировать и разработать на упреждение организационные решения. К примеру, наличие торгово-логистических центров, мест хранения грузов, техсостояние причалов, кранового хозяйства и т.д.
Уверен, что на начальном этапе реализации закона должен работать оперативный штаб на уровне правительства республики. Его задача —координировать и решать все возникающие вопросы, чтобы полностью реализовать новую схему северного завоза. Оценку новой схеме северного завоза, в конечном итоге, будут давать жители Арктики и Севера, которые на себе почувствуют и оценят действия этого закона.
This post was published on 28.03.2024 15:30