Своим мнением по поводу реформы системы местного самоуправления в стране поделился сенатор Совета Федерации от Якутии Сахамин Афанасьев.
— В Совете Федерации создан Совет по местному самоуправлению, который с участием муниципального сообщества России, регионов обсуждает и принимает важные решения по политике развития и совершенствования местного самоуправления. Расскажите, какие изменения ждут самую ближайшую к народу власть в ближайшее время? Что сейчас обсуждается на заседаниях Совета?
— Состав совета очень авторитетный и профессиональный, ведет работу под руководством нашего председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко.
В России назревает важная реформа в сфере местного самоуправления, которая может стать значительным шагом в укреплении института МСУ и эффективности управления на местном уровне. 19 ноября на заседании мы обсуждали новый этап развития местного самоуправления, который связан с реализацией новых положений Конституции Российской Федерации. Внесенные в Конституцию РФ в 2020 году поправки проложили путь к изменениям в системе местного самоуправления, определив, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти.
В рамках дальнейшего развития этих поправок был подготовлен проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Этот законопроект направлен на установление единых принципов и правил для органов местного самоуправления, обеспечивающих их взаимодействие в рамках общей системы публичной власти. Целью данной реформы является улучшение качества управления на местном уровне, увеличение прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления, а также повышение ответственности перед гражданами.
Важным аспектом предлагаемых изменений является создание условий для активного участия граждан в процессах принятия решений на муниципальном уровне. Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» отражает стремление к усовершенствованию системы местного самоуправления и созданию благоприятных условий для развития муниципальных образований.
Ожидается, что данное нововведение будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, укреплению доверия граждан к власти и содействию социально-экономическому развитию регионов России.
— В чем все-таки новелла нового закона?
— С реализацией этого законопроекта страна переходит к одноуровневой системе местного самоуправления, а это, в свою очередь, открывает новые перспективы для улучшения работы органов власти на муниципальном уровне. Уже 20 регионов полностью перешли к такой системе, а еще 26 субъектов планируют перейти к одноуровневой системе в ближайшее время. Местное самоуправление будет осуществляться в городских округах и муниципальных округах. На территории с высокой долей городского населения (не менее двух третей от общей численности населения муниципального образования), значительной площадью, занимаемой городскими населенными пунктами (не менее одной трети от общей площади муниципалитета), и высокой плотностью населения (в пять и более раз выше среднероссийской) местное самоуправление, подобно тому, как это предусмотрено в настоящее время, будет осуществляться в городских округах. Остальная часть территории, которая не отвечает названным критериям, за исключением территорий городов федерального значения, будет охвачена муниципальными округами.
Одним из ключевых преимуществ такой системы является повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения. Единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению и оказанию муниципальных услуг способствуют укреплению порядка и согласованности в деятельности органов власти на местном уровне. Важным аспектом перехода к одноуровневой системе местного самоуправления является единство документов стратегического планирования. Это позволит обеспечить целенаправленное и эффективное развитие муниципальных образований, учитывая интересы населения и потребности регионов. Оптимизация бюджетных отношений также является важным плюсом одноуровневой системы местного самоуправления. Это позволит более эффективно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая равные возможности для развития всех муниципальных образований и повышение качества жизни граждан.
— Расскажите, как новый закон отразится на жизни рядового гражданина? Как изменится жизнь населения?
— Главной перспективой развития местного самоуправления в контексте данного закона является возможность активного и широкого участия граждан всех возрастов и социальных групп в управлении делами своего муниципалитета. Это предоставит гражданам возможность более тесного взаимодействия с органами местного самоуправления, выражения своих потребностей и инициатив, а также участия в принятии важных решений, касающихся их жизни и благополучия. Участие граждан в местном самоуправлении не только повысит эффективность принимаемых решений, но и будет способствовать укреплению доверия к власти на местном уровне. Граждане, принимая активное участие в управлении, смогут лучше понять процессы принятия решений, высказывать свое мнение и вносить предложения по улучшению жизни на локальном уровне (двор, улица, микрорайон, населенный пункт).
— Как муниципальное сообщество относится к новому закону? Что волнует, какие есть риски?
— Безусловно, муниципалитеты опасаются нововведений, именно поэтому будет достаточно долгосрочный переходной период на одноуровневую модель управления – до 2035 года. Кроме того, должен работать принцип исчерпания полномочий, чтобы все избранные главы, депутаты советов и т. д. отработали свой срок. Конечно, существуют риски и опасения, в частности, некоторые специалисты считают, что упразднение поселенческого уровня местного самоуправления может привести к диспропорциям в развитии территорий, увеличению расстояния между местной властью и населением, а также сокращению возможностей получения услуг жителями, поскольку преимущество получат в основном центральные населенные пункты. Именно поэтому, предстоящее рассмотрение закона требует внимательного анализа и сбалансированного подхода с учётом рисков, и опасений муниципального сообщества. Важно обеспечить сохранение принципа близости местной власти к населению и предоставить гарантии доступности и открытости управления на муниципальном уровне.
— Какие полномочия останутся за регионами, а какие — за муниципалитетами? Будут ли вопросы совместного ведения?
— Все полномочия будут отражены в новом законе. При этом будет определено, какие полномочия являются исключительно для муниципальных образований и не могут быть переданы. Также будут определены полномочия, которые изначально принадлежат муниципалитетам, но могут быть отозваны субъектом в случае невыполнения их органами местного самоуправления. Кроме того, будут определены полномочия субъекта, которые могут быть переданы муниципалитету. Особое внимание следует уделить тому, что в случае передачи полномочий муниципалитетам должны быть предусмотрены соответствующие финансовые ресурсы. Необходимо также уделить особое внимание разработке механизмов контроля за исполнением полномочий. В этой связи хочу также отметить, что на данный момент имеются проблемы в сфере законодательства, регулирующего контрольно-надзорную деятельность органов МСУ и их должностных лиц и в законопроекте будет предусмотрена отдельная глава, регулирующая вопросы государственного контроля (надзора) за органами местного самоуправления, в которой отразит применение риск-ориентированный подход, профилактические мероприятия и процедуры досудебного обжалования – то есть те же подходы, которые установлены для бизнеса. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко в ходе заседаний неоднократно поднимала вопросы в части необходимости снижения контрольной (надзорной) нагрузки на органы местного самоуправления. Этот вопрос также будет урегулирован в новом законе.
— Расскажите, в итоге какое решение принял Совет? Поддержал ли концепцию нового закона?
— Да, Совет поддержал концепцию и основные положения проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также выработал ряд рекомендаций в адрес Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, органов местного самоуправления и др. по наиболее уязвимым и требующим доработки вопросов. В том числе, о механизмах связи органов МСУ с населением упраздненных поселений, об инвентаризации расходных полномочий муниципалитетов для определения объёма необходимых на их реализацию средств, о корректировке перечня показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Ольга Желтко
This post was published on 10.12.2024 15:15