Фильм «Рядовой Чээрин» должен был выйти на экраны ещё в апреле, но помешала пандемия. В ожидании премьеры мы поговорили с создателями фильма — режиссером, продюсером и исполнителем главной роли.
Как снимать сцены со снайперами
Дмитрий Кольцов, режиссер:
— Моя работа над фильмом началась с роли лейтенанта Лободы. Было это в 2015 году, когда снимался первый вариант. Там я участвовал в батальных сценах, вел бойцов в атаку, и эти сцены мы взяли в свой фильм, поэтому лейтенант остался. Ну и с кастингом на одного человека меньше.
Мы хотели максимально оставить актерский состав того «призыва», но не получилось, остались только Лобода и разведчик Шагуров, которого сыграл Дима Трофимов из Русского театра.
Очень хотелось оставить старика Егорычева, партизана, но когда мы начали снимать, он лежал в больнице. А фон Рюллих как раз уехал в Москву, и пришлось искать другого. Но в итоге с Рюллихом нам очень повезло: нашли высокого, статного мужчину с резкими чертами лица, а озвучил его Гернот Гримм — наш немец-якутянин, давно здесь живущий, и получился такой истинный ариец. Вячеслав Юдин, сыгравший эту роль, говорил, что всегда мечтал сняться в кино, и вот его мечта сбылась. Мы его не подвели, и он нас не подвел. Все, кто уже видел фильм, отмечают его игру. Ему веришь.
А главного героя сыграл Айтал Степанов — очень интеллигентный, организованный и пунктуальный человек. С ним легко работалось.
Да и вообще работать легко, когда все увлечены одним делом, у всех горят глаза.
Первая версия снималась летом, а мы решили снимать осенью.
Когда отсматриваешь старые материалы, в глаза бросаются тучи комаров и мошкары. Как тут снимать сцены со снайперами? Противнику и думать не надо, где засада — где комарья больше всего. Поэтому к съемкам приступили в сентябре.
Но погода нас баловала: все сцены мы успели отснять до того, как все завалило снегом.
Кино для широкой аудитории
— Хотя и трудности, конечно, были, — продолжает Дмитрий. — Основная сложность в том, что я раньше никогда не работал с такими объемами. 20 лет в видеорекламе — придумывал и снимал ролики, а кино — это другой уровень, совершенно другая организация процесса. Но мне на первых этапах очень помогли 2-й режиссер Айталина Владимирова и операторы — особенно оператор «Сахафильма» Айтал Никитин. А дальше я втянулся в съёмочный процесс, и все закрутилось.
Конечно, весь мой технический опыт пригодился: я ведь занимался и компьютерной графикой, и с камерой работал, и с синим/зелёным экраном, и с цветокоррекцией — знание прикладных технологий пригодились мне при работе с большим форматом.
Сказать по правде, к кино я уже примеривался: хотел снять детскую сказку на тему вечной мерзлоты. Поэтому продюсер Нюргун Николаевич Иванов, наверное, и решил попробовать со мной, поняв, что я «перерос» рекламу.
Кстати, к своей сказке я еще обязательно постараюсь вернуться, но это вымышленные миры, много компьютерной графики — хочу, чтобы на выходе получилась экспортная история, чтобы показать нас и нашу культуру там.
Мне хочется делать популярное кино, кино для широкой аудитории, которое бы зарабатывало и приносило деньги республике.
Я всегда говорю, что у нас много алмазов, но пока нет гранильных заводов, а из этих алмазов нужно делать бриллианты и идти с ними на экспорт.
Конечно, это мечты, но иногда они сбываются, надо только приложить усилия.
Нужно все время совершенствоваться, учиться — есть разные курсы, в том числе онлайн, и ютуб, где тоже много полезного. Информации полно, было бы желание — только надо ещё понимать, для чего ты все это делаешь.
«Мотивировать зрителя»
— Когда я брался за «Чээрина», у меня была цель — чтобы у мальчишек, которые посмотрят этот фильм, появился ещё один герой.
Конечно, всю правду о войне показать невозможно, но важно дать подрастающему поколению правильный посыл: как бы ни было тяжело, победа возможна, нужно только задействовать всю свою отвагу, смекалку и любить свою Родину, тогда можно одолеть и самого сильного врага.
Мои дед и бабушка по маминой линии были учителями, наверное, от них мне и передалось желание работать для детей — и нынешних, и тех, которые живут в душе каждого взрослого человека. Поэтому я и хочу видеть в кино позитив и надежду на то, что все будет хорошо, и мотивировать зрителя.
Идей у меня много. Вероятно продолжение военной тематики и даже, может быть, продолжение «Чээрина» — если будет запрос, если наш фильм понравится.
Саундтрек к нему основан на одной из самых известных у нас песен военных лет о лыжниках, а заканчивается он тем, что выпадает снег, и логично было бы снять после этого зимнюю войну. Но я не хочу забегать вперёд. Нам сейчас надо показать то, что мы сделали, и посмотреть реакцию.
Долгий путь
Нюргун Иванов, продюсер:
— Наш «Рядовой Чээрин» прошел долгий путь. Всенародно любимый актёр и режиссёр Аркадий Михайлович Новиков давно мечтал снять этот фильм. После последнего нашего с ним проекта — «Крика чайки» — он поделился своей идеей экранизировать повесть Тимофея Сметанина «Егор Чээрин», но во время работы над сценарием его не стало.
Как снимать фильм без идейного вдохновителя, сценариста и режиссера?
Однако мы решили, что мечту нашего старшего друга и соратника надо реализовать.
Летом 2015-го при финансовой поддержке «Сахафильма» приступили к съемкам, но возник ряд не зависящих от нас трудностей, в том числе и проблемы с финансированием, поэтому всё застопорилось.
А в 2018 году директор «Якутской республиканской киносети» Петр Чиряев предложил нам доснять фильм при их соинвестировании.
После разговора с ним я обратился к Дмитрию Кольцову, который давно и успешно занимается видеорекламой, чтобы он смонтировал имевшийся к тому времени материал и занялся досъемом.
Но кто-то из актеров за три года сильно изменился внешне, кто-то выехал за пределы республики, кому-то мешали другие обстоятельства, а исполнитель главной роли Федот Львов уезжал с Театром юного зрителя на гастроли.
Поэтому было решено снять совершенно новый фильм, и Дмитрий засел за сценарий.
«Добавить динамики»
— Сложность была в том, что следовать литературному первоисточнику буквально не представлялось возможным — он написан в виде дневника главного героя. Мы решили добавить динамики и доработали его для художественного фильма.
В итоге события, происходящие в разное время в разных местах, «спрессовали» в один временной промежуток продолжительностью две-три недели. Поэтому, к примеру, лейтенант Лобода «переместился» из учебки на передовую. Дима, кстати, сам его сыграл.
Ещё одно «нововведение» — снайпер Шульц, которого у Сметанина не было, но по закону жанра у героя фильма должен быть антагонист. Им и стал Шульц в исполнении Юрия Гаретовского.
А главную роль сыграл артист Театра коренных малочисленных народов Севера Айтал Степанов, которого порекомендовал наш гример, а потом Айтал привел своего коллегу по театру на роль НикНика — радиста Николаева Николая Николаевича.
Хотелось бы также отметить игру артиста Русского театра Дмитрия Трофимова в роли старшины Шагурова.
Надо сказать, вся съёмочная группа выкладывалась полностью.
Мы надеемся, что зритель все-таки увидит «Рядового Чээрина» в год 75-летия Победы и 100-летия Тимофея Сметанина.
Кстати, его повесть доступна на сайте нашей Национальной библиотеки, и перед премьерой, я считаю, самое подходящее время, чтобы освежить ее в памяти.
Обычный парень
Айтала Степанова вы могли раньше видеть в репертуарных спектаклях Театра КМНС, а также музыкальных клипах известных исполнителей, но эта роль для него — дебют в большом кино.
— На самом деле я особо и не перевоплощался, — говорит Айтал. — Оказавшись в похожих обстоятельствах, я бы и сам, скорее всего, вел себя так, как Егор Чээрин. Это ведь обычный якутский парень, который до войны летом работал на сенокосе, зимой таскал лёд, рыбачил и охотился.
Единственное отличие — сам я не любитель охоты, хотя стрелять, конечно, умею.
Прадеды и с материнской, и с отцовской стороны у меня воевали: один погиб, другой вернулся, так что до меня это тем более личная история.
Работать было интересно, мы все были на одной волне — режиссер, оператор, актеры, художники, костюмеры.
Снимали на Покровском и Маганском трактах, на Кэнкэмэ. Задействованы были и локации фильма «Снайпер саха» — окопы там хорошо сохранились.
Если ещё предложат роль в кино — соглашусь. Интересно сыграть по-настоящему драматическую роль, а в историческом фильме или современном — не так уж и важно.
Что же до «Чээрина» — хотелось бы, чтобы зритель принял наш фильм, ведь мы все вложили в него частичку своей души.
Фото предоставлено героями материала.
This post was published on 18.10.2020 12:33