Русский театр Якутска завершил театральный сезон премьерой

На высокой ноте завершил старейший театр республики свой 134-й сезон: оба премьерных показа спектакля «На семи ветрах» по Станиславу Ростоцкому и Александру Галичу 21 и 22 июня собрали полные залы и вызвали долгие овации в финале. Хотя выпускался он в условиях жесткого цейтнота – не было даже прогона. Но зритель, захваченный происходящим на сцене, этого наверняка не заметил.
По зову сердца

Да, по объективным причинам времени очень не хватало. Зато хватило любви. Этот спектакль напоен, напитан любовью. Чувствовалось, что и тему режиссер и автор инсценировки Дмитрий Бурханкин выбирал не «к дате», а потому что сердце велело. И письма реальных солдат Великой Отечественной, звучащие по ходу действия, и песни – все выбирал он сам (песни – вместе с и.о. заведующего музыкальной частью Иваном Чайкой). Его любовь к героям спектакля и играющим их артистам ощущалась даже на последних репетициях, когда из-за катастрофической нехватки времени, казалось бы, уж кто-кто, а режиссер должен быть на нервах. Но Дмитрий Викторович был само спокойствие – по крайней мере, внешне – и добродушно шутил, к примеру, в ответ на реплику о том, что текст плоховато слышно: «Была проделана большая работа, и сегодня он будет слышен еще хуже». Забегая вперед – все было слышно прекрасно. И прошло — без сучка и задоринки. Воистину – всякое дело любовью освящается.
Гимн женщине

Спектакль этот – о любви. Любви, победившей смерть. Исполнительница главной роли Дарья Рокачева в первой своей столь масштабной роли поднялась до истинных высот, став настоящим символом любящей женщины, чьи слова: «Я дождусь тебя, сколько бы ни длилась разлука!» — звучат, как молитва. И это – гимн. Гимн русской женщине. Светлане, верно ждущей своего Игоря. Военному хирургу Наталье Михайловне (Марина Слепнева) с ее ответом на вопрос в коротком промежутке между операциями: «Встали?» – «Еще не ложились». Медсестрам, в чьи уста режиссер вложил просьбу-заклинание: «Не забывайте этих могил, где разнятся даты рождения и одинаковы даты смерти…»

Юлия Берёзкина, Мария Ларина, Татьяна Медвинская, Александра Салих, Анастасия Аверина своим появлением в белых халатах и косынках моментально «обживают» аскетично оформленную сцену (сценография — Борис Шлямин), и ты действительно видишь госпиталь, где сестричкам порой и присесть некогда, разве что за работой вздохнуть: «Я до войны брезгливая была…» — или чисто по-женски восхититься красивым лейтенантом из числа раненых.
А заслуженная артистка РС(Я) Наталья Лукьянова и народная артистка РС(Я) Галина Кондрашова? «Просуществовав» практически весь спектакль в виде фамилий в списке соседей «Епифанцева» и «Готлиб», они появляются лишь в финале — в окружении детей, и не разберешь, кто из них родной, кто приемный… Но глядя на Зою Павловну и Тамару Евгеньевну, понимаешь, что Россия во все времена держалась на таких, как они, кто сохранит «душу живу» во всех испытаниях и бедах, согревая, утешая, спасая. Поднимая на ноги детей и не деля их на своих и чужих.
«Вперед!»

Редакция фронтовой газеты «Вперед!» под руководством Вольдемара Яновича Петерсона (заслуженный артист РФ Эдвардас Купшис) безупречна — в правдивость происходящего верит не только корреспондент, но и человек, далекий от средств массовой информации. Любой, имеющий опыт работы в коллективе, «узнает» и зануду Зубарева (Илья Шумкин), и «девушку с характером» Зинаиду Фомичеву (Екатерина Зорина), и застегнутую на все пуговицы Долли Максимовну Петрову (заслуженная артистка РС(Я) Алла Бузмакова), которая мыслями не здесь, а в блокадном Ленинграде, где остались муж и сын…

Царит же в этой редакции Вячеслав Суздалев (заслуженный артист РС(Я) Степан Федоренко), которому сам черт не брат – он и доставит нужные Вольдемару Яновичу «факты» не просто с передовой, а от разведчиков, и лихо споет под гитару о том, как в отсутствие связи с Москвой «всю ночь с телефонисткой налаживал контакт». Артист купается в этой роли, показывая разные грани характера своего героя: вот он мастерски разрешает конфликт с вошедшим в бюрократический раж Зубаревым, вот рисуется, не отзываясь на горячие просьбы коллег выступить соло в честь праздника, вот, попав в госпиталь и не желая задерживаться здесь ни одной лишней минуты, устраивает стычку с военврачом, для всех – строгой и не терпящей возражений Натальей Михайловной, а для него – Наташкой, бывшей одноклассницей. А со Светланой, своей неспетой песней, он другой, совсем другой…
В сердце каждого зрителя

Заслуженный артист РС(Я) Владислав Мичурин в роли Лаврентьева здесь тоже символ, но если в начале спектакля его появление – знак беды, то в финале – знак грядущей победы, которую все ждут. И главный тост «Всем нам – скорейшей Победы!» — отзывается в сердце каждого зрителя.
Удивительно актуальный и нужный в наши дни спектакль получился. Спектакль, пробуждающий в зрителе генетическую память и побуждающий черпать мужество в своей истории – истории своей семьи, истории своей страны, которой, как и 80 лет назад, нужны наша помощь и защита.
Задействована в нем почти вся труппа, и даже сверх того – в детских ролях вышли сыновья и дочери артистов: Иван Уряшев, Иван Аверин, Артемий Юрьев, Настя Округина, Ярослав Дарин-Константинов, Ксения Данилевская. И это, согласитесь, тоже символично.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: