Ансамбли «Ямские бубенцы» и «Ямская гармонь» – из одного «гнезда» – народного самодеятельного коллектива «Реченька» из села Синск, а если брать шире, то все они – потомки государевых ямщиков. Сегодня у нас в гостях руководитель «Ямских бубенцов» – отличник культуры РС(Я), почётный потомок государевых ямщиков, руководитель отдела международных отношений Дома дружбы народов имени А.Е. Кулаковского Ирина Егоровна Стрекаловская.
«Сосланы на государеву службу»
– Наши предки были сосланы на ямщицкую государеву службу в середине XVIII века, когда началось освоение сибирских земель. Это были крестьяне Ярославской, Костромской, Вятской, Орловской губерний – почти вся центральная Россия, и ряд других, включая Могилевскую, которая сейчас относится к Белоруссии. Поэтому, хотя станции в среднем были в 20 верстах друг от друга, песни у нас разные, или одна и та же песня поётся по-другому.
От Иркутска до Витима было 63 почтовые станции, и от Витима до Якутска – тоже 63.
Сама я потомок ямщиков Ой-Муранской почтовой станции. Наш предок Прокопий Филиппов был из Ярославской губернии – отчество его мы, к сожалению, выяснить не смогли. Жизнь у него была нелёгкая – схоронив первую жену, взял вторую, но и у той век оказался короткий, пришлось жениться в третий раз, и от всех трёх жен родилось у него 12 сыновей, а ещё дочки – дочек в те времена особо не считали.
От сына Фокея пошёл наш род, весьма многочисленный. К тому же многие Филипповы из Горного, Вилюйского, Амгинского улусов могут быть его потомками: когда парней было много, как у деда Прокопия, их отправляли искать невест в якутские наслеги.
Постепенно переняли якутский язык и обычаи – кормили огонь, просили у Байаная удачу на охоте. Но при этом сохраняли свои традиции. В этом, я считаю, наша сила.
Доставка срочной почты
– В 2014 году общественная организация «Потомки государевых ямщиков» решила сделать реконструкцию доставки срочной почты от Саныяхтаха Олёкминского района до Якутска, проехав 21 станцию.
Первым с Саныяхтахской станции выехал потомственный ямщик Суханов, которому тогда уже было за восемьдесят, он ещё во время войны в тех местах почту возил. Сам вызвался, говорит: «Я поеду. Лошадь у меня есть, кошёвка (сани-кошёвка – прим.) есть, ящик есть». Всё честь по чести.
«Эстафету» у него принял второй ямщик, третий и так далее, а мы – следом за ними на двух уазиках Почты России. На каждой станции нас встречали песнями, плясками и, конечно, письмами и посылками, которые надо было довезти до Якутска.
Везде очень тепло встречали, а особенно – на тех станциях, где сейчас не живут. Потомки тамошних ямщиков, специально приехав туда, встречали нас хлебом-солью, поставили самовары прямо на льду (дело в марте было), пылали костры, у которых можно было погреться, столы ломились от угощения…
В 2023 году, когда Ленскому тракту будет 280 лет, хотим сделать ещё одну реконструкцию. Это сейчас востребовано.
За последние 10-15-20 лет совершенно изменилось сознание потомков государевых ямщиков: восстанавливаются полосатые верстовые столбы, сожжённые после революции, чтобы не напоминали о свергнутом самодержавии, возводятся часовни – к примеру, Ой-Муранская и Ат-Дабанская построены на средства Александра Александровича Филиппова, нашего Сан Саныча, живущего в Едее Хангаласского улуса, куда в своё время при укрупнении населённых пунктов переселили жителей Ой-Мурана и Ат-Дабана.
Очень красивую часовню построили в 2020 году на народные деньги в Батамае.
В Еланке есть музей, где собраны семейные реликвии рода Соколовых. На Иситской почтовой станции потомки ямщиков сохранили очень красивое конское убранство из серебра.
В Синске потомок ямщиков Лидия Андреевна Яйлиян (Федорова) открыла ямщицкое подворье: восстанавливает свой родовой дом, где будет музей, рядом – гостевые дома.
Сейчас много говорят о развитии внутреннего туризма. Почему бы не разработать маршрут по тракту, с которым была связана жизнь наших предков?
Сквозь метель и вьюгу
– В Иркутской области очень много музеев, связанных с почтовым трактом: в Усть-Куте, Киренске, в прилегающих деревнях помнят, что здесь проходил тракт, проезжали обозы.
Но и у нас помнят. В 2017 году во время экспедиции «По следам государевых ямщиков» мы столько историй услышали! В Олёкминске женщина (запомнила её фамилию – Добрынина) вспоминала, как в 14 лет от роду возила почту. Больше некому было – шла война, мужчины на фронте. И однажды на дороге её подстерегли волки, но девочка не растерялась – швырнула им сначала рукавицу, потом другую, следом полетела шапка, и пока зверьё их терзало, она выиграла несколько спасительных минут. А лошадь, домчав её до Олёкминска, пала замертво, и возчицу даже хотели судить за это по суровым законам военного времени.
И такие истории – по всему тракту. Во время экспедиции мы проехали все 126 почтовых станций от Иркутска до Якутска. Организатором был Анатолий Анатольевич Добрянцев, тогда вице-спикер парламента, и большую поддержку оказало правительство Иркутской области.
По итогам этой экспедиции Дария Ермолаева с НВК «Саха» сняла очень хороший фильм «Хранители времени». Там есть кадр, от которого щемит сердце – метёт метель, и сквозь эту снежную заваруху пробиваются запряжённые в сани лошади… Это наша история, наша память.
Песенная традиция
– То, что мы носители и хранители старинной ямщицкой культуры Средней Лены, осознали давно – ещё в 1976 году в Синске потомки государевых ямщиков создали ансамбль «Реченька». Организаторами были Галина Николаевна Киселёва и её муж Валерий Иннокентьевич Киселёв, позже бразды правления взяла Зоя Семеновна Перфильева. Потом долгие годы руководила Октябрина Егоровна Ефремова.
В том легендарном, как я его называю, составе было двенадцать бабушек. Их даже в Якутск приглашали, чтобы послушать песни, которые в России давно забыты и сохранились лишь по бывшему Ленскому тракту: «Молодой чуманчик» (чуманчик – это мальчик, добывающий соль), «Молодка» (на разных станциях её пели по-разному, «Реченька», а вслед за ними и мы, берём синский вариант), хороводные – «Я по горенке», «Жала дева», «В хороводе были мы».
В 2019 году на фестивале «Радуга России» в Нижнем Новгороде мы сразили хозяев наповал, спев им песню «Ой, под липой». Они были так ошарашены, что в Якутии помнят эту старинную песню, в основу которой легла подлинная трагическая история, случившаяся некогда на известной в тех местах Макарьинской (для наших предков – Макарьянской) ярмарке: «У Софронова купца потерялася дочка» – девушку потом нашли убитой и обвинили парня, который хотел на ней жениться.
А на международном фестивале в Забайкальском крае «Семейская круговая» мы услышали, как там поют наши песни. В этом нет ничего удивительного: семейских старообрядцев, как и наших предков, переселили в те места примерно в одно время – в середине XVIII века. Какое у них четырехголосье – заслушаешься! Но песни хотя и наши, манера пения другая, и некоторые слова непонятные. Мы ведь поём свои так, как их сохранила память наших бабушек – и старинные песни, и более поздние – те, которые пели в ХХ веке: «Сама садик я садила, сама буду поливать» или, например, образчик городского фольклора – «Разлука ты, разлука, чужая сторона…» Ни одно праздничное застолье не обходилось без песен, так и сохранилась песенная традиция. Потом уже и в фольклорных коллективах начали участвовать.
«Кусок» на дорогу
– Живя в Синске, я с 1988 года пела в «Реченьке», а все мои пятеро детей ходили в младшую группу ансамбля.
Когда в 2011 году переехала в Якутск, из «Реченьки» тут уже четыре наших участницы было – Галина Николаевна Киселёва, Антонина Семёновна Кузьмина, Людмила Георгиевна Степанова, Лидия Харлампьевна Якушева. Все с Синской почтовой станции. Ну и подумали: а давайте создадим ансамбль!
Потом к нам присоединились Ольга Прокопьевна Артамонова и Оксана Григорьевна Терешко из Еланки. И конечно, легендарная наша Татьяна Митрофановна Филиппова, которой сейчас 93 года. Это старейшая участница нашего ансамбля. Кстати, у нас поет и её дочь Людмила Дмитриевна Иванова. До пандемии тетя Таня неизменно приносила на репетиции свои булочки, которые она называет «кусок». Бывало, принесёт сверточек и разворачивает его со словами: «Кусок агаллым» («принесла» по-якутски). Рецепт, по всей видимости, унаследован от бабушек-прабабушек, выпекавших такие «куски» мужьям-ямщикам в дорогу.
Такие же хлебосольные хозяюшки – Любовь Михайловна Стерхова и Нина Ивановна Якушева. Их пироги и булочки – просто объедение!
Есть у нас и мужчины – Владимир Дмитриевич Козлов, Афанасий Федотович Петров, Афанасий Степанович Филиппов.
Так как все мы вышли из «Реченьки», то считаем себя спутником этого народного самодеятельного коллектива и хотим, в свою очередь, составить программу на получение такого же звания, ведь уже восьмой год работаем.
Продолжение следует
– До пандемии жизнь у нас била ключом: как коллектив Дома дружбы народов участвовали в уроках межнационального общения, посетив 17 улусов. Про Якутск и говорить нечего – постоянно проводили встречи в школах, университете, министерствах. У нас чаще даже не репетиции были, а вот такие локальные выступления: споём перед небольшой аудиторией песню, обкатаем её и как-то само собой оказывается, что с ней уже и на большую сцену можно.
Тогда мы и ездили много: в 2018 году открыли в столице нашей родины Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» – песней «Молодка»: «По матушке по Москве…»
Сами мы стараемся одеваться для выступлений так, как одевались наши бабушки. У каждой участницы по четыре комплекта, а шьёт их Людмила Георгиевна Степанова из нашего ансамбля. Разве что сапоги в России пришлось заказывать. Положение обязывает – мы же республику представляем.
Счастливы, что на празднование 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства Андрей Саввич Борисов взял нас в свой спектакль «Святитель Иннокентий», премьера которого состоялась в Москве. И мы там были, выходили в сцене Масленицы с песнями своих предков.
Ещё хочу добавить, что пять лет назад моя дочка Юта Асекритова создала молодёжный ансамбль «Ямская гармонь», в составе которого – также потомки государевых ямщиков.
Если нас в «Ямских бубенцах» сейчас 12 человек, то их чуть меньше – десять. Поначалу было больше, но сейчас остались самые стойкие, у всех же семьи, дети, ипотека. Но участие в этом ансамбле, я уверена, оставляет у каждого из них что-то в душе. Это же связь с предками, родом, родиной. С возрастом она становится сильнее, и я надеюсь, что наши дети и внуки продолжат то, чем сейчас занимаемся мы.
Фото: Николай Гоголев, Анна Асекритова.
This post was published on 15.05.2021 11:55