X

Решение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2021 г. № 007-КК «О проекте конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Заслушав информацию руководителя группы экспертов Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Владимирова, Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) р е ш и л а:

1. Одобрить проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) с учетом замечаний и предложений членов Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия).
2. Внести проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия), настоящее решение и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) в республиканских газетах на государственных языках Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения указанного решения возложить на ответственного секретаря Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Романову.

Председатель Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)
А.С. НИКОЛАЕВ.

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«30» апреля 2021 г. № 008-КК

Заключение на проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия), рассмотрев проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия), представляет следующее заключение.
Проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (далее – проект конституционного закона Республики Саха (Якутия)) направлен на совершенствование отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», в целях совершенствования системы высших исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), уточнения отдельных норм по контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и Стратегии развития Республики Саха (Якутия).
Проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) состоит из двух статей. Статья 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предусматривает включение новых статей 11.1 и 67.1, уточнение отдельных положений статей 11, 13, 18, 32, 38, 52, 53, 56, 62, 68, 71, 72, 78, 86, 97, 101, 125, признание утратившими силу статей 87, 88, 89, 91.
Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается:
в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», в целях приоритизации конституционно-правового закрепления социальных гарантий предусмотреть внесение изменений, направленных на закрепление на уровне Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) гарантий, связанных с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения. В целях наиболее эффективного осуществления предусмотренных законодательством полномочий предлагается включить в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) положения о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в связи с принятием Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» исключить нормы о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и включить нормы по закреплению статуса и полномочий Конституционного совета при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
3) в целях совершенствования системы высших исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в связи с изменениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части организации системы органов исполнительной власти, а также в связи с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 г. «О признании частично недействующими отдельных норм Конституции Республики Саха (Якутия), принятой постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. № 908-XII» определить статус Правительства Республики Саха (Якутия) как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия);
4) уточнить отдельные положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», частью 4 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. 1742-З № 1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)».
Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается:
1. В целях совершенствования системы исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия):
— в систему органов государственной власти Республики Саха (Якутия) включить Правительство Республики Саха (Якутия), определив его высшим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), подконтрольным и подотчетным Главе Республики Саха (Якутия). Установить, что статус, полномочия и состав Правительства Республики Саха (Якутия) определяются Конституционным законом Республики Саха (Якутия);
— статью 53 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) дополнить новой частью 3, предусмотрев, что наименования высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Ил Дархан Республики Саха (Якутия)» равнозначны;
— во взаимосвязи с положениями подпункта «б» пункта 8 статьи 1 пунктом 12 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 3 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) признать утратившей силу.
2. В связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» предлагается:
1) часть 1 статьи 11 изложить в новой редакции, предусмотрев, что «семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Супруги равноправны в семейных отношениях. Государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья матери, отца и ребенка.». Данные изменения предлагается внести в соответствии с положениями пункта «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
2) в соответствии с частью 4 статьи 67.1 и пунктом «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации дополнить Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) новой статьей 11.1, согласно которой дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Государство создает условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
3) статью 13 дополнить частью 3.1, закрепив гарантию защиты достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечения сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономической, политической и социальной солидарности.
Статья 13 приводится в соответствие со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность;
4) часть 1 статьи 18 дополнить абзацем, предусматривающим право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки. Внесение изменений предусмотрено в соответствии с частью 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации, согласно которой государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
5) в соответствии с частью 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 32 дополнить абзацем, предусматривающим, что в Республике Саха (Якутия) культура является уникальным наследием ее многонационального народа;
6) в статье 38 предлагается:
замена слов «агропромышленный комплекс» словами «сельское хозяйство»,
пункт 11 предлагается изложить в новой редакции, в части уточнения вопросов управления системой воспитания, образования, науки, культуры взамен закрепленным вопросам управления системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), дополнительно включив вопросы управления молодежной политикой, социальной защитой, предусматривается расширение вопросов системы здравоохранения с включением вопросов обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Указанные изменения предусмотрены в соответствии с пунктами «д», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.;
7) в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации предлагается статью 52 дополнить пунктом 7, согласно которому на государство возлагается обязанность создавать условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества;
8) в соответствии с подпунктом «е.1» статьи 83 и частью 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. В связи с чем предлагается:
— признать утратившим силу пункт 14.1 статьи 56, согласно которому к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отнесено согласование назначения на должность Прокурора Республики Саха (Якутия);
— признать утратившим силу пункт 9.1 статьи 72, согласно которому Глава Республики Саха (Якутия) согласовывает назначение на должность Прокурора Республики Саха (Якутия);
— в абзаце третьем пункта 10 статьи 72 исключить полномочие Главы Республики Саха (Якутия) по представлению Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуры для согласования на должность Прокурора Республики Саха (Якутия);
— признать утратившей силу статью 91, согласно которой прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законодательством;
9) в соответствии с положениями части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации дополнить частью 3 статью 97, предусмотрев, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории;
10) в соответствии с положениями статьи 133 Конституции Российской Федерации предлагается в части 1 статьи 101 включить нормы о выполнении органами местного самоуправления публичных функций во взаимодействии с органами государственной власти.
3. В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» закреплены положения об упразднении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в связи с чем:
— предусмотреть внесение изменений в статью 53 в части исключения из системы высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия) Конституционного суда Республики Саха (Якутия),
— в связи с упразднением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в части 1 статьи 62 предлагается уточнить субъектов права законодательной инициативы, исключив Конституционный суд Республики Саха (Якутия);
— в части 4 статьи 62, устанавливающей порядок принятия отдельных конституционных законов Республики Саха (Якутия), исключить ссылку на положения Конституционного закона Республики Саха (Якутия) о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве;
— в пункте 2 статьи 72 предлагается уточнить полномочия Главы Республики Саха (Якутия), исключив полномочие по представлению кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
— в пункте 5 статьи 72 предлагается уточнить полномочия Главы Республики Саха (Якутия), исключив вопросы обеспечения исполнения постановлений Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
— внести уточнения в перечень субъектов судебной власти в Республике Саха (Якутия), предусмотренный статьей 86, исключив Конституционный суд Республики Саха (Якутия);
— признать утратившим силу абзац первый части 2 статьи 86, согласно которому организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) определяются Конституцией и законами Республики Саха (Якутия);
— предлагается признать утратившими силу статьи 87, 88, 89, определяющие понятие, структуру и предметы ведения Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
— внести изменения в статью 125, исключив из числа субъектов права конституционной инициативы Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
4. В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» субъекты Российской Федерации наделены правом создания конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается предусмотреть создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) с внесением следующих изменений в положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия):
— включение новой статьи 67.1, регламентирующей положения о Конституционном совете Республики Саха (Якутия), определив его постоянно действующим государственным органом Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственный конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя Республики Саха (Якутия), основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации. Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствуется настоящей Конституцией, Конституционным законом «О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)»;
— предусмотреть в пункте 15 статьи 56 полномочие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по назначению на должность конституционных советников Республики Саха (Якутия);
— предусмотреть в абзаце втором пункта 10 статьи 72 полномочие Главы Республики Саха (Якутия) по представлению Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатур для назначения на должности конституционных советников Республики Саха (Якутия);
— в части 2 статьи 71 предлагается закрепить положения о принесении присяги Главы Республики Саха (Якутия) при вступлении в должность в присутствии конституционных советников Республики Саха (Якутия).
5. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 г. 976-З № 837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и подотчетна ему. Порядок назначения на должность председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты установлен статьей 5 Закона, согласно которой председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Проектом предлагается в пункте 15 статьи 56 закрепить полномочие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по назначению на должность председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия), его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Саха (Якутия).
Предлагается в пункте 10 статьи 72 закрепить право Главы Республики Саха (Якутия) по представлению Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия).
6. В соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», частью 4 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. 1742-З № 1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)» предлагается в пункте 6 статьи 56 уточнить полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), предусмотрев утверждение Стратегии социально — экономического развития Республики Саха (Якутия), представленной Главой Республики Саха (Якутия), в пункте 4 статьи 72 уточнить полномочие Главы Республики Саха (Якутия) по представлению Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Статьей 2 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) устанавливается срок вступления в силу Конституционного закона, а также переходные положения по вступлению в силу отдельных положений по исключению норм о Конституционном суде Республики Саха (Якутия).
Устанавливается, что ранее принятые решения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия) для высшего должностного лица Республики Саха (Якутия), законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия), высшего исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), судебных органов, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, представленный проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) направлен на совершенствование отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Конституционная комиссия одобряет проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия).

Председатель Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)
А.С. НИКОЛАЕВ.

Проект

К О Н С Т И Т У Ц И О Н Н Ы Й З А К О Н РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)

Статья 1
Внести в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) следующие изменения и дополнения:
1) часть 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«1. Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Супруги равноправны в семейных отношениях. Государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья матери, отца и ребенка.»;
2) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:
«Статья 11.1
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Государство создает условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.»;
3) статью 13 дополнить частью 3.1 следующего содержания:
«3.1. Гарантируется защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечивается сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.»;
4) часть 1 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания:
«Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки.»;
5) часть 1 статьи 32 дополнить абзацем следующего содержания:
«В Республике Саха (Якутия) культура является уникальным наследием ее многонационального народа.»;
6) в статье 38:
а) в пункте 10 слова «агропромышленным комплексом» заменить словами «сельским хозяйством»;
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11) управление системой воспитания, образования, науки, культуры, здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; управление физической культурой и спортом, молодежной политикой, социальной защитой, включая социальное обеспечение; охрана документального наследия, памятников истории и культуры;»;
7) статью 52 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) создавать условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества.»;
8) в статье 53:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Систему органов государственной власти Республики Саха (Якутия) составляют: Глава Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), мировые судьи, иные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), образуемые в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).»;
б) дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Наименования высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) и Ил Дархан Республики Саха (Якутия) равнозначны.»;
9) в статье 56:
а) пункт 4  изложить в следующей редакции:
«4) заслушивание доклада Конституционного совета Республики Саха (Якутия) о состоянии и развитии конституционного законодательства;»;
б) в пункте 6 слова «государственных программ» заменить словом «Стратегии», слово «представленных» заменить словом «представленной»;
в) дополнить пунктом 12.1 следующего содержания:
«12.1) образование Конституционного совета Республики Саха (Якутия);»;
г) пункт 14.1 признать утратившим силу;
д) в пункте 15 слова «назначение на должность судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия);» исключить, дополнить словами «назначение на должность председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия), его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Саха (Якутия); назначение на должность конституционных советников Республики Саха (Якутия);»;
10) в статье 62:
а) второе предложение части 1 изложить в следующей редакции:
«Право законодательной инициативы принадлежит также Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам ее ведения.»;
б) в части 4 слова «о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве,» исключить;
11) дополнить статьей 67.1 следующего содержания:
«Статья 67.1
1. Конституционный совет Республики Саха (Якутия) (далее – Конституционный совет) является постоянно действующим государственным органом Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственный конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя Республики Саха (Якутия), основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации.
2. Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствуется настоящей Конституцией, Конституционным законом «О Конституционном Совете Республики Саха (Якутия).»;
12) часть 3 статьи 68 признать утратившей силу;
13) в части 2 статьи 71 слова «судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия),» исключить, слова «и Прокурора Республики Саха (Якутия)» заменить словами «, Прокурора Республики Саха (Якутия), конституционных советников Республики Саха (Якутия)»;
14) в статье 72:
а) в пункте 4 слово «программу» заменить словом «Стратегию»;
б) в пункте 5 слова «обеспечивает исполнение постановлений Конституционного суда Республики Саха (Якутия);» исключить;
в) пункт 9.1 признать утратившим силу;
г) в пункте 10:
— абзац второй исключить;
— в абзаце третьем слова «кандидатуру для согласования на должность Прокурора Республики Саха (Якутия);» исключить;
— дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
«кандидатуру для назначения на должность председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия);
кандидатуры для назначения на должности конституционных советников Республики Саха (Якутия);»;
15) часть 1 статьи 78 изложить в следующей редакции:
«1. Правительство Республики Саха (Якутия) является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия). В Правительство Республики Саха (Якутия) входят Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), его заместители, министры и председатели государственных комитетов.
Правительство Республики Саха (Якутия) подконтрольно и подотчетно Главе Республики Саха (Якутия).
Статус, полномочия и состав Правительства Республики Саха (Якутия) определяются Конституционным законом.»;
16) в статье 86:
а) в части 1 слова «Конституционный суд Республики Саха (Якутия) и» исключить;
б) абзац первый части 2 признать утратившим силу;
17) статьи 87- 89 признать утратившими силу;
18) статью 91 признать утратившей силу;
19) статью 97 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.»;
20) в части 1 статьи 101 слова «решений государственных органов» заменить словами «выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также»;
21) в статье 125 слова «, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)» исключить.

Статья 2

1. Настоящий Конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Положения подпункта «д» пункта 9, подпункта «б» пункта 10, пункта 13, подпункта «б», абзаца второго подпункта «г» пункта 14, пункта 16, пункта 17, пункта 21 статьи 1 настоящего Конституционного закона, касающиеся исключения норм о Конституционном суде Республики Саха (Якутия), вступают в силу со дня вступления в силу Конституционного закона Республики Саха (Якутия) об упразднении Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
3. Ранее принятые решения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия) для высшего должностного лица Республики Саха (Якутия), законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия), высшего исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), судебных органов, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Глава Республики Саха (Якутия)
А. Николаев.

Приложение
к проекту конституционного закона
Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» разработан в целях совершенствования республиканского законодательства в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) гарантий, связанных с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения. В целях наиболее эффективного осуществления предусмотренных законодательством полномочий предлагается включить в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) положения о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы местного самоуправления и органы государственной власти.
Пунктом 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 1 статьи 11 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) дополнить положениями о том, что отцовство находится под защитой государства, и государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья отца. Данные изменения предлагается внести в соответствии с положениями пункта «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Пунктом 2 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 4 статьи 67.1 и пунктом «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) статьей 11.1, устанавливающей, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, а также указывающей обязанности государства в части создания условий, способствующих всестороннему развитию и воспитанию детей, и обязанности в отношении детей, оставшихся без попечения.
Пункт 3 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия), дополняющий статью 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) частью 3.1 о гарантиях сбалансированности прав и обязанностей граждан и защиты достоинств граждан, направлен на приведение в соответствие со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) часть 1 статьи 18 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается в соответствии с частью 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации дополнить абзацем, устанавливающим, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки.
Пунктом 5 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 1 статьи 32 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации дополнить абзацем, что в Республике Саха (Якутия) культура является уникальным наследием ее многонационального народа.
Пунктом 6 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) пункты 10, 11 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается привести в соответствие с пунктами «д», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, уточнив следующие вопросы, отнесенные к ведению Республики Саха (Якутия):
замена слов «агропромышленный комплекс» словами «сельское хозяйство»,
пункт 11 предлагается изложить в новой редакции, в части уточнения вопросов управления системой воспитания, образования, науки, культуры взамен закрепленным вопросам управления системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), дополнительно включив вопросы управления молодежной политикой, социальной защитой, предусматривается расширение вопросов системы здравоохранения с включением вопросов обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.
Пунктом 7 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации предлагается установить, что государство обязано создавать условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества.
Пунктом 8 и 15 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предлагается в систему органов государственной власти Республики Саха (Якутия) включить Правительство Республики Саха (Якутия), определить его высшим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), подконтрольным и подотчетным Главе Республики Саха (Якутия). Статус, полномочия и состав Правительства Республики Саха (Якутия) определяются Конституционным законом.
Статью 53 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается дополнить частью 3, предусмотрев, что наименования высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) и Ил Дархан Республики Саха (Якутия) равнозначны.
Пунктом 12 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 3 статьи 68 признать утратившей силу во взаимосвязи с изменениями, предлагаемыми пунктом 8 статьи 1.
Подпунктами «а», «в», «д» пункта 9, пунктами 10, 11, 13, подпунктами «б», «г» пункта 14, пунктами 16, 17 и 21 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается в соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» исключить положения о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и установить нормы, регулирующие положения по Конституционному Совету Республики Саха (Якутия).
Подпунктом «д» пункта 9 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается установить, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждает кандидатуры председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия), его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Саха (Якутия).
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» подпунктом «б» пункта 9 и подпунктом «а» пункта 14 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается уточнить, что Главой Республики Саха (Якутия) вносится в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) для утверждения Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Подпунктом «г» пункта 9, подпунктами «в», «г» пункта 14 и пунктом 18 статьи 1 проекта конституционного закона в соответствии с подпунктом «е.1» статьи 83 и частью 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации предлагается исключить из статей 56 и 72 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) нормы о согласовании кандидатуры на должность Прокурора Республики Саха (Якутия), а также признать утратившей силу статью 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Пунктом 19 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации предлагается установить в статье 97 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
Пунктом 20 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями статьи 133 Конституции Российской Федерации предлагается в части 1 статьи 101 включить нормы о выполнении органами местного самоуправления публичных функций во взаимодействии с органами государственной власти.
_______________

Приложение
к проекту конституционного закона
Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»

ПЕРЕЧЕНЬ
актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению дополнению или принятию в связи с принятием конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Принятие конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия следующих нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия):
1) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 г. З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)»;
2) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)»;
3) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве»;
4) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 35-З № 401-II «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»;
5) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «Об упразднении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Саха (Якутия)»;
6) Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)»;
7) Закон Республики Саха (Якутия) от 1 июля 1994 г. З № 23-I «О правах ребенка»;
8) Закон Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1998 г. З № 49-II «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)»;
9) Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 77-З № 167-III «О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)»;
10) Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 171-З № 349-III «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)»;
11) Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 г. 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)»;
12) Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. 668-З № 227-IV «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)»;
13) Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 812-З № 507-IV «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
14) Закон Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2010 г. 859-З № 603-IV «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)»;
15) Закон Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. 1222-З № 1335-IV «О культуре»;
16) Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. 1604-З № 737-V «Об ответственном родительстве»;
17) Закон Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 г. 1619-З № 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)»;
18) Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2080-З № 51-VI «О государственных должностях Республики Саха (Якутия)».
________________

Приложение
к проекту конституционного закона
Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Принятие Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» не потребует дополнительных финансовых расходов из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
_______________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 07.05.2021 15:17

Related Post