Река Лена стремительно сковывается льдами. Речной флот встал на зимний отстой. Остановились паромные переправы. Между тем перевозки через реку многотонных фур и легкового транспорта продолжаются благодаря работе самых мощных судов Ленского объединенного речного пароходства: ледокола «Капитан Бородкин» и буксира «ОТ-2048».
Ледокольная проводка – по-своему уникальный вид переправы — стала для Якутии традиционной. И в этом году, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, ПАО «ЛОРП» не стало менять устоявшийся порядок. Начиная со 2 ноября, буксир-толкач «ОТ-2048» и несамоходная баржа «Жатай» с помощью ледокольной проводки совершают в день один-два рейса по маршруту Жатай – Техтюр.
Прибываю на пристань «Дальний караван» в праздничный День народного единства. Пристань находится в 5-6 км ниже Жатая. Техники на берегу скопилось прилично: большегрузы, легковые. Во избежание «разборок» между водителями дежурят сотрудники ГИБДД. И не мудрено: ледокольной переправе альтернативы нет, а перебраться с берега на берег стремятся все: и предприниматели, и организации, и простые якутяне. Некоторые водители весьма нетерпеливы, а так и до эксцессов недалеко.
Капитан Адаменко
С разрешения капитана ледокола Павла Адаменко поднимаюсь на борт. Из капитанской рубки отличный обзор на покрытую густыми ледовыми полями реку, на пристань, на процесс погрузки.
— Протяженность маршрута всего четыре километра, — поясняет Павел Александрович. – Этот путь ледокол и речной состав «буксир—баржа» может преодолеть менее, чем за час. Однако рейс в оба конца порой занимает весь день. Во-первых, из-за продолжительности погрузки и выгрузки транспорта, поскольку на барже необходимо очень грамотно и практически впритык разместить транспорт, а затем так же аккуратно выгрузить. Во-вторых, сейчас еще относительно тепло, река окончательно не встала, непрерывно идут ледовые поля. Вот мы пробили канал, разработали для прохождения состава, а его – раз, и затянуло. Приходится процесс повторять. Увы, многие, ожидающие на берегу люди, не хотят вдаваться в такие детали. Считают, что если их так долго заставляют ждать, то это — вина экипажей.
На ледоколе «Капитан Бородкин» Павел Адаменко трудится с 2005 года. За 15 лет прошел путь от 3-го помощника капитана до капитана. Родом Павел Александрович из поселка Ивановка, что под Благовещенском. В Благовещенском командном речном училище выучился на морского судоводителя, отслужил срочную службу в морской пехоте и приехал работать в Якутию.
— Экипаж у нас слаженный, в данное время в строю 19 человек, многие из комсостава, как и я, ходят на ледоколе продолжительное время, — делится капитан. – Например, наш боцман, Олег Александрович Калмыков (он сейчас отдыхает после вахты), так вообще более тридцати лет на ледоколе, с середины 80-х годов, как только «Капитан Бородкин» прибыл в Якутию.
Не скрою, ответственность экипажа ледокола намного выше, ведь нам необходимо отвечать за безопасность как своего судна, так и за речной состав, который идет за нами. Навигация у нас, а также на ледоколе «Капитан Бабичев», начинается рано, в апреле, поскольку необходимо нести вахту на случай аварийных ситуаций во время ледохода.
Старпом Стрекаловский
Между тем с погрузкой произошел досадный форс-мажор. На вернувшейся из Техтюра барже осталась стоять одинокая фура: не рассчиталась за проезд. На решение вопроса с «зайцем» ушли драгоценные полчаса светового дня. Вскоре начались погрузка, размещение впритык длинных фур и легковушек. Баржа «Жатай» способна вместить порядка 20 грузовых машин, ну, и несколько легковых – в свободные «карманы».
Пока идет погрузка, ледокол начинает разрабатывать во льдах у причала выход для речного состава. Чем быстрее баржа и буксир «ОТ-2048» отойдут от берега, тем выше вероятность, что труды ледокола не пропадут даром и процесс не придется повторять. В рубке идет слаженная работа капитана Павла Адаменко и его старшего помощника Никиты Стрекаловского: один за рычагами силовых установок, другой – за штурвалом.
— Родом я из города Котлас Архангельской области, — рассказал до начала движения Никита Владимирович. — Хожу на судах с 2011 года, довелось работать в Белом, Баренцевом и Красном морях. В Ленском бассейне моя первая навигация. Началась она, как и для всего экипажа, с 25 апреля, с подготовки ледокола. В весенний и летний периоды мы работали в Восточно-Сибирском море, а также на баре реки Яна. Работа во льдах, конечно, отличается от судоходства на чистой воде: управлять судном намного сложнее.
Тем временем баржу полностью загрузили техникой, аппарели подняты и буксир «ОТ-2048» аккуратно отводит ее от причала в подготовленный ледоколом канал, свободный от ледовых полей. Общая длина состава «буксир—баржа» под 200 метров, поэтому осуществлять маневры между льдин капитанам приходится ювелирно.
— Расслабляться ни нам, ни экипажу буксира нельзя, — комментирует старпом. – Если речной состав застрянет у берега, то это еще ничего, будет произведена выгрузка людей и транспорта, а вот если состав встанет посреди реки – это уже проблема. Впрочем, уверен, что такой ситуации не возникнет.
Круговой рейс
Итак, три судна уверенно взяли курс на правый берег Лены, на Техтюр. Там, судя по многочисленным огням фар, скопилась многокилометровая вереница автотехники, с людьми, стремящимися попасть на левый берег «прямо сейчас».
— Если у «ОТ-2048» возникнут проблемы с буксировкой, мы ему поможем, подадим с кормы на баржу свой буксировочный трос, — говорит 2-й помощник капитана ледокола Игорь Селиверстов. — В мои обязанности входит подача троса на баржу, когда у состава возникают трудности при прохождении во льдах. В таких случаях суда двигаются в единой связке. Потом «Капитан Бородкин» свой трос отцепляет, ускоряется и продолжает прокладывать путь.
Игорь Олегович родом из Олекминского района. Всю жизнь ходил по рекам республики на различных судах, но уходить на покой не думает. Напротив, в свободное от навигации время он получает дополнительное высшее образование, чтобы иметь морской диплом вахтенного помощника капитана!
Не менее тяжелую и ответственную работу выполняют на ледоколе матросы. Иван Поникаровский, матрос-стажер из Великого Устюга, обучается в речном училище родного города на судоводителя. Приехал в Якутию на практику.
— Родители поначалу переживали, что уехал так далеко от дома, — делится Иван. — Позвонил, успокоил их, сказал, что экипаж здесь отличный и все друг к другу хорошо относятся. Впечатления о местной природе самые положительные, хотя мне все время было холодно. Ведь ледокол большую часть навигации работал в Арктике и жаркого якутского лета, о котором мне рассказывали, застать не удалось…
Выгрузка автотранспорта в Техтюре заняла час, столько же времени ушло на погрузку. Все это время ледокол находился в полукилометре от берега, на фарватере. Он буквально удерживал ледовые поля своим мощным корпусом, не давая им проникнуть в расчищенный затон возле техтюрской пристани.
Ближе к девяти часам вечера «Капитан Бородкин» и буксир с баржей вернулись к левому берегу, на «Дальний караван». Здесь опять поднакопилось техники и нетерпеливых водителей. Увы, в Заречье их повезут утром, так как экипажам судов, работающих в экстремальных условиях, необходимо отдохнуть.
По словам капитана Павла Адаменко, сроки работы ледокола и речного состава «буксир-баржа» напрямую зависят от погодных условий.
— Как правило, ледокольное сопровождение осуществляется до 20-25 ноября, — сказал Павел Александрович. — Так что, несмотря на наступающие холода, месяц для нас будет жарким!
37 лет на Крайнем Севере
«Капитан Бородкин» построен на финской верфи «Вяртсиля» в 1983 году. Мощность трех главных двигателей 6,5 тысяч лошадиных сил. Судно способно разрабатывать канал в многолетнем льду толщиной до полутора метров. На борту имеется система безотходного производства, перерабатывающая бытовой и технический мусор. Использованная на судне вода также очищается специальными фильтрами. Несмотря на 37 лет эксплуатации ледокола в тяжелых условиях Крайнего Севера, его силовые установки и оборудование находятся в нормальном состоянии.
Фото автора
This post was published on 07.11.2020 08:19