Репортаж: Как устроен инклюзивный детский сад Якутска

Репортаж: Как устроен инклюзивный детский сад Якутска

Это единственный детсад, специализирующийся на ментальных и опорно-двигательных нарушениях
11:05
24 октября 2020

Открываю входную дверь детского сада. «А мы идем гулять, хотите с нами?» – спрашивает весело кроха, стоящий тут же у двери. Оказывается, по плану в 11 утра у малышей стоит прогулка на свежем воздухе. Ну, а почему бы не погулять, не посмотреть, как общаются между собой дети и их воспитатели в этом уникальном не только для Якутии, но и для страны инклюзивном детском саду.

Сегодня в инклюзивном детском саду «Звёздочка» функционируют шесть групп: четыре общеобразовательные и две специализированные. В скором времени откроется ещё одна специализированная группа.

Дети гурьбой несколькими стайками проносятся мимо меня. В этот момент я в сопровождении заместителя заведующей и по совместительству педагогом-психологом Екатериной Градинар захожу в первое помещение. Моему взору открываются игровые наборы: мини-кухоньки, домики и кроватки с игрушечными малышами.

– Вы заметили, что тут нет спальных мест? – спрашивают меня.

Пока я находилась в редком замешательстве, рассказ продолжают:

– Тут у нас проходят занятия группы короткого пребывания – с 8 утра до 13 дня. Главный критерий посещения этой группы – это сформированные бытовые социальные навыки, то есть сюда могут ходить ребята, которые уже умеют есть, ходить в туалет и каким-то образом себя раздеть.

Также посещение группы возможно тому, у кого эти навыки ещё на стадии формирования: если не может сам сходить в туалет – ладно, главное – суметь дать знать воспитателю, что ему необходимо. Тут находятся дети, неготовые к общеобразовательным группам и которым тяжело находиться в больших коллективах. Сегодня здесь занимается десять человек, причём разного возраста – от 3-х до 8-ми лет с разным уровнем развития.

В этом же помещении с 14 часов дня работает группа лекотеки – это система психолого-педагогического сопровождения семей. На занятиях, помимо детей, обязательно должны присутствовать их родители. В этой группе занимаются дети с тяжёлыми множественными нарушениями, например, не только неходячие, но и с умственной отсталостью либо с тяжёлыми формами ДЦП.

Задачи этой группы – дать родителю и ребёнку среду для общения. Занятия систематические, проходят два раза в неделю в течение года.

В первую очередь эта группа полезна родителям, которые видят другие семьи с теми же проблемами и начинают общение между собой. Также особую поддержку оказывают специалисты, которые в случае чего подскажут и направят.

Вне зависимости от поставленных диагнозов дети все равно стремятся к взаимодействию. Даже просто находясь в одной комнате длительное время, ребёнок привыкает к людям, и это уже позитивные изменения.

Со всеми группами активно работают психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель и учитель по адаптивной физической культуре, иногда задействуются и тьютор.

В каждой общеобразовательной группе есть дети-инвалиды. За развитием каждого ребёнка пристально наблюдают, когда малыш перерастает группу кратковременного пребывания, его переводят в обычную. Но и в этом случае специалисты продолжают вести работу с ним.

По словам педагога-психолога, дети с ограниченными возможностями здоровья очень сильно подражают группе детей. Именно поэтому малышей с ОВЗ стараются переводить по два-три ребёнка из группы краткого пребывания в общеобразовательные. Потому что впоследствии у детей с ОВЗ при долгой работе со специалистами и общении со сверстниками улучшаются социально-бытовые навыки, коммуникация, мышление и поведение.

Одним из ведущих видов деятельности в юном возрасте является игровая деятельность. Следовательно, когда малыши подражают игре, то взамен получают много полезных навыков. Дети начинают желать участвовать в социальных мероприятиях. Например, рассказать стихотворение на утреннике. Это побуждает в них чувство ответственности и появляется желание показать свое «Я».

У всех воспитанников «Звёздочки» отсутствует предвзятое отношение друг к другу, они не видят диагнозы и различия между собой. В их голове с самого детства закладывается фундамент, что все дети разные. Да, этот мальчик не может ходить, а я не могу петь, и что с того? Толерантность к происходящему – высокая. Перед ними точно такие же дети, как и они сами.

Истоки внедрения инклюзивности

После небольшой экскурсии по учреждению меня передали в руки заведующей «Звёздочки» Елене Черных.

Как рассказала Елена Сергеевна, сам детский сад свою историю берёт с 2003 года.

– Тогда в детсаду существовала только одна группа краткого пребывания для детей, в основном с лёгкой степенью ДЦП. До появления групп короткого пребывания дети и их родители существовали только в своём вакууме.

С 2009 года заведующая детским садом Елена Черных активно реализует систему инклюзивного дошкольного образования в Якутии.

По её словам, на идею изменения внутренней работы учреждения натолкнули собственные мысли и окружающие реалии – одной группы стало мало:

– Деток с ограниченными возможностями здоровья начали объединять с детишками из общеобразовательных групп, устраивать им совместные праздники и прогулки. За основу были взяты модели интеграции Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко. То есть к каждому ребенку применялся свой индивидуальный подход: кто-то только выходит на прогулки; кто-то занимается по полдня, кто-то может перевестись в общеобразовательную группу.

Значительный вклад в развитие детсада внесла Ирина Юдина, заведующая кафедрой дефектологического образования педагогического института СВФУ. Благодаря её научной деятельности методы работы учреждения не стоят на месте и постоянно совершенствуются. Сейчас в штате детского сада работают психологи, логопеды, дефектологи, музыкальный руководитель и учитель по адаптивной физической культуре.

Как попасть в этот детский сад?

Инклюзивных детских садов даже в России крайне мало, а в Якутии они единичны.

– Мы единственный детский сад, специализирующийся на ментальных и опорно-двигательных нарушениях, — рассказывает Елена Сергеевна. – Было такое не раз: родители сначала нацелены на домашнее обучение, а потом после нашего детского сада ребенку удаётся социализироваться и пойти не в коррекционную школу, а в общеобразовательную.

Если вы считаете, что вашему ребёнку необходимо посещать инклюзивный детский сад, необходимо по телефону 44-90-26 связаться с нами и записаться на прохождение психолого-педагогического консилиума. Они в свою очередь посмотрят на уровень развития ребенка и потом при совместном обсуждении с родителем решат в какую группу ребенок может пойти.

Если он соглашается со всеми условиями, то собирает пакет документов (его список можно посмотреть на официальном сайте detsad.yaguo.ru/dou1). Потом администрация детского учреждения даёт родителю согласие на зачисление. С этим документом нужно подойти в мэрию, чтобы получить путёвку.

– Самое главное для нас – это социализировать ребенка, научить детей общаться друг с другом, – заключает Елена Черных.

Обязательно к исполнению

У нас в стране с 2012 года действует закон, который гарантирует право на инклюзивное образование: дети с особенностями развития разной этиологии могут свободно посещать детские сады либо общие классы в школе. Документ исключает любой вид дискриминации и предполагает равное отношение ко всем участникам учебного процесса.

К сожалению, даже спустя 8 лет реализация этого закона невозможна в полной мере. Возникает вопрос: почему в действительности инклюзивное дошкольное образование настолько расходится с тем, что заявлено на бумаге? Это может объяснить ряд факторов, в том числе и переполненность детских садов – отсутствие дополнительных мест в общеобразовательных группах. Поэтому детские учреждения не могут справиться с дополнительной нагрузкой в виде полной реализации коррекционно-развивающего образования. К сожалению, это практика частая и оттого очень грустная.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
20 мая
  • Ощущается: 6°Влажность: 55% Скорость ветра: 2 м/с