yakutia-daily.ru

Ребёнок и школа. Как помочь адаптироваться?

Вот и прозвенели первые звонки в школах республики – начался учебный год. Не только для детей, но и для родителей начинается волнительная пора. Как помочь ребенку справляться с нагрузками?

Стоит ли делать уроки вместе с ребенком? Тревоги возрастают вдвойне, если ребёнок пошёл в первый класс или перевёлся в другую школу. Мы попросили дать советы родителям психолога ГБУ РС(Я) «Центр психологической помощи семье и молодежи» Марианну Заболоцкую.

Марианна Заболоцкая, старший психолог ГБУ Центра психологической помощи семье и молодежи

– В первую очередь будьте спокойны сами, – говорит психолог. – Если родитель относится к учёбе с радостью, уверен в силах своего ребёнка, то и ребёнок будет чувствовать то же самое. Ребёнок связан с родителем на уровне интуиции, ему не нужно слов, объяснений. Все ваши чувства и эмоции передаются ему.
Ребёнку очень важно, чтобы вы отвечали на его вопросы подробно – чего он боится, опасается. Например, он боится, что его не примут одноклассники, или ему не понравится учитель. Тут родителю можно рассказать о том, как это было у вас – возможно, в студенчестве, важно дать малышу понять, что он не одинок в своём страхе. Необходимо ребёнка хвалить, подбадривать, в младшем возрасте, класса до 3-го, самооценка ребёнка зависит от родителя: чем чаще хвалишь, тем он увереннее. Если мама уверена, что ребёнок её опрятен, выглядит как надо, то и малыш чувствует себя так же.
Нужно психологически заранее подготовить ребёнка, что школа – это новые друзья, новые знания, возможность в будущем стать хорошим, востребованным специалистом.
Желательно в этот момент заниматься с первоклассником рисованием, лепкой. Ребёнку нравится смотреть книжки, тетради с родителем. В первое время можно делать с малышом уроки вместе, но только в первое время.
Также Марианна Валерьевна напоминает родителям:
– Ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Необходимо развивать мелкую моторику, она напрямую связана с мозгом. Очень важно научить первоклассника держать ручку правильно: должен быть правильный нажим – не очень сильный и не очень слабый. Это тоже влияет на учёбу.

Правша или левша?

Обратите внимание на то, какая рука у ребёнка ведущая – левая или правая. К сожалению, оказывается, есть такие родители, которые не знают, правша его ребенок или левша…
Для левши требуется все противоположное правше: свет должен падать слева, книги должны лежать слева и т.д. Все это должен организовать родитель, чтобы помочь своему ребенку.

Главней всего – погода в доме

Также родителям надо помнить, что если у вас дома первоклассник, то в доме просто необходима спокойная обстановка. Нежелательно менять место жительства в этот момент. Ребенок должен полноценно отдыхать дома. Всё может подождать ради спокойствия малыша.
В этот момент важно научить ребёнка поддерживать порядок – на рабочем столе, в шкафу, в портфеле. Не нужно учиться вместе с ребёнком, «не бросаться в омут» с головой вместе с ребёнком. Родитель должен следить за порядком, процессом, чтобы малыш не запускал школьные дела, уроки. Нужен только контроль, а не совместная учёба. Помните, что родители в большинстве своём не педагоги. Если вы, не дай бог, объясните ребёнку что-то не так, вы окажете ему только медвежью услугу. Объяснять материал – это работа учителя.

Как быть новичку в классе?

Ребёнку, который идёт в другую школу, необходимо объяснить заранее, что в новой школе может быть по-другому, нежели в старой. Например, в старой школе было принято вставать при входе учителя и хором говорить «Здравствуйте», а в новой, возможно, это не принято. Также он должен понимать, что может подружиться с одноклассниками не с первого дня. Другие ребята будут к нему ещё присматриваться, ребёнок должен быть готов к этому.
Предложите своему школьнику для налаживания контакта обратиться к соседу с каким-нибудь вопросом, на который легко ответить, например: «Как зовут учителя? Или какое упражнение задали?» Важно, чтобы вопрос был поставлен так, чтобы ответ не вызывал дискомфорта. Например, на просьбу одолжить книгу или что-то ещё легко ответить отказом, лучше для знакомства такие вещи не говорить.
Родитель может попросить учителя или родительский совет провести тренинг с психологом на сплоченность класса.

Поделись улыбкою своей

На практике проверен неплохой способ – подарить какую-нибудь мелочь однокласснику. Тут психолог привела пример, как одна девочка взяла с собой в школу две наклейки – одну себе, дргую подарила соседке. Контакт был налажен. Если ребёнок просить купить какую-то мелочь с такой целью, не отказывайте ему в этом. Можно также предложить самому сделать это.
Если вы видите, что ребёнок боится идти на новое место учёбы, расскажите ему, как было вам когда-то страшно. Например, идти в новый коллектив в школе, в вузе, на работу. Для ребенка родитель – идеал. Причем он считает, что вы такими и родились – крутыми, самодостаточными, успешными, ничего не боялись. Когда вы расскажете о своих страхах, вы дадите ему понять, что бояться – это нормально и предолимо.
Нужно прямо так и спрашивать «Чем тебе помочь? Как бы ты хотел, чтобы я тебе помог?» Дети очень открыты, конкретны в своих ответах, нужно только правильно задать вопрос. Например, ребёнок может сказать: «Я боюсь, что все будут смотреть на меня и смеяться». «Отчего они будут смеяться?» – спросите вы, и получите ответ, что, к примеру, «У них всех одна форма, а у меня другая». Нетрудно понять предмет страха, если ребенок открыто ответит, и помочь устранить её. Важно также создавать позитивную визуализацию: как будет, если он переборет себя – вот ты перестанешь волноваться и подружишься с ребятами, будет радостно ходить в школу.

Сказка – ложь, да в ней намек

Очень хорош в данном случае метод сказкотерапии. Расскажите ребёнку младшего школьного возраста сказку о том, как один мальчик тоже пошел в новый класс, придумайте, как он преодолел трудности. Можно сделать так, чтобы конец придумал сам ребёнок. Самое главное – у сказки должен быть счастливый конец, в сказке малыш всегда сможет победить монстров, сказка забудется, а ощущение, что страхи можно победить, останется.
Можно применять метод совмещения. Например, совместить рассказ с походом в магазин за чем-то. Основное действие – ходьба. Вы должны дойти до пункта Б. Но то, что вы рассказыаете ребёнку как бы между делом, останется в подкорке мозга обязательно.

Не в деньгах счастье

На вопрос о том, стоит ли ребёнка стимулировать в учёбе деньгами, специалист ответила, что это сугубо индивидуально. В одном случае такой метод может абсолютно обесценить деньги, в другом – мотивировать на учёбу. В первую очередь важно выяснить потребности ребёнка: что он хочет, о чем мечтает.
Если ребёнок требует айфон последней модели, а у родителей зарплата в 30 тысяч, то здесь налицо дисбаланс. На самом деле дети очень хорошо чувствуют возможности родителей. Если они не понимают, то нужно научить понимать. Важно предложить несколько вариантов: мы не можем купить айфон, но давай купим тебе велосипед или что-нибудь другое. Тут на помощь придут обучающие книжки, сейчас популярна книжка «Пёсик по имени Мани», она учит детей пользоваться деньгами. Подарки деньгами от бабушек, дедушек нужно обговаривать заранее, чтобы не нарушить заведённый в семье порядок.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика