Разговор с министром: Нюргуна Соколова о новых предметах, школах и поддержке молодых учителей

Разговор с министром: Нюргуна Соколова о новых предметах, школах и поддержке молодых учителей

Читайте нас

Накануне нового учебного года мы встретились с министром образования и науки Якутии Нюргуной Соколовой и поговорили о том, каким будет новый учебный год, что ждет школьников и их родителей, а также о том, как повысить качество школьного образования.

День знаний – 2 сентября

— Нюргуна Афанасьевна, наше интервью проходит за несколько дней до начала нового учебного года. Хотелось бы узнать, какие новшества ждут учеников, родителей, педагогов?

— Во-первых, поскольку в этом году 1 сентября приходится на воскресенье, День знаний будет отмечаться 2 сентября, а учебный процесс начнется с 3 сентября. Так что это одно из новшеств нового учебного года.

Во-вторых, вот уже четвертый год система общего образования работает в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтому в этом году вводятся новые дисциплины – «Труд» (прежнее наименование «Технология») и «Основы безопасности и защиты Родины». Это как прежнее ОБЖ, но с расширенной начальной военной подготовкой. Кроме этого, в Год семьи в РФ в целях воспитания подрастающего поколения в традиционных ценностях нашего государства в рамках внеучебной деятельности появится учебный курс «Семьеведение». Таковы основные новшества нового учебного года, которые будут внедряться в школах по всей России.

Что касается других уровней образования: высшее образование в этом году переходит к модернизированной системе. Министр науки и высшего образования РФ уже анонсировал разработку новых стандартов высшего образования: мы перейдем из болонской системы уже на обновленную российскую систему. Сейчас 8 вузов страны апробируют эти стандарты, и уже со следующего года они будут внедряться во всех университетах.

По части среднего профобразования: у колледжей появляется новая дисциплина «История России», также будет обновлено содержание отдельных программ, но в целом больших изменений нет.

Вся система образования, как и другие отрасли, ждет со следующего года новые национальные проекты, в рамках которых будут определены приоритеты развития отраслей до 2030 года. В этом году завершается нацпроект «Образование» — уже выходим на финишную прямую, увидим, что изменилось в нашей системе в связи с внедрением национальных проектов.

Фото пресс-служба Минобрнауки РС (Я)

Открытость и доступность

— На ваш взгляд, какой должна быть современная система образования? Как повысить его качество?

Во-первых, система образования должна быть открытой, начиная с записи в детские сады и школы, заканчивая поступлением в вузы. Должна быть доступность всех уровней образования. То есть если ребенок прописан или проживает по данному адресу, то, соответственно, он имеет право зачислиться в детский сад либо в первый класс в школу, к которым относится территориально. Если у выпускника средний балл составляет, допустим, 4,5, а это практически ближе к отличникам, то он уже может ориентироваться на поступление на высококонкурсное направление. То есть сейчас выпускник может ориентироваться на свою будущую профессию сопоставимо уже с полученным результатом обучения. Это в системе высшего образования прослеживается: при поступлении в вуз действует открытая система, где абитуриент под своим ИНН может определить, в каких рейтингах он находится и какие шансы у него при поступлении. Можно оценить свои силы и согласно этому выстраивать свою профессиональную траекторию.

А в части общеобразовательных организаций, дошкольного образования, это, конечно, доступность и территориальная. Соответственно, управления образования, школы должны обеспечивать в этом плане доступность.

Качество – это уже следующий шаг. Те стандарты, которые сейчас имеются – ФГОС – обеспечивают достаточно хороший уровень знаний, который необходим для того, чтобы и завершить школьную программу, и поступить в средние, либо высшие учебные заведения. И как раз обязательство каждого учреждения, каждого учителя ответственно относиться к своей работе и дать знания, соответствующие стандартам. Тогда, в принципе, можно и при сдаче ЕГЭ проходить эти пороговые значения — это как раз те минимальные требования, которые есть в стандартах. И обязанность школы и педагога — обеспечить это качество.

Фото пресс-служба Минобрнауки РС (Я)

Об итогах прошлого года

— Каковы итоги прошлого учебного года?

— Итоги учебного 2023-2024 учебного года, считаю, неплохие. Что касается выпускников школ, то успеваемость, по сравнению с прошлым годом, у нас стала выше и средние баллы по ЕГЭ в этом году по восьми дисциплинам значительно увеличились. При этом непрохождение выпускниками пороговых значений баллов сократилось, плюс увеличился средний балл. То есть у нас подготовка в этом году хорошая.

Есть, конечно, отдельные дисциплины, по которым есть негативные проявления, но, если сравнивать чистую статистику, то она показывает, что результаты улучшились. Конечно, это в первую очередь благодаря самим учащимся и педагогам. Но в этом году у нас есть новшества: в прошлом году по поручению главы республики Айсена Сергеевича Николаева мы разработали проект — учебный центр с применением дистанционных технологий. Этим проектом охватили порядка 800 ребят и 31 педагога. Было проведено три диагностических контрольных работы: мы проконтролировали, какие знания у наших школьников на входе – к зиме прошлого года они эти тестирования прошли, выявили тех выпускников, которые в прогнозном плане не смогут пройти ЕГЭ и предложили им поучаствовать в апробации этого проекта. 800 ребят согласились. Далее срезы были проведены в январе и апреле. И между этими срезами была подготовка, которая длилась до сдачи ЕГЭ.

Кафедры Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II, с которыми мы работали, выработали свои подходы к реализации этого проекта. В результате диагностические контрольные работы показали, что с каждым разом у нас улучшались показатели. При этом были выпускники, которые не смогли заниматься до конца и отказались от ЕГЭ. Также были выпускники, которые все же провалили экзамен, но большинство школьников, которые занимались, хорошо сдали его. Так что показатели, я считаю, хорошие.

Более того, эффект от данного проекта — это не только успешная сдача ЕГЭ выпускниками, но и тот вклад, который наши педагоги-методисты внесли. Это и накопленный опыт, и знания, которые получили педагоги,  они непременно в будущем смогут использовать все это в своей практической деятельности.

И сейчас, получив такие хорошие результаты по итогам прошлого учебного года, мы предложили коллегам из Института перейти на среднее звено, т.е. мы выходим на школы, где, возможно, не хватает педагогов, либо на школы, которые из года в год показывают плохие результаты. И тем самым наш учебный центр будет помогать этим учебным заведениям и их педагогам для того, чтобы восполнить дефицит их знаний.

Как привлечь педагогов

— Хватает ли сегодня учителей в школах?

Если посмотреть прошлогоднюю статистику, на начало учебного года не хватало 392 учителя. О том, как укомплектовались школы сегодня, мы узнаем к концу сентября, когда уже проведенная работа и Минобрнауки, и институтами, и управлениями образования, директорами школ даст свои результаты, когда каждый педагог уже определится со своей дальнейшей работой.

Когда мы ездим по улусам, заходим в школы, конечно, видим, что есть проблема нехватки кадров. В основном не хватает учителей-предметников. Поэтому мы выработали целый комплекс мер. Сейчас на согласовании находится распоряжение правительства, которое утверждает концепцию по обеспечению наших общеобразовательных организаций педагогическими кадрами. Это комплексный подход, не разовые мероприятия. В первую очередь мы, проанализировав, каких педагогов у нас не хватает, пришли к выводу, что кроме предметников, есть определенная нехватка учителей начальных классов, технологии, музыки.

У нас есть отличный пример, когда Якутский медицинский колледж наполнил первичное звено здравоохранения средним медперсоналом. Это не только увеличение контрольных цифр приема, но и подготовка в 17 улусах республики, там же на местах – по месту жительства, среднего медперсонала. Таким образом был снят дефицит в таких кадрах.

Поэтому мы обратились к трем нашим педагогическим колледжам, чтобы они открыли свои отделения в улусах. Ведь есть люди в районах, которые готовы работать в детских садах и школах. Так, в этом году мы открываем четыре отделения: Якутский педагогический колледж открывает отделение в Олекминском районе, Вилюйский педколледж – отделения в Ленском и Анабарском районах, Намский педколледж — отделение в Верхоянском районе. Набор где-то будет бюджетный, где-то платный. И, в отличие от медицинского, педагогическое образование можно будет получить заочно. Это первый шаг для снятия потребности в педагогических кадрах на местах.

У нас есть большая надежда, что в скором времени утвердят новые федеральные государственные образовательные стандарты СПО, которые дадут возможность педколледжам готовить учителей информатики и ОБЗР. Тогда этих педагогов можно будет готовить не только в вузах, но и в колледжах.

Следующее направление — это целевая подготовка в вузах, это привлечение старшекурсников в период их обучения в вузе к работе в школах и детсадах. Теперь появится такая возможность. К примеру, в этом году 22 старшекурсника Якутского педколледжа с января стали трудоустраиваться. Для колледжа это хороший показатель, гарантия трудоустройства выпускников, а для студентов возможность заработка. Это очень хорошая практика, которую мы должны расширять. А самое главное — это взаимодействие с СВФУ по подготовке наших будущих педагогических кадров.

Также нужно отметить, что в последние годы проделана большая работа по мерам стимулирования молодых педагогов. Так, в прошлом году было утверждено постановление правительства, и первые молодые специалисты получили подъемные в размере трех окладов, им был оплачен проезд до места работы и провоз багажа. Это, я считаю, очень хорошая поддержка, помощь для молодого специалиста, выезжающего на свое первое место работы.

Также по поручению главы РС (Я) с 1 сентября 2024 года наши молодые педагоги начнут получать надбавку в размере 75%, между тем раньше эта надбавка была всего лишь 5%. Это значительное увеличение. Руководство республики пошло на такой шаг, выделив значительные средства. Кроме этого, есть и федеральный проект «Земский учитель», и региональный «Учитель Арктики», и меры поддержки в виде компенсации на приобретение жилья. Так что молодых учителей стараемся всячески поддерживать.

Фото пресс-служба Минобрнауки РС (Я)

Новоселье у кадетов

— Сколько новых школ будет введено в республике в этом учебном году?

— В этом году мы планировали ввод 18 школ и 6 детских садов, но обстоятельства складываются так, что фактически к концу года будет введено 13 школ и 4 садика. Остальные, к сожалению, по тем или иным причинам не смогут быть введены в этом году. Зачастую это зависит от самих строителей, а также от наших географических особенностей.

С радостью ожидаем открытия 1 сентября учебного корпуса Якутской кадетской школы-интерната. Здание построено за счет федеральных средств с привлечением регионального бюджета. К концу 2024 года будет введен еще и интернат. Так что наши кадеты смогут учиться и жить в прекрасных условиях. В этом году мы, как и прежде, набираем на базе седьмого класса, а со следующего года начнем набирать еще и пятиклассников.

«Это работа команды»

— Уже почти год как вы стали министром образования и науки Якутии. Как вы оцениваете свою работу?

— Действительно, в октябре уже будет год как я стала министром. В первую очередь это работа команды единомышленников. Если в команде есть понимание, то и работа ладится. У нас есть определенные успехи, и я теперь уже знаю, где у нас, скажем так, провалы, над которым надо работать.

До Нового года мы успели разработать стратегию развития системы образования. Это и указ, и послание Айсена Сергеевича Николаева. Мы определили много задач, которые необходимо выполнить, тем самым, улучшить систему образования в республике. Проекты начинают реализовываться, но где-то есть проблемы, над которыми работаем. Кроме стратегии развития, это, конечно, наша ежедневная работа, процесс, в котором бывают и человеческие факторы, где-то бывает и отставание нормативно-правового регулирования, может быть недостаточность финансирования, но над этим надо работать. А тому, кто трудится и, самое главное, ответственно относится, всё под силу.

— Ваши пожелания в связи с наступающим Днем знаний.

— Уважаемых наших педагогов, школьников, студентов, воспитанников, руководителей образовательных учреждений поздравляю с началом нового учебного года! Хочу пожелать, чтобы этот учебный год стал для ребят успешным — это и хорошие отметки, и добрые друзья, и интересные мероприятия, а также желаю, чтобы каждый из них достиг своих целей. Кто-то будет заканчивать в этом учебном году школу, кто-то вступил в новый этап своей жизни, став студентом, а кто-то только пойдет в детский сад и познакомится со своими новыми друзьями. Поэтому для каждого из ребят новый учебный год — это, конечно же, интересный образовательный учебный процесс. С праздником, с Днем знаний!

Фото пресс-служба Минобрнауки РС (Я)
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
22 декабря
  • -34°
  • Ощущается: -34°Влажность: 68% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: