Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 г. № 214-р «Об утверждении региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)»:
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
В. СОЛОДОВ.
распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 5 марта 2020 г. № 214-р
развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы
1. Анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)
1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
1.2. Текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
1.3. Анализ деятельности медицинских организаций, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи
1.4. Кадровый состав учреждений
1.5. Текущее состояние доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием наркотических средств и психотропных веществ
1.6. Текущее состояние уровня взаимодействия медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания
1.7. Выводы
2. Цели и задачи региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы
3. План мероприятий для достижения целевых показателей
4. Ожидаемые результаты
региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы
Наименование программы | Региональная программа развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы (далее — программа) |
Статус программы | Региональная программа |
Основание для разработки | Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2018 г.;Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)» |
Ответственный исполнитель программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи программы | Повышение доступности и качества паллиативной медицинской помощи (далее – ПМП) в Республике Саха (Якутия).Развитие и совершенствование системы оказания ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП.Создание в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта |
Срок реализации (этапы) программы | 2020 — 2024 годы |
Ресурсное обеспечение
|
Обеспечение программы предусмотрено за счет:
1) государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) 2) Соглашения от 22 декабря 2019 г. № 056-09-2020-100 Принятие данного проекта распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) не потребует дополнительных финансовых средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) |
Республика характеризуется особыми климатогеографическими условиями, связанными с периодами ледостава и ледохода, неустойчивой погодой, а также отсутствием развитой сети автомобильных дорог, наличием большого числа водных преград, функционированием территориально удаленных структурных подразделений медицинских организаций в сельской местности и на островных территориях. Спецификой является низкая плотность расселения – 0,31 человек на кв. км.
Территория республики представлена 36 муниципальными образованиями: 34 муниципальных района и 2 городских округа. Из 34 муниципальных районов 13 районов (119 населенных пунктов) относятся к арктическим. Всего в Республике Саха (Якутия) расположено 640 населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2019 года численность населения Республики Саха (Якутия) составила 966,9 тыс. человек, преимущественно городского населения (65,9%). Численность населения Республики Саха (Якутия) с 2016 года увеличилась на 5,7 тыс. человек (на 0,5%), за 2018 год – на 1,07 тыс. человек (на 0,1%).
Показатель | Численность населения | |||
на 1 января
2016 года |
на 1 января
2017 года |
на 1 января
2018 года |
на 1 января
2019 года |
|
Все население,
(тыс. человек) |
959,7 | 962,8 | 964,3 | 967,0 |
в том числе:
городское |
629,1
(64,4%) |
632,9
(65,6%) |
635,4
(65,8%) |
637,5
(65,9%) |
сельское | 332,1
(34,6%) |
331,5
(34,4%) |
330,5
(34,2%) |
329,5 (34,1%) |
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 58,8%, что выше, чем по Российской Федерации (56,7%).
Показатель рождаемости снизился с 2016 года с 16,0 на 1000 жителей до 14,5 на 1000 жителей в 2017 году. По итогам 2018 года родилось на 524 ребенка меньше, чем за 2017 год.
Коэффициент смертности снизился с 8,4 на 1000 жителей в 2016 году до 7,8 на 1000 жителей в 2018 году, что составило 0,1% (умерло на 481 человека меньше).
Удельный вес умерших в трудоспособном возрасте за 2018 год составил 485,8 на 100 тысяч населения и снизился по сравнению с 2017 годом на 6%. Основной причиной смерти лиц, умерших в возрасте от 18 до 59 лет, является смерть от внешних причин – 35,1%, на втором — болезни системы кровообращения – 32,8%, на третьем — новообразования – 12,8%.
Продолжительность жизни населения Республики Саха (Якутия) в 2017 году составила 71,68 лет (по Российской Федерации – 72,7 лет) (в 2016 году – 70,84 лет), рост показателя за три года в Республике Саха (Якутия) составил 0,8 года – на 1,1%.
На современном этапе демографического развития Республика Саха (Якутия) относится к территориям со стагнированным естественным приростом населения (0,01%).
Особенностью современного процесса воспроизводства населения республики, как и Российской Федерации, в целом, является его демографическое старение (абсолютное и относительное увеличение числа пожилых людей). В настоящее время каждый восьмой северянин (или 17%) находится в возрасте 60 лет и старше. Таким образом, сохраняется регрессивный тип структуры населения, заключающийся в низком удельном весе детского населения и высоком удельном весе лиц пенсионного возраста.
1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
Коэффициент смертности всего населения республики, по данным Росстата, за 2018 год составил 7,8 промилле (в 2017 году — 8,1).
Структура причин смертности, в %
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | РФ 2018 | ДФО 2018 | |
Болезни системы
кровообращения |
47,3 | 45,4 | 44,0 | 44,7 | 45,1 | 46,3 | 43,1 |
Новообразования | 14,9 | 15,3 | 16,1 | 16,7 | 17,8 | 15,9 | 16,4 |
Внешние причины | 18,1 | 17,0 | 16,2 | 16,4 | 15,6 | 7,2 | 11,4 |
В 2017 году в Республике Саха (Якутия) среди больных, наблюдающихся 5 лет и более, наибольший удельный вес занимают пациенты с опухолями молочной железы – 21,1%, шейки матки – 9,2%, щитовидной железы – 8,2%, почки – 6,9%, ободочной кишки – 5,1%, желудка – 4,7%, тела матки – 4,6%, лимфатической и кроветворной ткани – по 4,1%, яичника – 4%, прямой кишки – 3,8%.
Основной объем контингента больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями: молочной железы – 18,6%, шейки матки – 8,5%, почки – 7,3%, щитовидной железы – 5,4%, ободочной кишки – 5,2%, желудка – 4,7%, трахеи, бронхов, легкого – 4,5%, прямой кишки – 4,2%, тела матки – 4%, лимфатической ткани – 3,7%. Больные с опухолями кожи без меланомы составляют 4,4%.
Категории заболеваний, требующих оказания ПМП | Общая смертность, A | Распространенность болевого синдрома (%), B | Число пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, C=AxB/100 |
Онкологические заболевания | 1349 | 84% | 1134 |
Туберкулез | 47 | 90% | 43 |
ВИЧ | 11 | 80% | 9 |
Сахарный диабет | 158 | 64% | 101 |
Болезнь Паркинсона | 7 | 82% | 6 |
Болезнь Альцгеймера | 1 | 47% | 0,5 |
Рассеянный склероз | 1 | 43% | 0,4 |
Легочное сердце | 33 | 80% | 27 |
ХОБЛ | 101 | 67% | 68 |
Цирроз печени | 113 | 34% | 39 |
Врожденные аномалии (пороки развития) | 29 | 30% | 9 |
Последствия цереброваскулярных болезней | 216 | 80% | 173 |
Сердечно-сосудистые заболевания | 1193 | 80% | 955 |
Церебральный паралич | 8 | 80% | 7 |
ИТОГО: | 3303 | 2605 |
Наименование показателя | Количество, ед. | |
Взрослых | Детских | |
Количество кабинетов ПМП | 1 | 0 |
Количество выездных патронажных служб ПМП | 1 | 0 |
Количество выездных патронажных бригад* | 1 | 0 |
Количество хосписов | 0 | 0 |
Количество отделений ПМП | 1 | 1 |
Количество домов сестринского ухода | 0 | 0 |
Количество отделений сестринского ухода | 1 | 0 |
Количество паллиативных коек для взрослых | 17 | — |
Количество паллиативных коек для детей | — | 10 |
Количество онкологических паллиативных коек | х | x |
Количество коек сестринского ухода | 255 | 3 |
В течение 2019 года в Республике функционировало 255 коек сестринского ухода в 31 районе.
Профиль | Количество коек | Занятость койки | Оборот койки | Обеспеченность койками на 100 тыс. населения | ДВФО | РФ |
Паллиатив | 27 | 371 | 13 | 0,3 | 0,82 | 0,76 |
Сестринский уход | 255 | 345 | 20 | 2,6 | 1,69 | 1,1 |
При этом койки высоко востребованы: занятость паллиативной койки в 2018 году составила 371 день в году. Среднее пребывание в отделении паллиативной помощи — 27 койко-дней.
Год | Количество поступивших детей в отделение ПМП в г. Якутске |
Количество поступивших
взрослых пациентов в отделение ПМП |
2015 | — | 255 |
2016 | — | 223 |
2017 | 118 | 240 |
2018 | 127 | 230 |
2019 | 130 | 243 |
Район | Среднегодовая занятость койки в году | Средняя длительность пребывания больного на койке | Оборот койки | Больничная летальность |
Абыйский | 33 | 16 | 21 | 21 |
Алданский | 302 | 13 | 21 | 1,5 |
Аллаиховский | 374 | 14 | 25 | 16 |
Амгинский | 383 | 22 | 16 | 6 |
Булунский | 472 | 16 | 29 | 10 |
Верхневилюйский | 362 | 11 | 31 | 0,12 |
Верхнеколымский | 333 | 12 | 27 | 7 |
Верхоянский | 320 | 16 | 19 | 0,52 |
Вилюйский | 353 | 26 | 13 | 0,4 |
Горный | 303 | 16 | 18 | 0 |
Жиганский | 313 | 17 | 17 | 0 |
Кобяйский | 313 | 25 | 12 | 0 |
Ленский | 320 | 16 | 19 | 4,31 |
Мегино-Кангаласский | 368 | 17 | 21 | 1,6 |
Мирнинский | 334 | 21 | 15 | 0,1 |
Момский | 456 | 17 | 20 | 1 |
Намский | 341 | 16 | 21 | 11 |
Нерюнгринский | 329 | 21 | 15 | 5,95 |
Нижнеколымский | 333 | 19 | 17 | 0 |
Нюрбинский | 342 | 11 | 29 | 0 |
Оймяконский | 405 | 25 | 16 | 12 |
Олекминский | 449 | 17 | 25 | 5,26 |
Оленекский | 285 | 19 | 15 | 0 |
Среднеколымский | 290 | 11 | 26 | 3,84 |
Сунтарский | 334 | 19 | 17 | 4,62 |
Таттинский | 326 | 17 | 18 | 5,51 |
Томпонский | 384 | 14 | 26 | 1,51 |
Усть-Алданский | 293 | 11 | 25 | 1,98 |
Усть-Майский | 335 | 20 | 16 | 2 |
Усть-Янский | 331 | 20 | 16 | 2,9 |
Хангаласский | 307 | 13 | 22 | 10 |
Чурапчинский | 315 | 17 | 18 | 0 |
Всего по КСУ | 334 | 17 | 20 | 4,30 |
Профили | % | Число пациентов |
Онкология | 15 | 839 |
Психиатрия | 0,3 | 20 |
ВИЧ — инфекция | 0,11 | 6 |
Неврология | 18,7 | 1007 |
Терапия | 18,1 | 977 |
Прочие | 47 | 2534 |
Итого | 100 | 5383 |
Умерло | 5,5 | 301 |
Респираторная поддержка на дому | 0,07 | 4 |
В 2016 году детское отделение было передано в государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Городской специализированный дом ребенка» (далее — ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка»).
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Злокачественные новообразования | 42 | 107 | 92 | 116 | 106 |
Инфекционные болезни | — | — | — | 2 | 2 |
Болезни нервной системы | 42 | 74 | 71 | 91 | 105 |
Прочие | 45 | 74 | 60 | 35 | 17 |
Выездная патронажная служба и/или кабинет паллиативной помощи в поликлинике отсутствуют. Помощь паллиативным больным оказывают участковые терапевты в рамках диспансерного наблюдения или при вызове на дом.
Наименование | Количество |
Кровать медицинская функциональная трехсекционная | 10 |
Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица | 1 |
Холодильник фармацевтический 140 л | 3 |
Шкаф-сейф | 1 |
Шкаф одностворчатый двухсекционный | 2 |
Мешок реанимационный для взрослых | 1 |
Ходунки | 2 |
Подъемник электрический для инвалидов (устройство для подъема и перемещения) | 1 |
Кресло-коляска для душа | 4 |
Кресло-туалет | 1 |
Насос инфузионный | 2 |
Тележка для умывания больных | 1 |
Тонометр механический | 16 |
Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица | 1 |
Портативный аппарат ИВЛ с режимом поддержки давления, в комплекте с кислородным концентратором и принадлежностями Puritan Bennett 560 | 3 |
Концентратор кислорода | 2 |
Отсасыватель хирургический | 2 |
Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/Dixion Vacus 7032 | 2 |
Ингалятор компрессорный | 2 |
Облучатель-рециркулятор | 15 |
Матрас противопролежневый с компрессором | 20 |
Вертикализатор-стойка | 2 |
Каталка | 1 |
Насос-дозатор (для энтерального питания) | 2 |
Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/Dixion Vacus 7032 | 1 |
Матрас противопролежневый с компрессором | 15 |
Длительность пребывания пациентов в отделении составляет 21 день.
Паллиативное отделение расположено при ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка», в северо-восточной части от центра, общей площадью 441,4 кв.м., Блок Д. Палаты одноместные и двухместные с возможностью предоставления койко-места ухаживающему. Дети госпитализируются как в плановом, так и в экстренном порядке. Все палаты на 10 коек имеют централизованную подачу кислорода.
В конце 2019 года отделение ПМП детям передано в ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска» в связи с реорганизацией ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка».
2017 г. | Койко-дней | 2018 г. | Койко-дней | 2019 г. | Койко-дней | |
Поступило больных всего | 118 | 2437 | 127 | 2746 | 120 | 2619 |
В том числе: сельских жителей | 25 | 28 | 19 | |||
В том числе: детей до года | 3 | 2 | 3 |
2017 г. | % | 2018 г. | % | 2019 г. | % | |
Органическое поражение центральной нервной системы | 70 | 58,8 | 58 | 46,4 | 90 | 75 |
Другие болезни нервной системы | 26 | 21,8 | 41 | 32,8 | 7 | 5,8 |
Врожденные пороки развития тяжелой степени | 22 | 18,5 | 26 | 20,8 | 18 | 15 |
Онкология | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 4,1 |
Генетическая патология | 1 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 119 | 100,0 | 125 | 100,0 | 120 | 100,0 |
Ежегодно госпитализируются дети с установленными трахеоканюлями (каждый десятый), большая половина из них находятся на питании через назо-гастральный зонд; 4,7% — дети, страдающие хроническим болевым синдромом.
2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |
Заболевания нервной системы | 1 | 0 | 1 |
Генетические заболевания | 0 | 0 | 0 |
Онкология | 0 | 0 | 2 |
Наименование | Количество |
Медицинские консоли жизнеобеспечения «Silbermann» | 10 |
Инвазивный и неинвазивный аппарат ИВЛ для новорожденных детей и взрослых пациентов | 7 |
Многофункциональные кровати | 10 |
Модульный монитор пациента Rocheg Solo | 3 |
Набор изделий педиатрический, реанимационный НИП 01 «Медплант» | 1 |
Поли – спектр – Радио фирмы «Нейрософт». Телекардиограф | 1 |
Помпа инфузионная SCA – 600 | 5 |
Помпа шприцевая инфузионная SCA – 500II | 5 |
Прикроватный монитор пациента WG-004 | 7 |
Вакуум аспиратор Fazzini | 2 |
Мешок АМБУ | 2 |
Инфузионный насос DF-12M | 3 |
Шприцевая инфузионная помпа AITECS 2016 | 3 |
Кислородный концентратор | 1 |
Облучатели | 3 |
Стол пеленальный | 4 |
Противопролежневые матрасы | 3 |
Вакуумный электроотсос | 2 |
Вертикализатор | 1 |
Глюкометр | 1 |
Спирометр | 1 |
Тонометр | 3 |
Матрасы с подогревом | 5 |
Район или медучреждение | Койки сестринского ухода | Количество среднего медперсонала (СМП) и младшего медперсонала (ММП) | |
СМП | ММП | ||
Алданский | ЦРБ | 3 | 3 |
Амгинский | ЦРБ | 7 | 2 |
Булунский | ЦРБ | 4 | — |
Верхневилюйский | ЦРБ | 5 | — |
Верхоянский | ЦРБ | 5 | — |
Вилюйский | ЦРБ | 4 | — |
Горный | ЦРБ | 4 | — |
Жиганский | ЦРБ | 2 | — |
Кобяйский | ЦРБ | 3 | — |
Ленский | ЦРБ | 6 | — |
Мегино-Кангаласский | ЦРБ | 4 | 4 |
Мирнинский | ЦРБ | 6 | — |
Момский | ЦРБ | 2 | — |
Намский | ЦРБ | 4 | — |
Нерюнгринский | ЦРБ | 19 | — |
Нижнеколымский | ЦРБ | 1 | — |
Нюрбинский | ЦРБ | 6 | 2 |
Среднеколымский | ЦРБ | 12 | — |
Сунтарский | ЦРБ | 7 | — |
Таттинский | ЦРБ | 8 | — |
Усть-Алданский | ЦРБ | 4 | 4 |
Хангаласский | ЦРБ | 2 | — |
Чурапчинский | ЦРБ | 4 | — |
Всего | 122 | 15 |
В 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось в 2,5 раза количество медицинских организаций (с 13 до 33) и их территориально-обособленных подразделений (со 122 до 283), переоформивших лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в части перечня работ и услуг (отпуск физическим лицам наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II — III перечня). Таким образом, имеется 283 точки отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ в 33 административно-территориальных образованиях, в том числе в 139 участковых больницах, 94 фельдшерско-акушерских пунктах, 47 врачебных амбулаториях. Изготовление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе применяемых у детей, осуществляется в 3 аптечных организациях.
Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) постоянно проводятся контрольные мероприятия по проверке качества оказания обезболивающей терапии, обеспечения пациентов необходимыми препаратами. При назначении опиоидных анальгетиков ведется протокол эффективности обезболивания и количества побочных эффектов. В 2018 году число пациентов, постоянно получающих опиоидные анальгетики, составило 983 человека, средний срок получения пациентом опиоидных анальгетиков составил 5 недель. При неэффективности стандартной обезболивающей терапии пациент обращается в поликлинику по месту жительства. В рамках оказания пациентам паллиативной медицинской помощи используются пероральный, парентеральный и трансдермальный пути введения препаратов.
На территории Республики Саха (Якутия) в рамках оказания ПМП используются следующие способы доставки анальгетика: болюсные инъекции, постоянные инфузии, контролируемое пациентом обезболивание.
Расчет фактической потребности в конкретных наименованиях лекарственных препаратов осуществляется медицинскими организациями на основании расчетной потребности с учетом требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 917н «Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения» и Методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № 913.
Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) осуществляется контроль за составлением заявки на наркотические средства и психотропные вещества, выбором препаратов.
Сводная заявка Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) о потребности и о дополнительной потребности в наркотических лекарственных препаратах и психотропных веществах на 2018 год, рассчитанная в соответствии с нормативно-правовыми актами, направлена в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исходящими письмами от 27 сентября 2017 г. № И-01-20/622, от 3 мая 2018 г. № И-01-20/227, от 6 сентября 2018 г. № И-01-20/581.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 427-р, в целях развития паллиативной медицинской помощи направленные за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации средства в размере 26 435,9 тыс. рублей, распределены на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 г. № 01-07/805 «Об утверждении объемов финансирования, передаваемых подведомственным организациям Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия государственного заказчика по проведению процедуры закупок, заключению и исполнению контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий для искусственной вентиляции легких для обеспечения лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи на дому, и осуществление организационных мероприятий за счет средств федерального бюджета на 2018 год» следующим образом:
60% на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, включая обезболивающие, и 40% на обеспечение медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому, в соответствии с порядками оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям.
№ п/п | Международное непатентованное наименование лекарственного средства | Единица измерения | Лекарственная форма | Дозировка | Потребность по плану распределения 2018 г. | Фактическая выборка за 2018 г. | Структура отпуска НС и ПВ за 2018 г. | Запас по состоянию на 01.01.2019 | |||||
Количество ЛП | Доля выбор-ки плана распреде-ления | Всего
кол-во ЛП, в том числе |
Стацио-нарная помощь | Паллиатив-ная помощь | Льготное лекарст-венное обеспечение | Отпуск физлицам за полную стоимость | |||||||
упаковок/ампул | упаковок/ампул | % | упаковок/ампул | упаковок/ампул | упаковок/ампул | упаковок/ампул | упаковок/
ампул |
упаковок/ампул | |||||
1 | Бупренорфин | Ампула | Раствор для инъекций | 0,3 мг/мл 1,0 мл | 50 | 0 | 0,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Бупренорфин + Налоксон | Упаковка
№ 20 |
Таблетки сублингвальные | 0,2 мг + 0,2 мг | 0 | 0 | 0,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Морфин | Упаковка № 20 | Таблетки / капсулы пролонгирован-ного действия | 10 мг | 1 520 | 1 520 | 100,0 | 1 515 | 0 | 1 500 | 15 | 0 | 10 |
30 мг | 520 | 430 | 82,7 | 416 | 0 | 400 | 16 | 0 | 4 | ||||
60 мг | 420 | 221 | 52,6 | 237 | 0 | 191 | 46 | 0 | 0 | ||||
100 мг | 620 | 138 | 22,3 | 130 | 0 | 98 | 32 | 0 | 34 | ||||
Ампула | Раствор для инъекций | 10 мг/мл 1,0 мл | 15 330 | 6 850 | 44,7 | 12 660 | 6 181 | 3 830 | 2 649 | 0 | 2 960 | ||
4 | Кодеин+Морфин+Носкапин+
Папаверин+ Тебаин |
Ампула | Раствор для подкожного введения | 1,44+11,5+5,4+0,72+0,1 мг/мл 1,0 мл | 5 000 | 5 000 | 100,0 | 3 660 | 1 645 | 1 930 | 85 | 0 | 3 025 |
0.72+5.75+2.7+0.36+0.05 мг/мл 1,0 мл | 1 500 | 0 | 0,0 | 260 | 225 | 0 | 35 | 0 | 470 | ||||
5 | Пропионилфенил
этоксиэтил пиперидин |
Упаковка № 10 | Таблетки защечные | 20 мг | 571 | 0 | 0,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Тримеперидин | Ампула шприц-тюбик | Раствор для инъекций | 10 мг/мл 1 мл | 4 000 | 2 000 | 50,0 | 1 150 | 988 | 0 | 162 | 0 | 1 340 |
20 мг/мл 1 мл | 35 000 | 12 050 | 34,4 | 19 980 | 12 910 | 2 050 | 5 020 | 0 | 6 470 | ||||
Упаковка № 10 | Таблетки | 25 мг | 150 | 0 | 0,0 | 14 | 0 | 0 | 14 | 0 | 34 | ||
7 | Налоксон + Оксикодон | Упаковка № 20 | Таблетки пролонгирован-ного действия | 2.5 мг+5 мг | 84 | 0 | 0,0 | 7 | 0 | 0 | 7 | 0 | 0 |
5 мг+10 мг | 632 | 632 | 100,0 | 645 | 25 | 600 | 20 | 0 | 14 | ||||
10 мг+20 мг | 540 | 540 | 100,0 | 573 | 20 | 500 | 53 | 0 | 0 | ||||
20 мг+40 мг | 160 | 160 | 100,0 | 183 | 15 | 150 | 18 | 0 | 24 | ||||
8 | Фентанил | Упаковка № 5 | Трансдермальные терапевтические системы | 12.5 мкг/час | 100 | 100 | 100,0 | 97 | 0 | 50 | 47 | 0 | 3 |
25 мкг/час | 710 | 710 | 100,0 | 725 | 0 | 500 | 225 | 0 | 0 | ||||
50 мкг/час | 710 | 710 | 100,0 | 740 | 0 | 500 | 240 | 0 | 5 | ||||
75 мкг/час | 750 | 750 | 100,0 | 759 | 0 | 495 | 264 | 0 | 26 | ||||
100 мкг/час | 270 | 252 | 93,3 | 257 | 0 | 150 | 107 | 0 | 5 | ||||
Ампула | Раствор для внутривенного и внутримышечного введения | 50 мкг/мл 1,0 мл | 7 000 | 1 500 | 21,4 | 3 455 | 3 455 | 0 | 0 | 0 | 775 | ||
50 мкг/мл 2,0 мл | 65 000 | 50 000 | 76,9 | 55 565 | 55 565 | 0 | 0 | 0 | 20 195 | ||||
9 | Трамадол | Ампула | Раствор для инъекций | 50мг/мл 1,0 мл | 6 440 | 6 440 | 100,0 | 4 230 | 3 708 | 0 | 522 | 53 | 5 635 |
50мг/мл 2,0 мл | 68 140 | 68 140 | 100,0 | 70 680 | 62 557 | 0 | 8 123 | 420 | 4 860 | ||||
Упаковка № 20 |
Таблетки/капсулы | 50 мг | 1 806 | 1 806 | 100,0 | 886 | 0 | 0 | 886 | 123 | 1 207 | ||
100 мг | 3 760 | 3 760 | 100,0 | 2 830 | 1 842 | 0 | 988 | 156 | 1 130 | ||||
Упаковка № 20 |
Таблетки пролонгированного действия | 100 мг | 610 | 610 | 100,0 | 660 | 266 | 0 | 394 | 128 | 0 | ||
200 мг | 0 | 0 | 0,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
При выписке из медицинской организации, оказывающей ПМП в стационарных условиях, информация о пациенте передается в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь.
Обращение о предоставлении социального обслуживания недееспособному гражданину, получающему ПМП в амбулаторных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию в течение одного рабочего дня с даты получения согласия законного представителя на направление такого обращения.
Обращение о предоставлении социального обслуживания пациенту, утратившему способность к самообслуживанию или являющегося недееспособным лицом, и получающего ПМП в стационарных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию не позднее чем за 10 дней до планируемой выписки пациента.
Органы социальной службы Республики Саха (Якутия) организуют оказание срочных социальных услуг пациенту в день поступления обращения от медицинской организации о необходимости оказания пациенту срочных социальных услуг.
Органы социальной службы Республики Саха (Якутия) в течение двух рабочих дней с момента получения от медицинской организации обращения о необходимости организации социального обслуживания пациента организуют посещение и информирование пациента и/или его законного представителя о порядке и условиях получения социального обслуживания, а также оказывают содействие пациенту, утратившему способность к самообслуживанию, в сборе и подаче в уполномоченный орган или уполномоченную организацию заявления и документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Решение о признании пациента нуждающимся в предоставлении социального обслуживания либо об отказе в социальном обслуживании принимается не позднее двух рабочих дней с даты подачи заявления и документов, необходимых для предоставления социального обслуживания.
Социальное обслуживание одиноко проживающих пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме организуется не позднее чем за два дня до его выписки из стационара.
Социальное обслуживание пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в стационарной форме социального обслуживания организуется уполномоченными органами в срок, не превышающий одного месяца с даты признания пациента нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания.
Медицинская организация оформляет направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, при наличии согласия пациента (законного или уполномоченного представителя) на направление его на медико-социальную экспертизу.
В течение одного рабочего дня с даты оформления направления на медико-социальную экспертизу медицинская организация передает направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Бюро медико-социальной экспертизы при получении направления на медико-социальную экспертизу медицинской организации проводит медико-социальную экспертизу и принимает решение в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения указанного направления.
Не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения бюро медико-социальной экспертизы сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы направляет в медицинскую организацию, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу.
1) отсутствие в республике в настоящее время следующих подразделений для оказания ПМП:
выездных патронажных бригад в достаточном количестве;
амбулаторной помощи детскому населению;
центра респираторной поддержки пациентов.
Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на расширение имеющегося коечного фонда, открытие новых отделений на базе медицинских организаций, подготовку квалифицированных кадров;
2) непропорциональное соотношение между койками врачебного и сестринского ухода. Имеет место большое количество коек сестринского ухода, тогда как доступность коек врачебного ухода крайне ограничена.
С целью решения этой проблемы необходимо запланировать расширение коечного фонда врачебной паллиативной помощи за счет уменьшения коек сестринского ухода, подготовку квалифицированных кадров;
проблема оказания помощи пациентам, нуждающимся в респираторной поддержке на дому;
Необходимо адекватное оснащение оборудованием, в том числе аппаратами искусственной вентиляции легких, что требует дополнительного финансирования;
отсутствие в большей части районных центров коек паллиативного ухода.
Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на открытие межулусных центров оказания ПМП населению в крупных городах;
несоответствие современным подходам к лечению пациентов устаревших внедренных протоколов лечения паллиативных пациентов.
Необходимы организационные мероприятия по внедрению современных протоколов, проведению мастер-классов и семинаров с целью повышения квалификационного уровня работников;
отсутствие протоколов маршрутизации пациентов из медицинских организаций для оказания ПМП, что создает трудности при переводе пациентов на паллиативные койки.
Необходимы мероприятия по разработке протоколов маршрутизации пациентов с целью повышения преемственности между медицинскими организациями, расширению коечного фонда для обеспечения потребности медицинских организаций;
отсутствие специализированной ПМП на амбулаторном этапе: в специализированных паллиативных отделениях города Якутска регистрируется продолжительная средняя длительность госпитализации;
отсутствие программы обеспечения вспомогательным питанием при оказании ПМП;
отсутствие системы психологической поддержки пациента и его родственников на амбулаторном этапе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать выводы о низком уровне организации ПМП в Республике Саха (Якутия), что требует проведения комплекса мероприятий с целью решения всех проблем данной отрасли. Проведение мероприятий потребует дополнительных финансовых расходов, однако в результате это позволит оказывать ПМП жителям республики на должном уровне.
Основной проблемой является слабое кадровое оснащение и недостаток коек паллиативного ухода. Часть служб оказания ПМП в республике в настоящее время не функционирует. В районных центрах отсутствуют врачебные койки паллиативного ухода.
Основными задачами Программы являются:
разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Республики Саха (Якутия), в соответствии с требованиями действующего законодательства;
совершенствование службы в целях создания в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе с использованием средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития паллиативной медицинской помощи;
разработка и введение реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе при лечении хронического болевого синдрома;
совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;
повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;
совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;
повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;
обеспечение укомплектованности медицинскими работниками, прошедшими обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;
совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных некоммерческих организаций и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;
разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;
развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования «врач-врач», «врач-пациент» на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;
повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.
Основные показатели
№ п/п | Наименование показателя | Базовое значение (на 31.12.2018) | Период, год | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |||
1. | Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП, (%) | 40% | 43% | 46% | 49% | 52% | 55% | 58% |
2. | Обеспеченность паллиативными койками на 100 000 населения, из них: | 2,9 | 2,9 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
число коек на 100 000 детей | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
число коек на 100 000 взрослых, в том числе: | 0,18 | 0,18 | 0,3 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |
число коек сестринского ухода на 100 000 взрослых | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | |
3. | Количество отделений выездной патронажной ПМП, ед.: | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
4. | Количество выездных патронажных бригад, ед., в том числе: | 0 | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 |
для взрослых | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | |
для детей | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Доля посещений отделениями выездной патронажной ПМП в общем количестве амбулаторных посещений по ПМП, (%), в том числе: | 0 | 0 | 25% | 30% | 35% | 35% | 35%
|
к взрослым (%) | 0 | 0 | 25% | 30% | 35% | 35% | 35% | |
к детям (%) | 0 | 0 | 25% | 30% | 35% | 35% | 35% | |
6. | Число физических лиц основных работников, занятых на должностях в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь, чел. в том числе: | 133 | 133 | 138 | 146 | 148 | 148 | 148 |
врачи по ПМП | 7 | 7 | 7 | 10 | 12 | 12 | 12 | |
средний медицинский персонал | 126 | 126 | 131 | 136 | 136 | 136 | 136 | |
7. | Полнота выборки наркотических
лекарственных препаратов субъектом в рамках заявленной потребности в соответствии с планом распределения (%), в том числе: |
95 | 95 | 95 | 96 | 98 | 98 | 98 |
для инвазивных
лекарственных форм |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
для неинвазивных лекарственных форм | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
8. | Число пациентов, получающих респираторную поддержку, в том числе, чел.: | 4 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
взрослые, из них: | ||||||||
аппарат искусственной вентиляции легких | 4 | 4 | 7 | 12 | 17 | 21 | 25 | |
кислородный концентратор | 4 | 4 | 8 | 12 | 17 | 22 | 27 | |
откашливатель | 0 | 0 | 4 | 8 | 10 | 12 | 14 | |
дети, из них: | ||||||||
аппарат искусственной вентиляции легких | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
кислородный концентратор | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
откашливатель | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
9. | Число пациентов, получивших ПМП по месту жительства, в том числе на дому, чел. | 0 | 0 | 80 | 240 | 500 | 750 | 950 |
10. | Число пациентов, которым оказана ПМП по месту их фактического пребывания, чел. | 230 | 230 | 330 | 500 | 500 | 500 | 500 |
11. | Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания ПМП,
в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании ПМП (%) |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
12. | Количество проживающих, переведенных из организаций социального обслуживания в структурные
подразделения медицинских организаций, оказывающие ПМП, чел. |
69 | 69 | 99 | 150 | 150 | 150 | 150 |
13. | Количество пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП | 70 | 75 | 100 | 145 | 145 | 165 | 185 |
повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе на дому;
повышение доступности и качества оказания ПМП на территории Республики Саха (Якутия);
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 3,0 на 100 000 населения;
из них:
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП взрослому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,9 на 100 000 взрослого населения;
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП детскому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,12 на 100 000 детского населения;
обеспеченность койками сестринского ухода для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 1,9 на 100 000 населения;
обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, 1 бригада на 150 тыс. взрослого населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;
обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, бригада на 150 тыс. детского населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;
снижение среднего койко-дня на койке ПМП до 14;
уменьшение доли досуточной летальности на койках паллиативной медицинской помощи;
обеспечение специализированной ПМП на дому в течение 72 часов с момента обращения;
обеспечение специализированной ПМП в объеме 60% от общего количества нуждающихся;
обеспечение первичной ПМП 100% нуждающихся в оказании ПМП;
обеспечение 100% нуждающихся в обезболивании анальгетическими средствами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;
оказание ПМП 100% нуждающихся в длительной респираторной поддержке и ПМП.
____________________
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: