yakutia-daily.ru

Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 г. № 214-р «Об утверждении региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы»

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)»:

1. Утвердить региональную программу развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
В. СОЛОДОВ.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 5 марта 2020 г. № 214-р
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)
1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
1.2. Текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
1.3. Анализ деятельности медицинских организаций, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи
1.4. Кадровый состав учреждений
1.5. Текущее состояние доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием наркотических средств и психотропных веществ
1.6. Текущее состояние уровня взаимодействия медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания
1.7. Выводы
2. Цели и задачи региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы
3. План мероприятий для достижения целевых показателей
4. Ожидаемые результаты
ПАСПОРТ
региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы
Наименование программы Региональная программа развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)
на 2020 – 2024 годы (далее — программа)
Статус программы Региональная программа
Основание для разработки Перечень поручений Президента Российской Федерации
по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2018 г.;Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. № 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике
Саха (Якутия)»
Ответственный исполнитель программы Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Цели и задачи программы Повышение доступности и качества паллиативной медицинской помощи (далее – ПМП) в Республике
Саха (Якутия).Развитие и совершенствование системы оказания ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП.Создание в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе эффективное использование средств межбюджетного трансферта
Срок реализации (этапы) программы 2020 — 2024 годы
Ресурсное обеспечение

 

Обеспечение программы предусмотрено за счет:

1) государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)
на 2020 — 2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. № 887,
в размере 569 843 тыс. руб. на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

2) Соглашения от 22 декабря 2019 г. № 056-09-2020-100
о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы ПМП, в размере 23 118 тыс. руб. на обеспечение медицинских организаций, оказывающих ПМП , медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому и обеспечение лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания.

Принятие данного проекта распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) не потребует дополнительных финансовых средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

1. Анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) – наиболее масштабный по территориальной протяженности субъект Российской Федерации, большая часть которого отнесена к арктической и северной зонам, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь Республики составляет 3 083,5 тыс. кв. км.
Республика характеризуется особыми климатогеографическими условиями, связанными с периодами ледостава и ледохода, неустойчивой погодой, а также отсутствием развитой сети автомобильных дорог, наличием большого числа водных преград, функционированием территориально удаленных структурных подразделений медицинских организаций в сельской местности и на островных территориях. Спецификой является низкая плотность расселения – 0,31 человек на кв. км.
Территория республики представлена 36 муниципальными образованиями: 34 муниципальных района и 2 городских округа. Из 34 муниципальных районов 13 районов (119 населенных пунктов) относятся к арктическим. Всего в Республике Саха (Якутия) расположено 640 населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2019 года численность населения Республики Саха (Якутия) составила 966,9 тыс. человек, преимущественно городского населения (65,9%). Численность населения Республики Саха (Якутия) с 2016 года увеличилась на 5,7 тыс. человек (на 0,5%), за 2018 год – на 1,07 тыс. человек (на 0,1%).

Показатель Численность населения
на 1 января

2016 года

на 1 января

2017 года

на 1 января

2018 года

на 1 января

2019 года

Все население,

(тыс. человек)

959,7 962,8 964,3 967,0
в том числе:

городское

629,1

(64,4%)

632,9

(65,6%)

635,4

(65,8%)

637,5

(65,9%)

сельское 332,1

(34,6%)

331,5

(34,4%)

330,5

(34,2%)

329,5

(34,1%)

Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 58,8%, что выше, чем по Российской Федерации (56,7%).
Показатель рождаемости снизился с 2016 года с 16,0 на 1000 жителей до 14,5 на 1000 жителей в 2017 году. По итогам 2018 года родилось на 524 ребенка меньше, чем за 2017 год.
Коэффициент смертности снизился с 8,4 на 1000 жителей в 2016 году до 7,8 на 1000 жителей в 2018 году, что составило 0,1% (умерло на 481 человека меньше).
Удельный вес умерших в трудоспособном возрасте за 2018 год составил 485,8 на 100 тысяч населения и снизился по сравнению с 2017 годом на 6%. Основной причиной смерти лиц, умерших в возрасте от 18 до 59 лет, является смерть от внешних причин – 35,1%, на втором — болезни системы кровообращения – 32,8%, на третьем — новообразования – 12,8%.
Продолжительность жизни населения Республики Саха (Якутия) в 2017 году составила 71,68 лет (по Российской Федерации – 72,7 лет) (в 2016 году – 70,84 лет), рост показателя за три года в Республике Саха (Якутия) составил 0,8 года – на 1,1%.
На современном этапе демографического развития Республика Саха (Якутия) относится к территориям со стагнированным естественным приростом населения (0,01%).
Особенностью современного процесса воспроизводства населения республики, как и Российской Федерации, в целом, является его демографическое старение (абсолютное и относительное увеличение числа пожилых людей). В настоящее время каждый восьмой северянин (или 17%) находится в возрасте 60 лет и старше. Таким образом, сохраняется регрессивный тип структуры населения, заключающийся в низком удельном весе детского населения и высоком удельном весе лиц пенсионного возраста.
1.1. Анализ смертности от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
Коэффициент смертности всего населения республики, по данным Росстата, за 2018 год составил 7,8 промилле (в 2017 году — 8,1).

Таблица № 1

Структура причин смертности, в %

2014 2015 2016 2017 2018 РФ 2018 ДФО 2018
Болезни системы

кровообращения

47,3 45,4 44,0 44,7 45,1 46,3 43,1
Новообразования 14,9 15,3 16,1 16,7 17,8 15,9 16,4
Внешние причины 18,1 17,0 16,2 16,4 15,6 7,2 11,4

В 2017 году в Республике Саха (Якутия) среди больных, наблюдающихся 5 лет и более, наибольший удельный вес занимают пациенты с опухолями молочной железы – 21,1%, шейки матки – 9,2%, щитовидной железы – 8,2%, почки – 6,9%, ободочной кишки – 5,1%, желудка – 4,7%, тела матки – 4,6%, лимфатической и кроветворной ткани – по 4,1%, яичника – 4%, прямой кишки – 3,8%.

На конец 2018 года в Республике Саха (Якутия) состоят на учете 11 995 пациентов. Совокупный показатель распространенности составил 1 241,8 на 100 тыс. населения, что практически на уровне 2017 года (в 2017 году – 1 241,1 на 100 тыс. населения).
Динамика показателя распространенности злокачественных новообразований в Республике Саха (Якутия) за 2007 – 2018 гг. (на 100 тыс. населения)
Из общего числа больных, состоящих на онкологическом учете, сельских жителей – 25,3%, детей до 18 лет – 2,1%.
Основной объем контингента больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями: молочной железы – 18,6%, шейки матки – 8,5%, почки – 7,3%, щитовидной железы – 5,4%, ободочной кишки – 5,2%, желудка – 4,7%, трахеи, бронхов, легкого – 4,5%, прямой кишки – 4,2%, тела матки – 4%, лимфатической ткани – 3,7%.  Больные с опухолями кожи без меланомы составляют 4,4%.
Таблица № 2
Потребность в оказании ПМП
Категории заболеваний, требующих оказания ПМП Общая смертность, A Распространенность болевого синдрома (%), B Число пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, C=AxB/100
Онкологические заболевания 1349 84% 1134
Туберкулез 47 90% 43
ВИЧ 11 80% 9
Сахарный диабет 158 64% 101
Болезнь Паркинсона 7 82% 6
Болезнь Альцгеймера 1 47% 0,5
Рассеянный склероз 1 43% 0,4
Легочное сердце 33 80% 27
ХОБЛ 101 67% 68
Цирроз печени 113 34% 39
Врожденные аномалии (пороки развития) 29 30% 9
Последствия цереброваскулярных болезней 216 80% 173
Сердечно-сосудистые заболевания 1193 80% 955
Церебральный паралич 8 80% 7
ИТОГО: 3303   2605
Расчет количества нуждающихся в оказании ПМП произведен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Global Atlas of palliative Care at the End of life. Recommendations from the Worldwide Palliative Care Alliance, 2014.
1.2. Текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) за 2019 год
Таблица № 3
Структура ПМП в Республике Саха (Якутия)
Наименование показателя Количество, ед.
Взрослых Детских
Количество кабинетов ПМП 1 0
Количество выездных патронажных служб ПМП 1 0
Количество выездных патронажных бригад* 1 0
Количество хосписов 0 0
Количество отделений ПМП 1 1
Количество домов сестринского ухода 0 0
Количество отделений сестринского ухода 1 0
Количество паллиативных коек для взрослых 17
Количество паллиативных коек для детей 10
Количество онкологических паллиативных коек х x
Количество коек сестринского ухода 255 3
ПМП в Республике Саха (Якутия) представлена в государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска» (далее — ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»), где имеется 1 кабинет ПМП и 1 выездная патронажная бригада, 1 отделение ПМП на 17 коек для взрослого населения и детское отделение ПМП на 10 коек.
В течение 2019 года в Республике функционировало 255 коек сестринского ухода в 31 районе.
Таблица № 4
Профиль Количество коек Занятость койки Оборот койки Обеспеченность койками на 100 тыс. населения ДВФО РФ
Паллиатив 27 371 13 0,3 0,82 0,76
Сестринский уход 255 345 20 2,6 1,69 1,1
Обеспеченность паллиативными койками населения составляет 0,3 на 100 тыс. населения, что ниже более чем в 2 раза от данного показателя по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации.
При этом койки высоко востребованы: занятость паллиативной койки в 2018 году составила 371 день в году. Среднее пребывание в отделении паллиативной помощи — 27 койко-дней.
Таблица № 5
Работа паллиативных коек в Республике Саха (Якутия)
Год Количество поступивших детей в отделение ПМП
в г. Якутске
Количество поступивших

взрослых пациентов в отделение ПМП
в г. Якутске

2015 255
2016 223
2017 118 240
2018 127 230
2019 130 243
За 2019 год на паллиативных койках республики получили лечение 4735 пациентов. Из них 184 ребенка и 4551 взрослый.
Таблица № 6
Эффективность использования коек сестринского ухода в районных больницах и в г. Якутске
Район Среднегодовая занятость койки в году Средняя длительность пребывания больного на койке Оборот койки Больничная летальность
Абыйский 33 16 21 21
Алданский 302 13 21 1,5
Аллаиховский 374 14 25 16
Амгинский 383 22 16 6
Булунский 472 16 29 10
Верхневилюйский 362 11 31 0,12
Верхнеколымский 333 12 27 7
Верхоянский 320 16 19 0,52
Вилюйский 353 26 13 0,4
Горный 303 16 18 0
Жиганский 313 17 17 0
Кобяйский 313 25 12 0
Ленский 320 16 19 4,31
Мегино-Кангаласский 368 17 21 1,6
Мирнинский 334 21 15 0,1
Момский 456 17 20 1
Намский 341 16 21 11
Нерюнгринский 329 21 15 5,95
Нижнеколымский 333 19 17 0
Нюрбинский 342 11 29 0
Оймяконский 405 25 16 12
Олекминский 449 17 25 5,26
Оленекский 285 19 15 0
Среднеколымский 290 11 26 3,84
Сунтарский 334 19 17 4,62
Таттинский 326 17 18 5,51
Томпонский 384 14 26 1,51
Усть-Алданский 293 11 25 1,98
Усть-Майский 335 20 16 2
Усть-Янский 331 20 16 2,9
Хангаласский 307 13 22 10
Чурапчинский 315 17 18 0
Всего по КСУ 334 17 20 4,30
Койки сестринского ухода также имеют высокую востребованность, занятость койки в 2019 году составила 334 дня. Средняя длительность пребывания составила 17 дней. Летальность в стационаре на койках сестринского ухода составила 4,3%.
Таблица № 7
ПМП по профилям заболеваний
Профили % Число пациентов
Онкология 15 839
Психиатрия 0,3 20
ВИЧ — инфекция 0,11 6
Неврология 18,7 1007
Терапия 18,1 977
Прочие 47 2534
Итого 100 5383
Умерло 5,5 301
Респираторная поддержка на дому 0,07 4
В амбулаторных условиях ПМП в Республике Саха (Якутия) оказывается в одной медицинской организации.
1.3. Анализ деятельности медицинских организаций, участвующих в оказании паллиативной медицинской помощи
Отделение ПМП взрослому населению ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»
Отделение ПМП было организовано в марте 2013 года на базе ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска» на 7 коек для взрослого населения и 10 коек для детского населения (утверждено приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2011 г. № 1733 «Об организации паллиативной медицинской помощи»). На сегодняшний день в отделении развернуто 17 коек.
В 2016 году детское отделение было передано в государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Городской специализированный дом ребенка» (далее — ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка»).
Таблица № 8
Количество больных, получивших лечение
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Злокачественные новообразования 42 107 92 116 106
Инфекционные болезни 2 2
Болезни нервной системы 42 74 71 91 105
Прочие 45 74 60 35 17
Ежегодно отмечается рост госпитализации пациентов с онкологическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы. В связи с ограниченностью коечного фонда снижается количество госпитализированных больных прочими заболеваниями.
Выездная патронажная служба и/или кабинет паллиативной помощи в поликлинике отсутствуют. Помощь паллиативным больным оказывают участковые терапевты в рамках диспансерного наблюдения или при вызове на дом.
Таблица № 9
Оснащенность ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»
Наименование Количество
Кровать медицинская функциональная трехсекционная 10
Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица 1
Холодильник фармацевтический 140 л 3
Шкаф-сейф 1
Шкаф одностворчатый двухсекционный 2
Мешок реанимационный для взрослых 1
Ходунки 2
Подъемник электрический для инвалидов (устройство для подъема и перемещения) 1
Кресло-коляска для душа 4
Кресло-туалет 1
Насос инфузионный 2
Тележка для умывания больных 1
Тонометр механический 16
Кушетка массажная медицинская с подголовником с отверстием для лица 1
Портативный аппарат ИВЛ с режимом поддержки давления, в комплекте с кислородным концентратором и принадлежностями Puritan Bennett 560 3
Концентратор кислорода 2
Отсасыватель хирургический 2
Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/Dixion Vacus 7032 2
Ингалятор компрессорный 2
Облучатель-рециркулятор 15
Матрас противопролежневый с компрессором 20
Вертикализатор-стойка 2
Каталка 1
Насос-дозатор   (для энтерального питания) 2
Отсасыватель хирургический Экстрактор вакуумный «Вакус»/Dixion Vacus 7032 1
Матрас противопролежневый с компрессором 15
Отделение ПМП детям ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»
Отделение ПМП детям с мощностью на 10 коек на базе ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка» начало функционировать с 1 февраля 2017 года. Структура организации и оказания ПМП основана на порядках оказания ПМП, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № 187Н и № 193Н. Финансирование отделения осуществляется за счет средств ОМС. В 2019 году утвержден план койко-дней, который составил 2500 койко-дней. По итогам 11 месяцев предоставлено 2619 койко-дней, что составляет 100% от годового плана (2500). Финансирование поступает согласно сданным реестрам о количество койко-дней, проведенных пациентом в отделении.
Длительность пребывания пациентов в отделении составляет 21 день.
Паллиативное отделение расположено при ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка», в северо-восточной части от центра, общей площадью 441,4 кв.м., Блок Д. Палаты одноместные и двухместные с возможностью предоставления койко-места ухаживающему. Дети госпитализируются как в плановом, так и в экстренном порядке. Все палаты на 10 коек имеют централизованную подачу кислорода.
В конце 2019 года отделение ПМП детям передано в ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска» в связи с реорганизацией ГБУ РС(Я) «Городской специализированный дом ребенка».
Показатели госпитализации и сведений о количестве койко-дней
2017 г. Койко-дней 2018 г. Койко-дней 2019 г. Койко-дней
Поступило больных всего 118 2437 127 2746 120 2619
В том числе: сельских жителей 25 28 19
В том числе: детей до года 3 2 3
Структура заболеваемости паллиативных больных
2017 г. % 2018 г. % 2019 г. %
Органическое поражение центральной нервной системы 70 58,8 58 46,4 90 75
Другие болезни нервной системы 26 21,8 41 32,8 7 5,8
Врожденные пороки развития тяжелой степени 22 18,5 26 20,8 18 15
Онкология 0 0 0 0 5 4,1
Генетическая патология 1 0,9 0 0 0 0
Всего 119 100,0 125 100,0 120 100,0
Наибольшее количество госпитализируемых детей составили пациенты с патологией нервной системы. Около 20% пациентов нуждаются в ПМП в связи с врожденными пороками развития.
Ежегодно госпитализируются дети с установленными трахеоканюлями (каждый десятый), большая половина из них находятся на питании через назо-гастральный зонд; 4,7% — дети, страдающие хроническим болевым синдромом.
Структура смертности в паллиативном отделении (чел.)
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Заболевания нервной системы 1 0 1
Генетические заболевания 0 0 0
Онкология 0 0 2
Оснащенность ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»
Наименование Количество
Медицинские консоли жизнеобеспечения «Silbermann» 10
Инвазивный и неинвазивный аппарат ИВЛ для новорожденных детей и взрослых пациентов 7
Многофункциональные кровати 10
Модульный монитор пациента Rocheg Solo 3
Набор изделий педиатрический, реанимационный НИП 01 «Медплант» 1
Поли – спектр – Радио фирмы «Нейрософт». Телекардиограф 1
Помпа инфузионная SCA – 600 5
Помпа шприцевая инфузионная SCA – 500II 5
Прикроватный монитор пациента WG-004 7
Вакуум аспиратор Fazzini 2
Мешок АМБУ 2
Инфузионный насос DF-12M 3
Шприцевая инфузионная помпа AITECS 2016 3
Кислородный концентратор 1
Облучатели 3
Стол пеленальный 4
Противопролежневые матрасы 3
Вакуумный электроотсос 2
Вертикализатор 1
Глюкометр 1
Спирометр 1
Тонометр 3
Матрасы с подогревом 5
1.4. Кадровый состав учреждений
Штатный медицинский персонал паллиативного отделения для взрослого населения
В отделении ПМП для взрослых ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»: 3,25 ставки врача паллиативной помощи, укомплектованность — 100%; 12,75 ставок медицинских сестер, укомплектованность — 50%.
Штатный медицинский персонал паллиативного отделения для детского населения
Врачебный персонал представлен заведующей отделением и врачами педиатрами – 3,5 штатных единиц, укомплектованность — 100%. Средний медицинский персонал занимает 4 ставки, укомплектованность — 100%.
Штатный медицинский персонал районных медицинских организаций Республики Саха (Якутия)
Район или медучреждение Койки сестринского ухода Количество среднего медперсонала (СМП) и младшего медперсонала (ММП)
СМП ММП
Алданский ЦРБ 3 3
Амгинский ЦРБ 7 2
Булунский ЦРБ 4
Верхневилюйский ЦРБ 5
Верхоянский ЦРБ 5
Вилюйский ЦРБ 4
Горный ЦРБ 4
Жиганский ЦРБ 2
Кобяйский ЦРБ 3
Ленский ЦРБ 6
Мегино-Кангаласский ЦРБ 4 4
Мирнинский ЦРБ 6
Момский ЦРБ 2
Намский ЦРБ 4
Нерюнгринский ЦРБ 19
Нижнеколымский ЦРБ 1
Нюрбинский ЦРБ 6 2
Среднеколымский ЦРБ 12
Сунтарский ЦРБ 7
Таттинский ЦРБ 8
Усть-Алданский ЦРБ 4 4
Хангаласский ЦРБ 2
Чурапчинский ЦРБ 4
Всего   122 15
1.5. Текущее состояние доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с использованием наркотических средств и психотропных веществ
Уполномоченной организацией на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Саха (Якутия), с 2018 года является акционерное общество «Сахафармация». Отпуск населению в области наркотических средств и психотропных веществ осуществляют 24 аптечные организации. Все медицинские организации республики прикреплены к аптечным организациям для обеспечения амбулаторных больных и больных, выписанных из стационаров, наркотическими средствами и психотропными веществами по выписанным рецептам.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось в 2,5 раза количество медицинских организаций (с 13 до 33) и их территориально-обособленных подразделений (со 122 до 283), переоформивших лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в части перечня работ и услуг (отпуск физическим лицам наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II — III перечня). Таким образом, имеется 283 точки отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ в 33 административно-территориальных образованиях, в том числе в 139 участковых больницах, 94 фельдшерско-акушерских пунктах, 47 врачебных амбулаториях. Изготовление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе применяемых у детей, осуществляется в 3 аптечных организациях.
Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) постоянно проводятся контрольные мероприятия по проверке качества оказания обезболивающей терапии, обеспечения пациентов необходимыми препаратами. При назначении опиоидных анальгетиков ведется протокол эффективности обезболивания и количества побочных эффектов. В 2018 году число пациентов, постоянно получающих опиоидные анальгетики, составило 983 человека, средний срок получения пациентом опиоидных анальгетиков составил 5 недель. При неэффективности стандартной обезболивающей терапии пациент обращается в поликлинику по месту жительства. В рамках оказания пациентам паллиативной медицинской помощи используются пероральный, парентеральный и трансдермальный пути введения препаратов.
На территории Республики Саха (Якутия) в рамках оказания ПМП используются следующие способы доставки анальгетика: болюсные инъекции, постоянные инфузии, контролируемое пациентом обезболивание.
Расчет фактической потребности в конкретных наименованиях лекарственных препаратов осуществляется медицинскими организациями на основании расчетной потребности с учетом требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 917н «Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения» и Методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № 913.
Главным внештатным специалистом по паллиативной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) осуществляется контроль за составлением заявки на наркотические средства и психотропные вещества, выбором препаратов.
Сводная заявка Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) о потребности и о дополнительной потребности в наркотических лекарственных препаратах и психотропных веществах на 2018 год, рассчитанная в соответствии с нормативно-правовыми актами, направлена в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исходящими письмами от 27 сентября 2017 г. № И-01-20/622, от 3 мая 2018 г. № И-01-20/227, от 6 сентября 2018 г. № И-01-20/581.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 427-р, в целях развития паллиативной медицинской помощи направленные за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации  средства в размере 26 435,9 тыс. рублей, распределены на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2018 г. № 01-07/805 «Об утверждении объемов финансирования, передаваемых подведомственным организациям Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия государственного заказчика по проведению процедуры закупок, заключению и исполнению контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий для искусственной вентиляции легких для обеспечения лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи на дому, и осуществление организационных мероприятий за счет средств федерального бюджета на 2018 год» следующим образом:
60% на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, включая обезболивающие, и 40% на обеспечение медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому, в соответствии с порядками оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям.
Информация о реализации лекарственных препаратов, необходимых для обезболивания, за 2018 год и их запасах по состоянию на 1 января 2019 года
№        п/п Международное непатентованное наименование лекарственного средства Единица измерения Лекарственная форма Дозировка Потребность по плану распределения 2018 г. Фактическая выборка за 2018 г. Структура отпуска НС и ПВ за 2018 г. Запас по состоянию на 01.01.2019
Количество ЛП Доля выбор-ки плана распреде-ления Всего

кол-во

ЛП, в том числе

Стацио-нарная помощь Паллиатив-ная помощь Льготное лекарст-венное обеспечение Отпуск физлицам за полную стоимость
          упаковок/ампул упаковок/ампул % упаковок/ампул упаковок/ампул упаковок/ампул упаковок/ампул упаковок/

ампул

упаковок/ампул
1 Бупренорфин Ампула Раствор для инъекций 0,3 мг/мл 1,0 мл 50 0 0,0 0 0 0 0 0 0
2 Бупренорфин + Налоксон Упаковка

№ 20

Таблетки сублингвальные 0,2 мг + 0,2 мг 0 0 0,0 0 0 0 0 0 0
3 Морфин Упаковка № 20 Таблетки / капсулы пролонгирован-ного действия 10 мг 1 520 1 520 100,0 1 515 0 1 500 15 0 10
30 мг 520 430 82,7 416 0 400 16 0 4
60 мг 420 221 52,6 237 0 191 46 0 0
100 мг 620 138 22,3 130 0 98 32 0 34
Ампула Раствор для инъекций 10 мг/мл 1,0 мл 15 330 6 850 44,7 12 660 6 181 3 830 2 649 0 2 960
4 Кодеин+Морфин+Носкапин+

Папаверин+

Тебаин

Ампула Раствор для подкожного введения 1,44+11,5+5,4+0,72+0,1 мг/мл 1,0 мл 5 000 5 000 100,0 3 660 1 645 1 930 85 0 3 025
0.72+5.75+2.7+0.36+0.05 мг/мл 1,0 мл 1 500 0 0,0 260 225 0 35 0 470
5 Пропионилфенил

этоксиэтил

пиперидин

Упаковка № 10 Таблетки защечные 20 мг 571 0 0,0 0 0 0 0 0 0
6 Тримеперидин Ампула                               шприц-тюбик Раствор для инъекций 10 мг/мл 1 мл 4 000 2 000 50,0 1 150 988 0 162 0 1 340
  20 мг/мл 1 мл 35 000 12 050 34,4 19 980 12 910 2 050 5 020 0 6 470
Упаковка № 10 Таблетки 25 мг 150 0 0,0 14 0 0 14 0 34
7 Налоксон + Оксикодон Упаковка № 20 Таблетки пролонгирован-ного действия 2.5 мг+5 мг 84 0 0,0 7 0 0 7 0 0
5 мг+10 мг 632 632 100,0 645 25 600 20 0 14
10 мг+20 мг 540 540 100,0 573 20 500 53 0 0
20 мг+40 мг 160 160 100,0 183 15 150 18 0 24
8 Фентанил Упаковка № 5 Трансдермальные терапевтические системы 12.5 мкг/час 100 100 100,0 97 0 50 47 0 3
    25 мкг/час 710 710 100,0 725 0 500 225 0 0
    50 мкг/час 710 710 100,0 740 0 500 240 0 5
75 мкг/час 750 750 100,0 759 0 495 264 0 26
100 мкг/час 270 252 93,3 257 0 150 107 0 5
Ампула Раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мкг/мл 1,0 мл 7 000 1 500 21,4 3 455 3 455 0 0 0 775
50 мкг/мл 2,0 мл 65 000 50 000 76,9 55 565 55 565 0 0 0 20 195
9 Трамадол Ампула Раствор для инъекций 50мг/мл 1,0 мл 6 440 6 440 100,0 4 230 3 708 0 522 53 5 635
50мг/мл 2,0 мл 68 140 68 140 100,0 70 680 62 557 0 8 123 420 4 860
Упаковка
№ 20
Таблетки/капсулы 50 мг 1 806 1 806 100,0 886 0 0 886 123 1 207
100 мг 3 760 3 760 100,0 2 830 1 842 0 988 156 1 130
Упаковка
№ 20
Таблетки пролонгированного действия 100 мг 610 610 100,0 660 266 0 394 128 0
200 мг 0 0 0,0 0 0 0 0 0 0
1.6. Текущее состояние уровня взаимодействия медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, с организациями социального обслуживания
В Республике Саха (Якутия) медицинская организация, при принятом решении о необходимости оказания пациенту ПМП, информирует пациента или его законного представителя о порядке предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, установления инвалидности, предоставления технических средств реабилитации.
При выписке из медицинской организации, оказывающей ПМП в стационарных условиях, информация о пациенте передается в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь.
Обращение о предоставлении социального обслуживания недееспособному гражданину, получающему ПМП в амбулаторных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию в течение одного рабочего дня с даты получения согласия законного представителя на направление такого обращения.
Обращение о предоставлении социального обслуживания пациенту, утратившему способность к самообслуживанию или являющегося недееспособным лицом, и получающего ПМП в стационарных условиях, направляется медицинской организацией в уполномоченный орган или уполномоченную организацию не позднее чем за 10 дней до планируемой выписки пациента.
Органы социальной службы Республики Саха (Якутия) организуют оказание срочных социальных услуг пациенту в день поступления обращения от медицинской организации о необходимости оказания пациенту срочных социальных услуг.
Органы социальной службы  Республики Саха (Якутия) в течение двух рабочих дней с момента получения от медицинской организации обращения о необходимости организации социального обслуживания пациента организуют посещение и информирование пациента и/или его законного представителя о порядке и условиях получения социального обслуживания, а также оказывают содействие пациенту, утратившему способность к самообслуживанию, в сборе и подаче в уполномоченный орган или уполномоченную организацию заявления и документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Решение о признании пациента нуждающимся в предоставлении социального обслуживания либо об отказе в социальном обслуживании принимается не позднее двух рабочих дней с даты подачи заявления и документов, необходимых для предоставления социального обслуживания.
Социальное обслуживание одиноко проживающих пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в форме социального обслуживания на дому или в полустационарной форме организуется не позднее чем за два дня до его выписки из стационара.
Социальное обслуживание пациентов, утративших способность к самообслуживанию, в стационарной форме социального обслуживания организуется уполномоченными органами в срок, не превышающий одного месяца с даты признания пациента нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания.
Медицинская организация оформляет направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, при наличии согласия пациента (законного или уполномоченного представителя) на направление его на медико-социальную экспертизу.
В течение одного рабочего дня с даты оформления направления на медико-социальную экспертизу медицинская организация передает направление на медико-социальную экспертизу и результаты медицинских обследований в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Бюро медико-социальной экспертизы при получении направления на медико-социальную экспертизу медицинской организации проводит медико-социальную экспертизу и принимает решение в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты получения указанного направления.
Не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения бюро медико-социальной экспертизы сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы направляет в медицинскую организацию, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу.
1.7. Выводы
Текущее состояние системы ПМП пациентам с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями в Республике Саха (Якутия) имеет ряд проблем:
1) отсутствие в республике в настоящее время следующих подразделений для оказания ПМП:
выездных патронажных бригад в достаточном количестве;
амбулаторной помощи детскому населению;
центра респираторной поддержки пациентов.
Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на расширение имеющегося коечного фонда, открытие новых отделений на базе медицинских организаций, подготовку квалифицированных кадров;
2) непропорциональное соотношение между койками врачебного и сестринского ухода. Имеет место большое количество коек сестринского ухода, тогда как доступность коек врачебного ухода крайне ограничена.
С целью решения этой проблемы необходимо запланировать расширение коечного фонда врачебной паллиативной помощи за счет уменьшения коек сестринского ухода, подготовку квалифицированных кадров;
проблема оказания помощи пациентам, нуждающимся в респираторной поддержке на дому;
Необходимо адекватное оснащение оборудованием, в том числе аппаратами искусственной вентиляции легких, что требует дополнительного финансирования;
отсутствие в большей части районных центров коек паллиативного ухода.
Для решения данной проблемы необходим ряд мероприятий, направленных на открытие межулусных центров оказания ПМП населению в крупных городах;
несоответствие современным подходам к лечению пациентов устаревших внедренных протоколов лечения паллиативных пациентов.
Необходимы организационные мероприятия по внедрению современных протоколов, проведению мастер-классов и семинаров с целью повышения квалификационного уровня работников;
отсутствие протоколов маршрутизации пациентов из медицинских организаций для оказания ПМП, что создает трудности при переводе пациентов на паллиативные койки.
Необходимы мероприятия по разработке протоколов маршрутизации пациентов с целью повышения преемственности между медицинскими организациями, расширению коечного фонда для обеспечения потребности медицинских организаций;
отсутствие специализированной ПМП на амбулаторном этапе: в специализированных паллиативных отделениях города Якутска регистрируется продолжительная средняя длительность госпитализации;
отсутствие программы обеспечения вспомогательным питанием при оказании ПМП;
отсутствие системы психологической поддержки пациента и его родственников на амбулаторном этапе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать выводы о низком уровне организации ПМП в Республике Саха (Якутия), что требует проведения комплекса мероприятий с целью решения всех проблем данной отрасли. Проведение мероприятий потребует дополнительных финансовых расходов, однако в результате это позволит оказывать ПМП жителям республики на должном уровне.
Основной проблемой является слабое кадровое оснащение и недостаток коек паллиативного ухода. Часть служб оказания ПМП в республике в настоящее время не функционирует. В районных центрах отсутствуют врачебные койки паллиативного ухода.
2. Цели и задачи региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республики Саха (Якутия) на 2019 — 2024 годы
Целью региональной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи» на 2019 — 2024 годы (далее – Программа) является обеспечение повышения доступности и качества оказания ПМП в Республике Саха (Якутия), в том числе при лечении хронического болевого синдрома.
Основными задачами Программы являются:
разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности и качества оказания ПМП населению Республики Саха (Якутия), в соответствии с требованиями действующего законодательства;
совершенствование службы в целях создания в Республике Саха (Якутия) эффективной инфраструктуры для оказания ПМП, в том числе с использованием средств межбюджетного трансферта, выделяемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях развития паллиативной медицинской помощи;
разработка и введение реестра/базы данных пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе при лечении хронического болевого синдрома;
совершенствование системы оказания ПМП в стационарных условиях и условиях дневного стационара, направленных на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП;
повышение доступности ПМП в амбулаторных условиях, в том числе на дому, путем развития отделений выездной патронажной ПМП;
совершенствование преемственности при маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, по достижении совершеннолетия из медицинских организаций, оказывающих ПМП детскому населению, в медицинские организации, оказывающие ПМП взрослым;
повышение доступности лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;
обеспечение укомплектованности медицинскими работниками, прошедшими обучение по ПМП, медицинских организаций или их структурных подразделений;
совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций медико-социальной экспертизы и пенсионного обеспечения, общественных и религиозных организаций, также иных некоммерческих организаций и волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам ПМП;
разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества оказания ПМП, в том числе с применением медицинских информационных систем;
развитие и внедрение практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования «врач-врач», «врач-пациент» на всех этапах оказания медицинской помощи, включая оказание ПМП на дому;
повышение уровня информированности о ПМП среди населения и медицинских работников, в том числе с привлечением средств массовой информации.
Таблица № 10
Основные целевые показатели эффективности реализации Программы
Основные показатели
№ п/п Наименование показателя Базовое значение (на 31.12.2018) Период, год
2019 2020 2021 2022 2023 2024
1. Доля пациентов, получивших ПМП, в общем количестве пациентов, нуждающихся в ПМП, (%) 40% 43% 46% 49% 52% 55% 58%
2. Обеспеченность паллиативными койками на 100 000 населения, из них: 2,9 2,9 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
число коек на 100 000 детей 0,12 0,12 0,12 0,12 0,12 0,12 0,12
число коек на 100 000 взрослых, в том числе: 0,18 0,18 0,3 0,9 0,9 0,9 0,9
число коек сестринского ухода на 100 000 взрослых 2,6 2,6 2,6 2,0 1,9 1,9 1,9
3. Количество отделений выездной патронажной ПМП, ед.: 0 0 2 2 2 3 3
4. Количество выездных патронажных бригад, ед., в том числе: 0 0 2 3 4 5 5
для взрослых 0 0 2 2 3 4 4
для детей 0 0 0 1 1 1 1
5. Доля посещений отделениями выездной патронажной ПМП в общем количестве амбулаторных посещений по ПМП, (%), в том числе: 0 0 25% 30% 35% 35% 35%

 

 

 

к взрослым (%) 0 0 25% 30% 35% 35% 35%
к детям (%) 0 0 25% 30% 35% 35% 35%
6. Число физических лиц основных работников, занятых на должностях в структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих паллиативную специализированную медицинскую помощь, чел. в том числе: 133 133 138 146 148 148 148
врачи по ПМП 7 7 7 10 12 12 12
средний медицинский персонал 126 126 131 136 136 136 136
7. Полнота выборки наркотических

лекарственных препаратов

субъектом в рамках заявленной

потребности в соответствии с планом распределения (%), в том числе:

95 95 95 96 98 98 98
для инвазивных

лекарственных форм

100 100 100 100 100 100 100
для неинвазивных лекарственных форм 100 100 100 100 100 100 100
8. Число пациентов, получающих респираторную поддержку, в том числе, чел.: 4 5 10 15 20 25 30
взрослые, из них:
аппарат искусственной вентиляции легких 4 4 7 12 17 21 25
кислородный концентратор 4 4 8 12 17 22 27
откашливатель 0 0 4 8 10 12 14
дети, из них:
аппарат искусственной вентиляции легких 0 0 1 2 3 4 5
кислородный концентратор 0 0 1 2 3 4 5
откашливатель 0 0 1 2 3 4 5
9. Число пациентов, получивших ПМП по месту жительства, в том числе на дому, чел. 0 0 80 240 500 750 950
10. Число пациентов, которым оказана ПМП по месту их фактического пребывания, чел. 230 230 330 500 500 500 500
11. Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания ПМП,

в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании ПМП (%)

100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
12. Количество проживающих, переведенных из организаций социального обслуживания в структурные

подразделения медицинских организаций, оказывающие ПМП, чел.

69 69 99 150 150 150 150
13. Количество пациентов, переведенных из структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих ПМП 70 75 100 145 145 165 185
3. План мероприятий для достижения целевых показателей
4. Ожидаемые результаты
Исполнение мероприятий региональной программы развития паллиативной медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы позволит достичь к 2024 году следующих результатов:
повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в ПМП, в том числе на дому;
повышение доступности и качества оказания ПМП на территории Республики Саха (Якутия);
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 3,0 на 100 000 населения;
из них:
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП взрослому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,9 на 100 000 взрослого населения;
обеспеченность врачебными койками для оказания ПМП детскому населению, число коек на 100 000 взрослого населения, ед., до 0,12 на 100 000 детского населения;
обеспеченность койками сестринского ухода для оказания ПМП, число коек на 100 000 населения, ед., до 1,9 на 100 000 населения;
обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, 1 бригада на 150 тыс. взрослого населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;
обеспеченность бригадами ПМП для оказания ПМП на дому, бригада на 150 тыс. детского населения с учетом территориальных особенностей и малой плотности населения;
снижение среднего койко-дня на койке ПМП до 14;
уменьшение доли досуточной летальности на койках паллиативной медицинской помощи;
обеспечение специализированной ПМП на дому в течение 72 часов с момента обращения;
обеспечение специализированной ПМП в объеме 60% от общего количества нуждающихся;
обеспечение первичной ПМП 100% нуждающихся в оказании ПМП;
обеспечение 100% нуждающихся в обезболивании анальгетическими средствами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами;
оказание ПМП 100% нуждающихся в длительной респираторной поддержке и ПМП.
____________________

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top