О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2022 г. № 346-РГ «Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия) на 2022-2026 годы»
В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», установления основ реализации инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), а также взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия):
Внести в распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2022 г. № 346-РГ «Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия) на 2022-2026 годы» следующие изменения:
в наименовании слова «на 2022-2026 годы» исключить;
в преамбуле слова «утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» заменить словами «утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
в пункте 1 слова «на 2022-2026 годы» исключить;
в пункте 2 слова «Бычкова К.Е.» заменить словами «Борисова Д.А.»;
в Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия) на 2022-2026 годы:
в наименовании слова «на 2022-2026 годы» исключить;
преамбулу исключить;
раздел «Общие положения» изложить в следующей редакции:
«Общие положения
Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия) (далее — Инвестиционная декларация) определяет инвестиционный потенциал и приоритетные направления инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), преимущества ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Республики Саха (Якутия), гарантии и обязательства Республики Саха (Якутия) по обеспечению прав субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также основные меры государственной поддержки.
Инвестиционная декларация публикуется на инвестиционном портале Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://investyakutia.ru/).
Актуализация положений Инвестиционной декларации по мере необходимости, но не реже одного раза в год, обеспечивается Министерством экономики Республики Саха (Якутия) с учетом Методических рекомендаций по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591.
Инвестиционная политика в республике реализуется в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309, и Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI.
Перечень нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности, приведен в приложении к Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия).
Достижение целей Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия), в том числе вопросы, связанные с нарушением положений Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия), рассматриваются на заседаниях Инвестиционного комитета Республики Саха (Якутия).»;
раздел 1 «Цели инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)» изложить в следующей редакции:
«1. Цели инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)
Основной целью инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) является увеличение инвестиционной активности в республике, выраженное в росте инвестиций в основной капитал, создании новых рабочих мест в экономике и увеличении налоговых доходов от реализации инвестиционных проектов.
Достижение этой цели будет обеспечено за счет создания благоприятного инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных правил, в том числе проведения постоянной работы по оптимизации процедур и условий ведения бизнеса.
Новая экономическая реальность в условиях санкционного давления западных стран является стимулом для поиска нового вектора развития экономики Республики Саха (Якутия), сбережения и приумножения человеческого капитала.
Основой будущего экономического роста станет перезапуск инвестиционного цикла. В Якутии активно внедряются лучшие практики работы с инвесторами. Инвестиционная команда республики готова к реализации новых нестандартных решений и инициатив для быстрого запуска приоритетных проектов.
Перспективами инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) станет формирование отраслевых кластеров, обеспечивающих прирост инвестиций в добывающую и обрабатывающую отрасли, а также в сектор цифровой и креативной экономики.
Существенными направлениями привлечения внебюджетных инвестиций для достижения целей инвестиционного развития республики являются:
поддержка частных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, в том числе инфраструктурных проектов;
развитие финансовых инструментов;
создание благоприятного инвестиционного климата.
Основные инструменты поддержки инвестиций сконцентрированы на следующих ключевых инвестиционных направлениях Якутии:
добыча полезных ископаемых;
обрабатывающее производство, в том числе лесопромышленный и агропромышленный комплексы, производство строительных материалов и ювелирное производство;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
инновационная и креативная экономика;
проекты «зеленой» экономики и энергосбережения;
туристическая индустрия;
магистральная инфраструктура, формирование транспортно-логистических центров;
инфраструктура качественной среды проживания.
Для определения приоритетности инвестиционного проекта используются следующие критерии социальной, экономической и экологической эффективности:
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
создание новых видов востребованной продукции, работ, услуг;
создание постоянных новых рабочих мест с привлечением местных кадров;
максимальное использование местных сырьевых ресурсов;
применение принципов ответственного инвестирования, связанного с соблюдением экологических, социальных приоритетов, принципов прозрачности управления при планировании корпоративного развития и внедрения цифровизации при реализации проектов.
Внедрение клиентоориентированного подхода в привлечение инвестиций и открытость к сотрудничеству — ведущий приоритет инвестиционной политики республики.»;
раздел 1.1 «Региональный инвестиционный стандарт Республики Саха (Якутия)» изложить в следующей редакции:
«1.1. Региональный инвестиционный стандарт
Создание благоприятных условий ведения инвестиционной деятельности является основным приоритетом инвестиционной команды Якутии.
Понятный и прозрачный механизм взаимодействия бизнеса и власти устанавливает региональный инвестиционный стандарт, который состоит из следующих элементов:
Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия) устанавливает приоритетные инвестиционные направления и преимущества для инвестирования, гарантии и обязательства республики по обеспечению прав инвесторов, а также основные меры государственной поддержки.
Инвестиционная карта Республики Саха (Якутия) размещена на Инвестиционной карте Российской Федерации (https://invest.gov.ru/) и содержит сведения о свободных площадках, на которых можно реализовать проект, о действующих преференциальных режимах, о тарифах к техприсоединению, о месторождениях, а также о доступной инфраструктуре для запуска проекта.
Дорожной картой для инвестора по условиям подключения к инфраструктуре, получения земельных участков в аренду, разрешительных документов и регистрации права собственности является свод инвестиционных правил Республики Саха (Якутия), включающий 11 пошаговых алгоритмов по приоритетным услугам, руководствуясь которыми, инвестор сможет сократить время на запуск инвестиционного проекта.
Площадкой для разрешения споров и устранения препятствий при реализации проекта выступает Инвестиционный комитет Республики Саха (Якутия), возглавляемый Главой Республики Саха (Якутия). Инвестор, который столкнулся с неразрешимыми разногласиями в процессе реализации проекта, может обратиться в Инвестиционный комитет Республики Саха (Якутия) для рассмотрения и решения проблемы в досудебном порядке.
Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия) оказывает комплексное сопровождение проектов от идеи до запуска проекта по принципу «одного окна», в том числе разрабатывает бизнес-планы, оказывает содействие в вопросах технологического присоединения к инфраструктуре и реализации проектов на внешних рынках.
Механизм обратной связи с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности функционирует на базе платформы обратной связи федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и предусматривает возможность получения консультации, помощи или решения проблемы, связанной с поддержкой и сопровождением бизнеса, подключением к инфраструктуре и использованием природных ресурсов. Срок рассмотрения обращений составляет: консультации до пяти дней, помощь до 10 дней и проблема до 30 дней.
Инвестиционные предложения включают информацию для неопределенного круга инвесторов о возможной реализации инвестиционного проекта на территории Республики Саха (Якутия) и размещаются на инвестиционном портале Якутии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://investyakutia.ru/).
Более подробная информация об элементах стандарта размещена на Инвестиционном портале Республики Саха (Якутия) в разделе «Инвестстандарт» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://investyakutia.ru/investstandart/).
Единые гарантии и сервисы для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в муниципальных районах и городских округах республики устанавливает муниципальный инвестиционный стандарт, который состоит из следующих элементов:
1. Раздел в сфере инвестиционной деятельности на информационном ресурсе муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Инвестиционный профиль муниципального образования.
3. Инвестиционный уполномоченный в муниципальном образовании.
4. Совещательный орган по инвестиционной деятельности при главе администрации муниципального образования.
5. Раздел в документе стратегического планирования с информацией о реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования.
6. Регламент сопровождения инвестиционных проектов со схемой взаимодействия инвестора с органами местного самоуправления муниципального образования.
7. Ключевые показатели эффективности деятельности главы администрации муниципального образования и инвестиционного уполномоченного.
8. Механизм обратной связи между инвесторами и администрацией муниципального образования (главой администрации, инвестиционным уполномоченным и ответственными сотрудниками).
9. Прохождение ответственными сотрудниками администрации муниципального образования обучающих программ и профессиональной переподготовки по инвестиционной тематике.
10. Соглашение о сотрудничестве между администрацией муниципального образования и ГБУ «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)».»;
раздел 2 «Ключевые характеристики Республики Саха (Якутия)» признать утратившим силу;
раздел 3 «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)» изложить в следующей редакции:
«3. Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) бескрайняя территория возможностей, которая расположена в континентальной и арктической частях Дальнего Востока на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом, высоким индексом человеческого потенциала и благоприятным инвестиционным климатом.
В структуре экономики республики наибольшая доля приходится на предприятия промышленности — 63,3 процента; строительства — 6,9 процента; транспортировки и хранения — 5,4 процента; торговли — 4,2 процента; государственного управления — 4,1 процента; здравоохранения — 3,6 процента; образования — 3,4 процента; сельского хозяйства — 1,1 процента.
По объему валового регионального продукта на душу населения Якутия занимает первое место среди регионов Дальневосточного федерального округа. За 2024 год валовый региональный продукт республики оценивается в 2 588,3 млрд рублей с реальным ростом 103,2 процента к 2023 году.
Валовый региональный продукт республики представлен на 60 процентов добывающей отраслью. За этими цифрами стоят крупнейшие промышленные и инфраструктурные проекты, реализованные в Якутии.
Основными отраслями промышленности в Якутии являются добыча и переработка руд драгоценных и цветных металлов, добыча и транспортировка нефти и природного газа, угольная промышленность, производство строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая и пищевая промышленность.
Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам. На территории Якутии более 3 тыс. месторождений полезных ископаемых по 59 видам минерального и углеводородного сырья.
Якутия успешно использует данный ресурс и занимает первое место по природно-ресурсному потенциалу среди регионов России. Удельный вес запасов в минерально-сырьевом потенциале России составляют: алмазы — 82 процента, золото — 17 процентов, уран — 61 процент, сурьма — 82 процента, уголь — 40 процентов, олово — 28 процентов. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.
По итогам 2023 года Якутия занимает первое место по добыче алмаза, второе место по добыче золота с объемом 50 тонн, третье место по добыче угля с объемом 38,5 млн тонн и пятое место по добыче газа и нефти в Российской Федерации.
Геологическая изученность территории составляет 12 процентов. Это дает возможности для новых открытий и инвестиций.
В 2024 году в экономику региона привлечен рекордный объем инвестиций в основной капитал в размере 795 млрд рублей.
Рост инвестиций в основной капитал к 2030 году планируется за счет реализации проектов освоения угольных месторождений в Южной Якутии, золоторудных месторождений «Кючус» и «Куранах», месторождения серебра «Прогноз», крупных нефтегазовых месторождений в Западной Якутии, освоение железорудных месторождений в Нерюнгринском районе, строительство рудника «Мир-Глубокий», строительства мостового перехода через реку Лена, ввод в эксплуатацию Жатайской судоверфи и Витимского лесопромышленного завода, масштабной модернизации аэропортовых комплексов, модернизации объектов дизельной генерации в 70-ти населенных пунктах и других инфраструктурных проектов.
Важным направлением инвестиций в основной капитал остаются проекты в сфере жилищного строительства и комплексной застройки территорий. Для увеличения производительной мощности строительной отрасли планируется строительство завода крупнопанельного домостроения в г. Якутске. Проектная мощность завода составит 50 тыс. кв. м в год с технологической перспективой увеличения до 100 тыс. кв. м. Будут поддерживаться и другие проекты организации производства строительных материалов.
Правительство республики активно использует инструменты федеральных мер поддержки во взаимодействии с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, привлекая инфраструктурные бюджетные кредиты на обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры, а также используя механизм инфраструктурных облигаций для софинансирования строительства социальных объектов застройки территории.
Якутия обладает уникальными природными и культурными ресурсами, ежегодно привлекая порядка 240 тыс. человек со всего мира. Туристский поток в республику за последние 10 лет вырос в полтора раза, к 2030 году планируется увеличить в три раза.
Республика предлагает более 180 различных туристических продуктов, учитывающих потребительские пожелания по различным видам туризма: экологического, промышленного, этнографического, экстремального и научного.
Следуя намеченному вектору развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, Республика Саха (Якутия) будет придерживаться развития туристской инфраструктуры и стимулирования разработки новых туристических маршрутов согласно разработанной Стратегии развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2030 года.
Якутия относится к регионам с лучшей в стране системой поддержки креативных индустрий.
В городе Якутске функционирует крупнейший на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда», в котором основной упор сделан на развитие киноиндустрии, анимации, цифрового контента, медиа и дизайна.
С расширением ИТ-парка и строительством креативного кластера прогнозируется рост вклада креативных индустрий в экономику региона.
Ожидается рост доли креативных профессий в общем числе занятых в компаниях республики до 10 процентов, в креативных индустриях будут осуществлять свою деятельность 12,5 процента организаций и индивидуальных предпринимателей.
Якутское кино признано на уровне мирового кинематографа. В городе Якутске будет создан единственный на Дальнем Востоке кинопавильон полного цикла. На достигнутом республика не останавливается, планируется дальнейшее развитие данной экосистемы.
Республика Саха (Якутия) является лидером на Дальнем Востоке по приросту населения, в 2023 году численность населения превысила один миллион жителей.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше за 2024 год составила 526,5 тыс. человек или 52,4 процента общей численности населения республики. Средний возраст рабочей силы — 40,7 лет, что на 1,4 года моложе, чем в среднем по стране.
В Якутии представлены практически все виды транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный.
Сеть автомобильных дорог имеет протяжённость свыше 30 тыс. км (21,8 тыс. км дороги общего пользования, с твёрдым покрытием 7,6 тыс. км). Воздушный транспорт состоит из 32 аэропортов и 200 посадочных площадок. Более 80 процентов грузов в республику поступают по смешанному железнодорожно-водному маршруту «Транссиб — БАМ — порт Осетрово — река Лена».
Основными объектами транспортной инфраструктуры являются:
железнодорожные линии «Беркакит — Томмот – Якутск» и «Улак — Эльга»;
федеральные автомобильные дороги «Вилюй», «Лена», «Колыма»;
региональные и муниципальные автомобильные дороги;
сеть торгово-логистических центров в Арктической зоне Республики Саха (Якутия);
аэропорты (г. Якутск, г. Мирный, г. Нерюнгри, п. Полярный, п. Тикси);
речные порты (г. Ленск, г. Олекминск, г. Якутск, пгт. Нижнеянск и Белая Гора);
морской порт п. Тикси.
Основные направления развития транспортной системы реализуются в рамках мероприятий национального проекта «Инфраструктура для жизни» и Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 г. № 270 «Об ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия)».
Реализация новых проектов в Якутии будет стимулироваться повышением транспортной доступности. Планируется строительство морского порта Тикси с глубоководным терминалом в селе Найба. Данный проект поможет сделать судоходство безопасным и обеспечит возможность круглогодичного использования Северного морского пути. Реализуется проект строительства мостового переход через реку Лена в районе города Якутска, который позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали (БАМ) с Северным морским путем. Проект включен в долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Якутской городской агломерации на период до 2030 года.
Газодобывающая и газотранспортная система состоит из трех локальных подсистем — Центрального, Западного и Среднетюнгского. В настоящее время все подсистемы работают замкнуто и технологически независимо друг от друга.
В систему газотранспортной системы Республики Саха (Якутия) входят:
магистральные газопроводы протяженностью 2 741 км, в том числе газопроводы «Тас-Тумус — Берге — Якутск – Мохсоголлох», «Кысыл-Сыр — Мастах — Берге — Якутск» и «Вилюйск — Ленск», магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» и магистральный газопровод «Сила Сибири»;
69 газораспределительных станций;
внутрипоселковые и межпоселковые газопроводы протяженностью 4 754 км.
В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности в Якутии реализуется комплекс мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации.
Результаты успешной работы по снятию административных барьеров ежегодно отражаются в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Республика входит в ТОП-5 регионов России по направлению «Инженерные сети и коммуникации» и ТОП-3 по сроку получения разрешения на строительство, которые включают показатели разрешительных процедур по строительству и технологического присоединения к инфраструктуре.
В Якутии инвестиционный цикл сокращен на 38 процентов (на 516 дней) и составляет 844 рабочих дня.
Представители бизнеса высоко оценивают скорость предоставления услуг по выдаче разрешений на строительство (53 рабочих дня), подключению электроэнергии (43 рабочих дня), водоотведению (48 рабочих дней), вводу объекта в эксплуатацию (27 рабочих дней), аренде земельных участков без торгов (28 рабочих дней).
Снижается количество контрольных (надзорных) мероприятий в отношении предпринимателей. В 2023 году началось внедрение мобильного приложения «Инспектор» на базе государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Приложение позволяет предпринимателю, заранее уведомленному о проверке или визите, взаимодействовать с контролером в дистанционном формате посредством видео- или аудиосвязи. Приложение внедрено в работу контрольных (надзорных) органов Республики Саха (Якутия). С 2025 года приложение используется при инспекционных визитах, выездных проверках и рейдовых мероприятиях.
С 2023 года плановые проверки в республике проводятся только в отношении субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с чрезвычайно высоким и высоким риском. Сохраняется тенденция снижения числа проверок, акцент смещается на проведение профилактических работ и расширение дистанционных форматов взаимодействия с бизнесом, включая использование мобильного приложения «Инспектор». Данный подход снижает административную нагрузку на бизнес и делает контроль более доступным и прозрачным.
Республика сохраняет приверженность принципам устойчивого развития, стимулирования раскрытия инвестиционного потенциала и потенциала конкурентоспособности в быстро меняющихся внешнеэкономических условиях.
Для обеспечения прямого диалога инвесторов с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам ведения инвестиционной деятельности образован институт инвестиционного уполномоченного Республики Саха (Якутия).
В целях привлечения инвесторов в Якутии действует комплексная система поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, включающая:
территории опережающего развития — ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия».
ТОР «Якутия» создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. № 877 на территории города Якутска, городского округа «Жатай», поселка Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса, Ленского и Мирнинского районов, в которых развиваются комплексные инвестиционные площадки (Капитоновка, Кангалассы, Молодежная, Сырдах, Креативный кластер «Квартал труда»), создана инфраструктура за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Проекты резидентов ТОР «Якутия» направлены на развитие местного производства — строительных материалов и оборудования в сфере жилищно-коммунального комплекса, функционируют креативный кластер «Квартал Труда», круглогодичный тепличный комплекс «Саюри» в условиях вечной мерзлоты, ювелирно-гранильный кластер, строятся высокотехнологичная судоверфь и круглогодичный детский лагерь, начинается реализация крупных инвестиционных проектов в сфере комплексной жилищной застройки и энергетики.
Для поддержки проектов, находящихся на начальных стадиях реализации, за счет средств федерального и регионального бюджетов создается инфраструктура ТОР «Якутия».
В 2021 году на площадке «Капитоновка» введены в эксплуатацию два универсальных производственных здания, разделенные на 14 помещений (от 36 до 167 кв. м) и обеспеченные всей необходимой инфраструктурой. У резидентов имеется возможность аренды готовых площадей на льготных условиях — на 50 процентов ниже рыночной.
Продолжается инфраструктурное обеспечение площадок ТОР «Якутия». Введена в эксплуатацию вторая очередь универсальных производственных зданий, которые разделены на шесть помещений, и завершена подготовка инвестиционной площадки «Участок Промышленная» с общей площадью участка 4,27 га для размещения новых производственных объектов. Площадки обеспечены всей необходимой инфраструктурой и предусматривают льготные условия для инвесторов, заинтересованных в развитии местного производства.
С целью повышения категории надежности электроснабжения для резидентов реализуется мероприятие по созданию газогенерирующих мощностей на площадке «Капитоновка», также для размещения резидентов с проектами в сфере развития туризма реализуется мероприятие по подготовке инвестиционной площадки «Участок Туристический».
Функции управляющей компании ТОР «Якутия» выполняет дочернее общество АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» — ООО «КРДВ «Якутия».
ТОР «Южная Якутия» создана постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1524 на территории Нерюнгринского и Олекминского районов. Специализируется в горнодобывающей и транспортно-логистической отраслях, является промышленным кластером по добыче угля, где вокруг двух якорных резидентов угледобывающей компании «Колмар» созданы и действуют предприятия, обеспечивающие их деятельность.
Перспективным направлением развития ТОР «Южная Якутия» является развитие сырьевого кластера, включающего в себя освоение месторождений железных руд, апатитов, кварца, вокруг которых будет выстроен каркас из поддерживающих и сопутствующих отраслей, призванных углубить складывающийся отраслевой фокус и повысить эффективность ключевого вида деятельности.
Функции управляющей компании ТОР «Южная Якутия» выполняет дочернее общество АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» — ООО «КРДВ «Южная Якутия».
Объем требуемых минимальных инвестиций для получения статуса резидента ТОР «Якутия» или ТОР «Южная Якутия» составляет 500 тыс. рублей.
Резиденты пользуются рядом налоговых преференций, льготами по уплате страховых взносов и административными послаблениями в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» и налоговым законодательством.
По налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), для резидентов ТОР установлены размеры пониженных налоговых ставок:
ноль процентов — в течение первых пяти налоговых периодов, в которых получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР;
10 процентов — в течение следующих пяти налоговых периодов.
По налогу на имущество организаций для резидентов ТОР предусмотрено снижение суммы налога:
на 100 процентов — на первые пять лет с момента получения статуса резидента ТОР;
на 50 процентов — на следующие пять лет.
Для резидентов ТОР, не являющихся налогоплательщиками по налогу на добычу полезных ископаемых, сумма налога в отношении имущества, поставленного на баланс организации с 1 января 2023 года, снижается на 100 процентов на первые пять лет с момента постановки имущества на баланс, на 50 процентов — на следующие пять лет.
По земельному налогу установлены нулевые налоговые ставки на срок от трех до пяти лет в соответствии с решениями представительных органов муниципальных образований, на территории которых действует ТОР.
Республика Саха (Якутия) планирует продвигать использование режима ТОР на приоритетные инвестиционные проекты;
2) правовой режим Арктической зоны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» территория Арктики имеет статус экономической зоны с набором налоговых и неналоговых преференций для бизнеса. К Арктической зоне Российской Федерации отнесены 13 арктических районов Республики Саха (Якутия): Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район) и Эвено-Бытантайский национальный улус (район).
Статус резидента Арктической зоны Российской Федерации доступен не только крупному бизнесу, но и субъектам малого и среднего предпринимательства, вложившим в новые проекты не менее 1 млн рублей. Сервис по подаче заявки на получение статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации доступен на портале Arctic Russia.
По налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), для резидентов Арктической зоны Российской Федерации установлена нулевая ставка на первые пять лет получения прибыли и 10 процентов на следующие пять лет.
По налогу на имущество организаций для резидентов Арктической зоны Российской Федерации установлена:
нулевая ставка в отношении имущества, которое принято на учет в качестве объектов основных средств после дня включения соответствующей организации в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации и расположено на территории соответствующего муниципального образования, со сроком действия до 31 декабря 2025 года включительно;
нулевая ставка с 1 января 2025 года бессрочно на пять налоговых периодов с момента постановки имущества на баланс организации.
По земельному налогу льготы устанавливаются в соответствии с решениями представительных органов муниципальных образований, на территории которых действует режим Арктической зоны Российской Федерации.
Для зарегистрированных в Арктической зоне Российской Федерации республики субъектов малого и среднего предпринимательства снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе по УСН при осуществлении деятельности в таких традиционных для Арктики отраслях как сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, в сфере обрабатывающих производств, информационных технологий и туризма с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» до пяти процентов, с объектом налогообложения «доходы» до одного процента.
Функции управляющей компании Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) выполняет дочернее общество АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» — ООО «КРДВ «Якутия»;
3) региональные инвестиционные проекты.
В Республике Саха (Якутия) реализуются региональные инвестиционные проекты в соответствии с главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации, законами Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З №17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», от 15 декабря 2014 г. 1396-З №347-V «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия)».
Для участника регионального инвестиционного проекта применяются требования к минимальному объему капитальных вложений:
в отношении организаций, осуществляющих деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (код ОКВЭД 07.29.41), в размере не менее 500 млн рублей и 5 000 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в течение трех и пяти лет соответственно;
в отношении иных организаций в размере не менее 50 млн рублей и 500 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в течение трех и пяти лет соответственно.
Для организаций, получивших статус участника регионального инвестиционного проекта, по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), установлены размеры пониженных налоговых ставок:
10 процентов на первые пять лет, в которых получена прибыль от реализации проекта;
13,5 процента на следующие пять лет;
4) соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и Законом Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 г. З № 1337-IV «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), предоставляются гарантии неизменности налоговых и иных регуляторных условий реализации инвестиционных проектов на срок до 20 лет (стабилизационная оговорка), а также возможность возмещения затрат на инфраструктуру в объеме уплаченных налоговых платежей в разные уровни бюджетов.
Для заключения СЗПК объем капитальных вложений должен составлять не менее 200 млн рублей;
5) специальные инвестиционные контракты.
В целях содействия разработке и внедрению передовых технологий в Республике Саха (Якутия) инвесторам предлагается заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Механизм СПИК предусматривает стимулирование инвестиций посредством предоставления налоговых преференций и стабилизации условий реализации проекта.
Для участников СПИК установлены дифференцированные пониженные ставки:
по налогу на прибыль организаций в пределах от 12 до 16 процентов в зависимости от доли ввода основных средств и прироста налогооблагаемой базы;
по налогу на имущество организаций снижение на 35, 60 или 85 процентов от исчисленной суммы налога в зависимости от отношения ввода основных средств к их остаточной стоимости;
контракты со встречными инвестиционными обязательствами.
Контракт со встречными инвестиционными обязательствами – это контракт на закупку товара или оказание услуги, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (инвестора) по созданию, модернизации и/или освоению производства товара или по созданию, реконструкции имущества, предназначенного для оказания услуги.
Для поставщика (инвестора), заключившего контракт, предоставляется долгосрочная гарантия сбыта продукции посредством включения в региональный реестр единственных поставщиков.
К основным требованиям для заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами относятся:
заключение на конкурсной основе, в котором может участвовать только юридическое лицо;
максимальный срок заключения контракта составляет 10 лет;
минимальный объем инвестиций составляет 100 млн рублей;
территории развития местного производства.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 г. 2647-З № 1205-VI «О территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия)» действует региональный преференциальный режим — территорий развития местного производства, который предусматривает для резидентов налоговые льготы, возможность возмещения части страховых вносов, затрат по капитальным вложениям и на уплату процентов по кредитам.
Резидентом территории развития местного производства может стать самозанятый, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории Якутии. Объем требуемых минимальных инвестиций составляет 500 тыс. рублей.
Для резидентов территорий развития местного производства снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН):
по УСН с объектом налогообложения «доходы» — один процент на первые пять лет, три процента на следующие пять лет;
по УСН с объектом налогообложения «доходы — расходы» — пять процентов на первые пять лет, 7,5 процента на следующие пять лет,
По единому сельскохозяйственному налогу для резидентов территорий развития местного производства установлена нулевая ставка на первые пять лет и три процента на следующие пять лет.
Резиденты территорий развития местного производства освобождены от уплаты транспортного налога на пять лет в отношении транспортных средств, государственная регистрация которых осуществлена после получения статуса резидента.
В качестве меры государственной поддержки для резидентов территорий развития местного производства предусмотрено предоставление субсидии из государственного бюджета республики для возмещения части затрат по капитальным вложениям на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры (до 30 процентов), части затрат на уплату процентов по кредитам (1/2 процентной ставки), а также возмещение 75 процентов страховых вносов;
инвестиционный налоговый вычет.
В целях активизации инвестиционной деятельности в сфере сельского хозяйства, обрабатывающего производства, общественного транспорта, цифровой экономики и туризма в республике установлено право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций по расходам на инвестиции в основные средства и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Инвестиционный налоговый вычет предполагает уменьшение суммы налога на прибыль организаций к уплате в региональный бюджет на сумму до 90 процентов расходов на указанные инвестиции;
государственно-частное партнерство.
Для привлечения частных инвестиций в республике активно применяется механизм государственно-частного партнерства. В рамках соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений осуществляется создание и реконструкция объектов образования, культуры, здравоохранения, транспорта, ИТ-инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. Якутия входит в число лучших регионов России по результатам оценки накопленного опыта реализации проектов государственно-частного партнерства за последние три года. При реализации проектов активно применяются федеральные меры поддержки (Дальневосточная концессия, демографическая субсидия и т.д.), а также различные механизмы сотрудничества с институтами развития (ВЭБ.РФ и др.);
10) поддержка инвестиционных проектов в сфере инноваций.
В целях развития и поддержки проектов в сфере инноваций создана единая инновационная экосистема, в которую входят местные высокотехнологичные компании, образовательные учреждения, корпорации и финансовые институты развития:
ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия» ведет свою деятельность по поддержке инновационных проектов с 2012 года. Основной целью ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия» является коммерциализация инновационных проектов и трансфер новых технологий в экономику республики, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
На территории Якутии открыто 19 муниципальных ИТ-центров. В качестве инфраструктуры поддержки ИТ-центры предоставляют консультационные и информационные услуги, выявляют технологические потребности местных предприятий, способствуют масштабированию существующих ИТ-проектов в республике и созданию рабочих мест для местных жителей.
В 2024 году на базе ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия» открыта лаборатория беспилотных летательных аппаратов (лаборатория БПЛА), которая ориентирована на всестороннюю деятельность в области беспилотных авиационных систем (БАС) с охватом полного цикла разработки, производства, эксплуатации и обслуживания беспилотных летательных аппаратов.
Лаборатория БПЛА способствует внедрению новейших технологий в промышленность, логистику, сельское хозяйство, охрану окружающей среды и другие сферы, делая БАС ключевым инструментом решения актуальных задач современности.
На базе ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия» функционирует лаборатория искусственного интеллекта (лаборатория ИИ), которая сосредоточена на разработке и совершенствовании технологий искусственного интеллекта для решения широкого круга социально значимых задач в сфере здравоохранения, климатических изменений, безопасности и социально-гуманитарных технологий.
Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия) реализует первую на Дальнем Востоке акселерационную программу инновационных проектов Акселератор «В8», участники которой могут получить финансовую, инфраструктурную и образовательную поддержку.
Венчурная компания «Якутия» — единственный на Дальнем Востоке фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием.
Образовательные организации высшего образования ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет», ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств», Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина реализуют программы среднего профессионального и высшего образования по ИТ-специальностям, развивается дополнительное образование, функционируют 50 частных ИТ-школ.
Научные разработки поддерживаются НОЦ «Север: территория устойчивого развития», резидентами которого являются научные и образовательные организации, а также организации реального сектора экономики Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей. НОЦ «Север: территория устойчивого развития» реализует механизмы продвижения разработок для индустриальных партнеров и резидентов центра от идеи до внедрения в производство и вывода на российский и международный рынки;
11) меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В Якутии особое внимание уделяется созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства (МСП).
С 2025 года на территории республики действует автоматизированная упрощенная система налогообложения (АвтоУСН).
АвтоУСН является альтернативным вариантом для оптимизации налогообложения субъектов МСП с учетом признания всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость.
В 2025-2027 годах для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих АвтоУСН, размеры налоговых ставок составят:
восемь процентов с объектом налогообложения «доходы»;
20 процентов с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Налогоплательщики, применяющие АвтоУСН, освобождены от уплаты страховых взносов.
На 2025-2029 годы для субъектов МСП снижены ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН):
по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» установлена ставка в размере 10 процентов.
Минимально возможная ставка пять процентов сохранена для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, информационных технологий, туризма и обрабатывающих производств.
Ставка в размере 7,8 процента в 2025 году, в размере 8,9 процента в 2026 году установлена для предпринимателей, осуществляющих виды деятельности: сбор, обработка, утилизация отходов, перевозка пассажиров в городском и пригородном сообщении, производство кинофильмов, деятельность гостиниц и ресторанов, издательская деятельность, образование дошкольное, в области спорта и культуры, также социальные услуги и деятельности в области спорта и парков.
Ставка в размере 15 процентов сохранена для предпринимателей, осуществляющих операции с алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
2) по УСН с объектом налогообложения «доходы» установлены следующие ставки:
один процент для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, информационных технологий, туризма и обрабатывающих производств;
шесть процентов для предпринимателей, осуществляющих операции с алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
для остальных налогоплательщиков сохранена дифференциация ставок по группам муниципальных образований, в том числе:
два процента для предпринимателей, осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации;
3,8 процента в 2025 году для предпринимателей, осуществляющих виды деятельности: сбор, обработка, утилизация отходов, перевозка пассажиров в городском и пригородном сообщении, производство кинофильмов, деятельность гостиниц и ресторанов, издательская деятельность, образование дошкольное, в области спорта и культуры, также социальные услуги и деятельность в области спорта и парков на территории первой группы муниципальных образований (г. Якутск, г. Мирный, г. Нерюнгри, г. Алдан и г. Ленск), 3,1 процента в 2025 году, 3,5 процента в 2026 году для предпринимателей, осуществляющих указанную деятельность на территории других муниципальных образований;
четыре процента на 2025-2029 годы для всех остальных предпринимателей.
МКК «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» реализует программы льготного микрофинансирования в целях обеспечения доступности субъектов МСП к финансовым ресурсам по сниженным процентным ставкам.
Гарантийный фонд Республики Саха (Якутия) осуществляет деятельность, направленную на развитие системы поручительств и независимых гарантий для повышения устойчивости субъектов МСП.
В муниципальных районах республики функционируют 30 центров оказания услуг «Мой бизнес», а также семь окон в г. Якутске.
Широкая сеть бизнес-инкубаторов представлена в 17 муниципальных образованиях, где начинающим субъектам МСП на конкурсной основе предоставляются помещения в аренду по льготным ставкам.
Создаются условия эффективной организации торгов. Внедрена универсальная электронная площадка «Арктический торговый дом» в качестве единого окна для закупок и продаж товаров, работ и услуг местных производителей;
12) имущественная поддержка.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности инвесторам предоставляются льготные условия пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Саха (Якутия), в том числе:
предоставление в аренду (в том числе по льготным ставкам для субъектов МСП) и в безвозмездное пользование имущества Республики Саха (Якутия), в том числе земельных участков;
предоставление земельных участков без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов при соответствии их критериям, установленным в статье 24.10 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия). Для получения статуса масштабного инвестиционного проекта заявление с перечнем документов необходимо направить в адрес уполномоченного органа — Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Перечни объектов регионального и муниципального имущества, предназначенные для предоставления субъектам МСП, размещаются на портале малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) (http://portal.b14.ru/);
13) сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
На территории Якутии сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна» регулируется регламентом, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. № 222.
Единым институтом развития по работе с инвесторами выступает Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия) (далее — Агентство), которое предоставляет полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна», включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.
На сопровождении у Агентства находятся основные приоритетные инвестиционные проекты республики в сфере добычи полезных ископаемых, переработки газа, транспорта, агропромышленного комплекса, туризма с общим объемом инвестиций 60 млрд рублей и созданием более 4 500 рабочих мест.
В рамках работы по совершенствованию информационной системы управления инвестиционными проектами внедрена CRM-система с автоматизацией полного цикла сопровождения проектов.
Подробная схема сопровождения инвестиционных проектов в Якутии представлена на Инвестиционном портале Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://investyakutia.ru/).
Прямые каналы коммуникаций с Главой Республики Саха (Якутия), сопровождение проектов по принципу «одного окна», взаимовыгодные налоговые льготы, условия для государственно-частного партнерства, единые стандарты сопровождения проектов на всей территории республики — это преференции, на которые могут рассчитывать российские и иностранные инвесторы, выбравшие Якутию местом реализации своих инвестиционных планов.»;
абзац сорок второй раздела 5 «Инвестиционная команда» изложить в следующей редакции:
«разработка, регистрация и продвижение брендов Республики Саха (Якутия);»;
раздел 5 «Инвестиционная команда» дополнить абзацем сорок четвертым следующего содержания:
«улучшение инвестиционного имиджа Республики Саха (Якутия) в сфере туризма;»;
раздел 5 «Инвестиционная команда» дополнить абзацами следующего содержания:
«11) ООО «КРДВ Якутия», ООО «КРДВ Южная Якутия» (https://toryakutia.ru , https://erdc.ru/).
Направления деятельности:
формирование благоприятных финансовых и административных условий для развития бизнеса;
формирование, инфраструктурное обустройство, эксплуатация площадок ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия».»;
абзац восьмой раздела 6 «Распределение ответственности между членами инвестиционной команды в части взаимодействия с инвесторами» изложить в следующей редакции:
«Директор ООО «КРДВ «Якутия» и ООО «КРДВ «Южная Якутия» осуществляет управление территориями опережающего развития в республике и содействует реализации инвестиционных проектов резидентов, в том числе в обеспечении инфраструктуры, а также осуществляет функции руководителя управляющей компании Арктической зоны Российской Федерации в Республике Саха (Якутия).».
2. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Глава Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
This post was published on 28.10.2025 10:57
На недавнем чемпионате России якутские дзюдоистки выиграли золотую и серебряную медали, заняли два пятых места,…
Мы продолжаем публикацию материалов под нашей новой рубрикой "Моя профессия", в которой о своих профессиях…
В дежурную часть отдела полиции №2 Якутска обратился потерпевший. Он заявил, что из раздевалки спорткомплекса…
Его отцу в 17 лет лошадь разбила коленную чашку на правой ноге. Ему же осколком…
Делегация Якутии приняла участие во Всероссийском форуме организаторов отдыха и оздоровления детей «Большие смыслы-2025», который…
В преддверии праздника Дня тренера, который в России отмечают 30 октября, в Управлении Министерства юстиции…