Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) 21 апреля 2022 г. №346-РГ «Об Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия)»

Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) 21 апреля 2022 г. №346-РГ «Об Инвестиционной декларации Республики Саха (Якутия)»

09:39
28 апреля 2022
Читайте нас на

В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
1. Утвердить Инвестиционную декларацию Республики Саха (Якутия) (далее — Инвестиционная декларация) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

Глава Республики Саха (Якутия)
А. НИКОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Главы Республики Саха (Якутия)
от 21 апреля 2022 г. № 346-РГ

Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия)

Новая экономическая реальность в условиях санкционного давления западных стран является стимулом для поиска нового вектора развития экономики Республики Саха (Якутия), сбережения и преумножения человеческого капитала.
Республика Саха (Якутия) сохраняет приверженность принципам устойчивого развития, стимулирования раскрытия инвестиционного потенциала и потенциала конкурентоспособности в быстро меняющихся внешнеэкономических условиях.
Основой будущего экономического роста станет перезапуск инвестиционного цикла. В Якутии активно внедряются лучшие практики работы с инвесторами. Инвестиционная команда республики готова к реализации новых нестандартных решений и инициатив для быстрого запуска перспективных проектов.
Внедрение клиентоориентированного подхода в привлечение инвестиций и открытость к сотрудничеству — ведущий приоритет инвестиционной политики.
Прямые каналы коммуникаций с Главой Якутии, сопровождение проектов по принципу «одного окна», взаимовыгодные налоговые льготы, субсидии на создание инженерной инфраструктуры — это преференции, на которые могут рассчитывать российские и иностранные инвесторы, выбравшие республику местом реализации своих инвестиционных планов.
Особое внимание уделяется созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Система мер поддержки бизнеса выстраивается с учетом мнения предпринимательского сообщества.
Приоритетной задачей в краткосрочной перспективе становится расширение взаимодействия с государствами Северо-Восточной Азии и создание условий безопасного участия Республики Саха (Якутия) в международной торговле.
В рамках следования общенациональному приоритету «зеленой» экономики актуален переход к социально ответственным проектам. Планируется применение налоговых стимулов, использование «зеленых» государственных закупок, развитие инструментов финансирования ESGD проектов.
Республика продолжит последовательную политику, направленную на достижение национальной цели развития Дальнего Востока, — опережающего социально-экономического развития и улучшения качества жизни населения.
Общие положения
Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия) устанавливает приоритетные инвестиционные направления и преимущества для инвестирования на территории республики, гарантии и обязательства Республики Саха (Якутия) по обеспечению прав инвесторов, а также основные меры государственной поддержки.
Инвестиционная политика в республике реализуется в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, Инвестиционной стратегией в структуре Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI), а также ключевыми направлениями социально-экономического развития на период до 2024 года, которые определены Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».
Актуализация положений Инвестиционной декларации ежегодно обеспечивается Министерством экономики Республики Саха (Якутия) с учетом Методических рекомендаций по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591.

1. Цели инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)

Целями инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) являются создание новых рабочих мест в экономике и увеличение налоговых доходов от реализации инвестиционных проектов. Достижение этих целей будет обеспечено за счет создания благоприятных условий инвестирования в экономику республики и стимулирования реального роста инвестиций в основной капитал — не менее 70 процентов до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года.
Перспективами инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) станет формирование приоритетных отраслевых кластеров, обеспечивающих прирост инвестиций в добывающую и обрабатывающую отрасли, а также в сектор цифровой и креативной экономики.
Приоритетными направлениями привлечения внебюджетных инвестиций для достижения целей инвестиционного развития являются:
поддержка частных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, в том числе инфраструктурных проектов;
развитие финансовых инструментов, в том числе применение специальных механизмов финансирования проектов устойчивого развития и ESGD проектов;
улучшение делового климата, в том числе за счет реализации целевых моделей, предусмотренных дорожной картой по улучшению инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия) на 2021-2022 годы.
Основные инструменты поддержки инвестиций сконцентрированы на следующих ключевых инвестиционных направлениях Якутии:
добыча полезных ископаемых;
перерабатывающее производство;
инновационная и креативная экономика;
проекты «зеленой» экономики и энергосбережения;
лесопромышленный комплекс и производство строительных материалов;
туристическая индустрия;
агропромышленный комплекс.
Для определения приоритетности инвестиционного проекта будут использованы следующие критерии социальной, экономической и экологической эффективности:
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в короткие сроки;
создание новых видов востребованной продукции, работ, услуг;
создание постоянных новых рабочих мест с привлечением местных кадров;
максимальное использование местных сырьевых ресурсов;
применение принципов ответственного инвестирования, связанного с соблюдением экологических, социальных приоритетов, принципов прозрачности управления при планировании корпоративного развития и внедрения цифровизации при реализации проектов (ESGD-подход).

2. Ключевые характеристики Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) расположена в континентальной и арктической частях Дальнего Востока на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом, высоким индексом человеческого потенциала и благоприятным инвестиционным климатом.
В структуре экономики республики наибольшая доля приходится на предприятия промышленности – 54,5 процента, строительства – 6,3 процента, транспортировки и хранения – 6,7 процента, торговли – 6,5 процента, государственного управления – 5,2 процента, здравоохранения – 5 процентов, образования – 4,3 процента, сельского хозяйства – 1,4 процента.
Среди регионов Дальневосточного федерального округа Якутия занимает лидирующие позиции по объему ВРП на душу населения. Объем ВРП республики за 2021 год оценивается в 1,5 трлн руб., что составляет 20 процентов совокупного объема ВРП всего Дальнего Востока.
Основу экономики республики составляет промышленность. Республика – один из лидеров по росту промышленного производства (7 место в 2021 г.) и занимает 2 место после Приморского края в Дальневосточном федеральном округе. Индекс промышленного производства достиг максимального значения за 11 лет и оценивается в 118 процентов к 2020 году и 12,5 процента к 2019 году.
Основными отраслями промышленности в Якутии являются добыча и переработка руд драгоценных и цветных металлов, добыча и транспортировка нефти и природного газа, угольная промышленность, производство строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая и пищевая промышленность.
Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам. По природно-ресурсному потенциалу Якутия занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе и 2 место в рейтинге среди регионов России. Удельный вес запасов в минерально-сырьевом потенциале России составляют: алмазы – 82 процента, золото – 17 процентов, уран – 61 процент, сурьма – 82 процента, уголь – 40 процентов, олово – 28 процентов. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.
Якутия уверенно закрепилась в ТОП-3 золотодобывающих регионов страны с объемом 42 тонны (103,3 процента к 2020 году).
Рост инвестиций в основной капитал к 2030 году планируется за счет реализации проектов освоения угольных месторождений в Южной Якутии, золоторудных месторождений «Кючус» и «Куранах», месторождения серебра «Прогноз», крупных нефтегазовых месторождений в Западной Якутии, Таежного и Сиваглинского железорудных месторождений, строительства мостового перехода через реку Лена и Жатайской судоверфи, масштабной модернизации аэропортовых комплексов и других инфраструктурных проектов.
Важным направлением инвестиций в основной капитал остаются проекты в сфере жилищного строительства и комплексной застройки территорий. Для увеличения производительной мощности строительной отрасли планируется строительство завода крупнопанельного домостроения в г. Якутске. Проектная мощность завода составит 50 тыс. кв.м в год с технологической перспективой увеличения до 100 тыс. кв.м. Будут поддерживаться и другие проекты организации производства строительных материалов.
Правительство республики активно использует инструменты федеральных мер поддержки во взаимодействии с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, привлекая инфраструктурные бюджетные кредиты на обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры, а также используя механизм инфраструктурных облигаций для софинансирования строительства социальных объектов застройки территории.
Региональный Фонд развития промышленности при участии Фонда развития промышленности под управлением ВЭБ.РФ планирует привлечь инвестиции в развитие обрабатывающей промышленности в размере 430 млн рублей.
Республика эффективно участвует в реализации национальных проектов. Объем финансирования ежегодно увеличивается, а общая сумма предусмотренных средств за 3 года реализации нацпроектов в республике превысила 94 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 63 млрд рублей. Существенные объемы финансирования приходятся на национальные проекты «Жилье и городская среда» (22,1 млрд руб.), «Демография» (7,6 млрд руб.), «Здравоохранение» (5,6 млрд руб.), «Безопасные качественные дороги» (5,3 млрд руб.), «Образование» (2,2 млрд руб.).
Республика Саха (Якутия) занимает 9 место в рейтинге по индексу человеческого развития в 2019 году (рейтинг подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и опубликован в декабре 2021 г.).
Численность трудоспособного населения в возрасте 15 лет и старше по состоянию на 1 января 2021 года составила 500,6 тыс. человек или 50,7 процента общей численности населения республики. Количество населения с высшим профессиональным образованием составляет 154,8 тыс. человек, количество населения с средним профессиональным образованием – 230 тыс. человек.
По объему экспорта ИТ-услуг республика входит в ТОП-10 лучших регионов России и занимает 9 место в 2021 году, являясь лидером по Дальнему Востоку (1,6 млрд рублей).
Якутия имеет высокие рейтинги и по уровню развития государственно-частного партнерства – 2 место среди регионов России по итогам 2020 года. На территории республики реализуются 26 концессионных соглашений и 22 соглашения государственного и муниципального частного партнерства на общую сумму 103,2 млрд рублей.
В Якутии представлены практически все виды транспорта: железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный.
Доля населения Республики Саха (Якутия), имеющая круглогодичную транспортную доступность, составляет 20,9 процента. Доступ к сети Интернет по волоконно-оптическим линиям имеют 363 населенных пункта и 90 процентов населения с общей протяженностью сети 13 тыс. км.
Сеть автомобильных дорог имеет протяжённость свыше 30 тыс. км (21,8 тыс. км дороги общего пользования, с твёрдым покрытием 7,6 тыс. км). Воздушный транспорт представлен в виде 31 аэропорта и 159 посадочных площадок. Более 80 процентов грузов в республику поступают по смешанному железнодорожно-водному маршруту «Транссиб – БАМ – порт Осетрово – река Лена».
Основными объектами транспортной инфраструктуры являются:
железнодорожные линии «Беркакит – Томмот – Якутск» и «Улак – Эльга»;
федеральные автомобильные дороги «Вилюй», «Лена», «Колыма»;
региональные и муниципальные автомобильные дороги;
аэропорты (гг. Якутск, Мирный, Нерюнгри, пп. Полярный, Тикси);
речные порты (г. Ленск, г. Олекминск, г. Якутск, пгт. Нижнеянск и Белая Гора);
морские порты (п. Тикси и Черский (Зеленый мыс);
газопроводы «Тас-Тумус – Берге – Якутск – Мохсоголлох», «Кысыл-Сыр – Мастах – Берге – Якутск» и «Вилюйск – Ленск»;
магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»;
магистральный газопровод «Сила Сибири».
Основные направления развития транспортной системы реализуются в рамках мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» https://bkdrf.ru/.
Ведутся строительные работы на автомобильных дорогах регионального и федерального значений с возведением мостовых переходов:
федеральная автодорога «Колыма» — асфальтобетонное покрытие на участке от п. Нижний Бестях до с. Чурапча в 2022 году и до с. Ытык-Кюель к 2026 году, строительство моста через р. Алдан;
автодорога «Вилюй» — строительство мостов для обеспечения круглогодичного проезда от г. Якутска до г. Мирного;
автодорога «Амга» — мост через р. Аллах-Юнь (Усть-Майский район);
автодорога «Яна» — мост через р. Менкюле (Томпонский район);
автодорога «Мухтуя» — мост через р. Нюя (Ленский район).
Газодобывающая и газотранспортная система состоит из трех локальных подсистем – Центрального, Западного и Среднетюнгского. В настоящее время все подсистемы работают замкнуто и технологически независимо друг от друга.
В систему газотранспортной системы Республики Саха (Якутия) входят:
магистральные газопроводы протяженностью 2 741 км;
69 газораспределительных станций;
внутрипоселковые и межпоселковые газопроводы протяженностью 4 754 км.
В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности в Якутии реализуется комплекс мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 20 января 2021 г. № 1649 поставлена задача сократить сроки разрешительных процедур, в том числе разрешений на строительство с 84 до 60 дней (по 6 дней ежегодно), подключение к электросетям с 81 до 40 дней до 2024 года (по 10 дней ежегодно).
Результаты успешной работы по снятию административных барьеров ежегодно отражаются в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, в котором Республика Саха (Якутия) третий год показывает стремительные изменения. По итогам 2020 года Республика Саха (Якутия) закрепилась в позициях и заняла 10 место.
Повышение в Национальном рейтинге обусловлено улучшением показателей качества и доступности финансовой поддержки, организационных механизмов поддержки бизнеса и эффективности институтов, обеспечивающих информационную открытость и защищенность предпринимателей.
По уровню показателя «Административное давление» республика по итогам 2021 года лидер среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Одним из позитивных факторов является оперативное реагирование органов государственной власти республики на изменение экономических условий и принятие своевременных мер поддержки бизнеса как результат открытости органов власти в работе с инвесторами и тесного взаимодействия с нашими партнерами.
Для обеспечения прямого диалога органами государственной власти по вопросам ведения инвестиционной деятельности образован институт инвестиционного уполномоченного Республики Саха (Якутия).
В целях привлечения инвесторов в Якутии действует комплексная система поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, включающая:
1) территории опережающего социально-экономического развития – ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия».
Резиденты ТОР пользуются рядом налоговых преференций, льготами по уплате страховых взносов и административными послаблениями в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ
«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и налоговым законодательством.
По налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), для резидентов ТОР установлены следующие размеры пониженных налоговых ставок:
0 процентов в течение первых пяти налоговых периодов, в которых получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР;
10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.
По земельному налогу установлены нулевые налоговые ставки на срок от трех до пяти лет в соответствии с отдельными решениями представительных органов муниципальных образований, на территории которых действует ТОР.
ТОР «Якутия» расположена на территории городского округа «город Якутск», п. Нижний Бестях, Городского округа «Жатай», в которых развиваются комплексные инвестиционные площадки (Капитоновка, Кангалассы, Молодежная, Сырдах, Креативный кластер «Квартал труда»), создана инфраструктура ТОР за счет средств федерального и регионального бюджетов. Проекты резидентов направлены на развитие местного производства – строительных материалов и оборудования в сфере жилищно-коммунального комплекса, функционируют тепличный комплекс, ювелирно-гранильный кластер, строится круглогодичный детский оздоровительный лагерь.
В 2021 году на площадке «Капитоновка» введены в эксплуатацию 2 универсальных производственных здания, построенные по принципу brownfield и обеспеченные всей необходимой инфраструктурой. У резидентов появилась возможность льготной аренды готовых площадей. Стоимость аренды на 50 процентов ниже рыночной в регионе. Универсальные производственные здания разделены на 14 помещений (от 36 до 167 кв.м). По мере увеличения мощностей получившим данную поддержку резидентам ТОР будет предоставлена возможность строительства собственных зданий, для этой цели зарезервирован земельный участок площадью 2 гектара.
ТОР «Южная Якутия» на территории Нерюнгринского района, которая специализируется в горнодобывающей и транспортно-логистической отраслях, является промышленным кластером по добыче угля, где вокруг двух якорных резидентов угледобывающей компании «Колмар» созданы и действуют предприятия, обеспечивающие их деятельность. Перспективным направлением развития ТОР «Южная Якутия» является развитие сырьевого кластера, включающего в себя освоение месторождений железных руд, апатитов, кварца, вокруг которых будет выстроен каркас из поддерживающих и сопутствующих отраслей, призванных углубить складывающийся отраслевой фокус и повысить эффективность ключевого вида деятельности.
С момента создания ТОР привлечено 49 резидентов, которые осуществили капитальные вложения на общую сумму свыше 74 млрд рублей и создали 8 561 рабочих мест. Планируемый объем инвестиций по всем проектам составляет 124 млрд рублей с созданием свыше 12 тыс. новых рабочих мест.
Республика Саха (Якутия) планирует продвигать использование режимов ТОР на приоритетные инвестиционные проекты;
2) правовой режим Арктической зоны Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» территория Арктики имеет статус экономической зоны с набором налоговых и неналоговых преференций для бизнеса. К Арктической зоне Российской Федерации отнесены 13 арктических районов Республики Саха (Якутия).
Статус резидента Арктической зоны Российской Федерации доступен не только крупному бизнесу, но и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), вложившим в новые проекты не менее 1 млн рублей. Сервис по подаче заявки на получение статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации доступен на портале Arctic Russia.
По аналогии с преференциями для резидентов ТОР в части региональных и местных льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации действуют:
нулевая налоговая ставка по налогу на имущество организаций со сроком действия до 31 декабря 2025 года включительно;
нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в государственной бюджет Республики Саха (Якутия), на первые пять лет получения прибыли и 10 процентов на следующие пять лет.
По земельному налогу льготы установлены на основании решений представительных органов муниципальных образований.
Для зарегистрированных в Арктической зоне республики субъектов малого и среднего предпринимательства снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН), в том числе по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» до 5 процентов, при осуществлении деятельности в таких традиционных для Арктики отраслях как сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, в сфере обрабатывающих производств, а также по УСН с объектом налогообложения «доходы» до 2 процентов независимо от вида осуществляемой деятельности.
Функции управляющей компании Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) выполняет дочернее общество АО «Корпорация развития Дальнего Востока» — ООО «Индустриальный парк «Кангалассы», которое является управляющей компанией ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия»;
3) региональные инвестиционные проекты.
В Республике Саха (Якутия) реализуются региональные инвестиционные проекты в соответствии с главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации, законами Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия)».
Для организаций, получивших статус региональных инвестиционных проектов, действует льготная система налогообложения – по налогу на прибыль в региональной части установлена ставка в размере 10 процентов на первые пять лет, в которых получена прибыль от реализации проекта, 13,5 процента на последующие пять лет.
При этом для участника регионального инвестиционного проекта применяются требования к минимальному объему капитальных вложений:
в отношении организаций, осуществляющих деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (код ОКВЭД 07.29.41), в размере не менее 500 млн рублей и 5 000 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в течение трех и пяти лет соответственно;
в отношении иных организаций – в размере не менее 50 млн рублей и 500 млн рублей при условии осуществления капитальных вложений в течение трех и пяти лет соответственно.
По состоянию на начало 2022 года на территории республики реализуются 18 региональных инвестиционных проектов, из которых 12 инвестиционных проектов, включенных в реестр (2 угледобывающих, 9 золотодобывающих компаний, 1 компания по добыче серебра; а также 6 инвестиционных проектов золотодобывающих предприятий) и получивших статус регионального инвестиционного проекта в заявительном порядке;
4) соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Новым инструментом привлечения инвестиций выступают соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Данный механизм обеспечивает стабилизацию налоговых и иных регуляторных условий реализации инвестиционных проектов на срок до 20 лет (стабилизационная оговорка), а также возможность возмещения затрат на инфраструктуру в объеме не более уплаченных налогов и иных платежей в разные уровни бюджетов. В Якутии сформирована законодательная база для заключения СЗПК, внесены необходимые изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)», принят перечень актов, подлежащих стабилизационной оговорке.
Основными сферами экономики, в которых в большей степени применим механизм СЗПК в Республике Саха (Якутия), станут в первую очередь инвестиционные проекты в сфере недропользования и энергетического комплекса;
5) специальные инвестиционные контракты.
В целях содействия разработке и внедрению передовых технологий в Республике Саха (Якутия) инвесторам предлагается заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Механизм СПИК предусматривает стимулирование инвестиций посредством предоставления налоговых преференций и стабилизации условий реализации проекта. В республике по результатам определения наиболее приоритетных видов экономической деятельности для заключения СПИК в 2022 году планируется установить региональные налоговые льготы для участников СПИК;
6) имущественная поддержка.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности инвесторам предоставляются льготные условия пользования имуществом и землей, находящимися в собственности Республики Саха (Якутия), в том числе:
предоставление в аренду (в том числе по льготным ставкам для субъектов малого и среднего предпринимательства) и в безвозмездное пользование имущества Республики Саха (Якутия), в том числе земельных участков;
предоставление земельных участков без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов при соответствии их критериям, установленным в статье 24.10 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия). Для получения статуса масштабного инвестиционного проекта заявление с перечнем документов необходимо направить в адрес уполномоченного органа – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Перечни объектов регионального и муниципального имущества, предназначенные для предоставления субъектам МСП, размещаются на портале малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) http://portal.b14.ru/;
7) сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Сопровождение инвестиционных проектов на территории Якутии по принципу «одного окна» регулируется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. № 222 «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» на территории Республики Саха (Якутия)».
Единым институтом развития по работе с инвесторами выступает Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии (далее – Агентство), которое оказывает весь спектр услуг по сопровождению проектов от предоставления информации для подготовки бизнес планов до оказания содействия при реализации проектов на внешних рынках.
На сопровождении у Агентства находятся основные приоритетные инвестиционные проекты региона в сфере добычи полезных ископаемых, переработки газа, лесопереработки, транспорта, агропромышленного комплекса, туризма, а также ряд крупных социальных проектов в рамках государственно-частного партнерства с общим объемом инвестиций более 128 млрд рублей (7 проектов государственно-частного партнерства, 20 инвестиционных проектов) и созданием более 3300 рабочих мест (освоение Отраднинского газоконденсатного месторождения, нефтегазовых участков в Западной Якутии и угольного месторождения «Сыллахское», строительство среднетоннажного завода по производству сжиженного природного газа и многофункционального комплекса среднего профессионального образования в Центральной Якутии).
Для всестороннего рассмотрения инвестиционных проектов в составе Агентства образована экспертная группа, которая включает в себя представителей всех основных институтов развития, ресурсоснабжающих организаций и иных участников инвестиционного процесса.
Для оперативного межведомственного взаимодействия и обмена информацией будет создан реестр инвестиционных проектов с автоматизацией полного цикла сопровождения проектов (CRM-система).
Рассмотрение споров по вопросам, возникающим при реализации проектов, обеспечивается Агентством в рамках работы Инвестиционного комитета Республики Саха (Якутия), созданного при Главе Республики Саха (Якутия).
В целях информационной поддержки и продвижения новых инвестиционных проектов функционирует инвестиционный портал Республики Саха (Якутия) www.investyakutia.com.;
8) поддержка инвестиционных проектов в сфере инноваций.
В целях развития и поддержки проектов в инновационной сфере создана единая инновационная экосистема, в которую входят местные высокотехнологичные компании, образовательные учреждения, корпорации и финансовые институты развития:
ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк «Якутия» ведет свою деятельность по поддержке инновационных проектов с 2012 года. На его базе создан региональный центр инжиниринга, предоставляющий услуги производственным предприятиям или субъектам МСП в области разработки и внедрения инновационной продукции по льготным ценам на условиях софинансирования. Портал: http://it.tpykt.ru/;
созданы ИТ-центры в 15 муниципальных районах, 3 из которых являются арктическими: Среднеколымский, Верхоянский, Оленёкский улусы (районы). В качестве инфраструктуры поддержки ИТ-центры предоставляют не только консультационные и информационные услуги в области информационных технологий, но и выявляют технологические потребности местных предприятий, способствуют масштабированию существующих ИТ-проектов в республике и созданию рабочих мест для жителей муниципальных районов;
в 2019 году создан первый крупнейший на Дальнем Востоке Парк высоких технологий «ИТ-Парк», который обеспечивает необходимой инфраструктурой как уже действующие ИТ-компании для дальнейшего развития и выхода на внешние рынки, так и начинающих предпринимателей по реализации бизнес-идей http://it.tpykt.ru/;
Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия) реализует первую на Дальнем Востоке России акселерационную программу инновационных проектов Акселератор «В8», участники которой могут получить финансовую, инфраструктурную и образовательную поддержку;
Венчурная компания «Якутия» — единственный на Дальнем Востоке фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием;
Образовательные организации высшего образования ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет», ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств», Якутский колледж связи и энергетики им. П.Дудкина реализуют программы среднего профессионального и высшего образования по ИТ-специальностям, развивается дополнительное образование, функционируют 50 частных ИТ- школ;
9) меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства сформирована следующая инфраструктура поддержки:
МКК «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» (ФРП) реализует программы льготного микрофинансирования в целях обеспечения доступности субъектов МСП к финансовым ресурсам по сниженным процентным ставкам;
гарантийный фонд Республики Саха (Якутия) осуществляет деятельность, направленную на развитие системы поручительств и независимых гарантий для повышения устойчивости субъектов МСП;
в муниципальных районах республики функционируют 19 центров оказания услуг «Мой бизнес», а также 7 окон в г. Якутске;
широкая сеть Бизнес-инкубаторов Республики Саха (Якутия) представлена в 17 муниципальных образованиях, где начинающим субъектам МСП предоставляются помещения в аренду по льготным ставкам на конкурсной основе.
Создаются условия эффективной организации торгов. В 2022 году планируется внедрить универсальную торговую площадку в форме Аукционного дома Республики Саха (Якутия), на которой в целях увеличения сбыта будет представлен перечень продукции местных товаропроизводителей.
Приняты принципиальные решения по налоговой политике в отношении малого и среднего предпринимательства.
Для субъектов МСП действуют пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения в размере от 1 процента до 4 процентов в отдельных отраслях экономики.
На 2022 год минимально возможные ставки по УСН установлены для плательщиков отмененного единого налога на вмененный доход, перешедших на уплату УСН, в том числе:
по УСН с объектом «доходы» — 1 процент;
по УСН с объектом «доходы за вычетом расходов» — 5 процентов.

3. Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)

1. Крупные сырьевые проекты:
развитие Эльгинского угольного комплекса;
строительство горно-обогатительного комплекса «Денисовский»;
строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглинский»;
обустройство Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения;
обустройство Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения;
обустройство Средневилюйского газоконденсатного месторождения;
строительство горно-обогатительного комплекса «Нежданинский»;
освоение золоторудного месторождения «Кючус»;
разработка месторождения серебра и редкоземельных металлов «Верхне Менкече» в Томпонском районе;
освоение редкоземельного месторождения «Томтор»;
освоение месторождения россыпного олова «ручей Тирехтях».
2. Перспективные несырьевые проекты:
создание креативного кластера «Квартал труда»;
модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей «Жатайская судоверфь»;
развитие лесопромышленного комплекса на базе ООО ЛПК «АЛМАС»;
строительство среднетоннажного завода по производству сжиженного природного газа в Мегино-Кангаласском районе Республики Саха (Якутия);
развитие ювелирно-гранильного промышленного кластера на территории опережающего развития «Якутия»;
создание агропромышленного комплекса с убойным пунктом в г. Якутске;
техническая модернизация АО «Якутская птицефабрика»;
строительство комбикормового завода;
развитие сети торгово-логистических центров в Арктической зоне Республики Саха (Якутия);
создание туристско-рекреационного кластера «Лена».
Реализация новых проектов будет стимулироваться повышением транспортной доступности: реконструируются автомобильные дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» и «Колыма», будет построен мостовой переход через реку Лена в районе города Якутска — приоритетные инфраструктурные проекты, которые позволят соединить Республику Саха (Якутия) и другие регионы Дальнего Востока по сквозной магистрали (от Иркутской области через территорию Якутии до Магаданской области и Хабаровским краем с выходом к Охотскому морю). Положительно отразится на инвестиционной активности и реконструкция 16 аэропортовых комплексов, из них 4 в Арктической зоне.
Для создания мультимодального транспортного узла и бесперебойного обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и на Северо-Востоке Арктической зоны ведется строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе действующего судоремонтного завода с плановой производственной мощностью строительства 130 судов и утилизации 2 списанных судов в год (1 140 тонн металлолома).
К «вытягивающим» проектам республики относятся проекты энергосбережения. Развитие локальной энергетики и централизованных энергосистем являются условиями для поступательного социально-экономического развития республики.
В рамках соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и ПАО «РусГидро» ведется модернизация объектов дизельной генерации с использованием возобновляемых источников энергии (солнечной) в рамках энергосервисных договоров в 73 населенных пунктах.
В рамках соглашения с ГК «Росатом» ведутся работы по проекту атомной станции малой мощности (АСММ) в районе п. Усть-Куйга Усть-Янского района. Проект включен в Комплексную программу развития атомной науки, техники и технологий Российской Федерации на период до 2024 года. Заключено соглашение с Минвостокразвития России о реализации проекта безуглеродной атомной генерации в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
Потенциал имеет рынок газомоторного топлива. Принят ряд региональных мер поддержки, в том числе установлены налоговые льготы по транспортному налогу, налогу на имущество организаций в отношении объектов газозаправочной инфраструктуры. За счет бюджетных средств субсидируется часть расходов на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры и приобретение передвижных автогазозаправочных станций, переоборудование транспортных средств. Внесены изменения в Земельный кодекс республики в части предоставления земельных участков под строительство объектов производства и реализации газомоторного топлива без проведения торгов.
В рамках реализации региональной программы потребления сжиженного природного газа до 2030 года планируется автономная газификация сжиженным природным газом 27 населенных пунктов.
На текущий момент имеется одна установка малотоннажного производства СПГ в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса мощностью 12 тыс.тонн. Проект имеет ряд потенциальных инвесторов с заинтересованностью в организации производства СПГ.
С ростом запроса на повышение уровня цифровой зрелости отраслей экономики будет расширена емкость цифровой инфраструктуры путем строительства Центра обработки данных в г. Якутске (далее – ЦОД). В новом ЦОД планируется построить 100 стоек в целях бесперебойной работы систем и обеспечения надежности. Максимальная нагрузка ЦОД составляет 1 МВт с возможностью размещения более 500 информационных систем.
С расширением ИТ-парка и строительством креативного кластера «Квартал Труда» в г. Якутске прогнозируется рост вклада креативных индустрий в экономику региона. К 2024 году доля креативных индустрий в ВРП составит до 2,8 процента.
В г. Якутске будут реализованы флагманские проекты культуры международного уровня — Арктический центр эпоса и искусств и государственная филармония Якутии.
В рамках государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) реализуется проект по строительству круглогодичного детского центра отдыха и оздоровления «Полярная звезда». Центр будет включен в систему работы с одарёнными детьми, благодаря которой будут выявляться и совершенствоваться навыки каждого отдельного ребенка. В сотрудничестве с ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» и ГАНОУ «Международная арктическая школа» Республики Саха (Якутия) функционирование образовательного кластера будет осуществляться на основе договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме, формируя единое образовательное пространство по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт».
Строительство приоритетных проектов позволит создать соответствующую современным мировым стандартам образовательную инфраструктуру. Для обеспечения трудовыми ресурсами инвестиционных проектов в г. Якутске в близости от производственных мощностей ТОР «Якутия» будет создан центр среднего профессионального образования в формате «Суперкампус».
Механизм государственно-частного партнерства способен оказать серьезную поддержку комплексному развитию инфраструктуры, но при условии решения финансовых аспектов их реализации, в том числе преимущественно будут рассматриваться проекты с привлечением средств из федерального бюджета и проектного финансирования с участием федеральных институтов развития.
Приоритетной целью развития сельского хозяйства в республике до 2024 года определен рост уровня обеспеченности населения республики качественными продовольственными товарами местного производства до значений, определенных Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2018 г. № 232, в том числе по:
молоку и молочным продуктам до 61 процента;
мясу и мясопродуктам до 30 процентов;
картофелю до 66 процентов;
овощам до 51 процента;
яйцам до 65 процентов.
Чтобы добиться успехов, упор будет сделан на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса.
Для этого предполагается сосредоточить меры поддержки по следующим направлениям:
техническая модернизация производства сельскохозяйственной продукции;
создание новых производственных объектов по производству, переработке и хранению готовой сельскохозяйственной продукции (заготовительных пунктов и овощехранилищ, тепличных и животноводческих комплексов);
развитие скороспелых отраслей, в том числе птицеводческих ферм;
создание инфраструктуры агропромышленных кластеров;
внедрение собственных локальных энергообеспечивающих центров.
Для обеспечения доступными финансовыми ресурсами агропромышленного комплекса создан Фонд поддержки агропромышленного комплекса.
Якутия обладает уникальными природными и культурными ресурсами, ежегодно привлекая порядка 200 тыс. человек со всего мира. За последние 10 лет туристский поток вырос в 1,5 раза.
Реализуется проект создания туристско-рекреационного кластера «Лена», ключевым проектом которого является «Национальный парк «Ленские столбы». В проект ТРК «Лена» входят следующие проекты: 2 гостиничных комплекса на 4 звезды и реконструкция международного терминала аэропорта в г. Якутске, туристско-рекреационные зоны «Диринг-Юрях» и «Усть-Буотама», строительство гостиницы и формирование ТРК «Ленские столбы» в местности Батамай, строительство дополнительных объектов в туркомплексе «Орто Дойду», а также проект реконструкции, расширения и обновления техники развлекательного комплекса «Техтюр».
Следуя намеченному вектору развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, в Республике Саха (Якутия) будет поддерживаться развитие туристской инфраструктуры и стимулирование разработки новых маршрутов.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма планируется:
введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по строительству новых гостиниц на территории Дальнего Востока;
введение во всех международных аэропортах Дальнего Востока услуги по компенсации физическим лицам – гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (tax free);
приоритетное обеспечение крупных инвестиционных проектов в сфере туризма;
создание условий для регулярного круизного сообщения на Дальнем Востоке на судах под российским флагом.

4. Инвестиционные обязательства Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и принимает следующие обязательства:
защита капитальных вложений инвестора и его права на свободное распоряжение капиталом на территории республики;
«антихрупкость» — гибкое принятие оперативных антикризисных мер в нестабильной политической и экономической ситуации, в целях нивелирования рисков для реализации инвестиционных проектов;
устранение ограничений в реализации инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством;
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов, защиту капиталовложений в рамках заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
закрепление за инвестором персонального менеджера – консультанта от агентства;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках свода инвестиционных правил Республики Саха (Якутия);
привлечение частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, в том числе по механизму Дальневосточной концессии;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия), в досудебном порядке на заседаниях Инвестиционного комитета при Главе Республики Саха (Якутия);
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвестора;
оперативное реагирование на возникающие запросы инвесторов и решение проблем, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов;
неукоснительное соблюдение органами государственной власти Республики Саха (Якутия) условий предоставления мер поддержки инвесторов;
подготовка квалифицированных местных кадров, необходимых для реализации инвестиционного проекта в Якутии;
конкурентное распределение ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Якутии;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов и качества жизни населения Республики Саха (Якутия).

5. Инвестиционная команда

Инвестиционную команду возглавляет Глава Республики Саха (Якутия), определяющий основные направления государственной инвестиционной политики.
В состав инвестиционной команды Республики Саха (Якутия) входят:
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия);
первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – инвестиционный уполномоченный Республики Саха (Якутия);
министр экономики Республики Саха (Якутия), заместитель министра экономики Республики Саха (Якутия), курирующий блок инвестиционной деятельности;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (по согласованию);
генеральный директор государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)»;
генеральный директор акционерного общества «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» (по согласованию);
директор общества с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «Кангалассы» (по согласованию);
руководители региональных представительств (отделений) деловых объединений: Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), «Российский союз промышленников и предпринимателей», «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»;
главы муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (по согласованию).
В Республике Саха (Якутия) содействие субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности оказывают институты развития:
1) ГБУ Республики Саха (Якутия) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)».
Действующая редакция Инвестиционной декларации публикуется государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)» на инвестиционном портале investyakutia.com Республики Саха (Якутия) со ссылками на данные официальных источников информации.
Направления деятельности:
сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
привлечение инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия);
подготовка и реализация инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства;
оказание услуг по координации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инвестиционной деятельности.
2) АНО «Центр поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)» (http://yakutiaexport.com/).
Направления деятельности:
стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность;
содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на иностранные рынки товаров, услуг и технологий;
содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк «Якутия» (https://it.tpykt.ru/).
Направления деятельности:
организация и проведение акселерационных программ;
участие в других организациях путем приобретения долей или акций, в том числе путем акцепта безотзывной оферты по соглашению о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи доли;
финансирование участников экосистемы инновационного предпринимательства и проектов, прошедших акселерационную программу;
оказание консультационных услуг по финансовым, экономическим и иным вопросам субъектам предпринимательства (потенциальным заявителям);
деятельность в качестве регионального оператора Фонда «Сколково», представительства Фонда содействия инновациям;
экспансия региональных проектов, таких как Акселератор В8, Стартап-экспедиция;
4) АО Венчурная компания «Якутия» (https://yakutiaventure.ru/).
Направления деятельности: развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия), реализация партнерских и акселерационных программ, создание и управление фондами, в том числе Фондом развития инноваций Республики Саха (Якутия);
5) ГАУ Республики Саха (Якутия) «Центр «Мой бизнес».
Направления деятельности: реализация государственной политики в сфере развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия);
6) АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» (http://krrsy.ru/).
Направления деятельности: содействие стремительному росту несырьевого сектора экономики Якутии через инвестиции, развитие человеческого капитала и реализацию прорывных проектов развития;
7) ГАУ Республики Саха (Якутия) «Агентство развития туризма и территориального маркетинга» (https://visit-yakutia.com/).
Направления деятельности:
развитие и продвижение турпотенциала Республики Саха (Якутия);
создание и продвижение брендов Республики Саха (Якутия);
разработка и реализация маркетинговой стратегии Республики Саха (Якутия);
8) микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» (https://fondsakha.ru/).
Направления деятельности: обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заёмным и иным финансовым ресурсам, развитие в Республике Саха (Якутия) системы микрофинансирования предпринимателей;
9) Фонд развития промышленности Республики Саха (Якутия) создан в структуре Фонда развития предпринимательства Республики Саха (Якутия) для оказания мер поддержки предприятиям обрабатывающей промышленности, привлечение льготных займов на софинансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств;
10) АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО (https:// albank.ru/).
Направления деятельности: развитие инвестиционного бизнеса, участие в привлечении инвесторов, софинансировании и банковском сопровождении инвестиционных проектов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
7 июля
  • 20°
  • Ощущается: 20°Влажность: 88% Скорость ветра: 4 м/с