X

«Кровь на снегу» — молодежные группировки Якутска 80-90 годов

Фото: коллаж автора

Сегодня, 21 декабря, должна выйти последняя серия нашумевшего телесериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Давно не было такого, чтобы практически все пространство бывшего СССР так взбудоражила одна картина… Оно и понятно, ведь все происходящее в сериале близко миллионам людей, прошедших 80-е и 90-е. Потому «Якутия» решила узнать: а как было у нас?

Фото: сайт Кинопоиск

«Портовские» vs «Стеколка»

Будучи студентом кафедры журналистики, хорошо помню рассказы нашего преподавателя Валерия Надькина о его молодости. Но то были короткие вставки меж лекций, а теперь он поделился развернутой историей:

Фото: сайт СВФУ

– Сразу скажу, до перестройки каких-то преступных группировок не было. Случались легендарные стычки «стенка на стенку». Например, между школами №2 и №26. В моём портовском микрорайоне две школы было – №24 и №30. Особо не враждовали, разве что возникали вопросы «за короля» школы. Это были обычные мальчишеские разборки, когда пацаны растут, этос (в античной философии обозначал привычки, нравы – В.С.) был такой: защищать свою территорию. У нас ведь, кроме своего пространства, особо ничего и не было.

Так, наши «портовские» устраивали коллективные драки с парнями из так называемой «стеколки». Это в районе нынешней остановки «Якутская». Летом границами районов считались трубы газопровода: со стороны порта – наша территория, со стороны города – их.

В своем же микрорайоне мы в хоккей играли, в футбол двор на двор, иногда устраивали перестрелку камнями. Но какой-то откровенной вражды не было.

А вот в другие микрорайоны просто так заходить было небезопасно. Помню, с меня как-то «центровские» деньги стрясли, когда я – портовской парень, приехал в кино и пытался купить лимонад в киоске. Такое считалось вполне обыденным делом.

Во второй половине 80-х ситуация заметно изменилась. В результате неудачного горбачевского антиалкогольного закона начала подниматься наркомания. Вот в этой мутной среде и стали формироваться будущие группировки 90-х годов. Где наркотики, там и деньги. А еще с возникновением кооперативов появились зажиточные люди, которых вчерашние пацаны стали обкладывать данью. В общем, все как в «Бригаде».

Жизнь за шапку

– Был ли Якутск суровее остальной России? Конечно. Например, зимой в 90-е годы с тебя могли сорвать шапку, да ещё и побить, и ты лежишь весь в крови на снегу. Бывали случаи, когда замерзали насмерть. Вот такая цена жизни.

В Саранске, например, гремели так называемые «конторские». Они ходили в специально пошитых бесформенных, широченных штанах в форме колокола. То была отличительная черта. О них действительно говорили как о саранском феномене.

Чужие здесь не ходят

– В Якутске, как и в большинстве городов страны, были районы, куда посторонним лучше было не соваться. В тех же Сайсарах, в основном, была частная застройка, и люди хорошо знали друг друга. Чужаков вычисляли моментально. Точно так же было, к примеру, на 17-м квартале или на ГРЭС.

Студгородок одно время был достаточно опасным. По весне частенько происходили массовые драки между представителями различных землячеств.

Сколько людей было вовлечено в подобные объединения? Тут точного ответа никто не даст. Это воспринималось как некая норма. Молодёжи свойственно сбиваться в группы по землячествам и месту жительства.

Ждать ли в будущем повторения такого образа жизни у подростков? Это вопрос воспитательной работы и недопущения социального неравенства. Если будет у большинства людей жизнь  благополучной, то такие группировки, как в сериале, вряд ли появятся.

Отроки в Сайсарах

Колорит и атмосферу 90-х в Якутске ярко передал автор самиздатовской книжки «Отроки в Сайсарах» Юрий Семенов, к которому мы обратились с рядом вопросов:

Фото: Якутия.Инфо

– «Пацаны» с какого района считались самыми опасными в городе?

– За весь город говорить не буду, но в середине 90-х в Сайсарах были активные уличные пацаны, которые сбивались в группы по школам, дворам или улицам по 10-20 человек. Не было ярко выраженных лидеров и желания охранять свою территорию. Я бы сказал, это были группы взаимоподдержки.

Крепкие пацаны всегда были в Сайсарах, на 17 квартале, ГРЭС, те же «портовские». В основном, это были дети из неблагополучных семей, что большую часть времени проводили на улице. «Центровские» были сплоченные – поскольку их было много из-за плотности и многоэтажности застроек. Там были свои названия по небольшим микрорайонам – «Питер», «Ашхабад», «Красная ограда» и т.д.

Отличался ли Якутск своими «понятиями»?

– Вот это сложный вопрос. У меня много друзей-бурятов. Может, они и привирают, но, судя по их рассказам, у них было весьма сурово в Улан-Удэ. У нас как-то уличные перепалки по понятным причинам зимой затухали, а у них «веселье» продолжалось круглый год. И у бурят были очень сильны не «пацанские понятия», а именно «блатные». Т.е. пацаны реально «ботали по фене», крутили четки и собирали паёк на зону.

Якутск, наверное, отличался относительной миролюбивостью. Да, драки были жестокие, но из моих друзей никого не убили. Есть пара покалеченных, но это больше из-за алкоголя, чем по злому умыслу.

Правда ли, что именно в Сайсары и Студгородок чужакам вход был воспрещен? 

– Я жил недалеко от Студгородка. Вроде живой, руки-ноги на месте. Пару-тройку раз попадал в нехорошие ситуации. Один раз получил трубой по голове, другой раз выбили плечо.

Если живешь в этой среде, то привыкаешь и перестаешь бояться. Тут же главное не сломаться морально: тебе дерзят – ты дерзишь, тебя бьют – ты даешь в ответ. Поэтому пацаны и сбивались в сплочённые группы, чтобы держать оборону, как физическую, так и моральную.

Сколько, по вашим наблюдениям, молодежи было вовлечено во всю эту «движуху»?

– Трудно сказать. Казалось, что абсолютное большинство. Среди моих одноклассников были оторванные от улицы, домашние, но их было мало. Если ты хотел социализироваться в обществе, в тот период, когда не было компьютеров, Интернета, соцсетей, то тебе надо было выходить на улицу – играть, общаться, доказывать свое место в сообществе, драться и быть битым.

К домашним пацанам, лично в нашем кругу, отношение было нейтральное, чуть свысока смотрели на них. Могли малость, как сейчас принято говорить, «побуллить». Но так, чтобы специально издеваться, не помню такого.

Ждать ли нам в будущем повторения такого образа жизни у подростков?

– Нет, конечно. Мир изменился окончательно и бесповоротно. Другие интересы, увлечения, другая система ценностей и в целом мировосприятие. Пережитки «пацанства» сейчас видны только у сорокалетних недополучивших сполна в юношестве.

Глас народа

Сериал вызвал у зрителей самую разную реакцию. Приведем несколько мнений:

Актер Рузиль Минекаев, сыгравший в сериале Марата, не согласен с романтизацией «пацанского» образа жизни в картине:

Фото: сайт Кинопоиск

– Сейчас невозможна романтизация той эпохи, потому что молодежь воспитана совершенно иначе. Взять меня, то я с самого детства не понимал насилия и был против него. Я всегда был за какой-то диалог. Сейчас никому не придет в голову собраться какой-то компанией и пойти избить кого-то или устроить массовую драку.

Юрий Малтугуев, предприниматель:

Фото: соцсети героя

– Это на редкость атмосферное кино, так все в далёком 1988 году и было. Меня тогда призвали в армию, и в учебке мы маршировали на плацу, горланя «Белые розы». По достоверности фильму – зачёт. А какая мысль была у режиссера в принципе?

Мне кажется, что смысл во фразе: «Надоело быть чушпаном, хочу быть с пацанами», и что это про цивилизационный выбор, про то, как дальше будет меняться общество, а может, и весь мир.

Конкретно в нашей ситуации это выбор: либо с хипстерами, в подвернутых штанишках и с лавандовым «рафом» в руке, либо с ребятами на передовой. Конечно, с первыми есть о чем поговорить и они приятны во всех отношениях, кроме момента, когда нужно, чтобы тебе прикрыли спину.

Виктор Гуляев, поэт:

Фото: соцсети героя

– Фильм вызывает смешанные чувства. По мне, так хлопаю стоя. Мы росли ровно такими же пацанами. У нас был такой же мент Доброслав Мордосов, он мог нас попересажать в два счета, потому что мы творили, что хотели, а он все знал. Но почему-то жалел нас, мог по-отечески надавать подзатыльников, расставив в милиции по углам. Дай Бог ему здоровья. Он давно на пенсии.

Фильм предельно четко отражает факты того страшного времени. Моя мама, как и мама «Пальто», пахала на двух работах, чтобы я был сыт и одет. Наше же поколение в это самое время хотело большего. По формуле «ВСЕ И СРАЗУ!». Скажу честно, формула так себе! Слишком высокая расплата и риски. Но вся моя юность прошла именно по ней.

Фото: сайт «Кинопоиск»

Авторская ремарка

Посмотрев доступные семь серий «Слова пацана», я не увидел никакой романтизации бандитской подростковой жизни, о наличии которой говорят отдельные публичные персоны. Наоборот: ярко показаны последствия ведения такого образа жизни, даже устами героев сериала доносится мысль порочности «уличного» пути.

+1
23
+1
1
+1
0
+1
1
+1
1
+1
1
+1
2

This post was published on 21.12.2023 11:41

Related Post