«Кровь на снегу» — молодежные группировки Якутска 80-90 годов
Сегодня, 21 декабря, должна выйти последняя серия нашумевшего телесериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Давно не было такого, чтобы практически все пространство бывшего СССР так взбудоражила одна картина… Оно и понятно, ведь все происходящее в сериале близко миллионам людей, прошедших 80-е и 90-е. Потому «Якутия» решила узнать: а как было у нас?
- Фото: сайт Кинопоиск
«Портовские» vs «Стеколка»
Будучи студентом кафедры журналистики, хорошо помню рассказы нашего преподавателя Валерия Надькина о его молодости. Но то были короткие вставки меж лекций, а теперь он поделился развернутой историей:
- Фото: сайт СВФУ
– Сразу скажу, до перестройки каких-то преступных группировок не было. Случались легендарные стычки «стенка на стенку». Например, между школами №2 и №26. В моём портовском микрорайоне две школы было – №24 и №30. Особо не враждовали, разве что возникали вопросы «за короля» школы. Это были обычные мальчишеские разборки, когда пацаны растут, этос (в античной философии обозначал привычки, нравы – В.С.) был такой: защищать свою территорию. У нас ведь, кроме своего пространства, особо ничего и не было.
Так, наши «портовские» устраивали коллективные драки с парнями из так называемой «стеколки». Это в районе нынешней остановки «Якутская». Летом границами районов считались трубы газопровода: со стороны порта – наша территория, со стороны города – их.
В своем же микрорайоне мы в хоккей играли, в футбол двор на двор, иногда устраивали перестрелку камнями. Но какой-то откровенной вражды не было.
А вот в другие микрорайоны просто так заходить было небезопасно. Помню, с меня как-то «центровские» деньги стрясли, когда я – портовской парень, приехал в кино и пытался купить лимонад в киоске. Такое считалось вполне обыденным делом.
Во второй половине 80-х ситуация заметно изменилась. В результате неудачного горбачевского антиалкогольного закона начала подниматься наркомания. Вот в этой мутной среде и стали формироваться будущие группировки 90-х годов. Где наркотики, там и деньги. А еще с возникновением кооперативов появились зажиточные люди, которых вчерашние пацаны стали обкладывать данью. В общем, все как в «Бригаде».
Жизнь за шапку
– Был ли Якутск суровее остальной России? Конечно. Например, зимой в 90-е годы с тебя могли сорвать шапку, да ещё и побить, и ты лежишь весь в крови на снегу. Бывали случаи, когда замерзали насмерть. Вот такая цена жизни.
В Саранске, например, гремели так называемые «конторские». Они ходили в специально пошитых бесформенных, широченных штанах в форме колокола. То была отличительная черта. О них действительно говорили как о саранском феномене.
Чужие здесь не ходят
– В Якутске, как и в большинстве городов страны, были районы, куда посторонним лучше было не соваться. В тех же Сайсарах, в основном, была частная застройка, и люди хорошо знали друг друга. Чужаков вычисляли моментально. Точно так же было, к примеру, на 17-м квартале или на ГРЭС.
Студгородок одно время был достаточно опасным. По весне частенько происходили массовые драки между представителями различных землячеств.
Сколько людей было вовлечено в подобные объединения? Тут точного ответа никто не даст. Это воспринималось как некая норма. Молодёжи свойственно сбиваться в группы по землячествам и месту жительства.
Ждать ли в будущем повторения такого образа жизни у подростков? Это вопрос воспитательной работы и недопущения социального неравенства. Если будет у большинства людей жизнь благополучной, то такие группировки, как в сериале, вряд ли появятся.
Отроки в Сайсарах
Колорит и атмосферу 90-х в Якутске ярко передал автор самиздатовской книжки «Отроки в Сайсарах» Юрий Семенов, к которому мы обратились с рядом вопросов:
- Фото: Якутия.Инфо
– «Пацаны» с какого района считались самыми опасными в городе?
– За весь город говорить не буду, но в середине 90-х в Сайсарах были активные уличные пацаны, которые сбивались в группы по школам, дворам или улицам по 10-20 человек. Не было ярко выраженных лидеров и желания охранять свою территорию. Я бы сказал, это были группы взаимоподдержки.
Крепкие пацаны всегда были в Сайсарах, на 17 квартале, ГРЭС, те же «портовские». В основном, это были дети из неблагополучных семей, что большую часть времени проводили на улице. «Центровские» были сплоченные – поскольку их было много из-за плотности и многоэтажности застроек. Там были свои названия по небольшим микрорайонам – «Питер», «Ашхабад», «Красная ограда» и т.д.
– Отличался ли Якутск своими «понятиями»?
– Вот это сложный вопрос. У меня много друзей-бурятов. Может, они и привирают, но, судя по их рассказам, у них было весьма сурово в Улан-Удэ. У нас как-то уличные перепалки по понятным причинам зимой затухали, а у них «веселье» продолжалось круглый год. И у бурят были очень сильны не «пацанские понятия», а именно «блатные». Т.е. пацаны реально «ботали по фене», крутили четки и собирали паёк на зону.
Якутск, наверное, отличался относительной миролюбивостью. Да, драки были жестокие, но из моих друзей никого не убили. Есть пара покалеченных, но это больше из-за алкоголя, чем по злому умыслу.
– Правда ли, что именно в Сайсары и Студгородок чужакам вход был воспрещен?
– Я жил недалеко от Студгородка. Вроде живой, руки-ноги на месте. Пару-тройку раз попадал в нехорошие ситуации. Один раз получил трубой по голове, другой раз выбили плечо.
Если живешь в этой среде, то привыкаешь и перестаешь бояться. Тут же главное не сломаться морально: тебе дерзят – ты дерзишь, тебя бьют – ты даешь в ответ. Поэтому пацаны и сбивались в сплочённые группы, чтобы держать оборону, как физическую, так и моральную.
– Сколько, по вашим наблюдениям, молодежи было вовлечено во всю эту «движуху»?
– Трудно сказать. Казалось, что абсолютное большинство. Среди моих одноклассников были оторванные от улицы, домашние, но их было мало. Если ты хотел социализироваться в обществе, в тот период, когда не было компьютеров, Интернета, соцсетей, то тебе надо было выходить на улицу – играть, общаться, доказывать свое место в сообществе, драться и быть битым.
К домашним пацанам, лично в нашем кругу, отношение было нейтральное, чуть свысока смотрели на них. Могли малость, как сейчас принято говорить, «побуллить». Но так, чтобы специально издеваться, не помню такого.
– Ждать ли нам в будущем повторения такого образа жизни у подростков?
– Нет, конечно. Мир изменился окончательно и бесповоротно. Другие интересы, увлечения, другая система ценностей и в целом мировосприятие. Пережитки «пацанства» сейчас видны только у сорокалетних недополучивших сполна в юношестве.
Глас народа
Сериал вызвал у зрителей самую разную реакцию. Приведем несколько мнений:
Актер Рузиль Минекаев, сыгравший в сериале Марата, не согласен с романтизацией «пацанского» образа жизни в картине:
- Фото: сайт Кинопоиск
– Сейчас невозможна романтизация той эпохи, потому что молодежь воспитана совершенно иначе. Взять меня, то я с самого детства не понимал насилия и был против него. Я всегда был за какой-то диалог. Сейчас никому не придет в голову собраться какой-то компанией и пойти избить кого-то или устроить массовую драку.
Юрий Малтугуев, предприниматель:
- Фото: соцсети героя
– Это на редкость атмосферное кино, так все в далёком 1988 году и было. Меня тогда призвали в армию, и в учебке мы маршировали на плацу, горланя «Белые розы». По достоверности фильму – зачёт. А какая мысль была у режиссера в принципе?
Мне кажется, что смысл во фразе: «Надоело быть чушпаном, хочу быть с пацанами», и что это про цивилизационный выбор, про то, как дальше будет меняться общество, а может, и весь мир.
Конкретно в нашей ситуации это выбор: либо с хипстерами, в подвернутых штанишках и с лавандовым «рафом» в руке, либо с ребятами на передовой. Конечно, с первыми есть о чем поговорить и они приятны во всех отношениях, кроме момента, когда нужно, чтобы тебе прикрыли спину.
Виктор Гуляев, поэт:
- Фото: соцсети героя
– Фильм вызывает смешанные чувства. По мне, так хлопаю стоя. Мы росли ровно такими же пацанами. У нас был такой же мент Доброслав Мордосов, он мог нас попересажать в два счета, потому что мы творили, что хотели, а он все знал. Но почему-то жалел нас, мог по-отечески надавать подзатыльников, расставив в милиции по углам. Дай Бог ему здоровья. Он давно на пенсии.
Фильм предельно четко отражает факты того страшного времени. Моя мама, как и мама «Пальто», пахала на двух работах, чтобы я был сыт и одет. Наше же поколение в это самое время хотело большего. По формуле «ВСЕ И СРАЗУ!». Скажу честно, формула так себе! Слишком высокая расплата и риски. Но вся моя юность прошла именно по ней.
- Фото: сайт «Кинопоиск»
Авторская ремарка
Посмотрев доступные семь серий «Слова пацана», я не увидел никакой романтизации бандитской подростковой жизни, о наличии которой говорят отдельные публичные персоны. Наоборот: ярко показаны последствия ведения такого образа жизни, даже устами героев сериала доносится мысль порочности «уличного» пути.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: