Работаем вместо моста: об особенностях работы судов на воздушной подушке

Работаем вместо моста: об особенностях работы судов на воздушной подушке

Читайте нас на

Весна. Ледовые переправы закрыты, до начала навигации – почти месяц. Ещё лет 20 назад в это время все заречные улусы оказывались отрезанными от «большой земли», а на другой берег можно было перебраться только воздушным транспортом. Сейчас же движение по реке не останавливается: как только закрывается переправа, начинают ходить суда на воздушной подушке. Нынче этим видом перевозок занимаются две компании.

Самые востребованные переправы на реке Лене в районе столицы республики – это Якутск – Нижний Бестях, Кангалассы – Соттинцы, а на реке Алдан – Мегино-Алдан – Кэскил. В эти дни в Якутии функционируют 51 «воздушная подушка», 10 аэроботов. Аэроботы осуществляют грузовые перевозки, в период активного ледохода они задействованы для перетарки (перегрузки товара из одного транспортного средства на другой).

Река вскроется раньше

– Зима нынче была тёплая, но всё же переправа Павловск – Хатассы закрылась 18 апреля, на три дня позже, чем обычно. Это было связано с завозом жизнеобеспечивающих грузов, – рассказывает Семён Коркин, руководитель регионального Департамента водного транспорта. – В этом году гидрологическая обстановка такова, что река ото льда вскроется раньше, чем обычно. В Иркутской области температура воздуха уже держится на 4-5 градусов выше нормы. Так что интенсивный ледоход в Якутске мы ожидаем 15-17-го мая, это на два-три дня раньше, чем в предыдущие годы. И ждём интенсивную работу «подушечников». Тариф у них сейчас 1,5 тысячи рублей. Льготами пользуются многодетные семьи, ветераны труда и т.д.

В 203-м микрорайоне начал работать «Ленатурфлот», у которого задействованы три судна «Нептун» вместимостью 20 человек.  Также давно работает на перевозке пассажиров в межсезонье большая бригада компании «Ленаводсервис». У них на эти цели задействованы «Хивусы» и «Тайфуны» вместимостью по 10 человек.

– Паромная переправа откроется приблизительно в 20-х числах мая. Это следует учесть тем, кто планирует поездку с переправой – когда идёт сильный ледоход, лучше переждать его, так как цена на проезд в это время становится выше, – поясняет руководитель департамента.

Флота достаточно

И вот я на причале в 202-м микрорайоне. Следует отметить, что там работает «Ленаводсервис», а на 203-м – «Ленатурсервис».

– Мы работаем с 20-го апреля, – рассказывает Борис Строев, руководитель «Ленаводсервиса». – У нас 20 «воздушных подушек», пять аэроботов. У всех есть лицензии, вся документация – это обязательно.  Каждое судно, капитаны, пассажиры застрахованы. Ребята наши работают давно, все с опытом.

Сейчас пассажиропоток нормальный, ажиотажа нет. Перевозчики говорят, что ажиотаж чаще возникает осенью, когда на реке появляется туман, суда ожидают улучшения видимости, и народ скапливается на одном берегу. В данное время же всё спокойно.

Компания «Ленаводсервис» работает на перевозке пассажиров в межсезонье с 2004-го года, тогда на всю республику только они предоставляли услуги «воздушных подушек». Понемногу за эти годы набралась большая команда сотрудников. Вопреки распространенному мнению навигация у них продолжается 8 месяцев, а не только во время распутицы. К примеру, осенью работники предприятия наращивают лёд на реке, а весной – чистят торосы.

Сложно приходится осенью, когда на середине реки, примерно с километр шириной, возникают метровые торосы – здесь нет воды, а лёд собирается в одном месте. В таком случае пассажиров приходится возить с пересадкой: на «воздушных подушках» людей довозят до островов – это где-то 20 километров. А дальше пересадка на аэроботы «Тайфуны». И такая схема работы продолжается до тех пор, пока река не встанет. Острова, конечно, чистят, заливают лёд, в общем, приходится делать немалую работу.

Санкции коснулись и «подушек»

– Мы работаем пока вместо моста, чтобы в межсезонье никто не застревал ни на левом, ни на правом берегу, – рассказывает Борис Строев. – Когда мы начинали работать 18 лет тому назад, то проезд стоил 1 тысячу рублей, а литр бензина – 16 рублей. Покупка «воздушной подушки» обходилась частнику в то время в один миллион 200 тысяч рублей, сейчас её цена доходит до 9 миллионов рублей. Запчасти из-за санкций подорожали на 40-50%, так как все они – импортного производства. Несмотря на это, мы цену не завышаем – перевозка составляет также 1500 рублей. Когда лёд начнет ломаться, цена за билет возрастёт до двух тысяч, когда же на реке встанет затор (а это бывает редко), то на перевозку пойдут аэроботы «Тайфуны» – тогда уже будем возить людей за 3 тысячи рублей. Но этот подъём цен вынужденный.

– Сегодня «воздушную подушку» стало содержать намного тяжелее, – подтверждает и Сергей, владелец «Хивуса». – Вот, например, я поменял недавно гибкое ограждение. В прошлом году его можно было купить за 630 тысяч рублей, а сейчас оно стоит уже 1 миллион 200 тысяч. Так как запчасти к нашим суднам выпускаются в Италии и Финляндии, то они подорожали в два раза.

Пассажиры: «Приходится ездить» 

От берега с грохотом отъезжает одна «подушка», тут же к другой подходят три пассажира. Они спускаются с высокого берега на причал и садятся в судно.

– Мы живем в Амгинском улусе, едем из отпуска, из Белокурихи, – рассказывает Марианна Неустроева. – Переправляемся за 1,5 тысячи рублей. Хотелось бы, конечно, чтобы через реку Лену в районе Якутска был построен мост, ну, а пока что делать, приходится ездить на «воздушных подушках», домой ведь нужно попасть.

Семён Петров живёт в Мегино-Кангаласском улусе, говорит, что в столицу приехал по работе, когда ещё через реку можно было проехать на машине, а сейчас вот надо переправляться на этом судне.

– Конечно, «подушки» очень сильно спасают нас во время межсезонья. Я по работе часто езжу в командировки, за сезон приходится несколько раз выезжать с одного берега на другой. Конечно, в межсезонье поездки получаются весьма накладными.

Будьте осторожны на льду!

В региональном Министерстве транспорта в очередной раз предупреждают якутян: выезжать на хрупкий весенний лёд – опасно для жизни.

– На сегодня закрыты все ледовые переправы и автозимники в Якутии, – говорит министр транспорта и дорожного хозяйства региона Владимир Сивцев. – Несмотря на это, некоторые водители, перевозчики, пренебрегая всеми мерами предосторожности, выезжают на закрытые ледовые переправы, тем самым подвергая опасности свою жизнь и жизни пассажиров. Поэтому хочу подчеркнуть, что нарушение правил безопасности после закрытия автозимников приводит к трагическим последствиям. Также напоминаю, что за несанкционированные выезды на лёд предусмотрены серьёзные штрафы как для физических, так и юридических лиц.

Будет новый причал

К слову, перевозчики работают весьма близко к жилым домам 202 и 203-го микрорайонов. Поэтому жители этих микрорайонов обратились с жалобой на сильный шум техники, в том числе в ночное время.

Чтобы не оставлять якутян без переправы в межсезонье, но в то же время не мешать жильцам многоэтажных домов, было принято решение построить новый причал в некотором удалении от жилых кварталов.

Министерство транспорта региона в своё время выделило окружной администрации г. Якутска дополнительное финансирование на проектирование дороги, примыкающей к месту нового причала, за счёт средств Дорожного фонда республики. Дорожно-строительные работы пройдут в 2023–2024 годах.

Работа по оформлению земельного участка для организации нового места посадки/высадки пассажиров судов на воздушной подушке в  203-м микрорайоне на станции «Намыв» в г. Якутске находится на завершающем этапе. Расположен причал будет также в этом районе, однако на значительном расстоянии от жилых домов.

– На месте нового причала будут организованы комфортабельный зал ожидания для пассажиров, парковочные места и автобусная остановка, – сообщил Владимир Сивцев. – Работа нового причала в пилотном режиме начнётся с осени этого года.

В ближайшее время перевозчики судов на воздушной подушке представят эскизный проект благоустройства нового причала, который будет учтён в генплане развития города.

+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
5
+1
0
20 августа
  • 14°
  • Ощущается: 13°Влажность: 82% Скорость ветра: 4 м/с