Путешествие в сказку: артисты и зрители рассказывают о «Щелкунчике»

Путешествие в сказку: артисты и зрители рассказывают о «Щелкунчике»

09:00
20 января 2024
Фото: Кристина Новгородова.
Читайте нас

Ажиотаж по поводу «Щелкунчика» был нынче не только в Большом. В нашем Театре оперы и балета билеты на этот самый новогодний спектакль были раскуплены задолго до.

В вихрях волшебства

Фото: Кристина Новгородова. В центре — кукольник Дроссельмейер (Ренат Хон).

Еще бы! Когда звучит музыка Чайковского в исполнении симфонического оркестра под управлением дирижёров Артема Быстрова и Николая Пикутского, артисты будто кружатся в вихрях волшебства. И хоть сюжет давно уже выучен наизусть, зрители все равно завороженно следят за тем, как Маша (Мария Кузьмина и Венера Федотова, которая вышла в этой партии впервые) спасает Принца-Щелкунчика (Валерий Аргунов, Сарыал Афанасьев и дебютировавший в этой роли Владимир Данилов).

Были и другие премьерные выходы: Михаил Дмитриев в роли Арапа, Георгий Захаров — в роли Короля Мышей. Мария Евграфова исполнила Испанский танец, Алена Старинченко — Русский танец, а также впервые в качестве солистов театра в «Щелкунчике» вышли выпускники Якутской балетной школы 2023 года Алисия Пак (Китайский танец), Татьяна Шишигина (Кукла) и Семен Шаповалов (Арлекин).

«Сломала стереотип»

Фото: Кристина Новгородова. Маша — Венера Федотова, Сказочник — Ренат Хон.

Венера Федотова призналась, что впервые «познакомилась» со «Щелкунчиком» только в хореографической школе.
— В театре или по телевизору не видела до этого ни разу. Я же в поступила туда, не зная, что такое балет: меня отобрали в обычной школе по физическим данным.

Потом первые выходы на сцену, «Щелкунчик» — каждый будущий артист балета во время учебы проходит через этот спектакль, и мы тоже были детьми на елке в первом акте. А класса с третьего танцевала Па-де-труа во втором акте. Всегда волновалась, надеялась не расстроить своих педагогов, сделать все правильно — такое чувство ответственности с самого детства.

В нынешнем сезоне мне доверили танцевать партию Машеньки. Но дело в том, что в нашей постановке в первом акте она должна быть маленькой девочкой. В Мариинском театре ее даже танцует девочка, а когда героиня попадает в сказку, исполнительница меняется на взрослую балерину. У нас таких замен нет, поэтому обычно подбирали артистку соответствующего роста. Но в этот раз танцевала я и вписалась. Сломала стереотип.

Но главное — это, конечно, то, что в Новый год зритель приходит в театр в ожидании праздника, в ожидании чуда, и мы должны ему это ощущение дать, чтобы он вышел из зала «наполненный».

А еще, пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашего педагога-репетитора Ирину Аркадьевну Пудову. Лично я работаю с ней уже девять сезонов, все свои спектакли готовила под ее чутким руководством. Это педагог с большой буквы. Каждый день она неустанно с нами работает: мы с ней и технику «чистим», и всегда ищем что-то новое в своих партиях. Скоро у нее юбилей, с которым мы все ее сердечно поздравляем. Низкий ей поклон!

«Смотришь, как ребенок»

Фото: Кристина Новгородова.

Алисия Пак вспоминает, что впервые увидела «Щелкунчика» в далеком детстве:
— Настолько далеком, что я даже балетом еще не занималась и, смотря этот спектакль с дедушкой, особо не понимала, кто что из себя представляет.

А вот когда выпадает честь танцевать в этом спектакле уже не детские партии, когда ты сидишь за кулисами и слушаешь эту прекрасную музыку Чайковского и как будто погружаешься в сказку, понимая, что сейчас чувствует твоя коллега, которая танцует главную партию — это не передать словами!

Даже если ты сидишь за кулисами — сидишь и смотришь, как ребенок, а со сцены идет такая энергия — у тех, кто в зрительном зале, это ощущение, наверное, еще сильнее — то чувствуешь, будто вернулась в детство. Особенно в тот момент, когда Машенька уменьшается: только что елка была маленькой, а потом кулисы меняются, и она вырастает, и все это под такую сильную музыку, и ты пугаешься вместе с героиней, а уж когда откуда-то появляются эти страшные мышки… Будто сама это все переживаешь на самом деле.

Вроде бы детский спектакль, но такое воздействие! Теперь будем ждать до декабря, чтобы снова встретиться со сказкой — этим магическим балетом.

«Быть главным злодеем»

Фото: Кристина Новгородова. Мышиный Король — Георгий Захаров.

Георгий Захаров вышел на сцену в «Щелкунчике» лет в одиннадцать:
— Но тогда, если честно, я даже не понял, в каком спектакле выходил, хотя принца с принцессой и Короля Мышей запомнил. Не думал, конечно, что сам буду Короля Мышей танцевать.

Это ответственная миссия — быть антигероем, главным злодеем, без которого невозможна сказка. Артист, выходя на сцену, с головой уходит в свою партию, но как дети ахали при моем появлении, я слышал.

Конечно, тут и костюм свою роль играет. Его, кстати, подновили, и хочу сказать, что он очень удобный. Очень! Так что образ — это не только лично твоя работа, твои усилия, но и работа многих других, кого зритель не видит. А общими усилиями получается сказка.

Счастье артиста

Фото: Кристина Новгородова. Кукла — Татьяна Шишигина.

Исполнительница Русского танца Алена Старинченко считает, что любой первый выход в любом спектакле — особенный:
— А если это еще и такой праздник детства, праздник волшебства… При этом «Щелкунчик» — классический спектакль, сложный технически. Надо суметь передать зрителю легкость, настроение, чтобы это было красиво и понятно и детям, и взрослым, но в то же время надо исполнить все чисто — технически чисто, несмотря на волнение. Дальше ты будешь вносить в свое исполнение какие-то краски, будешь дорабатывать его, совершенствовать, но первый выход уже не повторится.

Аркадий Посельский тоже исполнял Русский танец, а еще — партию Папы Машеньки. А в годы учебы?
— Кажется, был Солдатиком. Что-то такое смутно вспоминается. Точно уже не помню, потому что этот спектакль мы между собой называем «марафоном». Так и говорим: «Марафон «Щелкунчика» начинается». В этот раз восемь показов было, а бывало и больше двадцати. Но зрителям этот спектакль дарит новогоднее настроение, и это главное.

Татьяна Шишигина очень рада возможности станцевать партию Куклы.
— Это такой опыт — исполнить такую роль! Это же не человек, у нее совсем другая пластика.
А сейчас жду своих первых гастролей в Нерюнгри, куда мы поедем в феврале. Раньше я выезжала только на разные конкурсы во время учебы. Выходить на сцену в «Жизели», «Ромео и Джульетте» — это счастье для артиста. Надеюсь, что в Южной Якутии эти замечательные спектакли смогут увидеть все, кто их ждет.

«Музыка до сих пор звучит внутри»

Фото: Кристина Новгородова. Принц — Владимир Данилов, Маша — Анастасия Платонова.

Но вернемся к «Щелкунчику». Вот отзывы зрителей.

«От имени большого коллектива Национального центра медицины выражаю огромную благодарность за возможность отдохнуть и окунуться в новогоднюю сказку. Сценография, костюмы, оформление — это высочайший класс! Очень горды, что у нас есть такой театр».

«Благодарна всем, кто трудился над спектаклем «Щелкунчик». Когда открылся занавес, я невольно воскликнула: «Какая красивая декорация!» Слезы текли от того, что вся эта роскошь есть в нашем городе, что специалисты с любовью проработали каждый дюйм.
Огромная благодарность артистам, музыкантам и всем, кто воплотил в жизнь эту прекрасную постановку. Я побывала в сказке! Вы задали праздничное настроение, погрузили в мир детства и волшебства. Это ощущение не покидает меня до сих пор. Браво!»

«Спасибо за староновогоднее чудо. Музыка до сих пор звучит внутри. А какой талант у наших артистов! Какие чуткие зрители! Была слепая бабушка в сопровождении дочери и внучки. Виват театру!»

«Огромное спасибо, удовольствие какое! Оркестр — супер!»

А 13 и 14 января спектакль прошел с тифлокомментированием для слепых и слабовидящих детей, которые в восторге от постановки, «а взрослые оценили усилия организаторов по обеспечению доступности спектакля для них», пишут в отзывах.

+1
15
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
28 октября
  • -17°
  • Ощущается: -17°Влажность: 85% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: