Пульс 60-х в работах Михаила Лукина

Пульс 60-х в работах Михаила Лукина

НХМ организовал выставку работ художника, открывшего миру Заполярье.
Читайте нас

«Пульс 60-х» – так называется экспозиция Национального художественного музея РС(Я), посвященная 90-летию Михаила Лукина – художника, открывшего Заполярье. Рассказывает ее куратор – старший научный сотрудник НХМ РС(Я), заслуженный работник культуры республики Галина Афанасьевна Сафронова.

«Задал векторы»

– Заполярный цикл – главный в его творчестве, и этим он задал векторы многим художникам, которые раньше были замкнуты на пейзаже, портрете, истории Гражданской войны.
Его работы вдохновили многих, потому что были высоким образцом соцреализма. Этому термину часто придается негативный оттенок, и совершенно напрасно – на самом деле это очень высокая планка. Считаю ошибочным и утверждение, что в советское время художники работали под идеологическим прессом: Михаил Васильевич был очень свободен, выражая в своих работах то, что его волновало.

Прожив до обидного мало – 37 лет – он был динамичным, темпераментным человеком, стремившимся в самую гущу жизни. Позже возглавил Якутское отделение Союза художников РСФСР, но неформальным лидером стал сразу.

Открытие Заполярья

– Когда и как он обратился к северной тематике? В 1950-е годы. Это была удивительная эпоха, апогей созидательного труда: война закончилась не так давно, страна восстанавливалась, отменили карточки. Тогда время шло по-другому. Все тянулись к интеллигентности: стоило где-то пройти выставке – все сразу отражалось в прессе, в журнале «Огонек» печатались репродукции.

Михаил Васильевич, выпускник Суриковского института, никогда не порывал связей с теми художниками, с которыми учился, и именно они в 1950-х открыли для себя новостройки и двинулись на Русский Север.

А Михаил Лукин открыл Заполярье, и не только для себя.

«Показать душу»

– Работы этого цикла стали пиком, вершиной его творчества. Он писал людей Севера – мужчин, женщин, детей. Но за портретными образами всегда стояло что-то большее. Он сумел показать душу северян – чукчей, эвенов, эвенков, юкагиров, отобразив панораму их труда, сурового быта, для которых традиции в их жизни нерасторжимо срослись с прошлым, а будущее наследует эти традиции, которые дают силу и жизнестойкость.

И, конечно, раскрытию образа произведения, как всегда у Лукина, вторит пейзаж, суровый, лаконичный, сдержанный в цвете, который скорее ощущается через всполохи северного сияния, их слабые блики, отражающиеся на снегу.

Я сама не раз бывала там, и до сих пор перед глазами низкое северное небо, глядя на которое, ты видишь звёзды совсем рядом. Воздух разрежен, и дальние планы тоже будто близко. Михаил Васильевич как никто другой умел передать это – мазок быстрый, свежий, яркий. Он и цвет чувствовал лучше, чем многие.

«Психологический портрет времени»

– Для афиши экспозиции мы выбрали этюд, где изображены современный заполярный поселок на фоне всполохов северного сияния и стремительно несущаяся собачья упряжка, управляемая каюром. Легкий мазок, удачно выбранный колорит сделали этот этюд, как, впрочем, и многие, олицетворением времени и творческих интересов мастера.

Михаил Лукин был художником своей страны, своего народа, своего времени. И его становление как творческой личности неотделимо от событий, свидетелем которых он был.
Его законченные жанровые полотна («В пути», «Рыбаки Индигирки», «Перед дорогой» и другие) – по сути, психологический портрет времени. Без ложного пафоса, без прикрас Лукин изобразил человека труда в аскезе его трудовых будней, при этом он сумел передать неповторимый нерв эпохи, романтизм молодости, ведь он сам был молод, и его волновало все, что происходило в его родном крае. А это были и промышленное освоение, и новые города, и люди – обычные охотники, рыбаки, геологи, строители и, конечно, природа Якутии с ее огромным разнообразием. Он одним из первых совершил паломничество с друзьями-художниками по реке Лене, неоднократно выезжал на стройки в Мирный, Чернышевский, на строительство ВилюйГЭС.

Новатор

– Вся его недолгая жизнь – это постоянные творческие командировки. И на выставке представлены эти впечатления многочисленным этюдным материалом, необыкновенно живым, интересным и достоверным, поскольку все это написано живо, легко, динамично.

Для якутской живописи начала 1960-х годов искусство Лукина было во многом новаторским. Это был творец, у которого было свое восприятие современности. Он был художником-реалистом, но для него сущность реализма, наверное, была в возвращении к подлинно гуманистическим традициям в искусстве. По большому счету, он в своих произведениях просто, без официоза и фальши показал судьбу и жизнь простого человека, его нелегкий труд, который приносит радость.

Особый мир

– Картины Лукина разнообразны по своей эмоциональной окраске, в них особый мир, наполненный символикой, которую несут цвет, ритм, пространство. Он великолепно понимал живописные задачи и поэтому даже в самых традиционных темах сумел найти свое собственное неожиданное решение. И все это не могло не повлиять на общее лицо творческого коллектива, который Лукин возглавлял.

Все картины Михаила Васильевича наполнены духом созидания, а не разрушения, именно поэтому он – художник на века, к искусству которого люди будут обращаться всегда. Это мастер российского масштаба, раньше бы сказали – всесоюзного.

На этой выставке представлено 120 его работ, причем не только из нашего собрания. Есть, например, картины из Майинского краеведческого музея: будучи председателем правления Якутского отделения Союза художников РСФСР, он стремился к тому, чтобы в сельских клубах были картинные галереи, и дарил им свои картины, и единомышленники его дарили, искренне убежденные в том, что искусство принадлежит народу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
19 апреля
  • Ощущается: 2°Влажность: 45% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: