Пандемия новой коронавирусной инфекции задела все области нашей повседневной жизни, начиная от экономики и заканчивая внутрисемейными отношениями. И если справляться с финансовыми проблемами можно, оформив все полагающиеся выплаты, то что делать, если от самоизоляции уже на стену лезть хочется?
Обращаться к психологам советует заместитель директора ГБУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» Наталья Елисеева. Тем более, что сейчас это можно сделать удаленно.
Во время пандемии звонков стало больше
– Наталья Дмитриевна, возросло ли число обращений якутян на телефоны доверия с начала пандемии?
– С начала 2020 года статистика по телефонному консультированию возросла в разы. Так, уже оказано 1269 консультаций, из них в 301 случае звонили мужчины, 594 раза – женщины, в 374 случаях пол не определен.
В прошлом году, к примеру, психологическое консультирование по телефону получили 684 человека. Если брать по гендерной принадлежности, то чаще обращались женщины – 286 против 182 мужчин. Но у нас есть еще 258 человек, пол которых в ходе общения выяснить не удалось. Возраст звонивших колебался от 11 до 74 лет.
Если провести нехитрый анализ, то становится видно, что во время пандемии новой коронавирусной инфекции потребность населения республики в психологической поддержке возросла.
Кроме того, во время пандемии была открыта горячая линия Министерства здравоохранения РС(Я) по коронавирусу 8-800-100-14-03. Звонки по психологическим вопросам отрабатывались психологами нашего учреждения.
В период самоизоляции наш Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи выстроил систему доступной психологической помощи населению. Фактически было оказано 4 096 услуг.
От розыгрышей до вопросов по ЕГЭ
– С чем чаще всего обращаются?
– Мониторинг запросов на консультацию показывает, что наибольшее количество обращений поступают по запросу: «семейные и супружеские взаимоотношения», «взаимоотношение детей и родителей».
Этот факт объясняется повышением плотности общения с членами семьи во время самоизоляции и указывает на наличие психологических проблем в семейных отношениях. Своевременное решение проблем с помощью специалистов окажет влияние на снижение разводов, профилактику домашнего насилия и других социальных проблем.
Взрослые люди нуждались в информационной поддержке. Чисто психологические вопросы поступали по поводу тревожности из-за самоизоляции. Чем она чревата, как им быть?
А дети – это такая категория населения, которая может звонить даже с розыгрышами. Но были и запросы в информационной консультации, а также просьбы о психологической помощи, например, во взаимоотношениях с друзьями, с родителями.
Выпускников, естественно, волнуют вопросы профориентации и сдачи ЕГЭ. Мы, кстати, создали на Гугл-платформах и других интернет-площадках профдиагностику и очень рады тому, что много выпускников прошли у нас профориентационные тесты во время пандемии. Вообще, неопределенность вокруг ЕГЭ тоже создавала тревожность, и такие вопросы задавались психологам.
Резкий рост звонков был выявлен по «горячей линии» волонтеров – о коронавирусе, самоизоляции, доступности психологических услуг, мерах государственной поддержки во время пандемии.
– Задаваемые на «горячей линии» вопросы, скорее, относятся к категории врачебной или образовательной. Почему на них отвечают психологи?
– Специфика работы психологов на «горячей линии» позволяет определить и скорректировать эмоциональный фон позвонивших граждан. Своевременное информирование населения послужит профилактикой панических состояний, тревоги и страхов населения в кризисный период.
И медикам нужна психологическая помощь
– Отдельно стоит отметить работу психологов по сопровождению медиков и волонтеров. Методическая подготовка психологов учреждения к работе во время чрезвычайных ситуаций способствовала быстрому реагированию и оказанию профессиональной помощи во время экстремальной ситуации.
– То есть к вам на «горячую линию» обращались и медики? А их что тревожило?
– Вообще, чувствуется общая усталость от интенсивной работы. Обращения были абсолютно разные. Например, некоторые долго не могли успокоиться после видеообщения со своими родными и детьми. Они ведь вынуждены после отработанной смены отдыхать не в стенах дома, а в гостиничных номерах и, как следствие, неделями не видят своих домашних.
Но больше всего обращений медиков касалось работы: у нас просили совета, как выстроить работу с пациентами, что им сказать, чтобы приободрить заболевшего, какая у него может быть реакция на ту или иную информацию.
В эти дни нашим врачам, младшему и среднему медицинскому персоналу, работающим с зараженными коронавирусом пациентами, приходится выступать не только лечащими докторами, но и психологами. Напряженная работа, постоянное нахождение в большом кругу людей и в то же время нехватка общения с родными – все это, безусловно, сильный стресс для медиков.
Дозированные новости
– Как сохранить свое психологическое здоровье, когда кругом куча негативной информации?
– Самое главное, это правильная самоорганизация, расстановка приоритетов, кредита доверия источникам информации. Если люди получают информацию из различных источников, то со временем наступает информационное перенасыщение. Бывает и наоборот, когда информации недостаточно, может наступить тревога, недоверие к тому, что меры против пандемии принимаются.
Психологи говорят, что нельзя в современном мире все свое время уделять информации, идущей очень большим потоком. Мне кажется, пора возвращаться к прежним объемам получения информации. Например, раньше была очень хорошая традиция, когда люди смотрели только утренние или только вечерние новости. Этого было достаточно для того, чтобы человек ориентировался в обстановке и не перенасыщался новостями.
Сегодня большинство якутян следит за информацией по развитию эпидемиологической обстановки в республике. Обратите внимание, что в СМИ оперативные цифры появляются ближе к обеду. Если вы устали от тревожности, от потока цифр и фактов, приучите себя принимать только дневную порцию новостей, не надо зацикливаться и следить за всем потоком информации. Причем каждый для себя должен определить, из каких источников и какую информацию он хочет получить. Помните, сегодня такое время, когда нам всем надо самоорганизоваться.
Важно
Республиканский телефон доверия: 8-800-100-3550.
Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-200-122.
Мобильная кризисная служба: 8-800-100-22-8
This post was published on 06.06.2020 15:02