X

Психолог рассказала о причинах детской жадности

И как ее отличить от нормального отстаивания своих границ

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители подросшего малыша – это нежелание делиться своими вещами. Ребёнок с яростью отстаивает своё право собственности, может даже ударить другого. Сегодня семейный и кризисный психолог Ксения ИВАШКОВСКАЯ объяснит, как отличить жадность от нормального отстаивания своих границ и что делать в том и другом случае.

Одно целое

– Как отличить жадность от нормального поведения?

– В возрасте от двух до шести лет жадность является нормальным поведением. До двух лет дитя тянется ко всему, а удерживает при себе недолго. Совсем маленький ребёнок сразу несёт маме и складывает у неё подаренные ему игрушки, угощения, потом может снова забрать и тут же снова вернуть.

Со стороны кажется, что ребёнок делится, а на самом деле он на это пока не способен. В его восприятии он с мамой – одно целое, он отдаёт маме как себе.

Настоящее собственничество

– В каком возрасте проявляется детская жадность?

– Первый возрастной кризис начинается между двумя и тремя годами. Ребёнок начинает ощущать свою отдельность, понимать, что он может не захотеть, взбунтоваться. То есть начинает сепарироваться. Вот тогда и начинается настоящее собственничество.

Ребёнок в силу возрастных ограничений мышления не может представить существование предмета, если самого предмета не видно. Поэтому малышу трудно объяснить, что машинка другого мальчика – это точно такая же машинка из магазина, а его находится дома. Малыш уверен, что эта машинка – его и начинает отбирать. Даже одновременный показ двух одинаковых игрушек не сразу поможет. Он будет брать обе и обе не отдавать. Изумляясь, что машинка теперь видна и в правой, и в левой руке.

Примерно до пяти лет ребёнок не может понять моральный смысл: «делиться – хорошо», «по-товарищески». Пройти через этот возраст без плача и потасовок невозможно. Собственничество имеет большой психологический смысл – в настройках детской психики прописывается программа своей отдельности, идёт первичная прорисовка границ между своим и чужим. Этот процесс не произойдёт бесшумно. Родители, которые хотели бы мягко и без конфликтов научить ребёнка делиться в этом возрасте, ждут от себя и ребёнка невыполнимого.

Моё и чужое

– Как помочь ребёнку понять принцип «моё» и «чужое»?

– Ребёнок, которому позволяли быть владельцем, в старшем дошкольном возрасте станет более уверенным в себе, менее тревожным. Он получил уже довольно много жизненного опыта: вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Гости в итоге всегда уходят, а его игрушки остаются с ним. И наоборот, когда он уходит из гостей – вещи остаются у хозяев. Невозможно объяснить ребёнку всё это раньше, чем накопится его практический опыт.

Достигнув возраста пяти лет, в детском мышлении появляется воображение. С новой способностью ребёнок уже может представить, как ему что-то дадут и купят в будущем. И хотя это ещё не произошло, ребёнок может уже утешиться и подождать. Эти возрастные способности созревают в своё время. Стадии развития нервной системы хорошо изучены – они не поддаются ускорению при помощи методов раннего развития.

– Как реагировать родителям, если ребёнок жадничает?

– Осознанность ребёнка наступает в возрасте шести лет. Повторюсь, дети более раннего возраста делятся не из-за сознательности, а от изобилия ресурсов и поддержки взрослых. Например, даём ребёнку два сока в коробочках и просим один передать другому ребёнку. Приходим на день рождения и дарим подарки одновременно и имениннику, и своему ребёнку. Поэтому и поощрительные призы в конкурсах так важны. Когда у всех всё есть, ребёнку гораздо спокойнее.

Сочувствуйте своему ребёнку, когда он вынужден отдать вещь хозяину, переключайте его внимание на что-то приятное. А если не удаётся, то пережидайте истерику без стыда – так ведут себя очень многие дети.

Надо понять «жадность» правильно и не принимать её слишком близко к сердцу, тогда эпоха глухого собственничества сменится на обмены и «торговлю» своими игрушками. Следующая стадия развития начнётся вовремя, если до пяти лет не травмировать ребёнка отбиранием и наказанием за «жадность».

Личные границы ребёнка

– Что делать точно не следует?

– Ребенка до 5,5 лет заставлять отдавать вещи, а ещё отбирать их и наказывать. Таким образом можно пробудить уже настоящую дефицитную жадность. Потому что границы ребёнка для взрослых были ничтожны и грубо нарушались. Малыш живёт в состоянии угрозы: нужно продолжать сражаться, если темперамент бурный. А если ребёнок спокойный, то он может вовсе отказаться что-то хотеть. Проблема в будущем коснётся других сфер: отношений, учёбы, безопасности. Такой ребёнок – лёгкая добыча. Он терпит, когда его границы нарушают, упускает возможности, бездействует и медлит с обороной. Возраст собственника – очень важный для развития стратегически важных качеств личности.

– А если избавить ребёнка от ситуации «делёжки»?

– После трёх лет эта ситуация пойдёт не на пользу. Так у ребёнка не будет опыта, что вещи могут делиться между людьми, что утраченные вещи могут быть восстановлены или заменены. И получится уже и вправду жадный ребёнок, который не ведает, что «всё» – не только ему. Стоит практиковать выходы ребенка «в свет» – на площадки, в гости, чтобы он мог получать этот непростой опыт.

Эмоциональное вознаграждение

– Как научить ребёнка не жадничать?

– Если предметом можно играть только по очереди, то установите очень короткое чередование. Пусть дети ездят на машине и качаются на качелях буквально по паре минут. Если предметом можно пользоваться совместно, показывайте своими эмоциями, что это здорово.

Дети в дошкольном возрасте многое делают за эмоциональное вознаграждение, им нужно видеть одобрение. Попросите ребёнка поделиться, но будьте на его стороне. Скажите, что вы будете рады его поступку, благодарите за согласие. Давайте время подумать, не торопите, ребёнку нужно самому решиться.

Примите заранее, что у вас может и не получиться, и воздержитесь от наказания. При неудачной попытке расскажите ребёнку об эмоциях, которые вы видите у другого малыша: «Я вижу, что он плачет, ему грустно, давай ему поможем». Если не давить, то таким способом можно добиться успеха. Детям сложно поставить себя на место другого, но на сочувствие и утешение дошкольники вполне способны.

Читайте детям про дарение подарков, взаимопомощь, одобряйте щедрых персонажей из мульт-фильмов. Изготовление подарков своими руками продвигает ребёнка ещё мощнее. Если он приготовил вам бутерброд из печенья с солёным огурцом или вырезал носовой платок из вашего платья и радостно дарит – обнимите и простите. Если у подарка есть польза – пользуйтесь им. Держите на видном месте, показывайте гостям. Ребёнок получит огромный стимул создавать и дарить.

***

Еще больше статей вы можете прочитать на личной странице психолога @psycholog.ivashkovskya.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 22.05.2021 12:04

Related Post