Практически все студенты и школьники продолжают учиться дистанционно. Для некоторых из них такое учение превратилось в мучение. Особенно для родителей младшеклассников, вынужденных учиться с ними вместе. Мы поговорили с психологом средней школы №15, психологом центра «Инсайт» Ксенией Тарской о том, как справляются школьники с учебой и как могут им помочь в этом родители.
Главное –самоорганизация
– Вот уже практически год как дети учатся дистанционно. Почему у кого-то нет проблем, а кому-то сложно учиться таким образом? Есть мнение, что справляются с учёбой в таком формате только хорошо мотивированные дети.
– Действительно, есть дети, которые могут самоорганизоваться, а есть ребята, которым трудно это сделать. Интерес к самообучению, концентрации, умение себя дисциплинировать надо развивать с самого раннего детства, а не в школьном возрасте. Заставлять себя долго что-либо делать – достаточно длительный процесс, и, если вовремя не проследить за этим, навык, появившись, может так же исчезнуть. Ребёнок должен постепенно привыкать к этому.
Конечно, мотивированным детям сделать это легче.
– Надо ли контролировать этот процесс?
– Безусловно. Сейчас со мной некоторые родители не согласятся, а может, даже возмутятся, мол, как это делать, если мы работаем? Отвечу: обязательно нужен контроль! Причём спрашивайте не только о том, выполнил ли он все домашние задания, а поинтересуйтесь, что ему задали, как он их сделал. Самостоятельных детей, которые делают всё без напоминаний, – единицы, большинству нужен контроль. Тут важно не упустить момент, когда учёба будет запущена, и у ребёнка возникнет ощущение своей неполноценности.
– Надо ли помогать делать уроки или ребёнок сам должен справляться?
– Младшеклассникам однозначно надо помогать, я убеждена в этом. Не бойтесь того, что ребёнок привыкнет делать домашние задания вместе с вами. Если ребёнок справляется, вы в любой момент можете ослабить свой контроль, меньше предлагать помощи.
Часто подростки утверждают, что им лень учиться. Моё твердое убеждение: лени как таковой нет.
– В чём дело тогда?
– Лень складывается из трёх слагаемых – страха, отсутствия интереса и знаний. Достаточно убрать одно из слагаемых, и лень исчезнет. Таким образом, надо бороться не с тремя «врагами», а с одним. Тогда и особого контроля со стороны родителей не понадобится. Ребёнок сможет учиться сам, стремиться к знаниям.
Режим дня
– Нужно ли придерживаться распорядка дня на дистанционке?
– Конечно. В школе с этим проще, а дома рядом уютная кровать с тёплым одеялом, Интернет, Ютуб, да много всего другого. Всем надо приложить невероятные усилия, чтобы создать не ощущение бесконечного отдыха, каникул, а понимания, что учебный процесс продолжается. Обязательно должно быть рабочее место и даже соответствующая деловая одежда. Примером прежде всего являются родители.
– Некоторым детям важно учиться в группе и сложно делать это один на один с экраном. Вы согласны с этим?
– Это действительно проблема, с которой к нам, психологам, уже обращаются. В младшем и подростковом возрасте дети нуждаются в общении с друзьями, это определённый период в развитии, не менее значимый, чем учёба. И живое общение с друзьями ничем не заменить. Дети так долго сидят дома, что некоторым уже боязно выходить на улицу. Они теряют навыки общения, социализации, ощущения присутствия в группе. Так и говорят: «Мне страшно, когда меня окружает много людей».
Некоторые дети во время уроков часто сидят с выключенными экранами. Это и нежелание приводить себя в порядок, дома же сижу, нет стимула наряжаться, а есть и такие, кто подключается к уроку, а сам в это время продолжает спать. А ведь человеку неприятно общаться с пустым экраном, по себе знаю, так как веду уроки. Мне важно видеть эмоции, глаза, понимать, что они услышали меня, поняли.
Некоторые не включают экран, потому что не хотят, чтобы их увидели остальные либо сами не желают никого видеть. И это новая проблема, так называемый побочный эффект дистанционного обучения. Но это опять-таки вопросы самодисциплины, которая формируется с детства.
Что касается живого общения, произошло замещение этого понятия. Теперь это общение в сети. Границы раздвинулись, никаких ограничений нет, чтобы встретиться и пообщаться в Сети, минимум времени на то, чтобы прийти друг к другу. Да, это проблема, но и в то же время возможность. Можно взглянуть на ситуацию по-другому. Мы живём в другое время, мы жёстко и быстро вошли в другой режим и либо подстроимся под него, либо нет.
– Что вы советуете в ситуации, когда подстроиться сложно?
– Вместе ищем положительные, радостные моменты, ресурсную сферу ребёнка, выражаясь профессионально. Родители переживают, что ребёнок запустил учебу, появились двойки. А ведь задача какая? Речь идёт не об успеваемости, а о том, чтобы школьник встал из кровати. Лечить надо не последствия, а причину, налаживать общение, вытаскивать его из раковины.
Родители должны создавать дома благоприятную, доброжелательную атмосферу, учить не паниковать в стрессовых ситуациях. Спокойствие взрослых придает ребёнку уверенности.
Главное, быть рядом со своим школьником, сейчас ему особенно важны ваша помощь и поддержка.
Время реформаций
– С какими проблемами чаще всего к вам обращаются?
– Как раз с такими: ребёнок играет или спит вместо того, чтобы учиться.
На самом деле дистанционное образование даёт очень много возможностей для учёбы. Этим надо правильно воспользоваться, ведь сейчас у школьников всё под рукой: Интернет, время. В режиме реального времени сделать это сложно, а сидя дома, не тратя время на лишнее, можно исправить оценки, углубить знания. Как отметила руководитель центра «Инсайт» Татьяна Сабарайкина, это замечательное время реформации, и я с этим согласна.
К слову, обращений за помощью к психологам стало не больше, а появилась осознанность. Дети начали понимать – кто такой психолог. Мне всё реже приходится им объяснять это, что радует.
– С какими трудностями могут столкнуться дети, общество в целом, если учёба в таком формате продолжится?
– Предположу, что сильно изменится мышление людей. Сейчас происходит естественный отбор, как бы жёстко это ни прозвучало. Вперёд продвинутся те, кто сумел быстро адаптироваться к новым условиям, нашёл плюсы.
Привычка формируется за месяц. Мы практически год сидим дома – учимся, работаем в режиме онлайн. Люди поняли, что необязательно выходить из дома, чтобы выполнять положенный перечень дел на сегодня.
Соответственно, появится много новых специальностей, профессий, возможностей реализовать себя. Эти возможности просто надо увидеть. Мы живём в замечательное время. Самоизоляцией надо воспользоваться для общения друг с другом. Все эти годы мы слишком много времени проводили на работе, многого не знали друг о друге. Сейчас мы пригляделись внимательнее к друг другу, столкнулись с проблемами, шероховатостями и да – это проблема. Но любая проблема – плацдарм для дальнейших возможностей, шанс для развития. Решая её, можно добиться замечательных результатов. В конце концов, родители и дети стали ближе, мамы и папы больше узнали своих детей. На самом деле дети уже перестроились, теперь нам, взрослым, надо сделать это.
This post was published on 31.01.2021 14:25