Прокурор о правоприменительной и надзорной практике в сфере закупок
Закупки для государственных и муниципальных нужд, предполагающие расходование бюджетных средств, осуществляются в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе…» Это позволяет повысить эффективность и результативность закупок, обеспечить их прозрачность, а также предотвратить возможные факты коррупции.
В связи с этим обеспечение законности в сфере закупок является приоритетным направлением надзорной деятельности.
О правоприменительной и надзорной практике в сфере госзакупок рассказал прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии Прокуратуры РС(Я) Алексей Чаванин.
От протестов до уголовных дел
– Алексей Викторович, что представляет собой надзор в сфере закупок и какими полномочиями обладает прокурор в случае выявления нарушений?
– Предмет надзора – общий, специфика заключается в отраслевом законодательстве, регулирующем отношения в сфере закупок. Закон «О контрактной системе…» – основной закон, определяющий лиц, являющихся участниками закупок, их права, обязанности и ответственность.
Полномочия прокурора при выявлении нарушений определены, прежде всего, федеральным законом «О прокуратуре». Наиболее часто применяемыми мерами прокурорского реагирования являются: представление об устранении нарушений и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. При выявлении правовых актов, не соответствующих действующему законодательству, приносятся протесты. В случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в суды направляются исковые заявления.
К сожалению, нарушения в сфере закупок носят распространенный характер и допускаются на всех стадиях закупочной деятельности. С начала 2021 года прокуратурой выявлено свыше двух тысяч нарушений. Это послужило основанием для принятия 1 123 актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 432 человека.
Значительное количество нарушений, в том числе влекущих причинение ущерба, выявляется на стадии принятия работ, выполняемых по муниципальным и государственным контрактам. Во всех случаях даётся уголовно-правовая оценка действиям недобросовестных заказчиков и исполнителей. В связи с имевшимися фактами хищений и злоупотребления полномочиями в следственные органы направлено 11 материалов, по которым возбуждено и расследуется 9 уголовных дел.
К примеру, прокуратурой Хангаласского района установлено, что в рамках муниципального контракта, заключенного между администрацией города и ИП Махминовым С.С., на основании не соответствующей действительности приемо-сдаточной документации оплачены фактически невыполненные работы. По материалам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 292 УК РФ – «Служебный подлог».
Аналогичные факты принятия невыполненных работ выявлены прокуратурой Мегино-Кангаласского района при строительстве спортивного комплекса в Нижнем Бестяхе. В связи с этим Заречным отделом СУ Следственного комитета РФ по РС(Я) возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1.1 статьи 293 УК РФ – «Халатность, повлекшая причинение крупного ущерба».
Бездействие и ухищрения
– Расскажите о наиболее часто выявляемых нарушениях.
– Например, прокурором Горного района выявлялись нарушения сроков ремонтных работ, предусмотренных муниципальными контрактами в спортзалах образовательных учреждений. На основании постановления прокурора исполнитель работ привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ – «Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом».
Бездействие исполнителей пресекалось прокурорами Мегино-Кангаласского, Сунтарского и Нюрбинского районов. Во всех случаях виновные лица привлекались к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ.
Немаловажной проблемой остается сохраняющаяся задолженность по исполненным контрактам. В результате принятых прокурорами мер в 2021 году погашена задолженность перед 325 субъектами предпринимательства на общую сумму более 630 миллионов рублей.
Бездействие заказчиков также влечет административную ответственность по статье 7.32.5 КоАП РФ. Так, по инициативе прокуратуры Оленекского района глава муниципального района «Оленекский национальный эвенкийский район» привлечен к административной ответственности по этой статье с назначением штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Одновременно с принятием мер, направленных на устранение нарушений, влекущих образование задолженности, проводится работа по предъявлению регрессных исков. Это должно способствовать повышению финансовой дисциплины заказчиков. В 2021 году судами рассмотрено два иска. Так, по иску прокурора Нюрбинского района с руководителя ГБУ РС(Я) «Нюрбинская центральная районная больница» взыскано 25 тысяч рублей.
Вызывают озабоченность так называемые факты «дробления» закупок. Это нарушения, допускаемые при выборе способа определения поставщика, что ведет к ограничению конкуренции. Дробление закупок представляет собой преднамеренную разбивку стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах.
Например, в Среднеколымском районе по факту заключения директором образовательного учреждения 19 однотипных контрактов на ремонт спортивного зала МБОУ «Алеко-Кюельская СОШ» возбуждено административное производство по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ. По результатам рассмотрения назначен штраф на сумму 30 тысяч рублей.
Признать недействительным
– Несвоевременным исполнением обязательств по государственным и муниципальным контрактам порой причиняется существенный вред. Как его оценивают?
– Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства – понятие оценочное. При оценке вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, государственных и муниципальных органов, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших, а также тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда.
С высокой вероятностью вред будет признан существенным в следующих случаях. Во-первых, если затронута безопасность жизнедеятельности граждан, (например, нарушены условия контракта на строительство жилья для переселения граждан из аварийного фонда). Во-вторых, если нарушена работа государственных и муниципальных учреждений, (так, суды наказывали за невыполнение ремонта системы отопления зданий). В-третьих, если под угрозу поставлено достижение целей и задач национальных проектов, выполнение региональных и государственных программ.
Одной из наиболее эффективной форм защиты прокурором публичных интересов является обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок, заключенных с нарушением законодательства о закупках.
Также основаниями для обращения являются нарушения требований закона «О контрактной системе…», выразившиеся в неправомерном осуществлении закупок без проведения конкурсных процедур, изменении существенных условий контракта, необоснованное разделение объема продукции, наличие между участником закупок и заказчиком конфликта интересов и т.д.
Так, прокуратурой Ленского района установлено, что муниципальное образование приобрело у ООО без проведения конкурентных процедур земельный участок для строительства в будущем объектов для образовательной организации. При этом предметом сделки по приобретению у единственного поставщика нежилого здания для государственных или муниципальных нужд может быть только фактически существующее здание. Судом постановлено удовлетворить исковые требования прокурора, на ООО возложена обязанность возвратить муниципалитету 20 миллионов рублей.
Ещё одним примером являются результаты проверки, проведенной прокуратурой Якутска, в ходе которой установлено, что при наличии конфликта интересов заключен муниципальный контракт на сумму более 16 миллионов рублей. Руководитель муниципального предприятия, являясь родным отцом одного из учредителей ООО, участника электронного аукциона, не получил согласие собственника имущества на заключение сделки с заинтересованностью.
В другом случае решением арбитражного суда удовлетворены требования прокуратуры о признании недействительным муниципального контракта на поставку углеводородного сжиженного газа для автомобильного транспорта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: