Президент Международного общества варгана Франц Кумпл — о его объединяющей силе, сложностях выбора виртуозов и планах на будущее

Президент Международного общества варгана Франц Кумпл — о его объединяющей силе, сложностях выбора виртуозов и планах на будущее

Читайте нас на

По завершении III Международного фестиваля-конкурса «Хомусист-виртуоз мира» из уст министра культуры и духовного развития республики Юрия Куприянова прозвучало предложение присвоить всем его победителям звание заслуженного артиста РС(Я) — ещё одно подтверждение тому, что международное жюри конкурса действительно выбрало лучших из лучших.

Наш сегодняшний гость номера, председатель жюри, президент Международного общества варганистов Франц Кумпл из Австрии, с самого начала предполагал, что это будет нелегкой задачей.

О форме и содержании

Конкурс начался с хомусного флешмоба на площади Орджоникидзе.

— Не так-то просто сравнивать разные способы игры на варгане и определять победителя, тем более когда их становится больше. В первом конкурсе участвовал 21 человек, во втором — 27, в нынешнем — 38.

Надо ещё учесть, что это уникальное мероприятие проводится раз в десять лет: первый конкурс был 21 год назад, второй — 11 лет назад. Можно сказать, что в первом участвовали деды, во втором — отцы, а сейчас настало время передать эстафету новому поколению.

Понятно, какая ответственность лежала на жюри. Среди нас были и виртуозы, и профессионалы, то есть это хороший уровень, но я ещё раз повторю: сложно оценивать разные техники, разные приемы, разные культуры.

Монголия, Австрия, Япония, Индия, Китай, Германия, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Тува, Алтай — везде по-разному играют. Как тут сказать, кто лучше, кто хуже?

В Европе, кстати, многие считают, что в игре на варгане все настолько индивидуально и эмоционально, что ни о каком сравнении одного музыканта с другим и речи быть не может.

Но критерии, конечно, есть. Первый — это форма: как человек владеет традиционной техникой игры. Наша цель — поддерживать традицию, и в каждой культуре она своя.

Но, кроме формы, важно и содержание. Поэтому второй критерий — то, какую атмосферу человек создает во время своего выступления.

Игра на варгане — это полет души, это творчество, и в оба тура нашего конкурса мы включили импровизацию: в первом она была свободная, музыкант сам выбирал, что ему играть и как, а во втором импровизировал на заданную тему.

От сердца к сердцу

— Изначально было решено, что победителей будет не более девяти. Меньше — возможно, но не больше.

И я не сомневался, что среди этих девяти обязательно будет представитель Якутии. В итоге их оказалось трое, но это неудивительно: ваши хомусисты всегда в числе самых сильных.

Здесь серьезно относятся к подготовке новых поколений музыкантов, и государство в этом участвует, оказывает очень хорошую поддержку, в том числе финансирует Центр и Музей хомуса народов мира.

Меня всякий раз восхищает высокий уровень, на котором здесь организуют и реализуют мероприятия, и я хочу от имени Международного общества варгана поблагодарить организаторов нашего нынешнего конкурса — господина Юрия Куприянова, господина Сергея Местникова (заместитель Председателя Правительства РС(Я)) и, конечно, нашего друга Дмитрия Бястинова (директор Центра и Музея хомуса народов мира). Эти три человека сделали всё для того, чтобы наш третий конкурс все-таки состоялся.

Последний раз мы виделись 11 лет назад. Сейчас мир стал другим. Сначала пандемия, потом осложнение политической обстановки, но я поддерживаю и всегда буду поддерживать культурные связи.

Очень важный аспект игры на варгане — именно коммуникация. Люди общаются, разговаривают друг с другом на этом инструменте. И не надо забывать, что варган — один из древнейших музыкальных инструментов мира, может, он именно для этого и был создан, чтобы наводить мосты от сердца к сердцу.

Через него человек выражает себя, свои эмоции напрямую, поскольку сам и является здесь резонатором. Варган не гитара, не скрипка, не рояль, которые вне тела, здесь звук извлекается ртом, языком, дыханием — душой. Потому варган объединяет, давая то, чего нам так не хватает — ощущение братства, ощущение единства.

На наших фестивалях после индивидуальных и коллективных выступлений обязательно дается время для совместной импровизации: когда встречаются варганисты всего мира, они хотят играть вместе.

Родина маультроммеля

— Этот инструмент сопровождает меня почти всю мою сознательную жизнь. Когда мне было лет шесть или чуть больше, в нашу деревню приехал новый священник, который до этого служил в городе Мольн, а Мольн — это место, которое знают варганисты всего мира. Там производят маультроммель — австрийский варган.

И вот, став одним из лучших друзей моего отца, этот священник стал часто бывать у нас дома и в один из своих визитов подарил нам маультроммель. Тогда я и начал на нем играть, но, конечно, воспринимал его больше как игрушку.

В более старшем возрасте пошел в музыкальную школу, где освоил игру на аккордеоне, фортепиано.
Лет в 18-19 начал путешествовать, а в путешествие рояль или аккордеон не возьмешь. Тут я и вспомнил про маультроммель. С тех пор во всех моих поездках он со мной, и, когда я впервые оказался в Якутии, он тоже был у меня в кармане.

С корабля на бал

— Это был 1991 год. Австрийская строительная фирма возводила тогда медицинский центр в Якутске. Вы же помните то время — самый конец Советского Союза, дефицит продуктов…
Наши строители и инженеры дали знать об этом дефиците в Австрию, особенно отметив нехватку сухого молока для детей.

Благотворительная организация, с которой я тогда работал, поручила мне доставить из Вены в Якутск девять контейнеров этого молока.

Русский язык я знал, но все равно было нелегко контролировать разгрузку-погрузку такого количества гуманитарной помощи: сначала при перестановке с узкой европейской железнодорожной колеи на широкую советскую, дальше — при определении во Львове, по какой ветке эти контейнеры пойдут до Сибири.

Потом я встречал их в Беркаките, где организовал погрузку на грузовики. До сих пор помню угольную пыль, которая была там везде. Бедные дети, которые ею дышали! Для них в Беркаките и Нерюнгри я оставил два контейнера, остальное привёз в Якутск.

А в это время здесь проходил II Международный конгресс-фестиваль варганной музыки, но я не знал слова «варган» и уж тем более — слова «хомус». Видел логотип, но не мог понять, что это — съезд фармацевтов или что-то в этом роде?

Но когда узнал, что речь идёт о моем любимом инструменте, поспешил туда и стал все свое свободное время посвящать конгрессу.

Мечта

Осуохай дружбы на открытии III Международного конкурса «Хомусист-виртуоз мира».

— Меня очень интересовало, кто смог организовать такое мероприятие, и был счастлив познакомиться с Иваном Егоровичем Алексеевым. Познакомился и со Спиридоном Шишигиным.

Мне ещё повезло, что с фирмой, которая строила медцентр, со стороны республики работала Людмила Реасовна Кулаковская. Я очень скорблю о ее уходе, это большая потеря для всех нас… Она была мне добрым другом, я многое от нее узнал, в том числе о поэзии ее деда, у него, кстати, есть стихотворение, где он говорит, что хомус может говорить на ста разных языках.

Вот это меня больше всего и поразило — как серьезно здесь воспринимают свой музыкальный инструмент. Разительный контраст с моей родной Австрией, где на маультроммель всегда смотрели как на детскую забаву. И у меня появилась мечта — организовать такое же мероприятие у себя.

Над этим я потихонечку начал работать с 1991 года, и на это ушло семь лет. А в 1993-м организовал гастроли якутских хомусистов: Ивана Алексеева, Спиридона Шишигина, Николая Шишигина, Николая Жиркова, Риммы Жирковой, Альбины Дегтярёвой. В Австрии все просто обалдели! Во-первых, думали, что варган существует только у нас, а во-вторых, были потрясены игрой якутов.

Десять варганов для сложной мелодии

— Правда, австрийская техника игры на варгане другая, у нас музыкант при игре меняет инструменты. Те, кто смотрел выступления наших конкурсантов или телетрансляцию, наверное, обратили внимание на моего земляка Вольфа Яншу, у которого было почти десять инструментов.

Но это не всегда было так. В Средневековье играли на одном: например, мальчик приходил под окно к девочке и наигрывал, чтобы она открыла ему. Тут, конечно, десять маультроммелей не нужно.

Все усложнилось в эпоху романтизма. В XIX веке варган у нас снова стал популярен: романтизм поддерживает природные, сферические, космические звуки.

Но в Австрии тогда уже были Моцарт, Гайдн, Гендель, Бетховен, Бах. А музыканты, играющие на маультроммеле, на волне этого подъема хотели, чтобы их фольклорный инструмент признали на высоком классическом уровне.

Однако как состязаться со скрипкой или роялем, когда один маультроммель имеет только один фундаментальный звук, все остальные звуки — это обертоны? Из первого маультроммеля ты можешь извлечь только «до» и ещё ряд звуков, из второго — «ре», из третьего — «ми» и так далее.

То есть хочешь сыграть сложную мелодию — чередуй инструменты. Это было хорошо видно, когда Вольф Янша исполнял классическую песню.

«История успеха»

— В этом году в нашем конкурсе участвовало три варганиста из Австрии и два — из Германии. У них был хороший пример — наш австрийский музыкант Албин Паулус. Когда его на предыдущем конкурсе признали виртуозом мира, у него был такой подъем! И это звание обязательно приводится в любой публикации о нем, при любом упоминании. Хомусист-виртуоз мира — это история успеха.

Генеральный секретарь Международного общества варгана — Арон Силадьи из Венгрии — до сих пор жалеет, что не участвовал в конкурсе, когда это было возможно, в этом-то году он был членом жюри.

Помешало ему именно наше европейское предубеждение, о котором я говорил: как можно сравнивать игру варганистов? Сейчас же он говорит: «Все-таки надо было тогда выйти на сцену, а не просто сидеть в зале».

Ещё меня очень радует, что возросло число русских участников. Один из них, Аксентий Бескровный из Москвы, не так давно принимал участие в восстановлении русского варгана неподалеку от Великого Новгорода. Уже не один, не два, а десятки отличных русских мастеров делают очень хорошие варганы.

Награда — юбилейный знак «100 лет Якутской АССР» — из рук Юрия Куприянова.

А напоследок хочу от всего сердца поздравить вас с юбилеем — столетием республики. Наш конкурс тоже был приурочен к этой дате и открылся на площади, где множество хомусистов в своих красивых нарядах играли, образовав цифру «100», и мы играли вместе с ними.

Для меня было большой радостью снова приехать к вам и большой честью — быть председателем жюри.
И ещё: мы очень ждём якутскую делегацию 27-31 июля на IX Международном конгрессе-фестивале варгана в Берлине. До свидания, с надеждой на скорую встречу!
Фото предоставлено пресс-центром конкурса.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
14 августа
  • 18°
  • Ощущается: 18°Влажность: 66% Скорость ветра: 2 м/с