Премьера Саха театра: Осовремененный Горький с якутским колоритом

Премьера Саха театра: Осовремененный Горький с якутским колоритом

Новый спектакль Сергея Потапова получился неожиданно мужским
15:04
12 февраля 2020
Читайте нас

В минувшие выходные в Саха театре показали осовремененного Горького с якутским колоритом. Железновы превратились в Тимировых, Храповы – в Хараповых, мужу Баассы, которого здесь зовут Сэргэ, светит срок за педофилию, и она таскает взятки (не сама, разумеется) прокурору, следователю… Словом, дома новы, а предрассудки стары.

«Жил грешно…»

Однако новый спектакль Сергея Потапова получился неожиданно мужским.

Брат Баассы Буоха Харапов (Альберт Алексеев) — настоящий «хозяин жизни», легко переходящий от заигрываний к угрозам, и угрозы эти — не шутки, такой глотку перегрызет кому угодно, если, конечно, не удастся убрать оппонента чужими руками. «Добрый» дядюшка походя лапает и прислугу, и племянниц, ни на секунду не забывая о том, что под юбкой у сестры — ключ от сейфа, символ власти над жалкими душонками тех, кто для него — грязь под ногами, не более.

А пьяный осуохай, в который Буоха вовлекает участников семейной «пати»? За него режиссер, пожалуй, огребет по полной, но эта сцена по силе воздействия — как ушат холодной воды.

Или, вернее, бочка с оной, куда макают башкой в целях прояснения мозгов. Непедагогично, конечно. Но если другие средства не срабатывают?

Потрясающе сыграл свою роль — мужа Баассы — Геннадий Турантаев. Возможно, с физической немощью героя палку несколько перегнули — выходит он, всем телом наваливаясь на ходунки и так надсадно сипя, что Дарт Вейдер удавился бы от зависти, что не очень «монтируется» со статьей обвинения, а еще говорится, что накануне он со свояком всю ночь «прогудел», дуя коньяк… Ну да ладно. Зато до дрожи пробирает сцена, когда несчастный из последних сил старается «убежать» от уговоров склоняющей его к самоубийству жены. «Жил грешно и умер смешно». А смотреть на это страшно. Страшно, когда человеческая развалина из последних сил цепляется даже не за жизнь, а за право хотя бы умереть достойно, уже зная, что этого ему не дадут.

Богатые тоже плачут

Что касается женских образов, то Изабелла Николаева (Баасса Тимирова) убедительна и в роли бизнес-вумен, и в роли матери двух таких разных, но одинаково несчастных дочерей.

Ильяне Павловой с ее темпераментом тесно в рамках роли погибающей от тоски бездельницы Наты, но то, что богатые тоже плачут, она показала.

Айталине Лаверновой вновь досталась вариация на тему Офелии, и она снова была органична в роли невинной жертвы жестокого мира.

Революционно настроенная Рахиль Топаз (Жанна Ксенофонтова) — это, скорее, не террористка, а наше представление о террористках. Задерет настоящая экстремистка ноги в тяжеленных ботинках на стол? Сомневаюсь. Ей не до внешнего эпатажа, голова другим занята. Разве что это некий символ — мол, нате вам, весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…

Очень хороши служанки — кокетливая Иискэ, послушный воск в руках Буохи Харапова, его игривая кошечка (Александра Сивцева) и — на контрасте с ней — неопределенного пола и возраста Хонуу (в этой роли не узнать красавицу Елену Румянцеву).

Хороша и секретарша Вассы Анна в исполнении Нюргуяны Шадриной. Застегнутая на все пуговицы, спрятавшая в себе все человеческое за маской исполнительности и собранности, в финале она показывает свое истинное лицо, оказавшееся, увы, совсем неприглядным. Вызови она больше сочувствия — финал наверняка был бы сильнее.

На чаше весов

Впрочем, он и так сильный — но безнадёжный. По одну сторону — остывающее тело Вассы и ее домочадцы, по другую — малолетний внук, единственный свет в окошке и последняя надежда. Что перевесит? Грехи наши тяжкие или невинность дитяти? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, хочется если не верить, то хотя бы надеяться, но…

Сценограф Михаил Егоров скупыми средствами — перегородка, стол, стулья — создал на сцене атмосферу богатых апартаментов, в которых нет ни тепла, ни домашнего уюта, а странная конструкция не то с шарами, не то со светильниками, уходящая под потолок, напоминает гигантскую клетку для этих «светлячков», которым оттуда не вырваться. И никому не вырваться. Никому. Никогда. Хотя надежда умирает последней.

Фото: Василий Кривошапкин.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
25 апреля
  • -3°
  • Ощущается: -10°Влажность: 46% Скорость ветра: 7 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: