Первой встреча художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, возглавляющего Совет Ассоциации национальных театров России, состоялась на площадке I конгрессса национальных театров с будущими актерами и режиссерами Якутии.
— Все 30 лет существования Международной театральной олимпиады, основанной Теодоросом Терзопулосом, спектакли национальных театров мира занимали в ее программе важное место.
Когда в 2019 году мы провели олимпиаду в Санкт-Петербурге, у нас было представлено семь национальных театров России. На фоне потрясающих коллективов Европы и мира — вот, пожалуйста, такие открытия, такие алмазы.
Хотя на протяжении многих лет, ещё с советских времён, у нас было стандартное отношение к национальным театрам — некая декада, некий фонтан дружбы народов: все хорошо, все прекрасно, отчитались и уехали. Не было глубины.
Но сегодня, когда театр пробуксовывает, бегая по одному месту, важно понимать — обновление театрального языка может прийти от языка национальных театров, от тех истоков, тех традиций, которые их питают. Связано оно, это обновление, с консолидацией в государственном смысле, к чему подталкивает и политическая ситуация.
Национальные театры — это духовные дома, а с эстетической точки зрения — это родник. Важно только его не замутить, не загрязнить.
Не забываем и про театральный опыт, идущий издалека — есть национальные театры Индии, Ирана, Индонезии, острова Бали.
История театра ритуального, мистического, лишенного сиюминутной бытовой лексики, мне кажется, может нас обогатить. В будущем мы будем делать на этом акцент, будем приглашать национальные театры со всего мира, соединять их. Если политики сжигают мосты, то дело деятелей культуры — их восстанавливать. Это наша обязанность, наше дело.
Мне неоднократно доводилось видеть на фестивалях, когда люди абсолютно противоположных, полярных взглядов, люди из разных стран в зрительном зале объединялись и эмоционально реагировали на то, что происходило на сцене.
В свое время — и это уникальная история — русская театральная школа объединила национальные театры, но в то же время национальные театры, имея свое лицо, влияют на русскую театральную школу, и для нас главное — не растерять эту энергию и двинуть наш театр вперед.
Ассоциация национальных театров России создана всего пять месяцев назад, но уже есть результаты. Готов первый медийный проект — исполнение сонетов Шекспира тремя театрами: каждый на своем языке — русском, татарском, башкирском. В Петербурге проведена летняя школа по художественно-постановочной части.
Запускаем магистратуру: будем в августе набирать режиссеров национальных театров, которые собираются стать главными режиссерами и худруками. Провели выезд наших лекторов и преподавателей на фестиваль «Науруз» в Казани. Задумали проект национальной театральной школы, и нам очень нужна поддержка — и не только материальная.
Фото: Наталья Чемашкина
This post was published on 02.07.2022 16:00