Правило трёх «не»: как не стать жертвой киберпреступников

Правило трёх «не»: как не стать жертвой киберпреступников

Фото freepik.com.
Читайте нас

Несмотря на регулярные публикации в СМИ и соцсетях по поводу противодействия уловкам дистанционных мошенников, якутяне практически ежедневно становятся их жертвами. На счета злоумышленников переводятся миллионы рублей кровно заработанных денег, а также кредитные средства.

Только за прошлую неделю в Якутии жертвами дистанционных мошенников стали 19 граждан. Общая сумма похищенного – свыше 17,2 миллиона рублей. Среди пострадавших – пенсионеры, педагоги, работники сфер культуры и туризма, уголовно-исполнительной системы, бухгалтер, слесарь, предприниматель, диспетчер, консьерж и безработный.

Так, на уловки злоумышленников по схемам «звонок сотрудников ФСБ, МВД, пенсионного фонда» попались 14 человек, лишившись в общей сложности 12,2 млн рублей. Двое пострадавших повелись на лжеинвестиции и приобретение «криптовалюты», переведя аферистам около пяти миллионов рублей. Ущерб также причинен в результате взлома аккаунта мессенджера и покупки товара через Интернет.

Испытанные методы

Чаще всего злоумышленники применяют испытанные методы. Например, потенциальную жертву вводят в заблуждение, и она лично осуществляет перевод денег на счета аферистов. Порой пугают, мол, «происходит попытка хищения средств с вашего счета, необходимо срочно переводить деньги на безопасный счет, вот вам реквизиты». «Спасая» таким образом свои кровные, жертва расстается с ними навсегда. Человек бежит в банк с просьбой вернуть деньги. Однако в банке, посмотрев цепочку событий, объясняют, что все операции совершены самим потерпевшим: сам осуществил перевод, сам взял кредит и т.д. Мало того, что у человека похитили личные сбережения, так он еще остается должен банку.

Другой метод основан на перспективе вложений в «выгодные инвестиции». Часто в сводках правоохранительных органов сообщается, как жители Якутии теряют огромные суммы, наивно полагая, что «инвестируют». Субъективная сторона у таких преступлений одна – мошенники обещают быстрый и крупный заработок от операций на различных биржевых платформах, рассказывают о многомиллионной прибыли своих мифических клиентов.

Следующий метод злоумышленников заключается в предложении покупки криптовалюты. Они уверяют, что в условиях западных санкций это лучший способ уберечь накопления от инфляции, да еще и преумножить их. Разумеется, аферисты предлагают покупать криптовалюту при их посредничестве. На самом деле ни в какую «крипту» мошенники деньги граждан не вкладывают, а просто их похищают.

Наконец самый популярный на сегодня метод воздействия жуликов на потерпевших основан на страхе потери сбережений. Обманщики под личиной сотрудников «МВД, ФСБ, Центробанка и т.д.» сообщают об утечке данных из крупных банков и предлагают гражданам проверить, действительно ли реквизиты их карты или счета стали доступны посторонним. Для этого человеку присылают ссылку на сайт или приложение. Если жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они мгновенно окажутся у реальных мошенников. Располагая такими сведениями, злоумышленникам ничего не стоит похитить деньги держателя карты.

В другом случае настойчиво предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии можно беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета лжесотрудники и лжебанкиры просят гражданина назвать номер карты, трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий СМС-код от банка. Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят средства на свои счета.

Поэтому необходимо помнить, что сайтов или приложений, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений, не существует. Как и «встречных кредитов», «безопасных» или «резервных» счетов, на которых банки якобы «прячут» деньги от мошенников.

Все чаще страдают пенсионеры

Все чаще жертвами кибермошенников становятся люди пенсионного возраста. Как сообщает пресс-служба МВД по РС(Я), с 14 по 16 июня в отделах полиции по Якутии зарегистрированы семь заявлений граждан, ставших жертвами дистанционных мошенников. Пятеро из обратившихся – в возрасте от 60 лет.

Так, 68-летний житель Якутска лишился свыше полутора миллионов рублей по звонку мнимого работника сотового оператора «Мегафон»: «Срок договора вашей сим-карты истекает. Продлевать будете?». В другом случае 62-летней пенсионерке из Якутска позвонили из «службы поддержки приложения бесплатных объявлений». После общения с ними женщина потеряла свыше 153 тысяч рублей.

В Мирном 70-летний пенсионер почти неделю находился под влиянием «сотрудников Центробанка». За это время он обогатил аферистов на 1 700 000 рублей. В Нерюнгри 60-летняя женщина направила 25 000 рублей «дочери». Как оказалось, у последней был взломан аккаунт в мессенджере телеграм.

В Якутске 54-летней артистке поступил неожиданный звонок от «директора театра», а затем и «сотрудника ФСБ». В результате обмана женщина потеряла около 1,4 миллиона рублей. По всем фактам возбуждены уголовные дела по статье 159 УК РФ – «Мошенничество».

Будьте бдительны!

Правоохранительные органы в очередной раз призывают якутян к бдительности при общении с незнакомцами по телефону:

  • не переводите деньги неизвестным ни под каким предлогом;
  • не сообщайте никому свои личные данные, а также реквизиты банковских карт;
  • не совершайте финансовые операции под диктовку неизвестных лиц, кем бы они ни представлялись.

В тему

Иерархия обмана

Как правило, организованная преступная группа кибермошенников имеет строгую иерархию. Возглавляет ОПГ организатор всей криминальной схемы и распределитель преступных средств.

Обзвоном людей занимаются сотрудники колл-центров, расположенных как в России, так и в ближнем зарубежье, в частности, на Украине. Следующая группа занимается приисканием, подготовкой преступлений – скупкой сим-карт, банковских карт, а также добычей персональных и финансовых данных граждан, которые затем передаются в колл-центры.

Увы, россияне подвержены привычке оставлять свои персональные и финансовые данные в ходе различных бонусных акций, лотерей и т.д. Впоследствии эти данные «сливаются» на сторону недобросовестными сотрудниками легальных структур и попадают в руки злоумышленников.

Группа ОПГ, скупающая банковские карты, передает их «дроповодам». Эти субъекты руководят «дропами» – членами группы, обналичивающими в банкоматах украденные у граждан средства. «Дропы» – самые уязвимые для правоохранителей члены ОПГ. С них, как правило, и начинается расследование того или иного уголовного дела. И это неудивительно, поскольку вы не знаете, кто вам звонит, не знаете, куда выводятся ваши средства, а совершающие приискание средств – вообще остаются неуязвимыми для правоохранительных органов.  Другое дело –«дропы», которые попадаются в руки силовиков в первую очередь.

Характерно, что снятие денег, полученных преступным путем, идет отнюдь не после первого перевода от жертвы мошенничества – операции без согласия. ОБС – нелегитимная операция, а вот вторая, третья и последующие операции – легитимные. Обналичиванию предшествуют десятки переводов со счета на счет, чтобы окончательно запутать следствие.

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Поделись новостью:
30 октября
  • -17°
  • Ощущается: -17°Влажность: 78% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: