Правила обучения в автошколах изменятся с 1 сентября

Правила обучения в автошколах изменятся с 1 сентября

17:12
15 марта 2022

Согласно приказу Минпросвещения, автошколы должны будут переработать свои учебные программы под новые требования до конца лета. В частности, предлагается больше времени уделять обучению граждан навыкам вождения в условиях городского движения, а также разрешается выезд  учебных автомобилей на автомагистрали. При этом в профессиональном сообществе документ раскритиковали, так как все проблемы и недостатки старой программы обучения были сохранены.

Теория обогнала практику

Приказ Минпросвещения №808, содержащий новые «примерные программы» обучения граждан в автошколах, 1 сентября 2022 года придет на смену действующему приказу Минобрнауки №1408 и другим ранее изданным ведомственным документам, регламентирующим образовательный процесс для будущих водителей. Вместе с тем, как рассказала нашему изданию председатель Правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, новый приказ процентов на 90 содержит положения предыдущего нормативного акта.

Еще в 2018 году было пожелание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения включить в примерную программу обучения водителей пункт про беспилотные транспортные средства — автомобили с разной степенью автоматизации. Такой пункт внесли. В теоретический курс добавили два часа на изучение «электронных систем помощи водителю» и особенностей управления автомобилями «с высокой степенью автоматизации». Однако, по мнению Елены Зайцевой, нововведение получилось достаточно странным, так как непонятно, чему все-таки учить курсантов.

«О различных системах автоматической парковки или курсовой устойчивости автомобиля мы и раньше ученикам рассказывали, — пояснила она. — Что касается беспилотников, то сейчас в законодательстве до сих пор ничего нет про авто с высокой степенью автоматизации. А рассказывать мы что-то должны».

Больше часов выделят на город

Пока готовили «беспилотный» блок и проводили его через бюрократические этапы согласования, документ претерпел еще ряд изменений. В частности, убрали требования к размеру учебной площадки при подготовке водителей по категории В. Ранее указывалось, что площадь автодрома должна была составлять не менее 0,24 га.

Также увеличили время на практическую подготовку водителей в городе. Сегодня, например, при обучении на категорию B из 56 часов, отпущенных на обучение навыкам вождения, 24 отводятся на «площадку» и 32 часа — на «город». Теперь соотношение — 18 и 38 часов соответственно.

Это связано с изменениями в правилах сдачи экзаменов в ГИБДД с 1 апреля 2021 года, пояснила Елена Зайцева.

«Теперь нет экзамена на закрытой площадке, — напомнила она. — Испытания проводятся в реальных дорожных условиях. Поэтому нет необходимости тренировать ученика на площадке. Но я вообще не понимаю, зачем нужно жестко закреплять количество учебных часов на площадке и в городе?»

По словам эксперта, у разных учеников материал и навыки усваиваются по-разному. Готовы они к выезду в город или нет — это должна определять сама автошкола.

Что не устраивает отрасль

По мнению представителей профессионального сообщества, все проблемы и недостатки старой программы подготовки повторены в новом документе. Например, формула расчета количества учеников не имеет никакой привязке к реальности, отмечает Елена Зайцева.

«У нас сейчас довольно широко используются дистанционные формы обучения при изучении теоретического курса, поэтому считать допустимое количество учеников исходя из наличия классов — это нонсенс», — подчеркнула она.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты по вопросам оптимизации подготовки водителей транспортных средств Владимир Коробчак обратил внимание на то, что теперь автошколам разрешили обучать новичков управлению машиной на автомагистралях. Напомним, учебная езда на скоростных дорогах была ранее запрещена ПДД.

«Мы еще на стадии общественного обсуждения документа выступали против введения этого пункта, — рассказал он «Парламентской газете». — На автомагистрали машины двигаются с высокой скоростью, и появление на ней учебного автомобиля — высокий риск как для самого курсанта и инструктора, так и для других участников движения».

Эксперт напомнил, что в зарубежной практике существуют ограничения даже для водителей, только получивших права. Например, им в течение года запрещается двигаться по магистрали дальше определенной полосы.

Новая «старая» программа никак не повлияет на улучшение безопасности на дорогах, полагает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. Для решения проблемы нужны более решительные шаги.

«Надо автошколам давать возможность готовить водителей более творчески, как они сами видят этот процесс, — предложил он. — Но при этом в случае провала курсанта на экзамене в ГИБДД автошколы должны будут бесплатно его доучивать. Ведь услуга, по сути, была оказана некачественно».

Эксперт также отметил, что логичнее было бы разрешить автошколам проводить внутренние вступительные экзамены. Чтобы программа обучения составлялась в зависимости от того, как человек прошел эти испытания.

«Предположим, что он самостоятельно выучил дома Правила дорожного движения, почему он должен высиживать теоретические часы в классе и еще платить за них?» — назвал еще один пример возможного реформирования системы подготовки водителей Александр Холодов.

«Парламентская газета»

+1
40
+1
1
+1
21
+1
5
+1
2
+1
10
+1
1
24 мая
  • Ощущается: 7°Влажность: 61% Скорость ветра: 3 м/с