Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2018 г. № 283 «Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2018 г. № 283 «Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»

00:22
25 октября 2018
Читайте нас

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 г. № 158 «Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года.
5. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
В. СОЛОДОВ
г. Якутск

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2018 г. № 283

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Долговая политика на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее — долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.

1. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода
За период с 2015 года по 2017 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) увеличился с 38 293 до 51 816 млн рублей или на 35%. Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) (далее – ВРП) составило в 2015 году – 5,1%, в 2016 году – 5,1% и в 2017 году – 5,6% (оценка).
По итогам исполнения основных задач долговой политики 2015-2017 годов Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. В эту группу по состоянию на 01 января 2018 года вошли 37 субъектов Российской Федерации, и Республика Саха (Якутия) занимала 33 место по уровню долговой нагрузки среди 83 субъектов Российской Федерации, имеющих государственный долг.
Сложившаяся за 2015-2017 годы структура государственного долга Республики Саха (Якутия) приведена в следующем графике:

График 1
Государственный долг Республики Саха (Якутия) в 2015–2017 гг., млн рублей

Государственные заимствования Республики Саха (Якутия) в 2015-2017 годах осуществлялись в целях финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения действующих долговых обязательств.
В структуре государственного долга Республики Саха (Якутия) большую часть продолжают занимать государственные ценные бумаги, сроки обращения по которым составляют пять и семь лет. Их доля в 2017 году составила 32%. Риски рефинансирования государственного долга находятся на приемлемом уровне.
В результате замещения рыночных заимствований бюджетными кредитами за период 2015-2017 годы доля кредитов кредитных организаций уменьшилась с 22% до 15%, а доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, выросла с 17% до 29%.
В прошедшем периоде государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставлялись исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции. При этом доля государственных гарантий Республики Саха (Якутия) незначительно снижалась с 29% общего объема государственного долга в 2015 году до 24% по итогам 2017 года.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в течение срока их действия.
В 2015-2017 годах долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия), сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей долговой устойчивости, обеспечивающих сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015-2017 годов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2015-2017 годов

Целевой показатель 2015 год 2016 год 2017 год
1 Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) 5,1% 5,1% 5,6%
2 Отношение дефицита бюджета к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений 4% 6,7% 8,1%
3 Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденному общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений 37,5% 40,1% 46,2%
4 Доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений 20,2% 18,6% 21,9%
5 Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 1,1% 1,1% 1,2%
6 Отношение годовой суммы платежей по погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия)
к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов
и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия)
2,3% 7,1%  

5,5%

 

По итогам 2017 года сумма расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) составила 2244 млн рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превысила 1,2%, что соответствует минимальным для субъектов Российской Федерации уровням.
За 2015-2017 годы все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно в соответствии с графиками платежей.

2. Текущее состояние государственного долга Республики Саха (Якутия)
В соответствии с программой государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2018 год, утвержденных Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 г. 1925-З № 1429-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено привлечение заимствований в виде:
1) размещения государственных ценных бумаг в сумме 11 500 млн рублей. Республика Саха (Якутия) 24 мая 2018 года на Московской Бирже полностью разместила первый выпуск облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) серии RU35010SY0 объемом 5 500 млн рублей. Ставка первого купона установлена на уровне 7,55% годовых, ставки последующих купонов равны первому, срок обращения займа – 7 лет. В ходе размещения получено 22 заявки общим объемом свыше 36 000 млн рублей. Эмитентом и организаторами займа проведена работа по повышению доступности операций по облигациям для населения. Впервые при первичном размещении приобрели якутские облигации физические лица, представляющие разные регионы России;
2) привлечения кредитов кредитных организаций в сумме 6 324 млн рублей, в том числе 4 484 млн рублей для рефинансирования долга по банковским кредитам. В апреле и июле 2018 года проведено рефинансирование задолженности по кредитным договорам, заключенным с кредитными организациями в 2016 году, на общую сумму 4 484 млн рублей. Кроме того, проведена работа по снижению процентной ставки по действующим кредитным договорам с банками, заключенным в 2017 году. В результате средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам снижена с 9 процентов до 7,7 процентов годовых;
3) привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 13 000 млн рублей. По состоянию на 01 августа 2018 года задолженность по бюджетному кредиту составила 3 000 млн рублей.
Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 01 августа 2018 года составил 54 645 млн рублей. Структура государственного долга Республики Саха (Якутия) на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: государственные ценные бумаги — 37% от общего объема долга, кредиты кредитных организаций – 15%, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, – 24%, государственные гарантии — 24%.
По состоянию на 01 августа 2018 года отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или долговая нагрузка составила 46,4%.
Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 августа 2018 года на сумму 1 222 млн рублей.
Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Саха (Якутия) соблюдены.
В мае 2018 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) по национальной шкале на уровне А(RU). Международные кредитные рейтинги республики подтверждены на достигнутых уровнях:
в августе 2018 года Standard&Poorۥs подтвердил рейтинг на уровне «ВВ»;
в июне 2018 года Fitch Ratings подтвердил рейтинг на уровне «BBB-».

3. Основные факторы, определяющие характер долговой политики Республики Саха (Якутия)
В 2019-2021 годах долговая политика Республики Саха (Якутия) будет реализовываться в условиях низких темпов роста экономики, наличия геополитической напряженности, действия международных санкций, продолжающейся нестабильности на финансовых рынках.
Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019-2021 годы при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются снижение темпов роста доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), растущее давление на расходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации при исчерпании потенциала гибкости расходов и сокращении финансовой поддержки из федерального бюджета и установлении ряда обязательств для получения. Предоставление бюджетных кредитов
из федерального бюджета c 2018 года не предусматривается, поэтому основными источниками финансирования дефицита бюджета станут рыночные заимствования, и доля коммерческого долга в структуре госдолга начнет расти. Накопление указанных факторов, а также ухудшение ситуации на финансовых рынках может отрицательно повлиять на условия заимствований и вызвать рост расходов на обслуживание долга.

4. Цели и задачи долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019-2021 годы
Целями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия), сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга.
Основными задачами долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) поддержание приемлемого, экономически обоснованного объема государственного долга Республики Саха (Якутия);
2) улучшение структуры государственного долга Республики Саха (Якутия) путем увеличения дюрации долга и равномерного распределения погашения долговых обязательств;
3) оптимизация расходов бюджета на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия);
4) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
5) управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом;
6) укрепление репутации Республики Саха (Якутия) в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.

5. Анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Саха (Якутия)
5.1. Риски, возникающие по государственным заимствованиям
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Саха (Якутия), являются:
риск рефинансирования – вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств
на приемлемых условиях или проблемы с получением достаточного
и своевременного финансирования на рынках капитала.
В условиях высокой волатильности процентных ставок может возникнуть ситуация, когда кредиторы (коммерческие банки, инвесторы) могут отказаться от предоставления новых кредитов и займов (не участвовать в размещениях ценных бумаг, в аукционах на оказание услуг по предоставлению кредитов), посчитав предлагаемые условия займа по кредиту (процентная ставка, купон, цена размещения облигаций) не соответствующими рыночной конъюнктуре, кредитному риску заемщика.
В связи с продолжающейся непростой экономической ситуацией в России, возможными геополитическими рисками в рассматриваемом периоде могут возникнуть риски закрытия или сужения рынков предоставления заимствований.
Для управления рисками, связанными со способностью республики своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, привлечения заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе.
Риск процентной ставки – риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок. В процессе управления рисками в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований, будут проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия). При мониторинге могут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами.
Операционные риски – случайные или преднамеренные действия (бездействие) физических или юридических лиц, возможность нарушения установленных порядков и процедур, сбои в функционировании систем и оборудования, неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля. Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов, систем, оборудования, упреждающего возможные проблемы и отклонения.
5.2. Риски исполнения условных обязательств
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем предоставленных государственных гарантий учитывается в составе государственного долга субъекта Российской Федерации. В целях снижения доли условных обязательств в структуре долга государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставляются только в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает непосредственное влияние на параметры долговой устойчивости бюджета, Республика Саха (Якутия) будет вести сдержанную политику в отношении предоставления государственных гарантий.
В рамках проведения мероприятий по управлению рисками наступления случая неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целесообразно:
ограничить объем предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
проводить анализ финансового состояния принципала в течение срока действия государственной гарантии Республики Саха (Якутия).
на постоянной основе вести мониторинг рисков неисполнения принципалом гарантированных обязательств.

6. Инструменты и мероприятия реализации долговой политики
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019-2021 годах будет реализовываться план мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019-2021 годы, направленный на увеличение доходной базы, сокращение расходной части и ограничение размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также параметров государственного долга Республики Саха (Якутия).
В 2019-2021 годах основным источником финансирования дефицита государственного бюджета останутся государственные заимствования.
Учитывая то, что бюджетные кредиты из федерального бюджета не предусматриваются, главными инструментами заимствований будут являться государственные ценные бумаги Республики Саха (Якутия) и кредиты кредитных организаций.
При относительно стабильной ситуации на российском финансовом рынке и тренде на снижение процентных ставок в 2019-2021 годах планируется дальнейшее использование долгосрочных государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Основными преимуществами ценных бумаг, как инструмента заимствования, являются более длительные сроки, конкурентный механизм ценообразования, равномерное распределение платежей, диверсифицированный состав кредиторов.
В процессе управления государственным долгом в 2019-2021 годах при наличии высокой волатильности процентных ставок на финансовых рынках, при сохранении нынешнего уровня геополитической напряженности возможно уменьшение объемов размещения ценных бумаг за счет увеличения объемов привлечения кредитов кредитных организаций. Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурентной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.
В 2019-2021 годах в целях управления ликвидностью бюджета продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия).
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
При осуществлении заимствований будут соблюдаться требования статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации о направлении заимствований только на цели финансирования дефицита государственного бюджета и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия).
Прогноз поступления по источникам финансирования дефицита бюджета на 2019-2021 годы будет составлен на основе Методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Сохранению приемлемого и экономически обоснованного уровня государственного долга Республики Саха (Якутия) и оптимизации его структуры будет способствовать реализация мероприятий по совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2019-2021 годы, в рамках которых будут достигнуты следующие целевые показатели долговой устойчивости:
обеспечение в 2019-2021 годах дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на уровне не более 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год;
обеспечение в 2019-2021 годах доли общего объема государственного долга Республики Саха (Якутия) на уровне не более 47 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год;
обеспечение в 2019-2021 годах доли общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций на уровне не более 39 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за соответствующий финансовый год;
обеспечение в 2019-2021 годах доли расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) на уровне не более 5 процентов суммы расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
обеспечение в 2019-2021 годах отношения годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему объему налоговых, неналоговых доходов и дотаций, поступающих в бюджет Республики Саха (Якутия), на уровне 13 и менее процентов.
Основными мероприятиями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) планирование государственных заимствований Республики Саха (Якутия) исходя из графиков погашения долговых обязательств, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) мониторинг соответствия размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и параметров государственного долга Республики Саха (Якутия) ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и мероприятиями по совершенствованию государственной долговой политики;
3) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
4) привлечение заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе;
5) обеспечение равномерного распределения сумм погашения и обслуживания долговых обязательств по годам;
6) включение в закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение государственного долга Республики Саха (Якутия) в полном объеме в соответствии с графиками, а также условия о том, что расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) не подлежат сокращению;
7) диверсификация долгового портфеля Республики Саха (Якутия);
8) направление доходов, фактически полученных при исполнении государственного бюджета сверх утвержденного законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете общего объема доходов на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга;
9) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
10) ограничение объема предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
11) проведение анализа финансового состояния принципала в течение срока действия государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
12) обеспечение своевременного и полного учета информации о государственном долге Республики Саха (Якутия), формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Республики Саха (Якутия);
13) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Республики Саха (Якутия);
14) взаимодействие с рейтинговыми агентствами по поддержанию кредитных рейтингов Республики Саха (Якутия).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
Читайте также
27 июля
  • 21°
  • Ощущается: 22°Влажность: 94% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: