Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2020 г. № 259 «Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» 

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2020 г. № 259 «Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» 

09:35
28 августа 2020

В соответствии с частью 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1950 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», во исполнение пункта 6.1 Комплекса мер по выполнению обязательств, установленных соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2020 г. № 59-РГ, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО.

Якутск.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 2020 г. № 259

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

Долговая политика на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее — долговая политика Республики Саха (Якутия)) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Долговая политика Республики Саха (Якутия) направлена на обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях, поддержание экономически безопасного уровня государственного долга, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание кредитных рейтингов республики.

1. Итоги реализации долговой политики Республики Саха (Якутия) предыдущего периода

За период с 2017 года по 2019 год объем государственного долга Республики Саха (Якутия) уменьшился с 51 816 до 49 175 млн рублей, или на 5,1 процента. Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) (далее – ВРП) составило в 2017 году 5,7 процента, в 2018 году – 4,7 процента, в 2019 году – 4,2 процента (оценка).
По итогам исполнения основных задач долговой политики 2017 — 2019 годов Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться в группе субъектов Российской Федерации с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета. В эту группу по состоянию на 1 января 2020 года вошли 46 субъектов Российской Федерации, и Республика Саха (Якутия) заняла 40 место по уровню долговой нагрузки среди 83 субъектов Российской Федерации, имеющих государственный долг.
Сложившаяся за 2017 — 2019 годы структура государственного долга Республики Саха (Якутия) приведена в следующем графике:

График 1

Государственный долг Республики Саха (Якутия) на 2017 — 2019 годы, млн рублей

261-1

Государственные заимствования Республики Саха (Якутия) в 2017 — 2019 годах осуществлялись в целях финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и погашения действующих долговых обязательств.
В структуре государственного долга Республики Саха (Якутия) большую часть продолжают занимать государственные ценные бумаги, сроки обращения по которым составляют пять и семь лет. Их доля увеличилась с 32 процентов в 2017 году до 67 процентов в 2019 году.
Доля кредитов кредитных организаций снизилась с 15 процентов в 2017 году до 6 процентов в 2019 году.
Значительно уменьшилась доля бюджетных кредитов, предоставленных Республике Саха (Якутия) из федерального бюджета, с 29 процентов в 2017 году до 4 процентов в 2019 году.
В прошедшем периоде государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставлялись в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции. При этом доля государственных гарантий Республики Саха (Якутия) незначительно снижалась с 24 процентов общего объема государственного долга в 2017 году до 23 процентов по итогам 2019 года.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Республики Саха (Якутия) не возникало. Анализ финансового состояния принципала проводится при предоставлении государственных гарантий Республики Саха (Якутия) и в течение срока их действия.
В 2017 — 2019 годах долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Саха (Якутия), сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей долговой устойчивости, обеспечивающих сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2017 — 2019 годов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) по итогам 2017 — 2019 годов

п/п

Целевой показатель 2017 2018 2019
1 Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия) 5,7% 4,7% 4,2%
2 Отношение дефицита бюджета к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений 8,1% 1,4%
3 Отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений 46,2% 36,4% 37,2%
4 Доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений 21,9% 23,4% 27,3%
5 Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 1,2% 1,2% 1,4%
6 Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 6,8% 10,8% 8,9%

Объем госдолга на 1 января 2020 года уменьшился с 50 635 млн рублей на 1 460 млн рублей по сравнению с началом 2019 года и составил 49 175 млн рублей. Уменьшение объема государственного долга произведено за счет направления дополнительных доходов при исполнении государственного бюджета, полученных сверх утвержденного законом о бюджете общего объема доходов, в сумме 2 281 млн рублей, в том числе:
путем замещения государственных заимствований в виде непривлечения банковских кредитов в сумме 1 781 млн рублей;
путем досрочного погашения банковского кредита в размере 500 млн рублей.
По итогам 2019 года сумма расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) составила 3 116 млн рублей. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не превысила 1,4 процента, что соответствует минимальным для субъектов Российской Федерации уровням.
В 2017 — 2019 годах все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Саха (Якутия) производились своевременно в соответствии с графиками платежей.

2. Текущее состояние государственного долга Республики Саха (Якутия)

В соответствии с Программой государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2020 год, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. 2199-З № 309-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», предусмотрено привлечение заимствований в общей сумме 12 285 млн рублей (без учета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета), в том числе от размещения государственных ценных бумаг в сумме 5 500 млн рублей. Республика Саха (Якутия) 20 мая 2020 года на московской бирже полностью разместила первый выпуск облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) серии RU35014SY0 объемом 5 500 млн рублей. Ставка первого купона установлена на уровне 6,49 процента годовых, при ключевой ставке Банка России на момент размещения 5,5 процента годовых. Ставки последующих купонов равны первому, срок обращения займа – 7 лет. Инвесторами в облигации государственного займа Республики Саха (Якутия) стали российские банки, инвестиционные компании, управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и физические лица.
Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 июля 2020 года составил 56 388 млн рублей, в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета в сумме 3 000 млн рублей, полученный в целях управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Структура государственного долга Республики Саха (Якутия) на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: государственные ценные бумаги – 65 процентов от общего объема долга, кредиты кредитных организаций – 5 процентов, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, – 9 процентов, государственные гарантии – 21 процент.
По состоянию на 1 июля 2020 года отношение объема государственного долга Республики Саха (Якутия) к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (долговая нагрузка) составило 46,1 процента.
Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 июля 2020 года на сумму 1 511 млн рублей.
Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Саха (Якутия) соблюдены.
В мае 2020 года Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) по национальной шкале на уровне «ruАА-», с изменением прогноза со «стабильного» на «негативный».
Также, в мае 2020 года Fitch Ratings подтвердил долгосрочный международный кредитный рейтинг республики на уровне «BBB-» с «негативным» прогнозом.

3. Основные факторы, определяющие характер долговой политики Республики Саха (Якутия)

В 2021 — 2023 годах долговая политика Республики Саха (Якутия) будет реализовываться в условиях кризисных явлений в экономике вследствие влияния последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и снижения спроса на мировых сырьевых рынках.
Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 — 2023 годы при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются риски снижения налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и роста расходов государственного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения. Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета, начиная с 2018 года, не предусматривается, поэтому основными источниками финансирования дефицита бюджета продолжают оставаться рыночные заимствования, и доля коммерческого долга в структуре госдолга будет увеличиваться.
Накопление указанных факторов может повлиять на уровень долговой нагрузки и дальнейший рост расходов на обслуживание государственного долга.
Расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) являются приоритетными и не подлежат сокращению, что ежегодно закрепляется законом о государственном бюджете.

4. Цели и задачи долговой политики Республики Саха (Якутия) на 2021 — 2023 годы

Целями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия), проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга.
Основными задачами долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) поддержание экономически обоснованного объема государственного долга Республики Саха (Якутия) для сохранения позиции республики в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости;
2) улучшение структуры государственного долга Республики Саха (Якутия) путем увеличения дюрации долга и равномерного распределения погашения долговых обязательств;
3) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
4) управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом;
5) укрепление репутации Республики Саха (Якутия) в качестве надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.

5. Анализ рисков для государственного бюджета Республики Саха (Якутия), возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Саха (Якутия)

5.1. Риски, возникающие по государственным заимствованиям

Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Республики Саха (Якутия), являются:
риск рефинансирования – вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.
В условиях нестабильности на финансовых рынках может возникнуть ситуация, когда кредиторы (коммерческие банки, инвесторы) могут отказаться от предоставления новых кредитов и займов (не участвовать в размещениях ценных бумаг, в аукционах на оказание услуг по предоставлению кредитов), посчитав предлагаемые условия займа или кредита (процентная ставка, купон, цена размещения облигаций) неприемлемыми.
Для управления рисками, связанными со способностью республики своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры, привлечения заимствований на долгосрочной (более пяти лет) основе.
Риск процентной ставки ‑ риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок. В процессе управления рисками в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия). При мониторинге будут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами.
Операционные риски ‑ случайные или преднамеренные действия (бездействие) физических или юридических лиц, возможность нарушения установленных порядков и процедур, сбои в функционировании систем и оборудования, неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля. Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов, обеспечения информационной безопасности, систем, оборудования, упреждающего возможные проблемы и отклонения.

5.2. Риски исполнения условных обязательств

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем предоставленных государственных гарантий учитывается в составе государственного долга субъекта Российской Федерации. В целях снижения доли условных обязательств в структуре долга государственные гарантии Республики Саха (Якутия) предоставляются только в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Учитывая, что принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает непосредственное влияние на параметры долговой устойчивости бюджета, Республика Саха (Якутия) будет вести сдержанную политику в отношении предоставления государственных гарантий.
В рамках проведения мероприятий по управлению рисками наступления случая неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Саха (Якутия), целесообразно:
ограничить объем предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
проводить анализ финансового состояния принципала в течение срока действия государственной гарантии Республики Саха (Якутия);
на постоянной основе вести мониторинг рисков неисполнения принципалом гарантированных обязательств.

6. Инструменты и мероприятия реализации долговой политики

В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021 — 2023 годах будет продолжена реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию государственной долговой политики Республики Саха (Якутия).
В 2021 — 2023 годах основным источником финансирования дефицита государственного бюджета останутся государственные заимствования.
Учитывая то, что бюджетные кредиты из федерального бюджета не предусматриваются, главными инструментами заимствований будут являться государственные ценные бумаги Республики Саха (Якутия) и кредиты кредитных организаций.
В 2021 — 2023 годах планируется дальнейшее использование долгосрочных государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Основными преимуществами ценных бумаг, как инструмента заимствования, являются более длительные сроки, конкурентный механизм ценообразования, равномерное распределение платежей, диверсифицированный состав кредиторов.
Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурентной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.
В 2021 — 2023 годах в целях управления ликвидностью бюджета продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия).
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
При осуществлении заимствований будут соблюдаться требования статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации о направлении заимствований только на цели финансирования дефицита государственного бюджета и погашения долговых обязательств Республики Саха (Якутия).
Прогноз поступления по источникам финансирования дефицита бюджета на 2021 — 2023 годы будет составлен на основе Методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации состояние долговой устойчивости субъектов Российской Федерации оценивается с применением показателей, на основании которых регионы классифицируются по группам риска: заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Республика Саха (Якутия) будет стремиться оставаться в группе заемщиков с высокой долговой устойчивостью.
В целях отнесения Республики Саха (Якутия) к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) в 2021 — 2023 годах должны находиться в следующих пределах:
для показателя «Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) к общему объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений» ‑ не более 50 процентов;
для показателя «Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Саха (Якутия), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» ‑ не более 13 процентов;
для показателя «Доля расходов на обслуживание государственного долга Республики Саха (Якутия) в общем объеме расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ‑ не более 5 процентов.
Также в целях повышения сбалансированности и устойчивости государственного бюджета в 2021 — 2023 годах Республика Саха (Якутия) будет придерживаться следующих ограничений:
отношение дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) к общему годовому объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета объема безвозмездных поступлений ‑ не более 10 процентов;
доля общего объема долговых обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным ценным бумагам Республики Саха (Якутия) и кредитам, полученным Республикой Саха (Якутия) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений ‑ не более 39 процентов.
Основными мероприятиями долговой политики Республики Саха (Якутия) являются:
1) планирование государственных заимствований Республики Саха (Якутия) исходя из графиков погашения долговых обязательств, стоимости обслуживания и влияния на платежеспособность государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) мониторинг соответствия размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и показателей долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и перечнем мероприятий по совершенствованию государственной долговой политики;
3) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Республики Саха (Якутия);
4) привлечение заимствований на долгосрочной (более пяти лет) и среднесрочной (более одного года до пяти лет) основе;
5) обеспечение равномерного распределения сумм погашения и обслуживания долговых обязательств по годам;
6) включение в закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение государственного долга Республики Саха (Якутия) в полном объеме в соответствии с графиками платежей, а также условия о том, что расходы по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Саха (Якутия) не подлежат сокращению;
7) диверсификация долгового портфеля Республики Саха (Якутия);
8) направление доходов, фактически полученных при исполнении государственного бюджета сверх утвержденного законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете общего объема доходов на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга;
9) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
10) ограничение объема предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
11) проведение анализа финансового состояния принципала в течение срока действия государственных гарантий Республики Саха (Якутия);
12) обеспечение своевременного и полного учета информации о государственном долге Республики Саха (Якутия), формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Республики Саха (Якутия);
13) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Республики Саха (Якутия);
14) взаимодействие с рейтинговыми агентствами по поддержанию кредитных рейтингов Республики Саха (Якутия).
_____________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
25 мая
  • Ощущается: 5°Влажность: 49% Скорость ветра: 8 м/с