Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 448 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 448 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)»

Читайте нас

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. 2416-З № 743-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)».
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 354 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2022 г. № 246 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 354».
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 448

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)»

ПАСПОРТ
государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)
Куратор государственной программы Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местников С.В.
Ответственный исполнитель государственной программы Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Соисполнители государственной программы
Участники государственной программы Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Перечень структурных элементов Целевые показатели:

увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) РС(Я) к 2027 году до 0,3%.

Задачи:

развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» с целевым показателем «Доля коммерциализированных научно-исследовательских работ» (%) в 2023 году — 0, в 2024 году – 0, в 2025 году – 0, в 2026 году -0, в 2027 году — 0;

создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия) с целевым показателем «Готовность Всемирного центра мамонта» (%) в 2023 году – 0, в 2024 году – 0, в 2025 году – 0, в 2026 году — 0, в 2027 году – 0;

развитие молодежных научных лабораторий с целевым показателем «Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей» (%) в 2023 году – 42, в 2024 году – 42, в 2025 году – 43, в 2026 году — 45, в 2027 году – 46;

сохранение и развитие интеллектуального капитала с целевым показателем «Количество исследователей, получивших государственную поддержку на реализацию научных и научно-технических проектов» (чел.) в 2023 году – 30, в 2024 году – 30, в 2025 году – 35, в 2026 году — 35, в 2027 году – 40;

формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики с целевым показателем «Количество реализованных научно-технических проектов, направленных на техническое и технологическое развитие северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия)» (ед.) в 2023 году – 0, в 2024 году – 0, в 2025 году – 0, в 2026 году — 0, в 2027 году – 0;

выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям социально-экономического развития с целевым показателем «Количество выработанных аналитических, научно-экспертных и нормативно-методических документов, направленных на решение вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» (ед.)
в 2023 году – 0, в 2024 году – 0, в 2025 году – 0, в 2026 году — 0, в 2027 году – 0;

создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере с целевым показателем «Коэффициент изобретательской активности Республики Саха (Якутия) (число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения)» (%) в 2023 году – 0, в 2024 году – 0, в 2025 году – 0, в 2026 году — 0, в 2027 году – 0;

развитие региональных научно-исследовательских центров с целевым показателем «Число публикаций научных сотрудников региональных научных центров Республики Саха (Якутия) в ведущих рецензируемых российских научных изданиях» (ед.) в 2023 году – 67, в 2024 году – 67, в 2025 году – 67, в 2026 году — 70, в 2027 году – 70

Цель государственной программы Реализация роли науки как надотраслевого ресурса экономики и движущей производительной силы социально-экономического развития Республики
Саха (Якутия)
Сроки реализации программы 2023-2027 годы
Объем финансового обеспечения программы 1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы – 779 120 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 156 031 тыс. рублей;

2024 год – 156 031 тыс. рублей;

2025 год – 155 340 тыс. рублей;

2026 год – 155 661 тыс. рублей;

2027 год – 156 057 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 759 120 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 152 031 тыс. рублей;

2024 год – 152 031 тыс. рублей;

2025 год – 151 340 тыс. рублей;

2026 год – 151 661 тыс. рублей;

2027 год – 152 057 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета —   0,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –            0 тыс. рублей;

2024 год –            0 тыс. рублей;

2025 год —             0 тыс. рублей;

2026 год —             0 тыс. рублей;

2027 год —             0 тыс. рублей;

в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) – 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –            0 тыс. рублей;

2024 год –            0 тыс. рублей;

2025 год –            0 тыс. рублей;

2026 год –            0 тыс. рублей;

2027 год –            0 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов – 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –            0 тыс. рублей;

2024 год –            0 тыс. рублей;

2025 год –            0 тыс. рублей;

2026 год –            0 тыс. рублей;

2027 год –            0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств – 20 000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –     4 000 тыс. рублей;

2024 год –     4 000 тыс. рублей;

2025 год –     4 000 тыс. рублей;

2026 год –     4 000 тыс. рублей;

2027 год –     4 000 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов – 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –            0 тыс. рублей;

2024 год –            0 тыс. рублей;

2025 год –            0 тыс. рублей;

2026 год –            0 тыс. рублей;

2027 год –            0 тыс. рублей

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации «Возможности для самореализации и развития талантов»:

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

«Возможности для самореализации и развития талантов»:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся

 

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики

1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

В последние годы проблемам совершенствования системы науки уделяется значительное внимание, поскольку данная сфера является одной из важнейших составляющих экономики знания и конкурентоспособности региона. Новый этап научно-технологического прорыва не только усиливает роль знаний и информации, но и диктует необходимость перехода к более гибкой модели развития, в которой ключевой целью становится поиск решений социально-экономического развития региона.

Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют роль науки и технологий как основополагающего элемента решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.

Республика Саха (Якутия) является регионом с большим научно-технологическим потенциалом, состоявшейся академической и инновационной инфраструктурой и одним из крупных центров притяжения творческой энергии на Дальнем Востоке. На данной территории одновременно работают следующие субъекты научной и научно-технической деятельности: Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова, Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия), Арктический государственный агротехнологический университет, Якутский научный центр комплексных медицинских проблем, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук, Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения Российской академии наук, Научно-исследовательский институт национальных школ, Научно-практический центр «Фтизиатрия», Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей продукции «Якутнипроалмаз» акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО), Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства, Якутский государственный проектный научно-исследовательский институт строительства.

По итогам реализации государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия) в современный период развития республики были получены действительно значимые и ощутимые результаты, обеспечившие существенное социально-экономическое развитие региона:

разработаны высокопрочные морозо- и износостойкие полимерэластомерные материалы на основе нанотехнологий, используемые для изготовления уплотнительных элементов и узлов трения техники Севера, используемые в алмазодобыче, золотодобыче, и которые позволили на 40 процентов сократить аварии и поломку техники, и, соответственно, увеличить объемы производства;

разработана технология сварки полиэтиленовых труб для газопроводов при помощи соединительных деталей с закладными нагревателями при низких температурах окружающей среды. Проведенный комплекс работ по научно-техническому сопровождению строительства и эксплуатации магистрального нефтепровода доказал целесообразность и надежность применения сборно-разборной конструкции нефтепровода с использованием в качестве герметизирующих элементов резиновых уплотнений, изготовленных по рецептурам ученых. И вместо требовавшихся по техническому заданию 2 лет эксплуатации, трубопроводы успешно эксплуатируются более 10 лет;

выделены активные комплексные ассоциации микроорганизмов нефтедеструкторов (МНД) из мерзлотных почв. Получен минеральный биосорбент с помощью иммобилизации МНД бактерий и грибов на термовспученный вермикулит и карбонизированные отходы лесопереработки, при оперативном внесении которого на аварийную нефтезагрязненную территорию в течение 5-10 минут поглощается большая часть разлившихся нефтепродуктов, и загрязнение далее не распространяется;

в области биологии создана геоинформационная база данных: по ареалам растений, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), ключевых орнитологических территорий мирового ранга, система мониторинга состояния редких и исчезающих мигрирующих видов птиц во внутриконтинентальной части Азиатско-Тихоокеанского пролетного пути, созданы уникальные живые коллекции декоративных, кормовых, лекарственных и пищевых, редких, исчезающих растений Якутии и других регионов, что позволяет сохранить экосистему и биологическое разнообразие на территории Республики Саха (Якутия) для будущих поколений;

в республике создана уникальная сеть наблюдений SakhaFluxNet для параметризации компонентов мерзлотных экосистем и верификации баланса парниковых газов с использованием новейшей научной инновационной инструментальной базы, не имеющей аналогов в мире, — комплексная система регионального и глобального экологического мониторинга баланса углекислого газа, потоков тепла и воды, входящая в мировую сеть наблюдений за циклическими процессами на Европейском и Азиатском континентах. Сеть станций охватывает все наиболее крупные биоклиматические зоны Восточной Сибири: тундровую, лесотундровую и лесную. Мониторинговые станции входят одновременно в международные научные сети GlobalCarbon, EuroFlux, INTERACT, PAGE21, ScanNet и AsiaFlux;

разработана технология длительного хранения семян растений в условиях многолетнемерзлых пород без снижения их жизнеспособности (всхожести), структурной и функциональной целостности генома;

палеонтологами республики определено, что на территории Республики Саха (Якутия) сосредоточено более 70 процентов мировых запасов ископаемой мамонтовой кости и других остатков мамонтовой фауны, найдены и изучены наиболее редкие находки: Юкагирский мамонт, Оймяконский мамонтенок, Колымский носорог, Малоляховский мамонт, мамонт Юка. Большую известность приобрели носорожек Саша и отлично сохранившиеся особи пещерных львят из Абыйского улуса, что стало научной сенсацией мирового уровня. С момента уникальных находок мамонтовая тематика является одной из составных частей имиджевой политики Республики Саха (Якутия), ее узнаваемым брендом.

Среди существующих проблемных вопросов по развитию научной сферы республики выделяются вопросы отсутствия роста или слабого роста основных показателей, характеризующих развитие научной сферы Республики Саха (Якутия), дефицита источников и объемов финансирования научной и научно-технической деятельности.

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2021 году составили 0,2 процента, в 2020 году всего 3076,2 млн рублей согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и полезную модель на 10 тыс. человек населения) в 2021 году составил 1,06 ед. В 2010 году значение данного показателя составляло 0,94 ед., в 2015 году — 1,1 ед., в 2018 году — 1,12 ед. Отмечается возвращение значения данного показателя к значению 2010 года после некоторого спада в последние годы. По данному показателю Республика Саха (Якутия) по состоянию на 2021 год поднялась на третье место в Дальневосточном федеральном округе. В целом по Российской Федерации среднее значение показателя равняется 1,95 ед., что в 2 раза превышает республиканский.

Доля лиц, имеющих ученую степень, в 2022 году составила 59,4 процента (1658 человек), в том числе 368 докторов и 1290 кандидатов наук. Якутия по данному показателю не теряет своих позиций, вместе с тем, достаточно высокий уровень остепененности по сравнению с ситуацией в целом по стране, можно считать скорее заслугой самих ученых, которые стараются сохранять научные школы, восполняться молодыми научными кадрами и передавать знания студенческой молодежи.

Доля молодых исследователей (в возрасте до 39 лет) составляет 39 процентов (447 человек), из них 138 кандидатов и 3 доктора наук. В 2010 году значение данного показателя составляло 40 процентов, в 2015 году — 39,3 процента. Данный факт отчасти сигнализирует о неудовлетворительном состоянии кадровой обеспеченности сектора исследований и разработок, так как для обеспечения работы принципа преемственности научных знаний и функционирования системы самовоспроизводства интеллектуального капитала необходимо удержание доли молодых исследователей в общей численности исследователей выше уровня 40 процентов, а с учетом современных реалий и острой конкуренции на мировой арене, на уровне не ниже 50 процентов.

Вызывает беспокойство сложившаяся в начале 2022 года геополитическая ситуация, сопровождающаяся нарастанием санкционного (политического, экономического, культурного и др.) давления на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России недружественные действия. Данные условия ставят в затруднительное положение существующие научные коммуникации с исследователями из других стран. Вместе с тем, указанные явления и его последствия, как вновь возникающие, так и долгосрочные, создают дополнительные неоспоримые основания для введения ускоренного полномасштабного ресурсного развития сферы отечественных научных исследований и разработок, как в рамках импортозамещающих мероприятий, так и мероприятий по сохранению интеллектуального потенциала, а по сути, борьбы с оттоком научных кадров из страны.

Текущие события полностью подтверждают необходимый сценарий научно-технологического развития Российской Федерации, установленный в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
2016 г. № 642. Единственно возможный путь научно-технологического развития России – это лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Реализация данного сценария требует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года утвержден Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года, в рамках которого определены наиболее перспективные области развития науки и технологий на период до 2030 года, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ страны.

1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы

В настоящее время в Российской Федерации разработан целый комплекс мероприятий и механизмов реализации основных стратегических документов и развития российской науки в целом, установлены источники, объемы и правила государственных инвестиций в исследования и разработки, инфраструктуру и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, поддержку трансфера полученных результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики.

Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 642, Указа Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», государственной программе Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377, наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации большими вызовами являются:

а) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;

б) демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;

в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;

г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе;

д) качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;

е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности;

ж) необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

В качестве приоритетов и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации определены направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

В 2018 году принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Новыми ориентирами для России обозначены: прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни граждан, увеличение численности населения страны, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Правительству России поручено к 2024 году обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

обеспечение присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих исследования и разработки в приоритетных областях научно-технологического развития;

опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки по сравнению с ростом ВВП;

обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с реальным сектором экономики;

формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учёными научных исследований и разработок, создание научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

Для достижения указанных национальных целей и целевых показателей, а также выполнения установленных стратегических задач Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработан национальный проект «Наука», реализация которого начата в 2019 году.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI, основной целью научно-технологического развития Республики
Саха (Якутия) является реализация роли науки как надотраслевого ресурса экономики и движущей производительной силы социально-экономического развития.

Государственная политика в сфере научно-технологического развития Республики Саха (Якутия) осуществляется также с учетом положений Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации
от 5 марта 2020 г. № 164, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645, и Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. № 1377.

1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия) и способы их эффективного решения в сфере научно-технологического развития Республики Саха (Якутия)

1.3.1. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 1 «Развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития»

В рамках национального проекта «Наука» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г.
№ 2054-р «Об утверждении перечня победителей конкурсного отбора 2021 г. для последующего предоставления государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 г. № 740 создан научно-образовательный центр мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» при совместном участии Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской области, Сахалинской области и Республики Саха (Якутия).

Целью центра является создание интегрированного научно-технологического комплекса для проведения исследований и разработок мирового уровня, подготовки кадров, разработки и внедрения новых технологий и материалов, направленных на улучшение качества жизни населения северо-востока России, рациональное недропользование, устойчивое социально-экономическое развитие северных территорий.

Центр создан с участием федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук», федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения Российской академии наук», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет», федерального государственного бюджетного научного учреждения «Якутский научный центр комплексных медицинских проблем», акционерного общества «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства» и государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» на основе интеграции образовательных организаций высшего образования, научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

В целях координации деятельности участников научно-образовательного центра работает Межрегиональный проектный офис НОЦ «Север». В июне 2022 года Арктическим научно-исследовательским центром Республики Саха (Якутия) учреждена автономная некоммерческая организация Центр управления проектами НОЦ «Север», которая является получателем федерального гранта по поддержке научно-образовательных центров Российской Федерации и основным юридическим лицом для аккумуляции ресурсов в интересах развития конкурентоспособных исследований и разработок Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской области, Сахалинской области и Республики
Саха (Якутия), а также развития производств на территориях субъектов Российской Федерации — участников НОЦ «Север».

В настоящее время Республика Саха (Якутия) выполняет консолидирующую роль в реализации данного проекта, и государственная поддержка становления и развития НОЦ «Север» является задачей чрезвычайной важности, включающей повышение конкурентоспособности научных исследований, проводящихся в дальневосточных субъектах – участниках НОЦ, а также для стимулирования коммерциализации научных разработок исследователей.

1.3.2. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 2 «Создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия)» 

Создание Всемирного центра мамонта включено как одно из основных направлений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 26 октября 2020 г. № 645.
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации Всемирный центр мамонта рассматривается как определяющая часть научного, культурно-этнографического и экспедиционного туристического кластера.

В соответствии с Единым планом мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2021 г. № 996-р, в ближайшее время в республике предстоит создание Всемирного центра мамонта – центра палеонтологических исследований мамонтовой фауны международного уровня.

Создание в Республике Саха (Якутия) Всемирного центра мамонта продиктовано тем, что именно здесь найдены и продолжают находить абсолютное большинство всех мировых находок представителей мамонтовой фауны, в том числе в виде мерзлых мумий. Кроме природно-климатических предпосылок, обусловивших уникальную сохранность животных, обитавших в позднем плейстоцене, в Якутии имеется большой научно-кадровый потенциал, позволяющий многие виды исследований производить на месте. В республике существуют несколько научных учреждений, занимающихся исследованиями мамонтовой фауны и палеоэкологической обстановкой позднего плейстоцена.

Якутские палеонтологи проводят полный спектр научных исследований мирового уровня в таких областях науки, как палеозоология, палеоботаника и палеоэкология. За последние годы сделаны научные открытия, имеющие большое значение в мировой науке, от новых данных по морфологии шерстистого мамонта до облика ландшафтов позднего плейстоцена.

Значительную часть исследований невозможно проводить на имеющемся в республике оборудовании, поэтому в таких высокотехнологичных дисциплинах, как генетика, радиоизотопные исследования, томографическое сканирование крупногабаритных биологических объектов, изучение микрофлоры проводят исследования и делают открытия на материале якутских ученых, главным образом, за рубежом. Не хватает подготовленных научно-технических кадров. Имеющийся уровень материально-технической оснащенности научного сектора республики крайне низок и не может обеспечить высокотехнологичные исследования уникальных палеонтологических объектов.

В целях закрепления лидирующей роли Российской Федерации в палеонтологических исследованиях четвертичного периода, развития высокотехнологичных направлений научных изысканий, получения научных результатов мирового уровня, развития научного туризма в Республике
Саха (Якутия) будет создан Всемирный центр мамонта, оснащенный современным оборудованием для организации уникальных исследований объектов мамонтовой фауны и инфраструктурой, обеспечивающей длительное криохранение мерзлых мумий ископаемых животных.

Решение данной задачи обеспечит полноценную реализацию научной ценности палеонтологических находок с получением фундаментальных научных результатов мирового уровня. При реализации данного мероприятия должна быть достигнута готовность Всемирного центра мамонта к вводу в эксплуатацию.

1.3.3. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 3 «Развитие молодежных научных лабораторий»

Будущее национальной науки и технологий формируется в условиях острой международной конкуренции в привлечении талантливых ученых и инженеров, способных создавать прорывные технологии и высокотехнологичную продукцию. Возрастающее доминирование отдельных стран в высокотехнологичных и наукоемких отраслях приведет к монополизации секторов рынков отдельными государствами, что является угрозой национальной безопасности России.

Мероприятие направлено на поддержку молодежных лабораторий, научные направления которых связаны с программами деятельности и технологическими проектами НОЦ «Север». Молодые ученые выполняют исследования по направлениям: вычислительные технологии моделирования многофизичных и многомасштабных процессов криолитозоны, экология атмосферы, генетические ресурсы растений в криолитозоне, полимерные композиты для Севера, радиационные технологии. Молодежные лаборатории в настоящее время созданы и функционируют в Федеральном исследовательском центре «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Будет продолжаться работа по созданию новых молодежных лабораторий.

В результате реализации данного мероприятия к 2027 году должна быть достигнута доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей в размере не менее 46 процентов.

1.3.4. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 4 «Сохранение и развитие интеллектуального капитала»

Данное мероприятие предполагает предоставление мер государственной поддержки всей цепочке воспроизводства научных кадров, начиная с подготовки высококвалифицированных кадров, заканчивая стимулированием научного наставничества ведущих ученых.

Мероприятие предполагает, в том числе, выявление талантливой молодежи и предоставление им необходимой адресной государственной поддержки для развития научно-исследовательской деятельности. Молодым ученым, специалистам и студентам будут выплачиваться гранты Главы Республики Саха (Якутия) в размере 500 тыс. рублей каждый на реализацию лучших научных проектов в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 августа 2021 г. № 2018 «О грантах Главы Республики Саха (Якутия) молодым ученым, специалистам и студентам Республики Саха (Якутия)».

Также в рамках соглашения Правительства Республики Саха (Якутия) с Российским научным фондом будет оказываться совместная государственная поддержка реализации научных проектов.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Саха (Якутия)
от 15 апреля 2004 г. 132-З № 267-III «О науке и государственной научно-технической политике» и Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 20 августа 2014 г. № 2834 «Об утверждении Положения о статусе члена Академии наук Республики Саха (Якутия)» будем продолжена выплата академических окладов за звание действительного члена Академии наук Республики Саха (Якутия) и поощрений, соответствующих творческому вкладу ведущих ученых.

Мероприятие направлено на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих реализацию программ по поддержке молодых ученых Республики Саха (Якутия). Реализация программ по поддержке молодых ученых Республики Саха (Якутия) обеспечивает рост количества публикаций молодых ученых, докладов на всероссийских и международных научных мероприятиях, представленных к защите диссертационных работ молодых ученых, патентных заявок молодых ученых на изобретения и др.

В результате реализации мероприятия к 2027 году планируется достигнуть:

110 публикаций исследователей Республики Саха (Якутия) в научных журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования;

200 подготовленных новых научных и научно-педагогических кадров;

рост осведомленности населения о региональной науке и ее научной деятельности в общем числе опрошенных респондентов до 70 процентов.

Сохранение и развитие интеллектуального капитала также включает развитие региональных научных центров и заключается в комплексной модернизации существующей материально-технической базы: обновлении и увеличении производственных помещений, пополнении приборного парка, приобретении экспедиционного снаряжения и т.д.

На сегодня оснащенность региональных научных центров остается очень низкой: испытывается серьезный дефицит производственных помещений, низкий процент пригодности приборной базы, происходит постепенное моральное и физическое устаревание научного оборудования.

В соответствии с задачами национального проекта «Наука» приборный парк региональных научных центров должен быть обновлен не менее чем на 50 процентов, также должна быть достигнута полная обеспеченность научных учреждений республики соответствующими производственными помещениями, необходимыми для осуществления основной деятельности.

1.3.5. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 5 «Формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики»

В рамках данного мероприятия будет осуществляться научно-методическое обеспечение формирования и реализации научных, научно-технических и инновационных проектов для получения и применения научных и научно-технических результатов, необходимых для достижения стратегических целей и решения ключевых задач социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия).

Реализация настоящего мероприятия обеспечивает научное сопровождение реализации Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. № 1377.

В основе механизмов реализации мероприятия лежат принципы и требования проектной деятельности. Формирование, реализация и применение результатов научных, научно-технических и инновационных проектов осуществляются посредством создания временных исследовательских групп с привлечением ведущих исследователей и высококвалифицированных специалистов по определенным отраслям.

В качестве исполнителей данного мероприятия будут привлекаться как республиканские научные учреждения и вузы, так и российские, успешно действующие в сфере разработок и исследований в интересах Арктической зоны Российской Федерации.

При реализации данного мероприятия к 2027 году планируется увеличение количества научно-технических проектов, направленных на техническое и технологическое развитие северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия).

1.3.6. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 6 «Выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям социально-экономического развития»

В рамках данного мероприятия будут осуществляться формирование и реализация отраслевых научных, научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2011 г. № 72
«Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и внедрения результатов республиканских программ научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок».

Мероприятие направлено на обеспечение потребности республики в научных исследованиях и разработках, результаты которых позволят повысить эффективность решения отраслевых задач и проблемных вопросов для ответа и противодействия существующим и вновь возникающим вызовам и угрозам.

В результате реализации мероприятия к 2027 году планируется увеличение количества выработанных аналитических, научно-экспертных и нормативно-методических документов, направленных на решение вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

1.3.7. Цель, задачи и мероприятия ведомственного проекта № 7 «Создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере»

Данное мероприятие направлено на стимулирование получения патентов на изобретения и полезные модели по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, зарегистрированных в Российской Федерации и имеющих правовую охрану за рубежом.

Получение охранного документа, имеющего силу за пределами Российской Федерации, является обязательным условием для использования или распоряжения правами на охраняемый объект интеллектуальной собственности при осуществлении правоотношений с ним в иностранных государствах. Экспорт технологий из России возможен только при соблюдении данного обязательного условия. При этом стоимость оформления данной процедуры является достаточно высокой и представляет собой лишнее препятствие для конкурирования отечественных изобретателей с развивающимися странами.

В результате реализации мероприятия планируется увеличение коэффициента изобретательской активности Республики Саха (Якутия).

1.3.8. Цель, задачи и мероприятия комплекса процессных мероприятий № 1 «Развитие региональных научно-исследовательских центров»

Данный комплекс процессных мероприятий направлен на обеспечение деятельности подведомственных Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) научных организаций:

Академия наук Республики Саха (Якутия);

Арктический научно-исследовательский центр Республики
Саха (Якутия).

Академия наук Республики Саха (Якутия) является высшим научным учреждением республики, основной целью деятельности является интеграция научного потенциала республики для обеспечения экономического, социального, гуманитарного и культурного развития Республики Саха (Якутия), усиления роли науки в воспитании молодого поколения. Учреждение объединяет членов Академии наук Республики Саха (Якутия) — действительных членов, почетных членов, иностранных членов, советников Академии наук Республики Саха (Якутия), научных сотрудников и специалистов.

В настоящее время освоение российской Арктики ведется в направлении увеличения динамики хозяйственного использования потенциала региона. Развитие данного направления также связано с геополитическими, транспортно-логистическими и экологическими вопросами, имеющими высокую актуальную значимость и стратегическую важность.

Целью деятельности Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия) является организация и проведение научных исследований, направленных на получение и применение новых знаний о законах развития природы, общества и человека, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию Арктической зоны Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

На базе Арктического научно-исследовательского центра выполняются комплексные археологические научные исследования и работает Музей арктической археологии им. С.А. Федосеевой с богатой коллекцией археологических материалов, добытых на территории Республики Саха (Якутия), осуществляются работы, связанные с научным сопровождением реализации Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, с обеспечением экологической безопасности и развитием социально-трудовой сферы республики.

Целенаправленное развитие Республикой Саха (Якутия) научных исследований Арктики с элементами проектного управления чрезвычайно важно для расширения возможностей дальнейшего социально-экономического развития северных территорий, в том числе для формирования комфортных условий жизнеобеспечения, создания современной инфраструктуры и повышения качества жизни человека.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Программой предусмотрено достижение целевого показателя «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» национальной цели развития «Возможности для самореализации и развития талантов» и достижение национальной цели развития «Возможности для самореализации и развития талантов», которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Реализация программы также способствует достижению целевого показателя «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Для достижения данных целей сформированы следующие задачи:

развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития»;

создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия);

развитие молодежных научных лабораторий;

сохранение и развитие интеллектуального капитала;

формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики;

выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям социально-экономического развития;

создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере;

развитие региональных научно-исследовательских центров с целевым показателем.

Раздел 2. Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы

Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении № 1 к государственной программе.

Раздел 3. Финансовое обеспечение государственной программы

Информация по финансовому обеспечению государственной программы в разрезе источников финансирования реализации государственной программы приведена в приложении № 2 к государственной программе.

 

Раздел 4. Направления и параметры реализации арктического раздела государственной программы

Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела приведена в приложении № 3 к государственной программе.

____________________

Приложение № 1
к государственной программе Республики
Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)»

ФОРМА

СВЕДЕНИЯ
о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях

№ п/п Наименование показателя (индикатора) Единица измерения Ответственный Значения показателей  
2023 2024 2025 2026 2027  
1 2 3 4 5 6 7 8 9  
Государственная программа «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2023-2027 годы»
1 Внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) РС(Я) % Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0,20 0,22 0,25 0,27 0,3  
Ведомственные проекты
Ведомственный проект 1 «Развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня
«Север: территория устойчивого развития»
1.1 Доля коммерциализированных научно-исследовательских работ % Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0  
Ведомственный проект 2 «Создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия)»
2.1 Готовность Всемирного центра мамонта к вводу в эксплуатацию % Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0  
Ведомственный проект 3 «Развитие молодежных научных лабораторий»
3.1 Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей % Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 42 42 43 45 46  
Ведомственный проект 4 «Сохранение и развитие интеллектуального капитала»
4.1 Количество исследователей, получивших государственную поддержку на реализацию научных и научно-технических проектов

 

Чел. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 30 30 35 35 40  
Ведомственный проект 5 «Формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики»
5.1 Количество реализованных научно-технических проектов, направленных на техническое и технологическое развитие северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия) (нарастающим итогом) Ед. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0  
Ведомственный проект 6 «Выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям
социально-экономического развития»
6.1 Количество выработанных аналитических, научно-экспертных и нормативно-методических документов, направленных на решение вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) Ед. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0  
Ведомственный проект 7 «Создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере»
7.1 Коэффициент изобретательской активности Республики Саха (Якутия) (число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения) Ед. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0  
Комплекс процессных мероприятий 1 «Развитие региональных научно-исследовательских центров»
1.1 Число публикаций научных сотрудников региональных научных центров Республики Саха (Якутия) в ведущих рецензируемых российских научных изданиях Ед. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 67 67 67 70 70

___________________________

Приложение № 2
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
«Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)»

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
реализации государственной программы Республики Саха (Якутия)

(тыс. рублей)

п/п

Наименование государственной программы/структурного элемента Источник финансирования Объемы бюджетных ассигнований
2023 2024 2025 2026 2027 Всего  
  Государственная программа

«Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)
на 2023-2027 годы»

Всего: 156 031 156 031 155 340 155 661 156 057 779 120  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 152 031,0 152 031,0 151 340,0 151 661,0 152 057,0 759 120,0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 152 031,0 152 031,0 151 340,0 151 661,0 152 057,0 759 120,0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 20 000,0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 20 000,0  
1 Ведомственные проекты Всего 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.1 Ведомственный проект 1
«Развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития»
Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.2 Ведомственный проект 2
«Создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия)»
Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.3 Ведомственный проект 3 «Развитие молодежных научных лабораторий» Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.4 Ведомственный проект 4 «Сохранение и развитие интеллектуального капитала» Всего 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 97 370,0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 97 370,0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 19 474,0 97 370,0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.5 Ведомственный проект 5 «Формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики» Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.6 Ведомственный проект 6 «Выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям

социально-экономического развития»

Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
1.7 Ведомственный проект 7
«Создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере»
Всего 0 0 0 0 0 0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0 0 0 0 0 0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
2 Комплексы процессных мероприятий Всего 136 557,0 136 557,0 135 866,0 136 187,0 1396 583,0 681 750,0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 132 557,0 132 557,0 131 866,0 132 187,0 132 583,0 661 750,0  
ГРБС — Министерство образования и науки  Республики Саха (Якутия) 132 557,0 132 557,0 131 866,0 132 187,0 132 583,0 661 750,0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 0 0 0 0 0 0  
2.1 Комплекс процессных мероприятий 1 «Развитие региональных научно-исследовательских центров» Всего 136 557,0 136 557,0 135 866,0 136 187,0 1396 583,0 681 750,0  
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 132 557,0 132 557,0 131 866,0 132 187,0 132 583,0 661 750,0  
ГРБС — Министерство образования и науки  Республики Саха (Якутия) 132 557,0 132 557,0 131 866,0 132 187,0 132 583,0 661 750,0  
Федеральный бюджет 0 0 0 0 0 0  
Местные бюджеты 0 0 0 0 0 0  
Внебюджетные источники 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 20 000,0  
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 4 000,0 20 000,0  

____________________

Приложение № 3
к государственной программе Республики
Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие
Республики Саха (Якутия)»

НАПРАВЛЕНИЯ
и параметры реализации арктического раздела государственной программы Республики Саха (Якутия) 

Наименование

государственной программы/ структурного элемента

Источник финансового обеспечения, тыс. рублей в том числе по годам: Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник Индикаторы  
Наименование Единица измерения в том числе по годам:  
2023 2024 2025 2026 2027  
2023 2024 2025 2026 2027    
1 Государственная программа «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2023-2027 годы» Всего 47 074,0 47 074,0 46 729,0 46 889,0 47 087,0 Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) Республики Саха (Якутия) % 0,20 0,22 0,25 0,27 0,30    
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 46 074,0 46 074,0 45 729,0 45 889,0 46 087,0    
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 46 074,0 46 074,0 45 729,0 45 889,0 46 087,0    
Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Местные бюджеты 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Внебюджетные источники 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0    
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0    
2 Ведомственный проект 5 «Формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики» Всего           Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Количество реализованных научно-технических проектов, направленных на техническое и технологическое развитие северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия) Ед. 0 0 0 0 0    
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Местные бюджеты 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Внебюджетные источники 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
3 Комплекс процессных мероприятий 1 «Развитие региональных научно-исследовательских центров» Всего 47 074,0 47 074,0 46 729,0 46 889,0 47 087,0 Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) Число публикаций научных сотрудников региональных научных центров Республики Саха (Якутия)в ведущих рецензируемых российских научных изданиях. Ед. 67 67 67 70 70    
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 46 074,0 46 074,0 45 729,0 45 889,0 46 087,0    
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 46 074,0 46 074,0 45 729,0 45 889,0 46 087,0    
Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Местные бюджеты 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    
Внебюджетные источники 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0    
ГРБС — Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0 1 000,0    
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 апреля
  • 11°
  • Ощущается: 9°Влажность: 35% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: