Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 447 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 447 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Читайте нас на

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», реализуемой начиная с 2023 года.
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 341 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2021 г. № 571 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 341»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 г. № 109 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021г. № 341»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 г. № 204 «О внесении изменений в порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития кормопроизводства, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 341 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2022 г. № 257 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021г. № 341».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова М.В.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 447

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

ПАСПОРТ
государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование
государственной программы
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Куратор государственной программы Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифоров М.В.
Ответственный исполнитель
программы
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Соисполнители программы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия)
Участники программы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);

Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия);

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия)

Перечень структурных элементов Задачи государственной программы:

создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (реализация проектов создания и развития крестьянских фермерских (фермерских) хозяйств (Агростартап);

экспорт продукции агропромышленного комплекса в Республике Саха (Якутия);

внедрение эффективных механизмов землепользования для обеспечения интенсивного роста и обеспечения товарности производства сельскохозяйственной продукции, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, в том числе об их границах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации;

сохранение и восстановление плодородия почв, стимулирование роста производства продукции растениеводства;

стимулирование роста производства продукции животноводства и скороспелых видов сельскохозяйственных животных, увеличение объема товарной продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

стимулирование роста производства пищевых продуктов, в том числе за счет прироста объема переработки местной сельскохозяйственной и промысловой продукции;

создание условий для устойчивого развития традиционных отраслей Севера и рыбохозяйственного комплекса;

обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Саха (Якутия), направленного на предупреждение и ликвидацию болезней животных, обеспечение безопасности продукции животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защиты населения от болезней общих для человека и животных;

создание благоприятных условий в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, научно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса, реализация мер государственной поддержки на предоставление налоговых льгот (налоговых расходов) субъектам агропромышленного комплекса;

обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и подведомственных учреждений в области агропромышленного комплекса, осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, государственной поддержки работников агропромышленного комплекса по санаторно-курортному лечению;

обеспечение деятельности Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) и подведомственных учреждений в области ветеринарии

Индикаторы государственной программы
  Единица измерения 2023 год 2024 год 2025 год 2026

год

2027 год
  Уровень самообеспечения основной

сельскохозяйственной продукцией:

1. мясо % 29,0 30,0 30,1 30,3 31,2
2. молоко % 59,4 61,0 61,1 61,2 61,4
3. яйца % 62,5 65,0 67,9 68,2 68,6
4. картофель % 65,1 66,0 66,2 66,5 66,7
5. овощи % 51,0 51,0 51,0 51,3 51,4
Цель программы Формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества
Сроки реализации программы 2023-2027 годы
Объем финансового обеспечения программы 1) Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы — 39 747 137,3 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год -7 821 857,9 тыс.рублей;
2024 год — 7 926 073,9 тыс.рублей;
2025 год — 7 785 898,3 тыс.рублей;
2026 год — 8 060 885,1 тыс.рублей;
2027 год — 8 152 422,1 тыс.рублей;
а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 30 797 795,9 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год — 6 185 707,2 тыс.рублей;
2024 год — 6 185 707,2 тыс.рублей;
2025 год — 6 098 387,5 тыс.рублей;
2026 год — 6 138 942,5 тыс.рублей;
2027 год — 6 189 051,5 тыс.рублей;
б) за счет средств федерального бюджета — 3 186 585,4 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год — 653 527,9 тыс.рублей;
2024 год — 696 933,0 тыс.рублей;
2025 год — 612 041,5 тыс.рублей;
2026 год — 612 041,5 тыс.рублей;
2027 год — 612 041,5 тыс.рублей;
в) за счет средств местных бюджетов — 20 000,0 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год —           0,0 тыс.рублей;
2024 год —           0,0 тыс.рублей;
2025 год —           0,0 тыс.рублей;
2026 год —   10 000,0 тыс.рублей;
2027 год —   10 000,0 тыс.рублей;
г) за счет внебюджетных средств — 5 742 756,0 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год —    982 622,8 тыс.рублей;
2024 год — 1 043 433,7 тыс.рублей;
2025 год — 1 075 469,3 тыс.рублей;
2026 год — 1 299 901,1 тыс.рублей;
2027 год — 1 341 329,1 тыс.рублей.
2. Объем налоговых расходов 95 091,0 тыс.рублей, в том числе по годам:
2023 год — 82 496,0 тыс.рублей;
2024 год —   6 331,0 тыс.рублей;
2025 год —   6 264,0 тыс.рублей;
2026 год —          0,0 тыс.рублей;
2027 год —          0,0 тыс.рублей
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

повышение ожидаемой продолжительности жизни
до 78 лет;

снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.

«Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и замозанятых, до 25 млн человек.

«Цифровая трансформация»: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики

1.1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)

Аграрный сектор представляет собой значимую сферу народного хозяйства и играет важную роль в экономике Республики Саха (Якутия). Республика является одним из крупных регионов по производству сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО). По объему валовой продукции всех категорий сельхозпроизводителей за последние 10 лет республика занимает третье место среди субъектов ДФО – на ее долю приходится около 12-13 процентов всего объема валовой продукции сельского хозяйства округа.

Таблица 1
Объем производства продукции сельского хозяйства в Дальневосточном федеральном округе

  2012 год 2016 год 2020 год
млн рублей в % к итогу млн рублей в % к итогу млн рублей в % к итогу
Дальневосточный федеральный округ — всего 134 456 100 187 831 100 216 095 100
из них по субъектам — лидерам:            
Амурская область 26 499,8 19,7 47 012,3 25,0 53 895,8 24,9
Приморский край 26 091,7 19,4 39 389,8 21,0 44 560,3 20,6
Республика Саха (Якутия) 18 226,5 13,6 21 930,0 11,7 26 512,4 12,3
Забайкальский край 17 102,1 12,7 21 463,6 11,4 23 167,8 10,7

Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) за 2012-2021 годы остается на стабильном уровне (снижение всего на 0,8 процента) и суммарный индекс физического объема продукции сельского хозяйства республики составил 100 процентов. Результаты реализации предыдущей программы развития сельского хозяйства за 2007-2011 годы были намного ниже (88,7%), при этом период прироста за 2016-2019 годы сменился стагнацией в 2020-2021 годах из-за падения производства в растениеводстве.

Таблица 2
Динамика индекса физического объема производства продукции сельского хозяйства в РС(Я)

  2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
в % к предыдущему году
всего 98,1 99,3 98,4 97,2 101,2 103,1 100,1 101,7 99,1 99,2
растениеводство 104,4 101,7 101,6 91,9 103,0 106,3 104,9 99,5 96,6 92,2
животноводство 95,7 98,3 97,0 100,0 100,4 101,6 97,7 102,8 100,2 102,4
в % к 2012 году
всего 100 99,3 97,7 95,0 96,1 99,1 99,2 100,9 100,0 99,2
растениеводство 100 101,7 103,3 95,0 97,8 104,0 109,1 108,5 104,8 96,7
животноводство 100 98,3 95,4 95,4 95,7 97,3 95,0 97,7 97,9 100,2

Из общего объема производства 30 процентов занимает продукция растениеводства, остальные 70 процентов продукция животноводства, данное соотношение сохраняется последние десять лет.

Производство продукции растениеводства к 2019 году превысило уровень 2012 года на 8,5 процента, но засуха 2020 года и лесные пожары 2021 года стали причиной резкого падения производства на 11,8 процента за два последних года.

С другой стороны, производство продукции животноводства к 2021 году восполнило потери предыдущих лет, восстановило уровень 2012 года и вышло на первое место среди субъектов ДФО по производству продукции животноводства с приростом доли к общему итогу по ДФО до 18,2 процента.

Таблица 3
Объем производства продукции животноводства в Дальневосточном федеральном округе

  2012 год 2016 год 2020 год
млн рублей в % к итогу млн рублей в % к итогу млн рублей в % к итогу
Дальневосточный федеральный округ — всего 71 283 100 92 345 100 103 613 100
из них:            
Республика Саха (Якутия) 12 711,8 17,8 15 417,6 16,7 18 872,6 18,2
Забайкальский край 12 780,3 17,9 16 441,9 17,8 16 919,8 16,3
Амурская область 10 346,9 14,5 14 330,1 15,5 16 095,8 15,5
Приморский край 11 120,2 15,6 15 634,7 16,9 15 408,8 14,9

Общая площадь земельного фонда Республики Саха (Якутия) составляет 308,3 млн га или 1/5 часть Российской Федерации, или половина территории ДФО.

Доля земель сельскохозяйственного назначения в общей площади земельного фонда региона составляет 6,3 процента или 19,4 млн га. В Якутии 94 процента площади занимают мерзлотные почвы, что предопределяет особую структуру сельхозугодий, ориентированную на ведение животноводства. Наибольшая часть земель сельскохозяйственного назначения (свыше 95 процентов) находится в северных районах, при этом на них приходится 10 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий.

Соответственно 94 процента земель сельскохозяйственного назначения практически не используются в целях производства сельскохозяйственной продукции, не считая продукции традиционных отраслей Севера. Под сельскохозяйственные угодья занята небольшая доля земли – 1,6 млн га или 0,5 процента от общей площади региона, из них почти половину занимают пастбища, 44 процента – сенокосы и только 6 процентов – пашни. При этом фактически используются 60 процентов сенокосных угодий и 54 процента пашен.

В последние годы отрасль растениеводства развивалась достаточно динамично, за исключением 2015 года и последних трех лет, когда значительный ущерб развитию отрасли нанесли засуха, неблагоприятные условия в вегетационный период.

По итогам 2021 года площадь пашен в обработке равна 54,1 тысяч гектарам, в том числе посевная площадь сельхозкультур во всех категориях хозяйств составила 46,7 тысяч гектар. С 2012 года площадь посева кормовых культур увеличилась на 23,8 процента до 29,7 тысяч гектаров, площадь посева картофеля составила 5,9 тысяч га (70,6 процента к 2012 году), овощей открытого грунта – 1,4 тысяч га (71,7 процента), зерновых культур – 10,6 тысяч гектаров (89,5 процента).

Производство основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств республики в 2021 году составило: зерна – 9,3 тысяч тонн, что на 33,8 процента больше показателя 2012 года, картофеля 65,8 тысяч тонн и овощей 24,6 тысяч тонн, что составляет 89,2 процента и 77,1 процента от уровня 2012 года соответственно. Уровень самообеспеченности населения республики картофелем составил 52,1 процента, овощами — 37,4 процента.

Таблица 4
Уровень самообеспеченности населения РС(Я) продукцией растениеводства местного производства, %

  2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Картофель 55,0 60,7 59,6 55,7 60,6 62,3 66,1 67,1 61,0 52,1
Овощи 35,9 39,4 38,6 35,0 37,3 40,0 39,3 38,0 37,8 37,4

Агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) функционирует в зоне рискованного земледелия, обусловленного не только суровыми природно-климатическими условиями, но и крайне неблагоприятными для выращивания зерновых и большинства видов овощных культур свойствами почв. В этой связи для республики характерно животноводческое направление сельского хозяйства. Экстремальные природно-климатические условия Якутии стали природной лабораторией по селекции уникальных пород табунных лошадей и якутского скота.

Среди субъектов Российской Федерации Якутия лидирует по поголовью табунных лошадей — 182 тыс. голов или около 14 процентов от всего поголовья лошадей по стране, занимает 3 место по поголовью оленей – 162,1 тыс. голов или 8 процентов от общего поголовья оленей по Российской Федерации, а также третье место в ДФО по поголовью крупного рогатого скота — 178,5 тыс. голов.

Также в хозяйствах всех категорий насчитывается 18,2 тыс. голов свиней и 828 тыс. голов птицы.

За 2021 год в республике произведено 158,1 тыс. тонн молока (89 процентов к уровню 2012 года). Республика занимает второе место в общем объеме производства продукции сельского хозяйства среди субъектов ДФО: 37,6 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) (93,6 процента к уровню 2012 года), 134 млн штук яиц (124,1 процента к уровню 2012 года). Уровень самообеспечения республики мясом достиг 26,5 процента, молоком – 56,4 процента, яйцами – 62 процента.

Таблица 5
Уровень самообеспеченности населения РС(Я) продукцией животноводства местного производства, %

  2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Мясо 28,5 28,5 26,5 26,6 26,2 26,5 25,1 26,4 26,4 26,5
Молоко 59,6 58,1 58,2 57,9 58,1 58,7 58,6 56,7 56,7 56,4
Яйцо 58,3 60,8 61,1 60,8 54,9 54,7 53,9 57,5 56,1 62,0

В общем объеме производства животноводческой продукции сохраняется высокая доля производства в хозяйствах населения. В 2020 году населением произведено 47,8 процента мяса, 50,2 процента молока, 7,8 процента яиц (в 2012 году 44,6; 49,5; 7,8 процента соответственно).

В республике сохраняется преобладание мелкотоварного производства, за 2012-2020 годы доля личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в общем объеме производства продукции сельского хозяйства снизилась незначительно от 51,6 до 44,9 процента, что существенно выше среднего уровня по Российской Федерации.

В целом превалирование ЛПХ в объеме сельхозпроизводства обусловлено высокой долей численности сельского населения республики – 33,7 процента на начало 2021 года, что значительно выше среднего уровня по Российской Федерации и ДФО.

Таблица 6
Доля сельского населения в общей численности постоянного населения

  На 1 января 2013 года На 1 января 2021 года
РФ ДФО РС(Я) РФ ДФО РС(Я)
Все население, тыс. человек 143 347,1 8 318,5 955,6 146 171,0 8 124,1 982,0
в том числе:            
городское 106 118,3 6 000,7 620,5 109 251,6 5 927,1 651,1
сельское 37 228,8 2 317,7 335,1 36 919,4 2 196,9 330,9
Доля сельского населения, в % 26,0 27,9 35,1 25,3 27,0 33,7

На начало 2021 года в похозяйственных книгах органов местного самоуправления учтено 61 тысяча ЛПХ, из них 14,9 тысяч зарегистрированы в ФГИС «Меркурий» как участники оборота подконтрольной продукции животноводства (в том числе сдатчики сырого молока). Остальная часть ЛПХ активно занимаются самообеспечением продукцией растениеводства и животноводства.

За 2012-2021 годы прирост объема сельхозпроизводства ЛПХ в физическом объеме составил 0,7 процента, в абсолютном выражении – от 9,4 до 12,1 млрд рублей.

Таблица 7
Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в РС(Я) по категориям хозяйств

Годы По всем категориям хозяйств в том числе:
сельско-хозяйственные организации КФХ и ИП ЛПХ граждан
2013 в % к 2012 99,3 101,2 103,1 96,8
2014 в % к 2013 98,4 92,6 98,3 100,9
2015 в % к 2014 97,2 91,0 99,0 98,8
2016 в % к 2015 101,2 98,8 104,1 100,5
2017 в % к 2016 103,1 103,4 104,3 102,2
2018 в % к 2017 100,1 101,3 97,5 101,1
2019 в % к 2018 101,7 102,1 97,5 104,1
2020 в % к 2019 99,1 97,5 102,6 97,7
2021 в % к 2020 99,2 92,6 104,9 98,8
2021 в % к 2012 99,2 81,3 111,4 100,7

Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (КФХ и ИП) в объеме производства продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2012-2020 годы возросла с 25,1 до 26,1 процента, что значительно превышает средний уровень по Российской Федерации (14,9 процента). По данному показателю республика занимает 11 место среди субъектов Российской Федерации.

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года республика заняла 8 место в Российской Федерации по количеству действующих КФХ и ИП, а в расчете на 1000 человек населения — 1 место (4 КФХ и ИП на 1000 человек), что показывает основную возможность самозанятости в условиях якутского села, именно в сельском хозяйстве.

По итогам 2021 года доля КФХ и ИП является значительной по следующим основным показателям сельского хозяйства Республики Саха (Якутия): валовой сбор овощей (40,2 процента), поголовье лошадей (39,2 процента), валовой надой молока (33,8 процента).

Только за 2021 год в рамках государственной программы развития сельского хозяйства поддержку в размере 1 155 млн рублей получили 1 375 КФХ и ИП, что составляет 40,5 процента от общего количества учтенных в учете Управления ФНС по РС(Я) (3 389 единиц) или 52,5 процента от сдавших отчетность в Саха (Якутия)Стат (2 621 единиц).

Данные меры в том числе обеспечили прирост объема сельхозпроизводства КФХ и ИП в физическом объеме на 11,4 процента по отношению к 2012 году или от 4,58 до 7,45 млрд рублей.

Доля сельскохозяйственных организаций и подсобных хозяйств иных юридических лиц (СХО) в объеме производства продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2012-2020 годы возросла с 23,2 до 29,1 процента.

При этом годовой размер бюджетных субсидий, полученных СХО в Республике Саха (Якутия), возрос с 1 562 млн рублей в 2012 году до 2 401 млн рублей за 2020 год (в целом по РФ: 138,1 млрд рублей в 2012 году и 138,8 млрд рублей в 2020 году). Такой уровень поддержки позволяет СХО в Республике Саха (Якутия) удерживать положительное сальдо рентабельности +1,8% за 2020 год.

Таблица 8
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций, в процентах (по данным Департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России)

  2012 2016 2020
Российская Федерация
Без учета субсидий 1,4 9,3 16,3
С учетом субсидий 12,1 16,4 21,0
Дальневосточный федеральный округ
Без учета субсидий -9,6 -2,3 -7,7
С учетом субсидий 13,5 14,2 11
Республика Саха (Якутия)
Без учета субсидий -41,8 -52,7 -42,4
С учетом субсидий 8,1 4,4 1,8

Снижение доходов сельскохозяйственных организаций Республики Саха (Якутия) обусловлено также отставанием роста цен на их продукцию по сравнению с ценами на ресурсы, используемыми в сельхозпроизводстве.

За 2012-2021 годы индекс цен производителей сельхозпродукции составил всего 131 процент.

За этот же период индекс цен производителей промышленных товаров составил 193,5 процента (в том числе сельскохозяйственной техники и технологического оборудования), индекс тарифов на грузовые перевозки – 279,7 процента (в условиях высокой доли транспортных затрат на доставку в отдаленные и труднодоступные территории Республики Саха (Якутия) грузов, необходимых для ведения сельскохозяйственного производства, включая технику и оборудование, строительные материалы для возведения производственных объектов, ГСМ, комбикорма и т.д.).

При этом средний уровень оплаты труда работников сельского хозяйства в Якутии более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, и находится практически на уровне установленного минимального размера оплаты труда по республике.

Таблица 9
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций

Годы В среднем по РС(Я), рублей По отрасли «Растениеводство и животноводство, охота» По отрасли «Рыболовство, рыбоводство»
рублей в % к среднему уровню по РС(Я) рублей в % к среднему уровню по РС(Я)
2012 39 916 12 063 30,2 13 375 33,5
2013 46 542 14 181 30,5 12 379 26,6
2014 51 110 15 787 30,9 12 019 23,5
2015 54 631 18 499 33,9 15 470 28,3
2016 59 000 22 342 37,9 16 468 27,9
2017 62 206 25 786 41,5 17 826 28,7
2018 68 871 30 707 44,6 25 069 36,4
2019 73 402 33 888 46,2 27 932 38,1
2020 77 178 34 212 44,3 24 361 31,6
2021 82 813 34 676 41,9 25 186 30,4

После непрерывного спада с 2009 года обеспечен прирост производства продукции сельского хозяйства в 2016-2020 годах, в том числе за счет изменения состава прямых субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пользу инвестиционных затрат.

Профинансировано строительство животноводческих комплексов и коневодческих баз; оказана грантовая поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы по переработке сельскохозяйственной продукции; реализованы муниципальные программы развития кормопроизводства с паритетным софинансированием из государственного бюджета республики и местных бюджетов муниципальных районов (городских округов).

Также на динамику сельскохозяйственного производства положительно повлияла реализация с 2015 года программы финансового оздоровления скотоводческих хозяйств.

В целях популяризации малого и среднего предпринимательства в сельской местности на федеральном уровне принят ряд мер грантовой поддержки. За 2012-2021 годы предоставлено 1 062 гранта начинающим и семейным фермерам, а также гранта Агростартап. Совокупный размер предоставленных грантов составил 2 780 млн рублей, из них 2 088 млн рублей привлечено из федерального бюджета.

Совокупный объем бюджетного финансирования по государственной программе за 2012-2019 годы составил 79,2 млрд рублей или 5,6 процента расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия). С 2020 года на основе подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» реализуется новая государственная программа Республики Саха (Якутия) «Комплексное развитие сельских территорий». При этом доля расходов на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства в общем объеме расходов республики с 2012 по 2021 год сократилась с 6,4 до 4,2 процента.

Таблица 10
Объем бюджетного финансирования государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» за 2012-2021 годы

Годы Объем расходов государствен-ного бюджета РС(Я), млн. рублей Объем бюджетного финансирования

Государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», млн рублей

Доля в объеме расходов государ-ственного бюджета РС(Я), %
всего в том числе:
государ-ственный

бюджет РС(Я)

федеральный бюджет
2012 130 340 8 291,0 7 444,9 846,1 6,4
2013 148 859 8 698,7 7 967,1 731,6 5,8
2014 158 853 8 310,7 7 584,3 726,4 5,2
2015 171 798 9 898,9 8 913,3 985,6 5,8
2016 182 595 10 627,6 9 272,9 1 354,7 5,8
2017 186 304 10 388,7 9 218,0 1 170,7 5,6
2018 208 913 10 533,6 9 519,9 1 013,7 5,0
2019 221 870 11 081,8 9 726,9 1 354,9 5,0
2020 248 646 10 667,7 9 894,6 773,1 4,2
2021 286 425 12 079,1 11 298,6 780,5 4,2

Состав подпрограмм государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» неоднократно корректировался.

Если не учитывать подпрограмму развития сельских территорий,
доля производственных подпрограмм на последнем двухлетнем цикле составила 77,4 процента, что на 2,6 процентных пункта выше, чем в среднем за 2012-2019 годы. Также возросла доля ветеринарного обеспечения — с 7,5 до 10,4 процента.

В целях эффективного финансирования мероприятий государственной программы с 2012 года внедрен механизм предоставления субвенций муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 881-З № 639-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства», что позволяет органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов самостоятельно определять получателей поддержки сельскохозяйственного производства.

За 2012-2021 годы в адрес муниципальных районов (городских округов) направлено субвенций на 38,1 млрд рублей или 37,3 процента общего лимита финансирования государственной программы. При этом за 2016-2021 годы указанная доля планомерно возросла с 27,8 до 47,1 процента.

Таблица 11
Доля субвенций на сельскохозяйственное производство в общем объеме финансирования государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 

Годы Объем финансирования государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия» Доля субвенций от объема финансирования Госпрограммы, в %
всего из них:
субвенции от Министерства сельского хозяйства РС(Я) субвенции от Госкомитета РС(Я) по делам Арктики
2012 8 291 3 143   37,9
2013 8 699 3 249   37,4
2014 8 342 3 025   36,3
2015 9 899 2 712 388 31,3
2016 11 982 2 858 468 27,8
2017 10 389 3 196 697 37,5
2018 10 534 3 382 756 39,3
2019 11 082 4 222   38,1
2020 10 668 4 277   40,1
2021 12 079 5 691   47,1
за 2012-2021 годы 101 964 35 755 2 309 37,3

В рамках переданных полномочий с 2021 года в республике действует новый механизм субсидирования, предусматривающий увеличение ставки субсидирования молока и возмещение затрат содержания маточного поголовья гражданам, ведущим ЛПХ в размере 35 тысяч рублей на 1 голову коровы, а также поэтапное внедрение системы заготовки сельскохозяйственной продукции. Новый механизм способствует развитию предпринимательства на селе – личным подсобным хозяйствам дана возможность объединяться в кооперативы и реализовывать молоко по увеличенной ставке, получая от этого дополнительный доход.

В 2021 году ставка субсидии на 1 кг молока повышена до 50 рублей против 18,9 рублей в 2012 году, при этом объем заготовки молока составил 60,5 тыс. тонн или 84,6 процента к уровню 2012 года, что обусловлено первоначальным эффектом от внедрения новых механизмов.

Данный спад планируется восполнить в 2022 году за счет внедрения механизма субсидирования заготовки молока у ЛПХ, получающих субсидию на маточное поголовье крупного рогатого скота, по ставке 10 рублей за 1 кг
(с учетом заготовительной цены – не менее 20 рублей за 1 кг).

Ветеринарное обеспечение

Развитие государственной ветеринарной службы Республики Саха (Якутия) как составляющей государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивает благополучие населения Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом посредством защиты здоровья животных и получения безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения в необходимом количестве.

Уровень экономического ущерба, наносимого в результате появления и распространения очагов заразных болезней животных, является значительным.

На сегодняшний день эпизоотическая обстановка оценивается как достаточно сложная. Ценой больших усилий удается сдерживать и не допускать возникновения на территории Республики Саха (Якутия) очагов таких особо опасных заболеваний как бешенство и сибирская язва.

Основными вызовами для поддержания стабильного эпизоотического и ветеринарно-санитарного состояния в республике являются: недостаточно развитая транспортная инфраструктура (сезонное отсутствие наземного транспортного сообщения), значительные расстояния между населенными пунктами и недостаточная материально-техническая оснащенность государственной ветеринарной службы республики.

Усилиями государственной ветеринарной службы республики, благодаря принятию своевременных мер по локализации очагов инфекций, ежегодно оздоравливаются от 15 до 20 неблагополучных пунктов по инфекционным болезням.

В общей сложности против инфекционных заболеваний животных ежегодно проводится около 2 000 исследований, более 17 200 вакцинаций всех видов животных и птицы, подвергается обработкам более 1 900 голов.

По данным архивных материалов и учетных документов, хранящихся в ветеринарной службе республики, на территории 26 районов зарегистрировано 293 сибиреязвенных захоронений (скотомогильников).

В республике сложилась непростая ситуация в связи с неудовлетворительным состоянием стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве и мест для сжигания биологических отходов, которые представляют угрозу распространения инфекционных болезней, в том числе общих для человека и животных. Стационарно неблагополучные пункты по сибирской язве и места для сжигания биологических отходов не соответствуют требованиям ветеринарного законодательства.

За последние 30 лет случай заболевания сибирской язвой на территории республики зарегистрирован в Мирнинском районе в 1993 году. Очаг инфекции был локализован, останки инфицированного северного оленя утилизированы в соответствии с нормативными требованиями.

Основной мерой профилактики сибирской язвы является вакцинация восприимчивого поголовья крупного рогатого скота со стопроцентным охватом, лошадей – девяностопроцентным, свиней и оленей – более 78 процентов поголовья, что связано с особенностями ведения табунного коневодства, кочевого оленеводства и содержания свиней, сложностями транспортной схемы, отсутствием вездеходов, в связи с чем возникают трудности при доставке специалистов и лекарственных средств и препаратов ветеринарного применения до стад.

Ежегодно против лептоспироза вакцинируются более 90 процентов поголовья сельскохозяйственных животных. Установлено 5 неблагополучных пунктов по лептоспирозу крупного рогатого скота и 12 неблагополучных пунктов по лептоспирозу лошадей.

По бруцеллезу северных оленей установлено 26 неблагополучных пунктов в 5 арктических районах республики. Эффективность и результативность оздоровления от данной болезни зависит, прежде всего, от консолидированных действий всех структур, имеющих отношение к оленеводству, и самих руководителей предприятий и органов местного самоуправления.

Ежегодно на бруцеллез исследуется более половины общего поголовья северных оленей.

Рыба и рыбная продукция могут быть заражены паразитами, наиболее распространены в Якутии дифиллоботриозы, анизакидозы, триенофорозы, рафидаскаридозы.

Ежегодно проводится более 3 000 исследований, из которых положительных проб выявляются от 0,7 до 1,8 процента.

На ветеринарном учете состоят 1 рыбоводное хозяйство и 9 680 рыбопромысловых водоемов, в которых осуществляется выращивание, разведение, отлов и реализация рыбы.

Постоянный эпизоотический контроль за состоянием прудовой рыбы дает возможность не допускать массовых вспышек заразных заболеваний. Тем не менее существует постоянная опасность вспышки целого ряда заразных болезней рыб, регистрируемых в форме носительства. Необходимо постоянно проводить ветеринарно-санитарную экспертизу рыбы, чтобы не допустить заражения человека дифиллоботриозом и анизакидозом.

В соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий проводятся мониторинговые исследования на африканскую чуму свиней. Результаты исследований за последние годы отрицательные. Лабораторные исследования проводятся в 27 ветеринарно-испытательных лабораториях.

Республика является стационарно неблагополучной по арктическому виду бешенства среди животных.

За прошедший период установлен 1 неблагополучный пункт
в г. Якутске.

Ежегодно производится вакцинация от бешенства 100 процентов поголовья собак и кошек. Кроме того, от бешенства ежегодно вакцинируются дикие плотоядные животные путем раскладки в дикой природе более 100 тысяч единиц оральных вакцин.

На эпизоотическую обстановку по бешенству в регионе также значимое влияние оказывает количество животных без владельцев. До 2019 года включительно отловленные животные без владельцев в подавляющем большинстве подлежали усыплению. С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым животные без владельцев подлежат стерилизации и содержанию в приютах до наступления естественной смерти либо возврату на прежние места их обитания или передаче таких животных новым владельцам. Данный закон не допускает содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных.

Для поддержания стабильного эпизоотического и ветеринарно-санитарного состояния в республике функционируют 28 учреждений ветеринарии, в структуру которых входят 44 ветеринарные лечебницы, 224 ветеринарных пункта, 105 ветеринарных участка, 42 ветеринарно-испытательные лаборатории.

В среднем одно ветеринарное учреждение обслуживает 19 населенных пунктов. На 636 населенных пункта приходится 1 473 ветеринарных специалистов, соответственно на один населенный пункт в среднем приходится 2 ветеринарных специалиста, средняя площадь обслуживания — 127 кв. км.

Работа ветеринарной службы не имеет сезонного характера, так как для поддержания эпизоотического благополучия республики предупреждения болезней животных и их лечение, выпуска полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных работа ветеринарного специалиста должна проводиться постоянно в течение года.

Среднемесячная начисленная заработная плата на 1 работника составляет в сумме 43 674 рубля, в том числе среднемесячная зарплата ветеринарного врача составляет 42 792 рубля, ветеринарного фельдшера – 37 645 рублей. На повышение заработной платы ветеринарных работников направляются средства, поступающие от платных ветеринарных услуг в размере не менее 30 процентов от поступлений.

Таблица 12
Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников ветеринарии за 2012-2021 годы

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Среднемесячная начисленная заработная плата на 1 работника, руб. 20 704 23 767 24 602 28 481 30 183 31 068 33 241 35 344 39 593 44 276
Рост среднемесячной начисленной заработной в % к предыдущему году 108,1 114,8 103,5 115,8 106,0 102,9 107,0 106,3 112,0 110,3

Согласно утвержденному Министерством финансов Республики Саха (Якутия) региональному перечню государственных услуг определены 3 государственные услуги с расшифровкой на 35 мероприятий по особо опасным болезням и общим болезням для человека и животных. Для выполнения государственных услуг выделяется субсидия из государственного бюджета республики. Услуги, не вошедшие в региональный перечень государственных услуг, выполняются государственными бюджетными учреждениями ветеринарии на платной основе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» предоставлены налоговые льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций (посредством освобождения от уплаты) государственным бюджетным учреждениям ветеринарии.

1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», базируется на основных положениях Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20, и учитывает основные направления Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI.

В качестве структурных элементов проектной части государственная программа включает:

региональные проекты: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Экспорт продукции агропромышленного комплекса»;

ведомственные проекты: «Мелиорация сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственное водоснабжение», «Развитие растениеводства», «Развитие животноводства», «Система заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции», «Развитие традиционных отраслей Севера и рыбохозяйственного комплекса», «Укрепление материально-технической базы ветеринарной службы Республики Саха (Якутия)», «Создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)»;

комплекс процессных мероприятий: «Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и подведомственных учреждений в области агропромышленного комплекса, осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, государственной поддержки работников агропромышленного комплекса по санаторно-курортному лечению», «Обеспечение деятельности Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) и подведомственных учреждений в области ветеринарии».

В соответствии с целью 4.1 Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года главной целью государственной аграрной политики является формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества.

К 2027 году Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) прогнозируется достижение уровня самообеспеченности основной сельскохозяйственной продукцией:

мясом — 31,2 процента;

молоком — 61,4 процента;

яйцами — 68,6 процента;

картофелем — 66,7 процента;

овощами — 51,4 процента.

В целях повышения продовольственной безопасности и уровня самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией приоритетными отраслями определены животноводство (в том числе табунное коневодство), растениеводство (в том числе кормопроизводство), мелиорация земель, плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевая и перерабатывающая промышленность, государственная поддержка оленеводства, рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) и промысловой охоты.

Важнейшим направлением является дальнейшее развитие мегежекской и приленской породы, колымского и янского типов табунных лошадей, обеспечивающих повышение продуктивности коневодства в соответствующих агроландшафтных районах республики. Также стоит задача выведения популяции якутского скота из угрожающего статуса по международному классификатору стандарта породы крупного рогатого скота.

Одним из важных приоритетов является обеспечение отраслей агропромышленного комплекса квалифицированными и мотивированными работниками, повышение престижа труженика села.

В части обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Саха (Якутия), направленного на предупреждение и ликвидацию болезней животных, обеспечение безопасности продукции животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защиты населения от болезней общих для человека и животных мероприятия государственной программы регламентируются Стратегией развития государственной ветеринарной службы в Республике Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2022 г. № 290-р.

Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих приоритетов и задач:

формирование современной материально-технической базы как необходимое условие повышения эффективности отрасли сегодня: мобильность и безопасность ветеринарных услуг, точные и качественные результаты лабораторных исследований;

внедрение цифровых технологий — основа долгосрочного развития ветеринарной службы: маркирование, электронная сертификация, автоматизация труда, развитие информационных систем;

совершенствование кадровой политики как гарантия качественных изменений в отрасли;

повышение эффективности и качества работы ветеринарной службы — внутренние изменения административного управления и производства ветеринарных услуг: инжиниринг процессов, компенсация выпадающих доходов, оптимальное размещение, аккредитация лабораторий.

Реализация государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. На данный показатель влияют общие индикаторы государственной программы по повышению уровня самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 млн человек. Достижение указанного целевого показателя будет осуществляться в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года, обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. На достижение указанных показателей будут влиять мероприятия, реализованные в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», ведомственных проектов «Развитие растениеводства, «Развитие животноводства», «Система заготовки,  переработки и реализации сельскохозяйственной продукции», «Развитие традиционных отраслей Севера и рыбохозяйственного комплекса» и комплекса процессных мероприятий «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)»;

достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления будет реализовано за счет реализации мероприятий по цифровой трансформации сельского хозяйства (внедрения цифровой платформы для обеспечения консультирования граждан и сельхозпроизводителей в части сельского хозяйства и получение государственных и иных услуг в электронном виде, трансфера цифровых технологий в агропромышленных комплекс), включенных в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия), утвержденной Главой Республики Саха (Якутия) 19 августа 2021 г.

Участие органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)             в реализации мероприятий государственной программы обеспечивается посредством реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря
2010 г. 881-З № 639-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства», порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития кормопроизводства, а также соглашения между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) о совместных действиях по реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)».

1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в агропромышленном комплексе и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)

Основные задачи государственного управления в агропромышленном комплексе и способы их эффективного решения определены Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI.

Основными задачами государственного управления в сфере развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) определены:

1) обеспечение эффективной пространственной организации экономики агропромышленного комплекса.

В рамках актуализации системы ведения сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с учетом усовершенствованного сельскохозяйственного зонирования территории республики, действующего размещения производственных объектов, существующей схемы сбыта продукции сельского хозяйства и перспективного развития агропромышленного комплекса, определена территориальная специализация товарного производства сельскохозяйственной и промысловой продукции.

Территориальная специализация подразумевает преимущественное производство определенных видов продукции на территории района.

При этом отдельно выделяются районы, обеспечивающие самозанятость населения в сельских территориях за счет промысловой охоты и северного домашнего оленеводства:

оленеводство – Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Усть-Майский районы;

охотпромысел – Абыйский, Алданский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Момский, Среднеколымский, Усть-Майский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский районы.

Актуализация территориальной специализации предполагает обновление Схемы размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения рационального размещения производственных объектов агропромышленного комплекса и устойчивого функционирования производства продукции сельского хозяйства на территории республики.

За 2020 год по государственным и муниципальным заказам закуплено сельхозпродукции и пищевых продуктов на 775 млн рублей, из них только 59 млн рублей поставлено местными производителями или 7,5 процента.

В целях увеличения доли местной продукции в общем объеме государственных и муниципальных закупок сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2020 г. № 935-р создана межведомственная рабочая группа, работа которой направлена на решение следующих задач:

проведение единой технологической политики по производству пищевых продуктов на территории Республики Саха (Якутия);

разработка Технических условий на национальные пищевые продукты для формирования закупочных лотов для школ, детских садов и больниц, состоящих из национальных блюд с использованием местной сельхозпродукции;

наполнение и применение единого реестра местных товаров и услуг для потребностей заказчиков Республики Саха (Якутия) в рамках государственной закупки и иные.

В целях повышения качества агропромышленной продукции местных товаропроизводителей необходимо ускоренное принятие проекта Закона Республики Саха (Якутия) «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Саха (Якутия).

В целях достижения целевых показателей стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов необходимо:

внедрение эффективных механизмов землепользования для обеспечения интенсивного роста и обеспечения товарности производства сельскохозяйственной продукции;

сохранение и восстановление плодородия почв;

стимулирование роста производства продукции растениеводства и животноводства, пищевых продуктов путем реализации единой технологической цепочки, достижение полного соблюдения технологии производства предприятиями агропромышленного комплекса, развитие обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса (мелиорация, машинно-технологические станции, логистические центры, кооперация, сбытовая сеть, хранение продукции);

сохранение традиционных отраслей Севера и рыбохозяйственного комплекса как уклада жизни и форм занятости коренных малочисленных народов Севера;

2) поддержка традиционных методов ведения сельского хозяйства на экстенсивной экономической основе предполагает создание условий для вновь создаваемых малых форм хозяйствования для ведения сельскохозяйственной деятельности и осуществления ими дополнительных видов деятельности для увеличения их доходности, в том числе в рамках реализации Глобального плана действий Десятилетия семейных фермерских хозяйств Организации объединенных наций на период до 2028 года;

3) внедрение эффективных механизмов землепользования для обеспечения интенсивного роста и обеспечения товарности производства сельскохозяйственной продукции путем:

интенсификация всех видов кормовых источников путем проведения мелиоративных работ (в том числе гипсование), соблюдения систем севооборота, обработки почвы и применения удобрений;

повышения продуктивности и стабильности полевого кормопроизводства, улучшения белковой полноценности кормов на основе совершенствования видового состава кормовых культур, создания высокоурожайных и устойчивых агроценозов;

увеличение площади земельных участков, в отношении которых проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из состава земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований;

4) повышение эффективности управления агропромышленным комплексом и уровня кадровой обеспеченности, усиление системы мотивации сельскохозяйственного труда путем:

обеспечения доступными финансовыми ресурсами производственной деятельности отраслей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) посредством применения механизмов финансовых институтов развития;

совершенствования системы агротехнологического образования, основанного на принципах непрерывности, системности и единообразия подходов;

дифференциации мер государственной поддержки сельского хозяйства по агроландшафтным районам на основе системы ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия), схемы размещения производственных объектов сельского хозяйства, единой системы информационно-аналитического обеспечения сельского хозяйства;

повышения эффективности предоставляемой государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе в рамках реализации мероприятий по цифровой трансформации сельского хозяйства.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Основными задачами государственной программы и ее структурных элементов, определенными в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», являются:

увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших грант «Агростартап»;

увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству, по пищевым продуктам и промысловой продукции;

достижение средней начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2027 году в размере 60 305,4 рублей.

1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», с указанием наименования каждой налоговой льготы, вида налога, по которому предоставлена налоговая льгота, цели (целей) введения и периоде действия налоговой льготы, фактических и оценочных объемов выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на весь период действия налоговой льготы, целевом показателе (индикаторе) налогового расхода, оказывающем влияние на решение задач и достижение целей государственной программы

В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации формируется в разрезе государственных программ и их структурных элементов. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2021 г. № 482-р «Об утверждении перечня налоговых расходов Республики Саха (Якутия)» Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) определено куратором трех налоговых расходов.

В рамках процессных мероприятий государственной программы, ведомственного проекта № 7 «Создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» осуществляется реализация мер государственной поддержки, направленных на предоставление налоговых льгот (налоговых расходов) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также иных субъектов агропромышленного комплекса.

Государственная поддержка указанной категории предусмотрена Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V                   «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» в виде:

1) предоставления налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество организаций (посредством освобождения от уплаты) организациям, осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства и охоты, рыболовства и рыбоводства, производства молочных продуктов, переработки и консервирования мяса и мясной пищевой продукции, переработки и консервирования рыбы, производства растительных и животных масел и жиров, производства продуктов мукомольно-крупяной промышленности и готовых кормов для животных, ветеринарии, выделки и крашения меха.

Целью налоговой льготы является стимулирование сохранения и развития сельскохозяйственного производства, традиционных отраслей, повышения занятости и уровня жизни сельского населения.

Льгота соответствует целям государственной программы, ориентированной на формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества, рост уровня обеспеченности населения качественными продовольственными товарами местного производства, а также задаче по созданию благоприятных условий в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Целевой показатель (индикатор) в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций — индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства по итогам года (без субъектов малого предпринимательства).

Фактические объемы налоговых расходов составили всего – 269 430 тыс. рублей, в том числе по годам:

Таблица 13

Годы Налог на имущество организаций Транспортный налог
2012 16 956 1 969
2013 7 514 1 920
2014 5 591 1 795
2015 1 473 2 037
2016 15 776 1 897
2017 20 288 1 830
2018 38 495 1 699
2019 41 883 2 218
2020 39 014 2 710
2021 61 065 3 300 (оценка)
Всего 248 055 21 375

Налоговая льгота установлена сроком до 31 декабря 2023 года.

Прогнозируемые объемы налоговой льготы (налоговых расходов) на период 2022-2023 гг. составили всего – 149 766 тыс. рублей, в том числе по годам:

Таблица 14

Годы Налог на имущество организаций Транспортный налог
2022 оценка 70 369 3 300
2023 прогноз 72 797 3 300
Всего 143 166 6 600

2) установления уменьшения исчисленной суммы налога на имущество организаций на 77 процентов для системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия), подлежащих мониторингу финансово-хозяйственной деятельности, основным видом деятельности которых является производство безалкогольных напитков ароматизированных и/или с добавлением сахара, кроме минеральных вод (код ОКВЭД2 11.07.2). Льгота предоставляется при условии, если она реализует инвестиционный проект по производству указанных напитков и осуществляет их производство в объеме не менее 300 тыс. декалитров в календарном году, предшествующем налоговому периоду применения налоговой льготы.

До 2022 года льгота была установлена в виде пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,5 процента для системообразующих предприятий.

Льгота соответствует целям программы по формированию конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего внутренний рынок собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества, росту уровня обеспеченности населения качественными продовольственными товарами местного производства.

Цель налоговой льготы — диверсификация производства путем переоборудования для выпуска безалкогольной продукции.

Целевой показатель (индикатор) в связи с предоставлением налоговой льготы — обеспечение производства безалкогольных напитков в объеме не менее 300 тыс. декалитров в год.

До 2022 года в отношении системообразующих предприятий, основным видом деятельности которых является производство безалкогольных напитков, действовала пониженная налоговая ставка в размере 0,5 процента
(с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2021 г.).

Объемы средств, высвобождаемых в связи с применением пониженной налоговой ставки (налоговых расходов), составили всего – 48 538 тыс. рублей, в том числе по годам:

2017 – 14 477 тыс. рублей;

2018 – 14 188 тыс. рублей;

2019 –   7 971 тыс. рублей;

2020 –   7 124 тыс. рублей;

2021 –   4 778 тыс. рублей.

Налоговая льгота, установленная пунктом 18 части 5 статьи 3 Закона о налоговой политике Республики Саха (Якутия), применяется с 1 января
2022 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Прогнозируемые объемы высвобождаемых средств в связи с применением налоговой льготы (налогового расхода) по уменьшению исчисленной суммы налога на 77 процентов:

всего – 23 457 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 –   4 463 тыс. рублей;

2023 –   6 399 тыс. рублей;

2024 –   6 331 тыс. рублей;

2025 –   6 264 тыс. рублей.

Раздел 2. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование документа Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

 
1 2 3 4 5 6 7  
Региональный проект № 1

«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»

1. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении порядка предоставления грантов в форме субсидии «Агростартап» и определении центра компетенции в сфере сельскохозяй
ственной кооперации и поддержки фермеров в Республике Саха (Якутия)
от

23.05.2019
№ 113

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202203050008  
2. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяй
ственным потребительским кооперативам в рамках создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации
от 17.03.2022 № 182 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202203310004  
3. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Об утверждении Порядка предоставления субсидии из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяй
ственными потребитель
скими кооперативами
в связи со строительством и модернизацией коровников, овощехранилищ и сайылыков
от 12.04.2022

№ 285

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202204250003  
Ведомственный проект № 1

«Мелиорация сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственное водоснабжение»

4. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий по подпрограмме «Мелиорация сельскохозяй
ственных земель и сельскохозяй
ственное водоснабжение» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024»

 

от 24.05.2021

№ 363

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202106020004  
Ведомственный проект № 2 «Развитие растениеводства»
5. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку отрасли растениеводства и кормопроизвод
ства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»
от 2.03.2022 № 147 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202203050001  
6. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О Порядке предоставления субсидии из государствен
ного бюджета Республики
Саха (Якутия) на возмещение части затрат на производство овощей закрытого грунта, произведенных с применением технологии досвечивания в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
от 1.12.2021

№ 754

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202112200001  
Ведомственный проект № 3 «Развитие животноводства»
7. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку отрасли животноводства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»
от 7.04.2022 № 269 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202204130002  
8. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку сельскохозяй
ственного производства по отдельным подотраслям животноводства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»

 

от 2.04.2021

№ 211

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202104230004  
9. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера и северного оленеводства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»
от 19.05.2022 № 401 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202205300001  
10. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку отрасли растениеводства и кормопроизвод
ства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»
от 2.03.2022 № 147 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202203050001  
  Ведомственный проект № 4

«Система заготовки,  переработки и реализации сельскохозяйственной продукции»

11. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государствен
ного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку сельскохозяй
ственного производства по отдельным подотраслям животноводства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы»
от 2.04.2021

№ 211

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202104230004  
12. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) О предоставле
нии грантов в форме субсидий на поддержку развития материально-технической базы сельскохозяй
ственных потребительских кооперативов
от 25.11.2020 № 360 Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202011270001  
  Ведомственный проект № 5

«Развитие традиционных отраслей Севера и рыбохозяйственного комплекса»

13. Правила предоставле
ния субсидий юридическим лицам
ведомственный приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) О порядках предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям животноводства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы» от 2.04.2021

№ 211

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1401202104230004  

 

Раздел 3. Перечень и сведения о показателях (индикаторах) государственной программы

 Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий государственной программы и их значениях приведены в приложении №1 к государственной программе.

 

 Раздел 4. Финансовое обеспечение государственной программы

Информация по финансовому обеспечению государственной программы приведена в приложении № 2 к государственной программе.

Раздел 5. Направления и параметры реализации арктического раздела 

Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела приведена в приложении № 3 к государственной программе.

Более 60 процентов населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) – сельские жители. Основой экономики сельских территорий являются традиционные формы природопользования: оленеводство, охота и рыболовство, с учетом чего основную долю (более 50 процентов) в ресурсном обеспечении арктического раздела государственной программы занимает финансирование данных отраслей.

В арктических и северных районах Республики Саха (Якутия) производится около 7 процентов от общего объема производства продукции сельского хозяйства по республике, доля сельского хозяйства в валовом муниципальном продукте Арктической зоны республики составляет 3,6 процента. Среди районов наибольший вклад в отрасль вносят Верхоянский, Булунский, Усть-Янский, Анабарский и Эвено-Бытантайский районы, которые преимущественно занимаются оленеводством, рыболовством, разведением крупного рогатого скота и мясных табунных лошадей.

На 1 января 2022 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий арктических и северных районов составило 5 274 голов                    со снижением к уровню 2020 года на 3 процента, в том числе коров – 2 629 голов со снижением на 2,1 процента, поголовье лошадей составило 15 222 головы с увеличением на 0,9 процента, оленей – 121 450 голов с увеличением на 4,5 процента, свиней – 100 голов, птиц – 3476 голов с увеличением на 58,7 процента.

По данным Саха (Якутия)Стат за январь-декабрь 2021 года надоено 3 697,1 тонна молока (на 35,7 процента ниже, чем за 2020 год), произведено 1 793,2 тонны скота и птицы на убой в живом весе (на 20,3 процента меньше), 425,6 тыс. штук яиц (на 0,3 процента меньше).

Заготовка молока осуществляется в двух арктических и северных районах. На 1 января 2022 года объем заготовки сырого молока в Верхнеколымском районе составил 31,9 тонн (средняя закупочная цена за литр – 19,90 рублей), Верхоянском – 1 905,1 тонн (средняя закупочная цена за литр  с учетом средств господдержки – 60,50 рублей).

В арктических и северных районах республики сельскохозяйственных культур засеяно на площади 79,3 га, в том числе картофеля посажено на 60,6 га, накопано 260,5 тонн, овощных культур посажено на 21,8 га — получено 186,5 тонн.

Рыболовство является одной из базовых отраслей арктических районов, где по итогам 2021 года сконцентрировано 83 процента промышленного улова республики. Основная масса рыбы (69 процентов улова по республике) добывается в 4 приморских районах бассейнов рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы: Усть-Янском (24 процента республиканского улова), Булунском (23 процента), Аллаиховском (11 процентов) и Нижнеколымском (10 процентов) улусах. С 2015 года в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) проведена модернизация рыбохозяйственного комплекса, в результате которой улучшилась технология хранения и переработки продукции.

Раздел 6. Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы

Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития кормопроизводства                     в рамках реализации государственной программы утвержден приложением № 4 к настоящей государственной программе.

Приложения к Постановлению 447

___________________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
9 августа
  • 12°
  • Ощущается: 12°Влажность: 94% Скорость ветра: 2 м/с