Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 443 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 443 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)»

Читайте нас на

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)».
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 344 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. № 499 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2022 г. № 35 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2022 г. № 161 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 г. № 329 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 г. № 157 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 344»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2022 г. № 318 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 344».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 443

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)

ПАСПОРТ
государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование программы Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)
Куратор программы Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующий блок развития инфраструктуры, в том числе вопросы энергетики и развития жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия)
Ответственный исполнитель программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Соисполнители программы Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Участники программы Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий»;

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия)»;

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»;

АО «Водоканал»

Перечень структурных элементов Обеспечение реализации единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Обеспечение безопасности и комфортности проживания граждан в многоквартирных домах.

Обеспечение комфортности проживания граждан в сельской местности посредством обеспечения благоустройства индивидуальных жилых домов в населенных пунктах Республики Саха (Якутия).

Снижение энергоемкости регионального валового продукта.

Повышение качества и надежности предоставления потребителям услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций.

Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот.

Обеспечение поддержания уровня платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

Сбалансированное развитие энергетической инфраструктуры для удовлетворения спроса на электрическую энергию и мощность в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обновление материально-технической базы зоны локальной энергетики.

Реализация мероприятий программы к концу 2027 года позволит достигнуть следующих результатов:

доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Саха (Якутия) – 61 процент;

объем твердых коммунальных отходов, направляемый на захоронение, — 120 тыс. тонн

Цель программы Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе информатизации, эффективности и надежности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса и развитие электроэнергетики в Республике Саха (Якутия)
Сроки реализации программы 2023-2027 годы
Объем финансового обеспечения программы 1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы — 266 977 574,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 67 998 789,5 тыс. рублей;

2024 год — 80 356 794,8 тыс. рублей;

2025 год — 55 374 814,2 тыс. рублей;

2026 год — 32 115 066,3 тыс. рублей;

2027 год — 31 132 109,1 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 131 663 378,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 22 924 501,0 тыс. рублей;

2024 год — 28 179 129,5 тыс. рублей;

2025 год — 26 725 658,4 тыс. рублей;

2026 год — 26 882 493,8 тыс. рублей;

2027 год — 26 951 595,9 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета — 1 536 939,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год —      906 762,9 тыс. рублей;

2024 год —      610 144,3 тыс. рублей;

2025 год —          6 677,3 тыс. рублей;

2026 год —          6 677,3 тыс. рублей;

2027 год —          6 677,3 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов — 18 380,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год —        18 380,0 тыс. рублей;

2024 год —                 0,0 тыс. рублей;

2025 год —                 0,0 тыс. рублей;

2026 год —                 0,0 тыс. рублей;

2027 год —                 0,0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств — 133 758 876,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 44 149 145,7 тыс. рублей;

2024 год — 51 567 521,0 тыс. рублей;

2025 год — 28 642 478,5 тыс. рублей;

2026 год —   5 225 895,2 тыс. рублей;

2027 год —   4 173 835,9 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов — 632 975,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 209 899,5 тыс. рублей;

2024 год — 212 011,0 тыс. рублей;

2025 год — 211 065,0 тыс. рублей;

2026 год —            0,0 тыс. рублей;

2027 год —            0,0 тыс. рублей

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации Комфортная и безопасная среда для жизни/создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Повышение качества питьевой воды для населения Республики Саха (Якутия)/доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики

1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы 

Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2021 года составил 23 105,3 тыс. кв. м общей площади, в том числе в городской местности — 15 120,1 тыс. кв. м (65,4 процента), в сельской — 7 985,2 тыс. кв. м (34,6 процента). За последние пять лет общая площадь жилфонда увеличилась на 10 процентов или на 2 217,9 тыс. кв. м в абсолютном выражении.

В среднем на каждого жителя республики приходится 23,5 кв. м общей площади жилых помещений. В среднем по Российской Федерации данный показатель выше и составляет 26,9 кв. м.

Площадь жилых домов, построенных до 1971 года, составила 14,3 процента от всей площади жилищного фонда. После 1995 года построено 38,1 процента площади жилищного фонда. При этом наибольшую часть жилищного фонда республики составляет деревянный жилфонд (54,9 процента).

Одним из проблемных вопросов остается неудовлетворительное состояние жилищного фонда и его содержание. Площадь аварийного жилищного фонда за 2020 год составила 1581,4 тыс. кв. м. или 6,8 процента от общей площади жилья.

Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного различными видами благоустройства, составил: водопроводом — 56,3 процента, канализацией — 56 процентов, отоплением — 82,7 процента, горячим водоснабжением — 52,4 процента, ваннами (душем) — 52 процента, газом (сетевым и сжиженным) — 36,3 процента, напольными электроплитами — 33,5 процента.

На сегодняшний день около 66 тыс. индивидуальных жилых домов площадью 3 997 тыс. кв. м остаются не подключенными к различным источникам теплоснабжения.

На мероприятия по прокладке тепловых сетей для подключения всех индивидуальных жилых домов, не охваченных централизованным теплоснабжением, потребуется финансирование в размере 12 млрд рублей без учета затрат на увеличение мощности котельных и строительство новых источников теплоснабжения.

Приоритезация подключения определена зонированием населенных пунктов республики по категориям исходя из доступности и эффективности подключения к источникам теплоснабжения с учетом перспектив развития систем газо- и электроснабжения. Для каждой категории населенных пунктов выработаны предложения по перспективному развитию существующей схемы теплоснабжения, а также альтернативному варианту развития.

Также остро стоит проблема низкой обеспеченности населенных пунктов республики источниками водоснабжения и водоотведения.

Более 80 процентов канализационно-очистных сооружений республики работают с износом, так как введены в эксплуатацию в 1970-80-х годы. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, на текущий момент составляет 40 процентов (общероссийский уровень — 34 процента).

Инфраструктурное развитие объектов водоснабжения и водоотведения требует колоссальных вложений (порядка 27 млрд рублей по всей республике). Развитие данной сферы сдерживается высокими рисками возврата инвестиций в связи с ограничением при тарифном регулировании.

По состоянию на 1 января 2021 года количество многоквартирных домов составляет 12812 ед., блокированной застройки — 6076 ед.

С 2014 года внедрена новая долгосрочная система финансирования и организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, позволяющая аккумулировать средства собственников помещений на проведение капитального ремонта. Разработана и утверждена долгосрочная (30 лет) региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).

Для формирования фондов капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта создан региональный оператор — некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» (далее — Фонд). Целью деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечение ремонта многоквартирных домов, обеспечение качественного ремонта, отвечающего требованиям энергетической эффективности.

За период с 2014 по 2021 годы Фондом обеспечено проведение капитального ремонта 908 многоквартирных домов.

В Республике Саха (Якутия) средний размер минимального взноса за 2021 год составил 14 рублей в месяц в расчете на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирном доме. Уровень собираемости взносов в среднем по республике составляет 82 процента.

Начиная с 2016 года предусмотрена мера социальной поддержки населения путем предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим гражданам, достигшим 70-80 лет. Ежегодно компенсация предоставляется порядка 3 000 гражданам.

Среди проблемных вопросов при реализации новой системы капитального ремонта многоквартирных домов следует отметить:

несбалансированность региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) по источникам финансирования, что препятствует реализации программы в полной мере;

отсутствие участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, выделения финансовых средств на эти цели.

Отсутствие надлежащего технического обслуживания жилищного фонда, необходимого объема финансирования для организации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) может привести к увеличению физического износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.

Жилищно-коммунальная сфера является одной из самых энергоемких отраслей экономики в Республике Саха (Якутия). Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Значительный износ коммунальной инфраструктуры приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов.

Республика Саха (Якутия) является одним из передовых регионов, где успешно реализуются энергосервисные договоры (контракты). Первый такой договор заключен в 2011 году. В настоящее время количество договоров составляет 439 единицы в 27 муниципальных образованиях, охватывающих 770 объектов, в том числе 22 многоквартирных дома, 717 учреждений бюджетной сферы, 25 котельных, 1 водовод и 5 систем уличного освещения. Исполнителями контрактов вложено собственных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий 2096,31 млн рублей. Фактически полученная экономия достигла 3 565,66 млн рублей, ожидаемая экономия по договорам — 4 130,11 млн рублей.

Внедрение энергосервиса в жилфонде важно для сокращения расходов бюджета на субсидирование межтарифной разницы организациям коммунального комплекса в связи с установлением льготных тарифов.  Начиная с 2019 года ведется работа по созданию нормативно-правовой базы, проводятся организационные работы с ресурсоснабжающими организациями, энергосервисными компаниями, органами власти.

Процент оснащенности общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов по состоянию на конец 2021 года в многоквартирном жилищном фонде составляет:

тепловая энергия — 48,4 процента (в среднем по РФ 63,9 процента *);

горячее водоснабжение — 38,1 процента (в среднем по РФ 66,6
процента *);

холодное водоснабжение — 48,2 процента (в среднем по РФ 54,2
процента *);

электрическая энергия — 85,4 процента (в среднем по РФ 73,2 процента *).

(справочно *в среднем по России на конец 2020 года)

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по установке общедомовых приборов учета переданы ресурсоснабжающим организациям с последующим выставлением счетов на оплату понесенных затрат собственникам помещений. Мероприятия осуществляются в пределах имеющихся свободных ресурсов. Ежегодно наблюдается положительная динамика по установке общедомовых приборов. В настоящее время предприятия испытывают дефицит оборотных средств в связи с опережающим темпом роста цен на топливно-энергетические ресурсы в 2021-2022 годы.

Энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя зону централизованного и децентрализованного энергоснабжения.

Зона централизованного энергоснабжения состоит из трех объединенных энергорайонов — Западного, Центрального, Южно-Якутского.
С 2019 года объединенная энергосистема Якутии вошла в состав Объединенной энергосистемы Дальнего Востока (ОЭС Востока) и работает синхронно с ней. Централизованным электроснабжением охвачено 36 процетов территории республики, где проживает 90 процентов населения.

Западный энергорайон (установленная мощность на 1 января 2022 года
с учетом резервных электростанций ПАО «Якутскэнерго» составляет 984,7 МВт) объединяет Айхало-Удачнинский, Мирнинский, Ленский промышленные узлы, группу вилюйских улусов (районов) и Олекминский район. Основными энергоисточниками Западного энергорайона являются Каскад Вилюйских ГЭС-1, 2 установленной мощностью 680 МВт и Светлинская ГЭС установленной мощностью 277,5 МВт.

Западный и Южно-Якутский районы электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) имеют электрическую связь по ВЛ 220 кВ НПС 15 — Олекминск № 1 с отпайкой на ПС НПС-14 и ВЛ 220 кВ НПС-15 — Олекминск № 2 с отпайкой на ПС НПС-14.

На территории Западного энергорайона функционируют электростанции ОАО «Сургутнефтегаз» (Талаканская ГТЭС-144МВт, ГПЭС — 12,657 МВт и ДЭС в г. Мирный, г. Олекминск и в с. Сунтар) суммарной установленной мощностью 202,948 МВт. Талаканская ГТЭС, помимо электроснабжения Талаканского НГКМ, осуществляет электроснабжение объекта нефтепровода ВСТО (НПС-10) по двум одноцепным ВЛ 110 кВ.

Центральный энергорайон (установленная мощность на 1 января 2022 года с учетом с учетом резервных электростанций ПАО «Якутскэнерго» составляет 428,684 МВт) включает центральный промышленный узел и группу центральных улусов (районов), в том числе заречных. С 2019 года Центральный энергорайон работает параллельно с Южно-Якутским энергорайоном и, соответствено, с ОЭС Востока по транзиту Нижний Куранах -Томмот — Майя с подстанциями 220 кВ Томмот и Майя. Подстанция 220 кВ «Майя» в 2018 году подключена к распределительной сети 110 кВ Центрального энергорайона ПАО «Якутскэнерго» со строительством заходов, существующих ЛЭП 110 кВ с образованием двухцепной кабельно-воздушной линии (КВЛ) 110 кВ Майя -Табага, КВЛ 110 кВ Майя-Чурапча, КВЛ 110 кВ Майя — Борогонцы, двухцепной КВЛ 110 кВ Майя — Нижний Бестях. Основными источником электроснабжения потребителей энергорайона являются Якутская ГРЭС (170,087 МВт) и Якутская ГРЭС-Новая установленной мощностью 164,032 МВт МВт.

Южно-Якутский энергорайон (установленная мощность на 1 января 2022 года составляет 618 МВт) включает Южно-Якутский территориально-промышленный комплекс, Нерюнгринский и Алданский районы. Основным источников электроснабжения потребителей энергорайона является Нерюнгринская ГРЭС установленной мощностью 570 МВт, входящая в состав АО «ДГК». Связь с энергосистемой Амурской области осуществляется по КВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС — Тында с отпайкой на ПС НПС-19, КВЛ 220 кВ Тында — Нагорный, ВЛ 220 кВ Юктали — Хани с отпайкой на ПС Олёкма, ВЛ 220 кВ Призейская — Эльгауголь № 1, ВЛ 35 кВ Хани — Хани 2.

Зона децентрализованного электроснабжения включает в себя арктические и северные территории республики, энергоснабжение которых осуществляется от автономных электростанций, которые снабжают отдельные поселки и горнодобывающие предприятия. Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн кв.км (64 процента) с 15 процентами проживающего в республике населения. Суммарная установленная мощность электростанций в децентрализованной зоне на начало 2022 года составила 689,9 МВт. Поставщиками электроэнергии в децентрализованной зоне электроснабжения являются АО «Сахаэнерго», ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Якутская генерирующая компания».

Электроснабжение административного центра Нижнеколымского улуса п. Черский и ряда населенных пунктов Оймяконского улуса, крупнейшим из которых является п. Усть-Нера в восточной части республики, осуществляется от чукотской и магаданской энергосистем соответственно.

Электроснабжение поселка Черский Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) осуществляется по ВЛ 110 кВ Встречный — Черский от Чаун-Билибинского энергорайона Чукотского автономного округа.

Электроснабжение ряда населенных пунктов Оймяконского улуса (в том числе и месторождения «Дражное») осуществляется по ВЛ 220 кВ Аркагалинская ГРЭС — Усть-Нера (работает на напряжении 110 кВ) и ВЛ 110 кВ Аркагалинская ГРЭС — Нера с отпайками от магаданской энергосистемы.

В республике по состоянию на 1 января 2022 года применяется полигонное захоронение отходов: транспортирование от мест накопления отходов (контейнерные площадки, контейнеры) до объектов размещения отходов.

Всего на территории республики числится 57 полигонов, в том числе 7 учтенных в государственном реестре объектов размещения отходов.

Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов организованы только в крупных городах и административных центрах муниципальных районов. По тем населенным пунктам, где по состоянию на 1 января 2022 года не предоставляется коммунальная услуга, граждане вынуждены использовать традиционное размещение твердых коммунальных отходов (423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов).

Согласно статистической отчетности 2-ТП (Отходы), представленной на официальном сайте Росприроднадзора за 2019 год в Республике Саха (Якутия) образовано 528 989, 649 тыс. тонн отходов, за 2020 год 528 998,973 тыс. тонн отходов, за 2021 год официальные данные не представлены. Разбивка по региону по классам опасности отходов отсутствует.

Согласно территориальной схеме за 2021 год общий объем образования твердых коммунальных отходов 308 тыс. тонн, при этом региональными операторами транспортировано всего 220 тыс. тонн.

Требования действующего законодательства направлены на приоритет утилизации (использования) отходов над их захоронением. В Республике Саха (Якутия) отсутствуют объекты промышленной переработки и утилизации твердых коммунальных отходов. Существует необходимость создания инфраструктуры по раздельному сбору, обработке, обезвреживанию, утилизации отходов. На сегодняшний день сбор полезных фракций твердых коммунальных отходов осуществляется субъектами малого и среднего предпринимательства и направляется на дальнейшую обработку и утилизацию.

Климатические особенности Республики Саха (Якутия) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. В среднем продолжительность отопительного периода в Якутии составляет 8, 9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах Арктической зоны круглогодично.

В силу влияния климатических факторов количество энергии на отопление 1 кв. м жилья требуется в 2 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации и, соответственно, экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги значительно превышают их среднероссийский уровень.

Региональные особенности республики накладывают дополнительную ответственность на все уровни власти и хозяйствующие субъекты по обеспечению своевременного и полного снабжения отдаленных и труднодоступных районов республики всем необходимым, в том числе и по доставке топливно-энергетических ресурсов и продукции производственно-технического назначения для жилищно-коммунального хозяйства. Причем для завоза в короткие навигационные сроки, длящиеся не более 6 месяцев, а в Арктике не более 3 месяцев, требуются одномоментно и в больших объемах финансовые средства.

Республикой Саха (Якутия) ведется социально ориентированная тарифная политика, согласно которой для населения устанавливаются льготные тарифы на коммунальные ресурсы на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. № 1235-З № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение».

Разница между установленными экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами возмещается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Население республики оплачивает в среднем лишь 30 процентов от уровня экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги (в Арктике — около 10 процентов, в городах — до 70 процентов).

В целях решения вопроса централизации финансовых ресурсов с 2012 года уполномоченным органом — государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» осуществляется предоставление субсидий организациям коммунального комплекса в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов для населения.

Ежегодно наблюдается рост расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса.

Увеличение размеров субсидирования обусловлено, во-первых, ростом тарифов на коммунальные услуги, во-вторых, ростом объемов предоставляемых коммунальных ресурсов, которые вызваны вводом в действие нового жилья, подключения индивидуального сектора с печным отоплением к электроотоплению и централизованной системе отопления, улучшением благоустройства за счет установления сантехнического оборудования неблагоустроенного или не полностью благоустроенного жилья.

Наряду с субсидиями на разницу тарифов населению республики оказываются и другие меры социальной поддержки, предназначенные на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В отличие от предыдущих субсидий эти меры персонифицированы, имеют адресный характер и предоставляются определенным категориям граждан при соответствии их установленным требованиям.

Одной из основных мер социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии на ЖКУ).

 

1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы

Цель программы — повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе информатизации, эффективности и надежности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса и развитие электроэнергетики в Республике Саха (Якутия).

Приоритетными направлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха(Якутия) определены:

1) обеспечение надежности, бесперебойности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

2) привлечение инвестиций в строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

3) стимулирование энергоресурсосбережения, переход к автоматизированным системам учета энергоресурсов;

4) улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания, в том числе повышение уровня благоустройства индивидуального жилищного фонда в сельской местности;

5) увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе проведение энергоэффективного капитального ремонта;

6) создание экологически безопасной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях населенных пунктов Республики Саха (Якутия);

7) обеспечение надежного, качественного и доступного электроснабжения для существующих и новых потребителей на территории Республики Саха (Якутия).

1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)

Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

обеспечение реализации единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

обеспечение безопасности и комфортности проживания граждан в многоквартирных домах;

обеспечение комфортности проживания граждан в сельской местности посредством обеспечения благоустройства индивидуальных жилых домов в населенных пунктах Республики Саха (Якутия);

снижение энергоемкости регионального валового продукта;

повышение качества и надежности предоставления потребителям услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций;

предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

обеспечение поддержания уровня платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги;

сбалансированное развитие энергетической инфраструктуры для удовлетворения спроса на электрическую энергию и мощность в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обновление материально-технической базы зоны локальной энергетики.

Задачи решаются путем реализации региональных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий. Ответственные исполнители, обеспечивающие достижение показателей, установлены в приложении № 2 к государственной программе.

Реализация мероприятий программы к концу 2027 года позволит достигнуть следующих результатов:

доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Саха (Якутия) – 61 процент;

объем твердых коммунальных отходов, направляемый на захоронение, — 251,8 тыс. тонн.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

В целях достижения национальной цели «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов» должны быть решены следующие задачи:

предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

внедрение сортировки отходов.

В целях достижения цели федерального проекта «Чистая вода» «Повышение качества питьевой воды для населения» должна быть решена задача модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», с указанием наименования каждой налоговой льготы, вида налога, по которому предоставлена налоговая льгота, цели (целей) введения и периоде действия налоговой льготы, фактических и оценочных объемов выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на весь период действия налоговой льготы, целевом показателе (индикаторе) налогового расхода, оказывающем влияние на решение задач и достижение целей государственной программы

Освобождаются от налогообложения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организаций, основным видом деятельности которых согласно записи в ЕГРЮЛ, является забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД2 36.00).

Цель введения — сдерживание роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Оценка объема предоставленных налоговых льгот для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей):

2022 — 168 640 тыс. рублей;

2023 — 209 466 тыс. рублей;

2024 — 220 891 тыс. рублей;

2025 — 212 011 тыс. рублей;

2026 — 211 065 тыс. рублей.

Введение налоговой льготы будет способствовать достижению целевого показателя «Доля населения Республики Саха (Якутия), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения».

Объем льготы понижает тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения, так как основным потребителем услуг является население, а также учреждения социального характера — школы‚ детские сады и медицинские учреждения.

Отмена указанной льготы приведет к росту тарифов:

по водоснабжению на 13,7 процента;

по водоотведению на 2,2 процента.

Услуги, оказываемые АО «НГВК» и АО «Водоканал», влияют на все сферы жизнедеятельности: производство тепловой и электрической энергии, производство продуктов питания (хлебопечение, напитки и т.д.), строительство, общепит, медицина и бытовые услуги (парикмахерские, прачечные) и т.д.

Рост тарифа на воду приведет по цепной реакции к росту тарифа на тепловую и электрическую энергию, а также росту цен на другую продукцию и услуги. Кроме того, приведет к таким негативным последствиям, как снижение покупательской способности, падение уровня жизни граждан, рост недовольства населения, повышение нагрузки на малое и среднее предпринимательство, рост неплатежей, дефицит средств у предприятий, усиление социальной напряженности.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организации, которой присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, является нулевой.

Цель введения — необходимость наличия средств у региональных операторов по обращению с ТКО Республики Саха (Якутия) для своевременного расчета с операторами объектов размещения отходов и другими операторами ТКО, увеличение охвата, повышение качества предоставляемых услуг.

Оценка объема предоставленных налоговых льгот для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) в 2023 году 8,5 млн руб.

Введение налоговой льготы будет способствовать достижению целевого показателя «Количество вывезенных твердых коммунальных отходов к 2024 году 319 тыс. тонн» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 345.

Налоговая ставка по налогу на прибыль региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами стабилизирует оборотные средства для своевременного расчета с операторами объектов размещения отходов, на покрытие кассового разрыва, увеличение охвата, повышения качества предоставляемых услуг и комплексной системы обращения с ТКО.

Раздел 2. Порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы

Порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований, направляемых на достижение цели и задач государственной программы, приводятся в приложениях № 5 — № 6 к настоящей программе.

 

Раздел 3. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование документа Реквизиты Разработчик Гиперссыл-ка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Региональный проект № 1 «Чистая вода»
1 Порядок

осуществления капитальных вложений

Постановление Правительства РС(Я) О порядке осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия) от 27.03.2014 № 79 Министерство экономики РС(Я)  
Ведомственный проект № 1 «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов»
2 Правила предоставления субсидий некоммерчес-ким организациям, не являющимся казенными учреждениями Постановление Правительства РС(Я) Об утверждении порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде имущественного взноса некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом и являющимся владельцами специальных счетов, на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 22.04.2021 № 109 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
Ведомственный проект № 3 «Применение энергосервисных контрактов в многоквартирных жилых домах»
3 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов организациям, в связи с исполнением энергосервисных договоров (контрактов) при выполнении работ в жилищном фонде Республики Саха (Якутия) от 24.05.2021 № 215-ОД Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
Ведомственный проект № 4 «Внедрение комплексного энергосбережения и организация коммерческого учета приборов учета энергоресурсов»
4 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка возмещения затрат хозяйствующим субъектам на приобретение оборудования в рамках реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от 13.09.2021 № 402-ОД Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
Ведомственный проект № 5 «Модернизация объектов теплоснабжения»
5 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления субсидии на возмещение затрат прошлых лет предприятий жилищно-коммунального хозяйства, связанных с обеспечением надежности и устойчивости функционирования систем коммунального комплекса от 20.05.2021
№ 213-ОД
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
Ведомственный проект № 6 «Модернизация объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод»
6 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение затрат, связанных с исполнением обязательств по обслуживанию долгосрочных заемных (кредитных) средств, привлеченных на финансирование строительства водозабора и водоочистных сооружений г. Якутска от 20.05. 2021

№ 212-ОД

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
7 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, не учтенных при утверждении тарифов организациям, оказывающим услуги водоснабжения и водоотведения от 20.05. 2021 № 214-ОД Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
Ведомственный проект № 9 «Развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами»
8 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) приобретения специализированной техники для обеспечения деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20.04.2022 № 212-од Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
9 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) на приобретение оборудования по обращению с отходами от 29.04.2021  №181-ОД Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  
10 Порядок осуществления капитальных вложений Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) О порядке осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Республики Саха (Якутия) от 27.03.2014 №79 Министерство экономики РС(Я)  
Ведомственный проект № 11 «Поддержание платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги»
11 Правила

предоставления субсидий юридическим лицам

Приказ Об утверждении порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги от 27.09. 2017

№ 450-п

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)  

Раздел 4. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости

Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) приведен в приложении № 1 к государственной программе.

Раздел 5. Перечень и сведения о показателях (индикаторах) государственной программы

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, региональных и ведомственных проектов государственной программы и их значениях приведены в приложении № 2 к государственной программе.

 

Раздел 6. Финансовое обеспечение государственной программы

Информация по финансовому обеспечению государственной программы приведена в приложении № 3 к государственной программе.

Раздел 7. Направления и параметры реализации арктического раздела

Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела приведена в приложении № 4 к государственной программе.

Приложения к Постановлению 443

______________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
20 августа
  • 16°
  • Ощущается: 15°Влажность: 77% Скорость ветра: 5 м/с