Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 442 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 442 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)»

Читайте нас на

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)».
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 346 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства на 2020-2024 годы»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 г. № 551 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 346»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2022 г. № 73 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 346»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 г. № 293 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 346».
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
4. Настоящее постановление Правительства Республики Саха (Якутия) вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 442

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства
Республики Саха (Якутия)»

 

ПАСПОРТ
государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Куратор государственной программы Садовников Д.Д., первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Ответственный исполнитель программы Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Соисполнители программы
Участники программы
Перечень структурных элементов Сводный индекс степени достижения основных задач государственной программы.

Основная цель государственной программы: сохранение благоприятной окружающей природной среды в условиях интенсивного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и поддержание глобального экологического равновесия в интересах нынешнего и будущих поколений, за счет:

обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Саха (Якутия);

развития республиканской системы государственного экологического надзора и мониторинга на территории Республики Саха (Якутия);

обеспечения экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия);

функционирования и поддержания стабильной системы особо охраняемых природных территорий и биологических ресурсов Республики Саха (Якутия);

создания условий для устойчивого развития республиканского зоопарка «Орто-Дойду»;

сохранения, увеличения численности охотничьих ресурсов и обеспечения федерального государственного охотничьего надзора за использованием охотничьих ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);

совершенствования системы экологического просвещения населения, информирования и взаимодействия с общественностью;

рационального использования водных биологических ресурсов Республики Саха (Якутия);

гарантированного обеспечения успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики;

обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения и повышения ресурсного потенциала лесов, интенсификации использования лесов и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах леса

Цель программы Сохранение благоприятной окружающей природной среды, создание условий для формирования экологически ориентированной «зеленой» экономики
Сроки реализации программы 2023-2027 годы
  Объем финансового обеспечения программы Объем финансового обеспечения в целом
на реализацию программы — 19 079 765,45 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 4 135 500,32 тыс. рублей;

2024 год — 3 790 227,94 тыс. рублей;

2025 год — 3 716 797,47 тыс. рублей;

2026 год — 3 718 025,62 тыс. рублей;

2027 год — 3 719 214,08 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 4 680 192,72 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год —    971 172,85 тыс. рублей;

2024 год —    931 504,87 тыс. рублей;

2025 год —    925 124,00 тыс. рублей;

2026 год —    925 786,00 тыс. рублей;

2027 год —    926 605,00 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета – 12 769 989,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год — 2 839 336,90 тыс. рублей;

2024 год — 2 533 372,50 тыс. рублей;

2025 год — 2 465 759,90 тыс. рублей;

2026 год — 2 465 759,90 тыс. рублей;

2027 год — 2 465 759,90 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов – 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год —               0,00 тыс. рублей;

2024 год —               0,00 тыс. рублей;

2025 год —               0,00 тыс. рублей;

2026 год —               0,00 тыс. рублей;

2027 год —               0,00 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств — 1 629 583,63 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год —    324 990,57 тыс. рублей;

2024 год —    325 350,57 тыс. рублей;

2025 год —    325 913,57 тыс. рублей;

2026 год —    326 479,72 тыс. рублей;

2027 год —    326 849,18 тыс. рублей

  Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации Комфортная и безопасная среда для жизни

 

 Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики

 1.1. Экологическая ситуация в Республике Саха (Якутия)

Современная экологическая ситуация в Республике Саха (Якутия) обусловлена наличием обширных малонаселенных, не затронутых хозяйственной деятельностью районов (свыше 90 процентов территории республики не затронуты промышленным или иными видами освоения),
а также высоким уровнем антропогенного воздействия добывающих предприятий на локальных территориях в промышленных районах (Алданском, Верхоянском, Ленском, Мирнинском, Нерюнгринском, Оймяконском, Усть-Майском) и потенциальными рисками объектов накопленного вреда окружающей среде в Алданском, Верхоянском и Усть-Янском районах.

На текущий момент в Республике Саха (Якутия) на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, находится 3527, в том числе 1337 федерального и 2190 объектов регионального значения. Основной объем негативного воздействия на окружающую среду приходится на предприятия экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха».

В 2020 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от 15522 стационарных источников загрязнения атмосферы по Республике Саха (Якутия) составили 286,3 тыс. тонн, что на 1,87 тыс. тонн (на 0,6 процента) меньше чем в 2019 году. Наибольшая доля выбросов загрязняющих веществ приходится на пять муниципальных образований (Мирнинский, Нерюнгринский, Ленский, Алданский и город Якутск) и составляет 67,2 процента от суммарных выбросов по республике (в 2019 г. – 67,7 процента).

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения атмосферы составили 11,65 тыс. тонн, в том числе от автомобильного транспорта – 10,66 тыс. тонн, от железнодорожного транспорта – 0,99 тыс. тонн.

В течение 13 лет на территории населенных пунктов республики не наблюдалось случаев экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха (превышение максимально разовых предельно допустимых концентраций в 50 раз). С 2012 года не фиксируются случаи высокого загрязнения (предельно допустимая концентрация — выше 10). Радиационная обстановка на территории Республики Саха (Якутия) в 2020 году оценивается как удовлетворительная.

В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 359 водопользователей (в 2019 г. — 351). Общий забор свежей воды в 2020 году составил
203,77 млн куб.м (2019 г. – 211,35 млн куб.м), в том числе из поверхностных водных объектов 140,37 млн куб.м (68,89 процента), из подземных — 63,4 млн куб.м (31,11 процента).

Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты по 148 респондентам составил 151,94 млн куб.м. В структуре сточных вод по степени загрязнения недостаточно очищенные составляют 47,25 процента (71,8 млн куб.м), нормативно чистые (без очистки) воды – 48,20 процента (73,23 млн куб.м), загрязненные без очистки – 1,63 процента (2,48 млн куб.м), нормативно очищенные – 2,92 процента (4,43 млн куб.м). Вопрос очистки сточных вод продолжает оставаться проблемным: большинство сооружений по очистке сточных вод не обеспечивают требуемую степень очистки, кроме того значительный объём сточных вод (г. Алдан, п. Усть-Нера, п. Черский) продолжает поступать в водную среду без предварительной очистки.

Качественный состав воды крупных рек Лена, Вилюй, Колыма, Индигирка, Яна оценивается как «грязная» (4-й класс), «очень загрязнённая» (3-й класс, разряд «б»), «загрязненная» (3-й класс, разряд «а»). Случаев экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) поверхностных вод не отмечалось.

За 2020 год на территории Республики Саха (Якутия) образовано 528 998,9 тыс. тонн отходов (2019 г. – 528 989,6 тыс. тонн). Обезврежено 1 322,9 тыс. тонн отходов, что составляет 0,24 процента от общего количества образовавшихся отходов (2019 г. – 0,28 процента).
На эксплуатируемых объектах размещено 274 317,9 тыс. тонн отходов, из них 135 791,6 тыс.тонн захоронено, что составляет 25,7 процента от общего количества образовавшихся отходов. Утилизировано 263 493,1 тыс. тонн отходов, что составляет 49,8 процента от общего количества образовавшихся отходов. На конец 2020 года количество отходов, накопленных на объектах хозяйствующих субъектов республики, составило 769 150, 5 тыс. тонн.

На территории Республики Саха (Якутия) государственный экологический надзор в рамках своих полномочий осуществляют Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), Управление Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия), Восточно-Сибирское территориальное управление Росрыболовства, исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) – Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), а также в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный экологический надзор следующими государственными органами – Ленским управлением Ростехнадзора и Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

В рамках государственного экологического надзора на территории Республики Саха (Якутия) в 2020 году проведено более 19,045 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, по итогам которых выявлено 6,327 тыс. (в 2019 г. – 4,146 тыс.) нарушений природоохранного законодательства; выдано 470 предписаний об устранении нарушений; предъявлено 4,5 тыс. административных штрафов на общую сумму 53,9 млн рублей и 11,1 тыс. исков о возмещении вреда окружающей среде на сумму 181,8 млн рублей.

За 2020 год зарегистрирован 41 (2019 г. – 27, 2018 г. – 34) аварийный случай разлива нефтепродуктов на территории Республики Саха (Якутия)
в 17 улусах республики, основная причина – дорожно-транспортные происшествия и разливы горюче-смазочных материалов на территории хозяйствующих субъектов.

В рамках республиканского экологического мониторинга в 2020 году отобрано и исследовано 1952 пробы природной среды при плане на 2020 год – 1950 проб (100,1 процента исполнение плана). Опробованы 14 крупных водотоков (реки Лена, Вилюй, Алдан, Колыма, Индигирка, Яна, Марха, Анабар, Тюнг, Амга, Мая, Олекма, Оленек, Алазея), 159 средних и мелких рек и ручьев, 38 озер. Контроль за качеством природной среды проводился в 377 пунктах наблюдения, в том числе на территории 121 населенного пункта (контроль за влиянием 20 нефтебаз, 6 гидротехнических сооружений (хвостохранилищ), 8 канализационных очистных сооружений, 35 лицензионных участков горнодобычи, 2 участков нефтегазодобычи).

Расширяется география рейдовых мониторинговых и надзорных мероприятий, проводятся обследования в зоне воздействия предприятий алмазо-, угле-, золото- и нефтегазодобывающей промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, на особом контроле находятся новые районы падения отделяющихся частей ракет-носителей с космодрома «Восточный» в Алданском и Кобяйском районах. Ведется экспертная работа по проектной, разрешительной документации.

В рамках регионального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» в целях рекультивации объектов размещения отходов в городах Вилюйск и Мирный муниципальными образованиями проводится разработка проектно-сметной документации. По объектам накопленного вреда окружающей среде завершается корректировка проектно-сметной документации по консервации хвостохранилища Депутатского горно-обогатительного комбината. По региональному проекту «Чистая страна» нацпроекта «Экология» в 2021 году начался практический этап работ по ликвидации хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики.

В сфере водохозяйственного комплекса проведены мероприятия по мониторингу за состоянием дна, берегов и изменением морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов Табагинской протоки р. Лены в районе с. Старая Табага, с. Табага, с. Хатассы городского округа «город Якутск», протоки р. Лены в районе с. Павловск, с.Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса, озер Намского улуса, р. Хаар Балаган в районе с. Ерт Горного улуса. С 2017 года ведется строительство объекта «Берегозащитные сооружения на р. Лене у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» с привлечением федеральных субсидий, готовность объекта 80 процентов, завершение строительства в 2021 году. Завершен капитальный ремонт гидротехнического сооружения водохранилища Илин Юрях в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса. В 2020 году завершены работы по установлению зон затопления в 123 населенных пунктах республики. Проведен анализ зон затопления, возникает острая необходимость строительства защитных сооружений в 93 населенных пунктах, перенос поселения в 30 населенных пунктах. Финансирование строительства защитных сооружений предусматривается из федерального бюджета в виде субсидии и будет предоставляться в порядке приоритетности с учетом всех субъектов Российской Федерации.

В плановом порядке осуществляются работы в сфере лесного хозяйства: по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, утверждению проектных документаций лесного участка, государственной инвентаризации лесов, переводу категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения и др. В 2020 году спроектированы и изменены границы зеленых зон в г. Нерюнгри, завершены работы по лесоустройству на территории Алданского лесничества. Выполнен план по проведению мероприятий по содействию естественному возобновлению лесов на площади 73142,37 га.
На территории республики действует 5363 договора аренды лесных участков на общей площади 2116,3 тыс. га. Действуют 19147 договоров купли-продажи лесных насаждений на площади 29 тыс. га с установленным объемом заготовки древесины 760 тыс. куб.м.

В Республике Саха (Якутия) продолжительность пожароопасного сезона в 2021 году составила 137 календарных дней, длилась с 15 мая по 29 сентября. В пожароопасный сезон 2020 года на территории республики зарегистрирован 2061 лесной пожар общей площадью 6 349,9 тыс. га, из них на активно охраняемой территории 380 лесных пожаров, пройденная огнем площадь составила 84,482 тыс. га; в зоне контроля 1681 лесной пожар общей площадью 6 265,426 тыс. га. На тушение лесных пожаров привлечено 11,8 тыс. человек и 1240 ед. техники. Наиболее сложная обстановка складывалась на территориях арктической и центральной группы районов.

В рамках регионального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» за 2019-2021 гг. на средства федеральных субвенций продолжается работа по оснащению специализированных учреждений лесной отрасли техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. По итогам 2020 года общий план лесовосстановительных мероприятий по республике выполнен в полном объеме и составляет 73,14 тыс. га. Показатель отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений достигнут.

На 1 января 2021 года на территории республики охотничье хозяйство ведут 3344 юридических лица и индивидуальных предпринимателя (в т.ч. 194 объединений коренных малочисленных народов Севера), имеющих закреплённые охотничьи угодья общей площадью 128692,166 тыс. га. В охотничьем хозяйстве занято 1067 человек. Более 107 тыс. человек имеют охотничьи билеты. В сфере государственного регулирования использования охотничьих ресурсов оказано более 50 тыс. государственных услуг.

Результаты государственного мониторинга состояния охотничьих ресурсов показали увеличение численности соболя до 253,5 тыс. особей (2019 г. – 210,8 тыс.), лося до 120,4 тыс. особей (2019 г. – 104,9 тыс.), косули до 46,5 тыс. особей (2019 г. – 36,0 тыс.), кабарги до 60,5 тыс. особей (2019 г. – 45,2 тыс.), белки до 533,8 тыс. особей (2019 г. – 467 тыс.), зайца-беляка до 367,6 тыс. особей (2019 г. – 272,3 тыс.), колонка до 2,1 тыс. особей (2019 г. – 1,1 тыс.).

За счёт привлеченных средств проведен авиаучет диких копытных в Ленском районе, белого медведя и перелетных птиц в Арктической зоне.
В этом году повышена эффективность зимнего маршрутного учета, составлено свыше 16 тыс. ведомостей, что более чем в 3 раза превышает прошлогодний показатель, охвачены труднодоступные и отдаленные охотничьи угодья. В результате увеличились показатели численности основных видов охотничьих ресурсов, соответственно, увеличились лимиты и квоты на добычу охотничьих ресурсов.

Площадь особо охраняемых природных территорий составляет 1167,7 тыс. кв.км или 37,87 процента территории республики. В июне 2020 года на территории Нижнеколымского улуса создан государственный природный заповедник «Медвежьи острова». Ведутся проектные работы по государственному природному заказнику «Лаптевоморский» и государственному природному заповеднику «Большое Токко». В части создания региональных особо охраняемых природных территорий при поддержке акционеркой компании «АЛРОСА» ведется проектирование ресурсного резервата на местах отела и летовки дикого северного оленя в Булунском улусе.

Продолжается реализация проектов по сохранению и расширению биологического разнообразия, в т.ч. международные и межрегиональные: по расселению овцебыка (численность достигла 4500 голов), реакклиматизации лесного бизона (численность 250 особи), мониторингу и охране мест обитания стерха, по мониторингу белого медведя (совместно с WWF России проект «Медвежий патруль»), участие в работе рабочей группы «Охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия» Северного форума, соучастие в инвестиционном проекте туристко-рекреационного кластера «Лена».

В 2020 году для восполнения запасов водных биоресурсов в водоемы республики выпущено 30,7 млн личинок сиговых пород рыб, продолжен выпуск молоди сибирского осетра в реку Вилюй.

Развивается механизм общественного экологического контроля, количество общественных инспекторов охраны природы составило 731 человек. Мероприятия ежегодной XIV Республиканской экологической акции «Природа и мы» сплотили более 352 тыс. якутян, всего проведено 930 эколого-просветительских мероприятий. Проведены субботники по санитарной очистке населенных пунктов и прилегающих территорий, в которых приняло участие 33 174 волонтера, убрано 23 250,1 куб.м мусора, в рамках патриотической акции «Лес Победы» приняло участие 7 934 жителя, высажено 20 818 саженцев на площади 4,5 га. Якутия вошла в топ-10 рейтинга Минприроды России по участию субъектов в федеральной акции «Вода России».

В целях создания благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Республики Саха (Якутия), сохранения и восстановления ее природной среды, охраны уникальных арктических и северных экосистем Главой Республики Саха (Якутия) издан стратегический Указ от 27 сентября 2018 г. № 2 «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)», которым определены приоритетные цели обеспечения экологического благополучия республики до 2024 года с достижением определенных целевых показателей. Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден план мероприятий по его реализации, который интегрирован в работу по нацпроекту «Экология», а также учитывает проекты по чистой воде, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, созданию эффективной системы обращения с отходами, сохранению лесов.

1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы

Одним из приоритетов развития республики является сохранение качества окружающей природной среды, снижение экологических рисков здоровью населения, повышение «зеленого имиджа» и экологического рейтинга территории.

Основная цель государственной программы: сохранение благоприятной окружающей природной среды в условиях интенсивного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и поддержание глобального экологического равновесия в интересах нынешнего и будущих поколений.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

совершенствование системы управления охраной окружающей среды;

развитие республиканской системы государственного экологического надзора и экологического мониторинга;

обеспечение экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия), снижение негативного воздействия на окружающую среду;

поддержание стабильной системы особо охраняемых природных территорий;

создание условий для устойчивого развития государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский зоопарк «Орто Дойду» имени В.Г. Алексеева»;

сохранение, увеличение численности охотничьих ресурсов и обеспечение федерального государственного охотничьего надзора за использованием охотничьих ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);

совершенствование системы экологического просвещения населения, информирования и взаимодействия с общественностью;

рациональное использование водных биологических ресурсов и создание условий для устойчивого развития рыбоводства в Республике Саха (Якутия);

гарантированное обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики;

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса.

Для достижения поставленных задач предусматриваются следующие элементы, направления (мероприятия):

  1. Обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Саха (Якутия).

Основными задачами являются выработка государственной политики, нормативное-правовое регулирование и осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечение реализации мер по обеспечению экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

  1. Государственная система экологического мониторинга на территории Республики Саха (Якутия).

Мероприятия направлены на проведение комплексных экологических обследований, лабораторное сопровождение мероприятий государственного экологического надзора, оснащение лабораторной службы высокотехнологичным лабораторным оборудованием, обеспечение деятельности аккредитованных лабораторий расходными материалами для проведения лабораторных исследований, химическими реактивами, процедурами подтверждения компетентности и межлабораторными сличительными испытаниями.

  1. Обеспечение экологической безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

Предусматривает мероприятия по обеспечению наземными и водными транспортными средствами государственных инспекторов; оснащение измерительными приборами с поверкой, техническими средствами фото-, видео-, аудиозаписи для использования в привлечении виновного лица к ответственности, внедрение поддержки новых технологий и мер по снижению воздействия на окружающую среду, мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда.

  1. Особо охраняемые природные территории и биологические ресурсы Республики Саха (Якутия).

Мероприятия направлены на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, их охраны, осуществления мер по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, в том числе включенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях для повышения уровня экологического просвещения и образования с использованием возможности особо охраняемых природных территорий.

  1. Развитие республиканского зоопарка «Орто-Дойду.

Мероприятия направлены на создание оптимальных условий для содержания и экспонирования животных, сопоставимых с уровнем развития зоологических парков Российской Федерации, развитие инфраструктуры, улучшение обеспечения системы ветеринарного обслуживания и карантинирования животных, информационное, консультационное и образовательное обеспечение деятельности зоопарка, повышение привлекательности и комфортности зоопарка.

  1. Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов.

Мероприятия направлены на организацию проведения аукционов по заключению охотхозяйственных соглашений, проведение проектно-изыскательских работ по охотхозяйственному устройству, изготовление и выдачу новых охотничьих билетов, материально-техническое оснащение воспроизводственных мероприятий.

  1. Экологическое образование и просвещение населения на территории Республики Саха (Якутия).

Мероприятия направлены на изготовление и выпуск телепередач, радиопередач, рекламных роликов, специальных полос в республиканских газетах и размещение информационных материалов в интернет-изданиях экологической направленности, проведение акций и конкурсов, поддержку проектов и инициатив, с целью формирования экологической культуры.

  1. Развитие рыбоводства в Республике Саха (Якутия).

Основной целью является создание условий для устойчивого развития рыбоводства в Республике Саха (Якутия). Для достижения цели ставятся следующие задачи: развитие в Республике Саха (Якутия) рыбоводства и проведение мероприятия по организации, регулированию и охране водных биологических ресурсов.

  1. Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия).

Основной целью является обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики. Сокращение негативного воздействия вод на окружающую среду, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод необходимыми сооружениями инженерной защиты. Для решения поставленных задач планируется реализовать мероприятия по оформлению прав пользования водными объектами за счет организации и проведения работ по заключению договоров и выдаче решений на водопользование, охране и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, а также планируются мероприятия по строительству, проведению капитального ремонта и эксплуатации гидротехнических сооружений, используемых в водообеспечении, предусматриваются мероприятия по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод путем строительства и реконструкции защитных дамб, проведения предупредительных противопаводковых мероприятий, мероприятий по повышению пропускной способности русел рек, проведению работы по консервации и ликвидации хвостохранилищ как объектов повышенной экологической опасности.

  1. Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Целью является обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, интенсификация использования лесов и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса.

Определены задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного и эффективного использования лесов;

создание эффективной системы защиты, воспроизводства и охраны лесов от пожаров;

создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;

повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Основные мероприятия направлены на:

организацию работ по лесоустройству. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации для использования лесов необходимо обеспечить проектирование лесных участков. Проектирование лесных участков — это проведение лесоустроительных работ;

создание эффективной системы защиты, воспроизводства и охраны лесов от пожаров. В состав включены мероприятия по противопожарному обустройству лесов, подготовке к пожароопасному периоду сил и средств наземной и авиационной охраны лесов, совершенствованию системы обнаружения лесных пожаров, модернизация материально-технической базы специализированных учреждений по охране лесов от пожаров, приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования. Обеспечение эффективного воспроизводства лесов включает содействие естественному возобновлению лесов, введение молодняков в категорию хозяйственно ценных пород;

создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов. В состав мероприятий включены лесопатологические обследования, локализация и ликвидация очагов вредных организмов, сплошные санитарные рубки, уборка неликвидной древесины;

повышение эффективности федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. Финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы и увеличение численности инспекторского состава. Эффективный лесной контроль обеспечит пожарную безопасность в лесах.

Достижение целей и решение задач позволит обеспечить снижение ущерба, наносимого лесными пожарами, довести оснащение системы охраны лесов до нормативного уровня, обеспечить эффективное воспроизводство лесов и защиту от вредных организмов и неблагоприятных факторов.

1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)

Управление государственной программой осуществляет ответственный исполнитель государственной программы – Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйство Республики Саха (Якутия) (далее — Министерство).

Механизм реализации государственной программы предусматривает взаимодействие ответственного исполнителя государственной программы с субъектами бюджетного процесса.

Главным распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на финансирование реализации мероприятий государственной программы, является Министерство. В соисполнители включены подведомственные учреждения — получатели бюджетных средств, отраслевые департаменты и отделы Министерства.

Схема управления

Наименование Наименование комплекса процессных мероприятий Исполнитель / получатель бюджетных средств.
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) Развитие республиканской системы экологического мониторинга ГБУ РС(Я) «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга»
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) Функционирование особо охраняемых природных территорий и биологических ресурсов Республики Саха (Якутия) в области сохранения и восстановления биоразнообразия животного и растительного мира ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков Минэкологии РС (Я)»
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) Сохранение и разведение диких животных в искусственных условиях ГБУ РС(Я) «Республиканский зоопарк «Орто-Дойду» им. В.Г. Алексеева»
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) Повышение эффективности предупреждения, возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс»
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) Повышение эффективности проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и ликвидации очагов вредных организмов ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов»
Предоставление государственных услуг казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) Обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) ГКУ РС(Я) Центр ресурсного обеспечения Минэкологии РС(Я)»
Предоставление государственных услуг казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) Осуществление функций в сфере водного хозяйства ГКУ РС(Я) «Исполнительная дирекция по водному хозяйству и организации восстановительных работ по ликвидации последствий паводков в Республике Саха (Якутия)»
Предоставление государственных услуг казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) — лесничествами Осуществление федерального государственного лесного надзора ГКУ РС(Я) лесничества

Порядок финансирования реализации мероприятий государственной программы устанавливается нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), ведомственными актами и иными документами.

Координацию деятельности исполнителей по реализации государственной программы осуществляет ответственный исполнитель государственной программы – Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйство Республики Саха (Якутия), которое:

организует реализацию государственной программы, вносит изменения в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;

предоставляет по запросу Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия) сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;

запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия);

проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем, в соответствии с установленным порядком;

запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;

рекомендует соисполнителям осуществлять разработку отдельных мероприятий государственной программы;

подготавливает годовой отчет и представляет в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

подготавливает отчет о ходе реализации государственной программы в соответствии с решением Правительства Республики Саха (Якутия).

Соисполнитель государственной программы:

участвует в разработке и осуществляет реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых он является соисполнителем;

представляет в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономики и промышленного развития Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия), а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;

представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы;

представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

В целях обеспечения финансирования государственной программы ответственный исполнитель ежегодно в установленные сроки представляет в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) заявку согласно установленному порядку. После принятия закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), определяющего объемы финансирования государственной программы, ответственный исполнитель государственной программы вносит в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) распределение предельных объемов финансирования государственной программы на очередной финансовый год и плановый период в разрезе мероприятий и исполнителей.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации государственной программы исполнители ежегодно представляют ответственному исполнителю предложения по уточнению показателей эффективности реализации государственной программы на соответствующий год и ежемесячно информируют о ходе ее исполнения.

Ответственный исполнитель ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Саха (Якутия) уточненные показатели эффективности государственной программы на соответствующий год, в установленные сроки представляет квартальный и годовой отчет о ходе реализации государственной программы.

Ответственный исполнитель государственной программы и соисполнители мероприятий несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, целевое и эффективное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию государственной программы.

Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в установленном порядке могут осуществлять проведение экспертных проверок хода реализации государственной программы.

Контроль за целевым использованием средств, выделенных на реализацию государственной программы, осуществляют ответственный исполнитель государственной программы, а также контрольно-ревизионные органы в установленном законом порядке.

Ежегодный мониторинг эффективности реализации государственной программы осуществляет Министерство экономики Республики Саха (Якутия).

Общая координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации государственных программ осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), в компетенцию которого входит рассмотрение курируемых отраслей в соответствии с распределением обязанностей.

Годовой отчет о ходе реализации государственной программы за отчетный период осуществляется на основании представленных годовых отчетов соисполнителей государственной программы.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

1.4.1. Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены.

Целью регионального проекта «Чистая страна» является эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов (Республика Саха (Якутия).

Работа по данному проекту ведется согласно паспорту федерального проекта «Чистая страна», утвержденному президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 года. Общее руководство осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Для получения субсидии в 2024 году на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов, в частности на природоохранные проекты «Рекультивация свалки г. Вилюйск» и «Рекультивация свалки г. Мирный», заявку на предоставление субсидии требуется направить до 1 мая 2023 года.

Для прохождения отбора — свалки должны быть недействующими (закрытыми), на них не должна осуществляться хозяйственная или иная деятельность, земельные участки должны быть включены в ГРОНВОС, также требуется наличие утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экологической экспертизы и заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости проекта.

1.4.2. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Чистая страна» к 2024 году в республике должен быть ликвидирован наиболее опасный объект накопленного экологического вреда окружающей среде «Хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики».

Комиссией по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», было принято решение отобрать Республику Саха (Якутия) в целях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) в 2021-2023 годах на софинансирование расходного обязательства на реализацию мероприятия по природоохранному проекту «Ликвидация хвостохранилища «Куларской золотоизвлекательной фабрики».

Направления и параметры реализации региональных проектов Республики Саха (Якутия), реализуемых в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)», приведены в приложении № 3 к государственной программе.

Раздел 2. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих Правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование документа Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Ведомственный проект № 6

Мероприятие «Поддержка сохранения охотничьих ресурсов»

1. Нормативный правовой акт / порядок предоставления субсидий юридическим лицам Постано-вление /

Правитель-ство Республики Саха (Якутия)

Об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение затрат на организованную закупку шкур волка, щенка волка на территории Республики Саха (Якутия) от 26.09.2016№ 340

 

Министерство экологии, природополь-зования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)  
Ведомственный проект № 6

Мероприятие «Грант Главы Республики Саха (Якутия) им. биолога-охотоведа А.И. Максимова в области сохранения охотничьих ресурсов»

2. Нормативный правовой акт / порядок предоставления субсидий юридическим лицам Указ /

Глава Республики Саха (Якутия)

О грантах Главы Республики Саха (Якутия) имени биолога-охотоведа А.И. Максимова в области сохранения охотничьих ресурсов в Республике Саха (Якутия) в форме субсидий от 17.04.2017№ 1844

 

Министерство экологии, природополь-зования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)  
Ведомственный проект № 8

Мероприятие «Организация искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов»

  Нормативный правовой акт / порядок предоставления субсидий юридическим лицам Постанов-ление / Правитель-ство Республики Саха (Якутия) Об утверждении порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на выполнение комплекса рыборазводных работ в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия) от 20.02.2016№ 38

 

Министерство экологии, природополь-зования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)  

Раздел 3. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости

 Ресурсное обеспечение объектов капитального строительства на период с 2023 по 2027 годы составляет 303 200,24 тыс. рублей (всего бюджетных инвестиций (в том числе из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, реализуемых в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» приведен в приложении № 5 к государственной программе.

 

Раздел 4. Перечень и сведения о показателях (индикаторах) государственной программы

Значения индикаторов установлены в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-3 № 45-VI «О стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года».

Определены 58 показателей (индикаторов), из них 1 показатель в целом по государственной программе, 3 показателя по региональным проектам, 30 показателей по ведомственным проектам, 24 показателя по комплексам процессных мероприятий.

По некоторым индикаторам установлены нулевые значения показателей. В связи с отсутствием фактического финансирования, лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований на мероприятия, отраженные в региональных проектах, ведомственных проектах и комплексах процессных мероприятий, которые непосредственно взаимоувязаны с выполнением целевых показателей (индикаторов).

При дополнительном выделении финансовых средств на реализацию мероприятий, отраженных в региональных проектах, ведомственных проектах и комплексах процессных мероприятий, значения показателей при корректировке государственной программы в дальнейшем будут отражены.

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий государственной программы и их значениях в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» приведены в приложении № 1 к государственной программе.

Раздел 5. Финансовое обеспечение государственной программы

Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы определен в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. 2416-3 № 743-VI (ред. от 28.04.2022) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», с бюджетным прогнозом на долгосрочный период, утвержденным распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. № 266-р.

Ресурсное обеспечение государственной программы на период с 2023 по 2027 годы составляет 19 079 765,45 тыс. рублей, в том числе из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 4 680 192,72 рублей или 24,5 процента, федерального бюджета — 12 769 989,1 тыс. рублей или 66,9 процента, внебюджетных средств — 1 629 583,63 тыс. рублей.

За счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено финансирование региональных проектов на сумму 21 465,61 тыс. рублей (только на 2023 год), ведомственных проектов — 68 619,66 тыс. рублей и комплексов процессных мероприятий — 4 590 107,46 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование региональных проектов на сумму 471 044,7 тыс. рублей, ведомственных проектов — 725 097,1 тыс. рублей и комплексов процессных мероприятий — 11 573 847,3 тыс. рублей.

За счет внебюджетных средств предусмотрено финансирование комплекса процессных мероприятий на сумму 1 629 583,63 тыс. рублей.

1 региональный проект, 9 ведомственных проектов и 1 комплекс процессных мероприятий не имеют финансового обеспечения.

Всего государственной программой запланированы 90 мероприятий, из них без финансового обеспечения 62 мероприятия.

Информация по финансовому обеспечению государственной программы «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» приведена в приложении № 2 к государственной программе.

 

Раздел 6. Направления и параметры реализации арктического раздела

 В арктическом разделе государственной программы установлено 6 индикаторов, из них 4 индикатора с нулевым значением. Финансовое обеспечение арктического раздела предусмотрено на 2023-2024 годы по региональному проекту «Чистая страна» на мероприятие «Ликвидация хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия)» на сумму 647 177,31 тыс. рублей.

В соответствии с паспортом к 2024 году в республике должен быть ликвидирован наиболее опасный объект накопленного экологического вреда окружающей среде «Хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики».

Комиссией по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», было принято решение отобрать Республику Саха (Якутия) в целях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) в 2021-2023 годах на софинансирование расходного обязательства на реализацию мероприятия по природоохранному проекту «Ликвидация хвостохранилища «Куларской золотоизвлекательной фабрики».

Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела, реализуемого в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» приведена в приложении № 4 к государственной программе.

Приложения к Постановлению 442

_______________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
9 августа
  • 12°
  • Ощущается: 12°Влажность: 94% Скорость ветра: 2 м/с