Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 441 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 441 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры»

Читайте нас

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры».
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361 «О утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2022 г. № 37 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 г. № 299 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361».
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 441

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«Развитие культуры»

ПАСПОРТ
государственной программы

Наименование государственной программы Развитие культуры
Куратор государственной программы заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местников С.В.
Ответственный исполнитель программы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Соисполнители программы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия;

Министерство строительства Республики Саха (Якутия)

Участники программы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия;

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия);

Министерство строительства Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики Республики Саха (Якутия)

Перечень структурных элементов Основные задачи:

1. Повышение доступности услуг в сфере культуры широким слоям населения, расширение возможностей для самореализации и развития талантов.

2. Государственная поддержка отрасли культуры.

3. Развитие деятельности государственных учреждений в сфере культуры.

Целевые индикаторы:

Число посещений культурных мероприятий:

2023 год – 14 540 тыс. единиц;

2024 год – 16 662 тыс. единиц;

2025 год – 17 800 тыс. единиц;

2026 год – 18 670 тыс. единиц;

2027 год – 19 990 тыс. единиц.

Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций:

2023 год – 105 процентов;

2024 год – 107 процентов;

2025 год – 110 процентов;

2026 год – 113 процентов;

2027 год – 115 процентов

Цель программы Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Сроки реализации программы 2023 – 2027 годы
Объем финансового обеспечения программы Объем финансового обеспечения в целом
на реализацию программы — 31 160 489,1 тыс. рублей, в том числе по источникам и годам:

2023 год – 6 106 568,0 тыс. рублей;

2024 год – 6 819 522,5 тыс. рублей;

2025 год – 6 078 167,0 тыс. рублей;

2026 год – 6 082 063,0 тыс. рублей;

2027 год – 6 074 168,6 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 27 257 765,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 4 707 292,5 тыс. рублей;

2024 год – 5 078 296,7 тыс. рублей;

2025 год – 5 824 093,0 тыс. рублей;

2026 год – 5 827 989,0 тыс. рублей;

2027 год – 5 820 094,6 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета – 687 346,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –    403 747,5 тыс. рублей;

2024 год –    173 577,8 тыс. рублей;

2025 год –      36 673,6 тыс. рублей;

2026 год –      36 673,6 тыс. рублей;

2027 год –      36 673,6 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов – 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –               0,0 тыс. рублей;

2024 год –               0,0 тыс. рублей;

2025 год –               0,0 тыс. рублей;

2026 год –               0,0 тыс. рублей;

2027 год –               0,0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств – 3 215 376,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –     995 528,0 тыс. рублей;

2024 год –  1 567 648,0 тыс. рублей;

2025 год –     217 400,0 тыс. рублей;

2026 год –     217 400,0 тыс. рублей;

2027 год –     217 400,0 тыс. рублей

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:

увеличение числа посещений культурных мероприятий;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры»

1.1. Оценка текущего состояния сферы культуры

На обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и свободу творчества в республике направлена деятельность следующих государственных и муниципальных учреждений
(без учета филиалов): 16 театрально-зрелищных учреждений; 59 музеев,
из них 8 музеев республиканского значения; 40 библиотек, из них 2 — республиканские; 431 учреждение культурно-досугового типа; 7 архивных учреждений, из них 2 государственных архива; 2 государственных учреждения высшего профессионального образования, в том числе 1 федерального подчинения (Арктический государственный институт культуры и искусств), 4 государственных учреждения среднего профессионального образования, 65 муниципальных учреждений дополнительного образования детей в области искусств (детские школы искусств); 3 учреждения кино, в том числе 2 муниципальных; 4 прочих учреждения.

Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ – один из показателей повышения качества жизни граждан. Возможность посещения театра, концертной организации, цирка имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городах и республике в целом. Театрально-зрелищное искусство Республики Саха (Якутия) занимает существенное место в развитии духовного потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни якутян и качества социальной среды. Деятельность театрально-зрелищных учреждений культуры и искусства республики является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни региона.

Театрально-зрелищные учреждения формируют единое культурное пространство республики посредством совершенствования художественного и профессионального уровня выпускаемых спектаклей, концертов, разнообразия форм проката текущего репертуара, разработки новых форм привлечения зрителей, пропаганды всех форм и жанров классической музыки среди разных слоев населения. В целях увеличения зрительских посещений в театрально-концертных учреждениях внедряются новые формы работы по привлечению зрительской аудитории.

На сегодня в республике действуют 11 театров (в том числе 10 государственных, 3 из которых функционируют в муниципальных образованиях, и 1 муниципальный театр), 4 государственные концертные организации (с одним филиалом в муниципальном образовании) и государственный цирк. В целях расширения доступности театрального искусства для различных слоев населения ежегодно проводится мониторинг гастрольной деятельности театрально-зрелищными учреждениями по улусам республики.

Сегодня Республика Саха (Якутия) как один из первых регионов страны, где появился свой национальный театр, занимает значимое место в мировом театральном процессе. Высокий уровень исполнительского мастерства творческих коллективов Якутии признается авторитетными представителями мирового театрального сообщества и подтвержден на международных конкурсных сценических площадках.

В Республике Саха (Якутия) функционируют 8 государственных музеев с 14 филиалами и 48 муниципальных музеев с 18 филиалами, выполняющие хранительские, культурно-образовательные и научно-исследовательские функции, обеспечивая доступ граждан к историко-культурному, художественному и природному наследию. Объем основного фонда составляет 489 294 музейных предмета. Многие музейные предметы являются уникальными. Всего в 2021 году экспонировались 211 236 музейных предметов или 43,2 процента от числа предметов основного фонда музеев. Посещаемость музеев в 2021 году составила 499,8 тыс. человек.

В последние годы уделяется значительное внимание внедрению современных информационных технологий, формированию единого культурно-информационного пространства музейной сети Якутии. Работают интернет-портал «Музеи Якутии», сайты государственных и муниципальных музеев. Информация о музеях представлена на портале «Культура России».
В 42 музеях установлена программа «Комплексная автоматизированная музейная информационная система (КАМИС)». Работа по подготовке базы данных для Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации начата во всех музеях республики. Объем музейных предметов, преобразованных в электронный вариант для внесения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, составил 253 283 предмета или 51,76 процента основного фонда музеев Республики Саха (Якутия). Зарегистрированы в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации 100 540 музейных предметов, или 20,5 процента основного фонда музеев.

В Республике Саха (Якутия) по итогам 2021 года функционируют 502 общедоступные библиотеки (с учетом филиалов), из них 3 государственные и 499 муниципальные. Количество сельских библиотек — 408. Библиотечно-информационное обслуживание детского населения обеспечивали 36 детских библиотек. Муниципальные библиотеки объединены в 35 центральных библиотечных систем.

Целью развития библиотечного дела республики является создание библиотечно-информационного пространства, развитие и поддержка интереса граждан Республики Саха (Якутия) к чтению, обеспечение сохранности культурного документального наследия и создание уникальных цифровых коллекций в библиотеках, обеспечение доступности к социально значимой информации, приобщение граждан к мировому культурному наследию.

В настоящее время общий объем электронных каталогов библиотек Республики Саха (Якутия) составляет 1 727,3 тыс. библиографических записей, что на 25,3 тыс. библиографических записей больше показателя 2020 года, в том числе объем сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) — 825,8 тыс. библиографических записей. Объем сводного каталога электронных ресурсов составляет 62,1 тыс. библиографических записей – показатель вырос на 33 процента к уровню 2020 года. Сводная база данных статей «Саха Сирэ» к концу 2021 года содержит 738,2 тыс. библиографических записей, рост по сравнению с 2020 годом составил 6,5 процента. Объем сводной базы данных «Официальные документы Республики Саха (Якутия)» достиг 101,2 тыс. библиографических записей, по сравнению с 2020 годом объем вырос на 9 процентов.

За 2021 год объем электронных библиотек республики составил 124,4 тыс. экземпляров, в том числе электронной библиотеки Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) – 64,7 тыс. экземпляров, прирост к 2020 году составил 16,8 процента. Книговыдача электронных библиотек составила 1 312,3 тыс. единиц.

По итогам 2021 года охват населения библиотечным обслуживанием составил 44 процента, число пользователей библиотек – 431 тыс.
человек, которые сделали 3 386,1 тыс. посещений, осуществлено 8 911,2 тыс. книговыдач.

Благодаря внедрению современных инновационных форм работы библиотечное дело достигло больших успехов. Активно внедряется модельный стандарт в деятельности библиотек, всего в 2021 году создано 11 библиотек нового формата со SMART-лабораториями. Якутия является лидером в дальневосточном регионе по количеству созданных модельных библиотек.

В 2021 году Республика Саха (Якутия) получила почетный статус «Территория книги и чтения» Всероссийского конкурса «Самый читающий регион», организованного Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Статус присужден республике на постоянной основе, результат успешного участия в конкурсе за 3 года подряд (2019 год – лауреат, 2020 год – победитель,
2021 год – в коротком списке конкурса).

Самыми массовыми, доступными и востребованными остаются культурно-досуговые учреждения муниципальных районов и городских округов ввиду того, что они расположены на территориях всех муниципальных образований, в том числе в сельских поселениях, отдаленных от мест концентрации учреждений социально-культурной сферы. Культурно-досуговые учреждения особенно в сельских поселениях выступают в качестве центров общественной жизни, выполняя задачи клубного досуга: массовое общение, эстетическое просвещение, развитие любительского творчества.

Из функционирующих на территории республики 488 культурно-досуговых учреждений (с филиалами) в сельской местности находится 421 учреждение (86,3 процента). Общее число посадочных мест в 485 зрительных залах составляет 67 113. Имеют доступ к сети Интернет 428 учреждений (87,7 процента), собственный Интернет-сайт – 416 учреждений (85,2 процента), из которых 294 сайта (70,7 процента) доступно для слепых и слабовидящих. Предоставляют доступ в Интернет для посетителей и участников формирований 215 учреждений (44,1 процента).

Базовым ресурсом для выполнения функции по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества является организация работы самодеятельных коллективов. Число таких коллективов в общем числе клубных формирований на 1 января 2022 года составляет 5 049 (63,9 процента), в том числе 1 404 (27,8 процента) — для детей, 1 068 (21,1 процента) — для молодежи. Общее число участников коллективов самодеятельного художественного творчества за 2021 год составило 64 534 человека (58,5 процента от общего числа участников), в том числе детей – 17 906 (27,7 процента от общего числа участников) и молодежи – 11 547 (17,9 процента от общего числа участников). Жанровое разнообразие самодеятельных коллективов республики охватывает такие виды искусства как: вокальное, хореографическое, театральное, инструментальное, фольклорное, изобразительное, декоративно-прикладное, кино-фотолюбителей, цирковое искусство и прочие. Развитию исполнительского мастерства способствуют всероссийские, республиканские и муниципальные смотры, конкурсы и фестивали.

Во всех муниципальных культурно-досуговых учреждениях Республики Саха (Якутия) функционируют клубные формирования. На 1 января 2022 года действуют 7 900 клубных формирований, из них 1 754 формирования для детей (22,2 процента), 1 643 формирования для молодежи (20,8 процента). В среднем в одном культурно-досуговом учреждении функционируют 16 клубных формирований. Общее число участников клубных формирований за 2021 год составило 110 236 человек, что больше по сравнению с показателем 2020 года на 605 человек (0,6 процента). Число участников клубных формирований для детей составило 23 671 человек (21,5 процента от общего числа), для молодежи – 19 895 человек (18 процентов от общего числа).

Проявившийся за последнее время широкий интерес общественности к прошлому, документальному наследию, хранящемуся в архивах республики, необходимо закрепить и всесторонне развивать как важнейший фактор нравственного воспитания и духовного обновления общества. Решение задачи сохранения документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия), его всемерного использования и дальнейшего развития архивного дела республики требует реализации специального комплекса мероприятий. В первую очередь совершенствование архивного дела связано с демократизацией использования архивной информации, расширением доступа граждан к ней, интенсивным использованием архивных документов в политических, экономических, социально-правовых, научных и практических целях, развитием информационных технологий.

В настоящее время сеть архивной службы республики составляют 2 государственных архивных учреждения – Национальный архив Республики Саха (Якутия) и Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия), а также 36 муниципальных архивов
(как самостоятельные юридические лица, так и в составе иных учреждений, органов местного самоуправления). По состоянию на 1 января 2022 года всего в архивах в составе 6 487 архивных фондов хранятся 2 072 019 тыс. дел. Источниками комплектования (пополнения) архивов являются 1 152 организации и предприятия республики, создающие документы на различных материальных носителях, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое и культурное значение. Ежегодно архивы пополняются в среднем на 10 тыс. единиц хранения (дел).

Национальный архив Республики Саха (Якутия) хранит 3 703 архивных фонда с общим объемом 1 412 971 тыс. единиц хранения (дел) на различных видах материальных носителей (бумажной основе, кальке, микропленке, тканевой основе, кино, фото, фоно, видео) и более чем 10 языках (русском, якутском, латинском, английском, немецком, французском, польском и других). Документы архива представляют собой многосторонний комплекс письменных и документальных источников по истории Сибири и Якутии с 1663 года по настоящее время, которые в силу своей уникальности и ретроспективной информативности имеют огромную научно-историческую ценность и выступают важнейшей составной частью историко-культурного наследия народов Республики Саха (Якутия).

В муниципальных архивах Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2022 года хранятся 659 048 единиц хранения в составе 2 784 архивных фондов.

Сохранение аудиовизуального наследия Республики Саха (Якутия) – одна из приоритетных задач органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Формирование, учет, хранение, сохранение, изучение, создание, использование, популяризация и управление аудиовизуальным наследием Республики Саха (Якутия) – основная цель Национального центра аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия). По состоянию на 1 января 2022 года в учреждении хранится 38 049 единиц учета, из них ценных – 609, особо ценных – 622, уникальных – 3. С 2014 года идет планомерное введение аудиовизуальных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации. Комплектование фонда Национального центра аудиовизуального наследия народов производится путем поиска и сбора аудиовизуальных документов, произведенных на территории республики и за ее пределами, и через инициативное архивирование (собственные видеосъемки) фактов, явлений, событий материальной и духовной жизни республики, подлежащих обязательному аудиовизуальному документированию. С декабря 2014 года ведется и фотосъемка. Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) ведет работу по созданию сети хранилищ, архивов аудиовизуальных документов в улусах, районах, городах республики.

Адресная поддержка некоммерческих организаций и деятелей культуры и искусства призвана обеспечить государственную поддержку деятелей культуры и искусства, перспективных творческих проектов в области культуры, искусства, создание дополнительных возможностей для активизации творческого потенциала. Для осуществления вышеуказанных задач следует развивать систему государственных грантов и субсидий, выделяемых деятелям культуры и творческим коллективам, что будет способствовать росту перспективных профессиональных произведений, формированию и развитию творческого потенциала.

Народные художественные промыслы и ремесла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства. Республика Саха (Якутия) относится к числу регионов Российской Федерации, сохранивших традиционные виды народных художественных промыслов, являющиеся предметом национального культурного достояния, престижа и общепризнанным вкладом во всемирное культурное наследие.
На 1 января 2022 года в Республике Саха (Якутия) 253 человека носят звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 511 – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)», зарегистрирован 71 индивидуальный предприниматель по народным художественным промыслам, 112 объединений мастеров. В Якутии мастера объединяются в творческие союзы, ассоциации и ряд объединений мастеров в улусах. По состоянию на 1 января 2022 года Дома ремесел созданы в с. Чурапча Чурапчинского улуса (района) и с. Борогонцы Усть-Алданского улуса (района) с филиалами в селах Сырдах и Бярийе, с. Майя Мегино-Кангаласского улуса, г. Вилюйск Вилюйского улуса, с. Хатассы городского округа «город Якутск». За период 2018 – 2021 годов создано 112 рабочих мест по производству изделий народных художественных промыслов в рамках развития местного производства товаров и услуг Республики Саха (Якутия). Работает постоянная экспозиция Фонда эталонных образцов народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия) при автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Фонд состоит из собрания произведений народных мастеров Республики Саха (Якутия) по различным видам народных художественных промыслов. Всего у мастеров собрано более 200 произведений эталонного образца. Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» проводит целенаправленную работу с носителями традиций народных художественных промыслов и ремесел Республики Саха (Якутия).
На современном этапе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) ставится задача создания домов ремесел в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). Создание домов ремесел (центров народных художественных промыслов) в улусных центрах повлечет за собой дальнейшее развитие народного прикладного искусства и традиционных промыслов, обеспечит занятость населения художественными ремеслами, внесет новые позитивные изменения в качество жизни населения. Занятость населения художественными ремеслами решит множество задач культурного, экономического, образовательного плана.

В республике проводится работа по сохранению и популяризации героического эпоса Олонхо – шедевра устного нематериального наследия человечества: строятся дома Олонхо; организуются малые коллективы по устному исполнительству; проходят выставки мастеров по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам на темы и сюжеты Олонхо; ведутся поисковые работы по сбору материалов и текстов Олонхо на местах; идет возрождение локальной сказительской традиции в виде изданий текстов Олонхо, запись их на цифровые носители; проводятся семинары, круглые столы, мастер-классы с участием ученых и экспертов. Эпос признан шедевром устного и нематериального наследия человечества, в республике 25 ноября объявлен Днем Олонхо. Декада, посвященная Дню Олонхо, традиционно проводится во всех улусах и городах республики. В целях государственной поддержки сохранности и пропаганды в республике объявлено второе Десятилетие Олонхо на 2016 – 2025 годы.

За последние годы в Республике Саха (Якутия) сделан большой шаг вперед в области кинематографии. Республика является одним из ведущих регионов в России в области кинопроизводства. Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» занимает ведущие позиции по кинопроизводству в Дальневосточном федеральном округе и входит в пятерку самых продуктивных кинокомпаний России. А якутский кинематограф находится на третьем месте в России по уровню кинопроизводства, уступая лишь столицам – Москве и Санкт-Петербургу.

В республике действует 52 кинозала на базе государственных, муниципальных и частных организаций. Благодаря федеральной программе кинофикации регионов и мерам республиканской поддержки сеть кинозалов постоянно расширяется.

В настоящий период помимо государственной кинокомпании «Сахафильм», в республике активно работают около десяти независимых киностудий, которые активно выпускают фильмы различных жанров. Все независимые студии получают техническую поддержку от кинокомпании «Сахафильм», которая обладает единственным кинопавильоном и съемочным оборудованием. В республике ежегодно выпускается по 7-10 кинокартин, за последние 10 лет выпущено 86 полнометражных художественных фильмов различных жанров.

Представлены якутские картины и на различных интернет-платформах. Программа из 12 якутских фильмов размещена на платформе крупнейшего онлайн-кинотеатра «Окко», несколько фильмов на «ivi», один фильм на Амазон.

В целях продвижения якутского кино регулярно проводятся Дни якутского кино в различных регионах России, организован Якутский международный кинофестиваль, фестиваль короткометражных фильмов «Республика Кино», организуется показ и на международных кинофестивалях. За последние пять лет фильмы якутских режиссеров приняли участие в Международных кинофестивалях в 13 странах мира и в 16 регионах России. Творческим коллективом кинокомпании «Сахафильм» получено 48 призов, из них 14 Гран-при, часть из которых призы фестивалей класса «А». Это фильмы «Царь-птица», «Надо мною солнце не садится», которые участвовали и получали призы и номинации на престижных кинофестивалях, таких как Московский международный кинофестиваль, Шанхайский МКФ, Международный кинофестиваль в Коттбусе, в Монреале, в Торонто, номинации на премию Азиатско-тихоокеанской киноакадемии APSA, фестивали стран БРИКС в Бразилии и Индии, МКФ Евразия в Казахстане и Гран-при 40-го Московского международного кинофестиваля, который завоевал фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица». Ленты независимых кинематографистов также имеют успех на различных кинофестивалях, в их копилке 38 призов. Из них семь Гран-при, это фильмы «Костер на ветру», «Кэрэл», «Черный снег». В 2020 году фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» завоевал Гран-при Российского кинофестиваля «Кинотавр». Проведены специальные программы якутских фильмов на кинофестивалях класса «А» – Берлинский международный кинофестиваль (2017 год), Пусанский международный кинофестиваль (2017 год), программа показов на кинофестивале коренных народов в Финляндии, Эстонии и др. Фильмы «Царь-птица» Эдуарда Новикова и «Мой убийца» Костаса Марсана внесены в лонг-лист американской премии «Золотой глобус».

Для обеспечения необходимой динамики развития национального книгоиздания, удовлетворяющей нужды государства в социально значимой литературе, необходимо осуществление надежной и эффективной государственной поддержки как средства обеспечения конституционного права народов Якутии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, права на получение информации, также повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать повышению уровня духовной культуры, нравственности, образовательного уровня, развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе.

Назревшей необходимостью государственной политики по взаимодействию с деятелями литературы представляется возрождение практики заказов на создание лучших литературных произведений, перевод шедевров мировой литературы на языки народов Республики Саха (Якутия), произведений писателей республики на русский и языки народов мира.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации укреплению национальной безопасности в области культуры способствует усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны. Основной задачей в Основах государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, в области культурного наследия народов является повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма, а также поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

По состоянию на 31 декабря 2021 года в Республике Саха (Якутия)
под государственной охраной находятся 1 873 объекта культурного наследия, из них:

815 объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (126 объектов археологии федерального значения, 8 объектов культурного наследия федерального значения (архитектуры, истории и культуры), 438 объектов культурного наследия республиканского значения, 243 объекта культурного наследия местного значения);

1 058 выявленных объектов культурного наследия (20 сооружений, зданий, достопримечательных мест, 1 038 объектов археологического наследия).

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры требуют особого внимания, в их числе:

недостаточный уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности, в том числе в Арктической зоне;

здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, потребность в обновлении (оснащении) материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев, пополнении библиотечных и музейных фондов;

низкий уровень поддержки традиционных народных промыслов и ремесел;

значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

недостаточное внимание уделяется укреплению кадрового потенциала и повышению профессионального уровня персонала в сфере культуры и искусства;

недостаточный уровень внедрения цифровых технологий в учреждениях культуры и др.

Важнейшим условием успешной реализации государственной программы является признание и поддержка стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения стабильности государства и формирования духовной общности народов России.

Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры

Приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере культуры установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе: указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2464-р, перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р, Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года», Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 14 августа 2020 г. № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года», Концепцией культурной политики в Республике Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25 января 2016 г. № 46-РГ.

В соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития сферы культуры в России и республике, основной целью государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

1.3. Задачи государственного управления в сфере культуры Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения

В рамках государственной программы определены следующие задачи:

  1. Повышение доступности услуг в сфере культуры широким слоям населения, расширение возможностей для самореализации и развития талантов:

улучшение состояния материально-технической базы учреждений в сфере культуры;

увеличение числа граждан, вовлеченных в культурную деятельность путем поддержки и реализации творческих инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации;

рост числа обращений к цифровым ресурсам культуры.

  1. Государственная поддержка отрасли культуры:

реализация приоритетных проектов в части геокультурной идентификации народов Республики Саха (Якутия), в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства;

оказание государственной поддержки организациям и работникам в сфере культуры;

увеличение доли зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, республиканского и муниципального значения;

обеспечение ежегодного выпуска национальных кинофильмов в ротацию в России и/или в мировой прокат;

сохранение числа исполнителей эпоса Олонхо.

  1. Развитие деятельности государственных учреждений в сфере культуры:

обеспечение реализации государственной политики в сфере культуры, духовного развития населения и охраны объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия);

увеличение числа посещений организаций культуры;

подготовка выпускников профессионального образования в сфере культуры.

Достижение целей и решение задач государственной программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях приведены в приложении № 1 к настоящей государственной программе.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры» приведено в приложении № 2 к настоящей государственной программе.

Направления и параметры реализации арктического раздела государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры» приведены в приложении № 3 к настоящей государственной программе.

К концу 2030 года ожидается увеличение числа посещений культурных мероприятий до 33 млн посещений и достижение индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций уровня 130 процентов.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Для достижения целевого показателя «Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года», установленного абзацем седьмым подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:

развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, сохранение объектов культурного наследия, строительство новых учреждений;

использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям – создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка библиотечных, архивных фондов;

кадровое обеспечение организаций культуры, реализация мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников.

Достижение целевого показателя «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», установленного абзацем пятым подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, обеспечивается посредством решения задач по сохранению исторических и национально-культурных традиций и организации на их основе процесса воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности по следующим направлениям:

сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства;

реализации приоритетных проектов геокультурного развития народов.

Раздел 2. Порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы

Государственной программой утверждены следующие порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы:

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на поддержку отрасли культуры (приложение № 4 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований и городских округов на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (приложение № 5 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований и городских округов на создание модельных общедоступных муниципальных библиотек путем присвоения статуса «Муниципальная модельная библиотека Республики Саха (Якутия)» (приложение № 6 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров (приложение № 7 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (приложение № 8 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на техническое оснащение муниципальных музеев, источником которых являются субсидии из федерального бюджета (приложение № 9 к настоящей государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на техническое оснащение муниципальных музеев (за исключением субсидий, источником которых являются субсидии из федерального бюджета) (приложение № 10 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на оснащение оборудованием кинозалов (приложение № 11 к государственной программе);

порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществления иных капитальных вложений в объекты культуры муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (приложение № 12 к государственной программе).

Раздел 3. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы

В целях реализации мероприятий государственной программы могут предоставляться бюджетные инвестиции и субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам на основании следующих нормативных правовых актов:

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование
документа
Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Региональный проект № 2 «Создание условий для реализации
творческого потенциала нации («Творческие люди»)»
1. Правила предоставления субсидий юридическим лицам Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере литературы от 09.03.2016 № 64 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo.gov.ru)

2. Правила предоставления субсидий юридическим лицам Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства 03.02.2016 № 21 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo.gov.ru)

3. Правила предоставления субсидий в форме грантов юридическим лицам Указ Главы Республики Саха (Якутия) О грантах Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) от 20.04.2020 № 1127 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo.gov.ru)

Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)»
4. Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства от 03.07.2019 № 491-РГ Министерство экономики Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo.gov.ru)

Ведомственный проект № 5 «Развитие киноиндустрии»
5. Правила предоставления субсидий юридическим лицам Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на поддержку и укрепление национального кинопроизводства от 03.11.2020 № 338 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo.gov.ru)

Раздел 4. Информация о решениях Правительства Республики Саха (Якутия) о заключении от имени Республики Саха (Якутия) государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в рамках государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование
документа
Реквизиты Разработчик Гиперссылка

на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)»
1. Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)) Об утверждении размера и источников финансирования проекта государственно-частного партнерства по финансированию, проектированию, созданию и техническому обслуживанию объектов культуры на территории Республики Саха (Якутия) от 23.07.2019 № 831-р Министерство экономики Республики Саха (Якутия)  

Раздел 5. Информация о решениях об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование
документа
Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Региональный проект А1 «Обеспечение качественно нового уровня
развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)»
Мероприятие 1.А1.9 «Создание центров культурного развития в городах с числом жителей
до 300 тысяч человек. Строительство Центра культурного развития в г. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия)».

Мероприятие 1.А1.10 «Создание (реконструкция) и капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Строительство Многофункционального культурного центра в с. Тымпы Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия)».

Мероприятие 1.А1.11 «Создание (реконструкция) и капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Строительство Дома культуры
на 150 мест в с. Кемпендяй Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)»

1. Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)) Об утверждении размера и источников финансирования проекта государственно-частного партнерства по финансированию, проектированию, созданию и техническому обслуживанию объектов культуры на территории Республики Саха (Якутия) от 23.07.2019 № 831-р Министерство экономики Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo. gov.ru)

Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)»
Мероприятие 2.1.2 «Проект государственно-частного партнерства. Арктический центр эпоса и искусств».

Мероприятие 2.1.3 «Проект государственно-частного партнерства. Государственная филармония Якутии»

1. Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства от 03.07.2019 № 491-РГ Министерство экономики Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo. gov.ru)

Ведомственный проект 3 «Развитие инфраструктуры культуры»
Мероприятие 2.3.1 «Строительство Культурно-спортивного многофункционального центра в
с. Столбы Намского улуса»

Мероприятие 2.3.2 «Строительство Центра культуры им. И.Н. Барахова в с. Кюль Харбалахского наслега Верхневилюйского улуса (района)»

1. Инвестиционная программа Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)) Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 15.02.2022 № 86 Министерство экономики Республики Саха (Якутия) Официальный интернет-портал правовой информации

(www.pravo. gov.ru)

Приложения к Постановлению 441

________________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
3 июля
  • 19°
  • Ощущается: 19°Влажность: 72% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: