Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 441 «Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры»
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры».
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361 «О утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2022 г. № 37 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361»;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 г. № 299 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 361».
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 441
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«Развитие культуры»
ПАСПОРТ
государственной программы
Наименование государственной программы | Развитие культуры |
Куратор государственной программы | заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местников С.В. |
Ответственный исполнитель программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия; Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
Участники программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия; Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство экономики Республики Саха (Якутия) |
Перечень структурных элементов | Основные задачи:
1. Повышение доступности услуг в сфере культуры широким слоям населения, расширение возможностей для самореализации и развития талантов. 2. Государственная поддержка отрасли культуры. 3. Развитие деятельности государственных учреждений в сфере культуры. Целевые индикаторы: Число посещений культурных мероприятий: 2023 год – 14 540 тыс. единиц; 2024 год – 16 662 тыс. единиц; 2025 год – 17 800 тыс. единиц; 2026 год – 18 670 тыс. единиц; 2027 год – 19 990 тыс. единиц. Индекс вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций: 2023 год – 105 процентов; 2024 год – 107 процентов; 2025 год – 110 процентов; 2026 год – 113 процентов; 2027 год – 115 процентов |
Цель программы | Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций |
Сроки реализации программы | 2023 – 2027 годы |
Объем финансового обеспечения программы | Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы — 31 160 489,1 тыс. рублей, в том числе по источникам и годам: 2023 год – 6 106 568,0 тыс. рублей; 2024 год – 6 819 522,5 тыс. рублей; 2025 год – 6 078 167,0 тыс. рублей; 2026 год – 6 082 063,0 тыс. рублей; 2027 год – 6 074 168,6 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 27 257 765,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 4 707 292,5 тыс. рублей; 2024 год – 5 078 296,7 тыс. рублей; 2025 год – 5 824 093,0 тыс. рублей; 2026 год – 5 827 989,0 тыс. рублей; 2027 год – 5 820 094,6 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета – 687 346,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 403 747,5 тыс. рублей; 2024 год – 173 577,8 тыс. рублей; 2025 год – 36 673,6 тыс. рублей; 2026 год – 36 673,6 тыс. рублей; 2027 год – 36 673,6 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов – 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 0,0 тыс. рублей; 2024 год – 0,0 тыс. рублей; 2025 год – 0,0 тыс. рублей; 2026 год – 0,0 тыс. рублей; 2027 год – 0,0 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств – 3 215 376,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 995 528,0 тыс. рублей; 2024 год – 1 567 648,0 тыс. рублей; 2025 год – 217 400,0 тыс. рублей; 2026 год – 217 400,0 тыс. рублей; 2027 год – 217 400,0 тыс. рублей |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:
увеличение числа посещений культурных мероприятий; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций |
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры»
1.1. Оценка текущего состояния сферы культуры
На обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и свободу творчества в республике направлена деятельность следующих государственных и муниципальных учреждений
(без учета филиалов): 16 театрально-зрелищных учреждений; 59 музеев,
из них 8 музеев республиканского значения; 40 библиотек, из них 2 — республиканские; 431 учреждение культурно-досугового типа; 7 архивных учреждений, из них 2 государственных архива; 2 государственных учреждения высшего профессионального образования, в том числе 1 федерального подчинения (Арктический государственный институт культуры и искусств), 4 государственных учреждения среднего профессионального образования, 65 муниципальных учреждений дополнительного образования детей в области искусств (детские школы искусств); 3 учреждения кино, в том числе 2 муниципальных; 4 прочих учреждения.
Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ – один из показателей повышения качества жизни граждан. Возможность посещения театра, концертной организации, цирка имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городах и республике в целом. Театрально-зрелищное искусство Республики Саха (Якутия) занимает существенное место в развитии духовного потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни якутян и качества социальной среды. Деятельность театрально-зрелищных учреждений культуры и искусства республики является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни региона.
Театрально-зрелищные учреждения формируют единое культурное пространство республики посредством совершенствования художественного и профессионального уровня выпускаемых спектаклей, концертов, разнообразия форм проката текущего репертуара, разработки новых форм привлечения зрителей, пропаганды всех форм и жанров классической музыки среди разных слоев населения. В целях увеличения зрительских посещений в театрально-концертных учреждениях внедряются новые формы работы по привлечению зрительской аудитории.
На сегодня в республике действуют 11 театров (в том числе 10 государственных, 3 из которых функционируют в муниципальных образованиях, и 1 муниципальный театр), 4 государственные концертные организации (с одним филиалом в муниципальном образовании) и государственный цирк. В целях расширения доступности театрального искусства для различных слоев населения ежегодно проводится мониторинг гастрольной деятельности театрально-зрелищными учреждениями по улусам республики.
Сегодня Республика Саха (Якутия) как один из первых регионов страны, где появился свой национальный театр, занимает значимое место в мировом театральном процессе. Высокий уровень исполнительского мастерства творческих коллективов Якутии признается авторитетными представителями мирового театрального сообщества и подтвержден на международных конкурсных сценических площадках.
В Республике Саха (Якутия) функционируют 8 государственных музеев с 14 филиалами и 48 муниципальных музеев с 18 филиалами, выполняющие хранительские, культурно-образовательные и научно-исследовательские функции, обеспечивая доступ граждан к историко-культурному, художественному и природному наследию. Объем основного фонда составляет 489 294 музейных предмета. Многие музейные предметы являются уникальными. Всего в 2021 году экспонировались 211 236 музейных предметов или 43,2 процента от числа предметов основного фонда музеев. Посещаемость музеев в 2021 году составила 499,8 тыс. человек.
В последние годы уделяется значительное внимание внедрению современных информационных технологий, формированию единого культурно-информационного пространства музейной сети Якутии. Работают интернет-портал «Музеи Якутии», сайты государственных и муниципальных музеев. Информация о музеях представлена на портале «Культура России».
В 42 музеях установлена программа «Комплексная автоматизированная музейная информационная система (КАМИС)». Работа по подготовке базы данных для Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации начата во всех музеях республики. Объем музейных предметов, преобразованных в электронный вариант для внесения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, составил 253 283 предмета или 51,76 процента основного фонда музеев Республики Саха (Якутия). Зарегистрированы в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации 100 540 музейных предметов, или 20,5 процента основного фонда музеев.
В Республике Саха (Якутия) по итогам 2021 года функционируют 502 общедоступные библиотеки (с учетом филиалов), из них 3 государственные и 499 муниципальные. Количество сельских библиотек — 408. Библиотечно-информационное обслуживание детского населения обеспечивали 36 детских библиотек. Муниципальные библиотеки объединены в 35 центральных библиотечных систем.
Целью развития библиотечного дела республики является создание библиотечно-информационного пространства, развитие и поддержка интереса граждан Республики Саха (Якутия) к чтению, обеспечение сохранности культурного документального наследия и создание уникальных цифровых коллекций в библиотеках, обеспечение доступности к социально значимой информации, приобщение граждан к мировому культурному наследию.
В настоящее время общий объем электронных каталогов библиотек Республики Саха (Якутия) составляет 1 727,3 тыс. библиографических записей, что на 25,3 тыс. библиографических записей больше показателя 2020 года, в том числе объем сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) — 825,8 тыс. библиографических записей. Объем сводного каталога электронных ресурсов составляет 62,1 тыс. библиографических записей – показатель вырос на 33 процента к уровню 2020 года. Сводная база данных статей «Саха Сирэ» к концу 2021 года содержит 738,2 тыс. библиографических записей, рост по сравнению с 2020 годом составил 6,5 процента. Объем сводной базы данных «Официальные документы Республики Саха (Якутия)» достиг 101,2 тыс. библиографических записей, по сравнению с 2020 годом объем вырос на 9 процентов.
За 2021 год объем электронных библиотек республики составил 124,4 тыс. экземпляров, в том числе электронной библиотеки Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) – 64,7 тыс. экземпляров, прирост к 2020 году составил 16,8 процента. Книговыдача электронных библиотек составила 1 312,3 тыс. единиц.
По итогам 2021 года охват населения библиотечным обслуживанием составил 44 процента, число пользователей библиотек – 431 тыс.
человек, которые сделали 3 386,1 тыс. посещений, осуществлено 8 911,2 тыс. книговыдач.
Благодаря внедрению современных инновационных форм работы библиотечное дело достигло больших успехов. Активно внедряется модельный стандарт в деятельности библиотек, всего в 2021 году создано 11 библиотек нового формата со SMART-лабораториями. Якутия является лидером в дальневосточном регионе по количеству созданных модельных библиотек.
В 2021 году Республика Саха (Якутия) получила почетный статус «Территория книги и чтения» Всероссийского конкурса «Самый читающий регион», организованного Российским книжным союзом при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Статус присужден республике на постоянной основе, результат успешного участия в конкурсе за 3 года подряд (2019 год – лауреат, 2020 год – победитель,
2021 год – в коротком списке конкурса).
Самыми массовыми, доступными и востребованными остаются культурно-досуговые учреждения муниципальных районов и городских округов ввиду того, что они расположены на территориях всех муниципальных образований, в том числе в сельских поселениях, отдаленных от мест концентрации учреждений социально-культурной сферы. Культурно-досуговые учреждения особенно в сельских поселениях выступают в качестве центров общественной жизни, выполняя задачи клубного досуга: массовое общение, эстетическое просвещение, развитие любительского творчества.
Из функционирующих на территории республики 488 культурно-досуговых учреждений (с филиалами) в сельской местности находится 421 учреждение (86,3 процента). Общее число посадочных мест в 485 зрительных залах составляет 67 113. Имеют доступ к сети Интернет 428 учреждений (87,7 процента), собственный Интернет-сайт – 416 учреждений (85,2 процента), из которых 294 сайта (70,7 процента) доступно для слепых и слабовидящих. Предоставляют доступ в Интернет для посетителей и участников формирований 215 учреждений (44,1 процента).
Базовым ресурсом для выполнения функции по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества является организация работы самодеятельных коллективов. Число таких коллективов в общем числе клубных формирований на 1 января 2022 года составляет 5 049 (63,9 процента), в том числе 1 404 (27,8 процента) — для детей, 1 068 (21,1 процента) — для молодежи. Общее число участников коллективов самодеятельного художественного творчества за 2021 год составило 64 534 человека (58,5 процента от общего числа участников), в том числе детей – 17 906 (27,7 процента от общего числа участников) и молодежи – 11 547 (17,9 процента от общего числа участников). Жанровое разнообразие самодеятельных коллективов республики охватывает такие виды искусства как: вокальное, хореографическое, театральное, инструментальное, фольклорное, изобразительное, декоративно-прикладное, кино-фотолюбителей, цирковое искусство и прочие. Развитию исполнительского мастерства способствуют всероссийские, республиканские и муниципальные смотры, конкурсы и фестивали.
Во всех муниципальных культурно-досуговых учреждениях Республики Саха (Якутия) функционируют клубные формирования. На 1 января 2022 года действуют 7 900 клубных формирований, из них 1 754 формирования для детей (22,2 процента), 1 643 формирования для молодежи (20,8 процента). В среднем в одном культурно-досуговом учреждении функционируют 16 клубных формирований. Общее число участников клубных формирований за 2021 год составило 110 236 человек, что больше по сравнению с показателем 2020 года на 605 человек (0,6 процента). Число участников клубных формирований для детей составило 23 671 человек (21,5 процента от общего числа), для молодежи – 19 895 человек (18 процентов от общего числа).
Проявившийся за последнее время широкий интерес общественности к прошлому, документальному наследию, хранящемуся в архивах республики, необходимо закрепить и всесторонне развивать как важнейший фактор нравственного воспитания и духовного обновления общества. Решение задачи сохранения документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия), его всемерного использования и дальнейшего развития архивного дела республики требует реализации специального комплекса мероприятий. В первую очередь совершенствование архивного дела связано с демократизацией использования архивной информации, расширением доступа граждан к ней, интенсивным использованием архивных документов в политических, экономических, социально-правовых, научных и практических целях, развитием информационных технологий.
В настоящее время сеть архивной службы республики составляют 2 государственных архивных учреждения – Национальный архив Республики Саха (Якутия) и Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия), а также 36 муниципальных архивов
(как самостоятельные юридические лица, так и в составе иных учреждений, органов местного самоуправления). По состоянию на 1 января 2022 года всего в архивах в составе 6 487 архивных фондов хранятся 2 072 019 тыс. дел. Источниками комплектования (пополнения) архивов являются 1 152 организации и предприятия республики, создающие документы на различных материальных носителях, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое и культурное значение. Ежегодно архивы пополняются в среднем на 10 тыс. единиц хранения (дел).
Национальный архив Республики Саха (Якутия) хранит 3 703 архивных фонда с общим объемом 1 412 971 тыс. единиц хранения (дел) на различных видах материальных носителей (бумажной основе, кальке, микропленке, тканевой основе, кино, фото, фоно, видео) и более чем 10 языках (русском, якутском, латинском, английском, немецком, французском, польском и других). Документы архива представляют собой многосторонний комплекс письменных и документальных источников по истории Сибири и Якутии с 1663 года по настоящее время, которые в силу своей уникальности и ретроспективной информативности имеют огромную научно-историческую ценность и выступают важнейшей составной частью историко-культурного наследия народов Республики Саха (Якутия).
В муниципальных архивах Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2022 года хранятся 659 048 единиц хранения в составе 2 784 архивных фондов.
Сохранение аудиовизуального наследия Республики Саха (Якутия) – одна из приоритетных задач органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Формирование, учет, хранение, сохранение, изучение, создание, использование, популяризация и управление аудиовизуальным наследием Республики Саха (Якутия) – основная цель Национального центра аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия). По состоянию на 1 января 2022 года в учреждении хранится 38 049 единиц учета, из них ценных – 609, особо ценных – 622, уникальных – 3. С 2014 года идет планомерное введение аудиовизуальных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации. Комплектование фонда Национального центра аудиовизуального наследия народов производится путем поиска и сбора аудиовизуальных документов, произведенных на территории республики и за ее пределами, и через инициативное архивирование (собственные видеосъемки) фактов, явлений, событий материальной и духовной жизни республики, подлежащих обязательному аудиовизуальному документированию. С декабря 2014 года ведется и фотосъемка. Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) ведет работу по созданию сети хранилищ, архивов аудиовизуальных документов в улусах, районах, городах республики.
Адресная поддержка некоммерческих организаций и деятелей культуры и искусства призвана обеспечить государственную поддержку деятелей культуры и искусства, перспективных творческих проектов в области культуры, искусства, создание дополнительных возможностей для активизации творческого потенциала. Для осуществления вышеуказанных задач следует развивать систему государственных грантов и субсидий, выделяемых деятелям культуры и творческим коллективам, что будет способствовать росту перспективных профессиональных произведений, формированию и развитию творческого потенциала.
Народные художественные промыслы и ремесла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства. Республика Саха (Якутия) относится к числу регионов Российской Федерации, сохранивших традиционные виды народных художественных промыслов, являющиеся предметом национального культурного достояния, престижа и общепризнанным вкладом во всемирное культурное наследие.
На 1 января 2022 года в Республике Саха (Якутия) 253 человека носят звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 511 – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)», зарегистрирован 71 индивидуальный предприниматель по народным художественным промыслам, 112 объединений мастеров. В Якутии мастера объединяются в творческие союзы, ассоциации и ряд объединений мастеров в улусах. По состоянию на 1 января 2022 года Дома ремесел созданы в с. Чурапча Чурапчинского улуса (района) и с. Борогонцы Усть-Алданского улуса (района) с филиалами в селах Сырдах и Бярийе, с. Майя Мегино-Кангаласского улуса, г. Вилюйск Вилюйского улуса, с. Хатассы городского округа «город Якутск». За период 2018 – 2021 годов создано 112 рабочих мест по производству изделий народных художественных промыслов в рамках развития местного производства товаров и услуг Республики Саха (Якутия). Работает постоянная экспозиция Фонда эталонных образцов народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия) при автономном учреждении Республики Саха (Якутия) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Фонд состоит из собрания произведений народных мастеров Республики Саха (Якутия) по различным видам народных художественных промыслов. Всего у мастеров собрано более 200 произведений эталонного образца. Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» проводит целенаправленную работу с носителями традиций народных художественных промыслов и ремесел Республики Саха (Якутия).
На современном этапе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) ставится задача создания домов ремесел в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). Создание домов ремесел (центров народных художественных промыслов) в улусных центрах повлечет за собой дальнейшее развитие народного прикладного искусства и традиционных промыслов, обеспечит занятость населения художественными ремеслами, внесет новые позитивные изменения в качество жизни населения. Занятость населения художественными ремеслами решит множество задач культурного, экономического, образовательного плана.
В республике проводится работа по сохранению и популяризации героического эпоса Олонхо – шедевра устного нематериального наследия человечества: строятся дома Олонхо; организуются малые коллективы по устному исполнительству; проходят выставки мастеров по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам на темы и сюжеты Олонхо; ведутся поисковые работы по сбору материалов и текстов Олонхо на местах; идет возрождение локальной сказительской традиции в виде изданий текстов Олонхо, запись их на цифровые носители; проводятся семинары, круглые столы, мастер-классы с участием ученых и экспертов. Эпос признан шедевром устного и нематериального наследия человечества, в республике 25 ноября объявлен Днем Олонхо. Декада, посвященная Дню Олонхо, традиционно проводится во всех улусах и городах республики. В целях государственной поддержки сохранности и пропаганды в республике объявлено второе Десятилетие Олонхо на 2016 – 2025 годы.
За последние годы в Республике Саха (Якутия) сделан большой шаг вперед в области кинематографии. Республика является одним из ведущих регионов в России в области кинопроизводства. Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» занимает ведущие позиции по кинопроизводству в Дальневосточном федеральном округе и входит в пятерку самых продуктивных кинокомпаний России. А якутский кинематограф находится на третьем месте в России по уровню кинопроизводства, уступая лишь столицам – Москве и Санкт-Петербургу.
В республике действует 52 кинозала на базе государственных, муниципальных и частных организаций. Благодаря федеральной программе кинофикации регионов и мерам республиканской поддержки сеть кинозалов постоянно расширяется.
В настоящий период помимо государственной кинокомпании «Сахафильм», в республике активно работают около десяти независимых киностудий, которые активно выпускают фильмы различных жанров. Все независимые студии получают техническую поддержку от кинокомпании «Сахафильм», которая обладает единственным кинопавильоном и съемочным оборудованием. В республике ежегодно выпускается по 7-10 кинокартин, за последние 10 лет выпущено 86 полнометражных художественных фильмов различных жанров.
Представлены якутские картины и на различных интернет-платформах. Программа из 12 якутских фильмов размещена на платформе крупнейшего онлайн-кинотеатра «Окко», несколько фильмов на «ivi», один фильм на Амазон.
В целях продвижения якутского кино регулярно проводятся Дни якутского кино в различных регионах России, организован Якутский международный кинофестиваль, фестиваль короткометражных фильмов «Республика Кино», организуется показ и на международных кинофестивалях. За последние пять лет фильмы якутских режиссеров приняли участие в Международных кинофестивалях в 13 странах мира и в 16 регионах России. Творческим коллективом кинокомпании «Сахафильм» получено 48 призов, из них 14 Гран-при, часть из которых призы фестивалей класса «А». Это фильмы «Царь-птица», «Надо мною солнце не садится», которые участвовали и получали призы и номинации на престижных кинофестивалях, таких как Московский международный кинофестиваль, Шанхайский МКФ, Международный кинофестиваль в Коттбусе, в Монреале, в Торонто, номинации на премию Азиатско-тихоокеанской киноакадемии APSA, фестивали стран БРИКС в Бразилии и Индии, МКФ Евразия в Казахстане и Гран-при 40-го Московского международного кинофестиваля, который завоевал фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица». Ленты независимых кинематографистов также имеют успех на различных кинофестивалях, в их копилке 38 призов. Из них семь Гран-при, это фильмы «Костер на ветру», «Кэрэл», «Черный снег». В 2020 году фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» завоевал Гран-при Российского кинофестиваля «Кинотавр». Проведены специальные программы якутских фильмов на кинофестивалях класса «А» – Берлинский международный кинофестиваль (2017 год), Пусанский международный кинофестиваль (2017 год), программа показов на кинофестивале коренных народов в Финляндии, Эстонии и др. Фильмы «Царь-птица» Эдуарда Новикова и «Мой убийца» Костаса Марсана внесены в лонг-лист американской премии «Золотой глобус».
Для обеспечения необходимой динамики развития национального книгоиздания, удовлетворяющей нужды государства в социально значимой литературе, необходимо осуществление надежной и эффективной государственной поддержки как средства обеспечения конституционного права народов Якутии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, права на получение информации, также повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать повышению уровня духовной культуры, нравственности, образовательного уровня, развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе.
Назревшей необходимостью государственной политики по взаимодействию с деятелями литературы представляется возрождение практики заказов на создание лучших литературных произведений, перевод шедевров мировой литературы на языки народов Республики Саха (Якутия), произведений писателей республики на русский и языки народов мира.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации укреплению национальной безопасности в области культуры способствует усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны. Основной задачей в Основах государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, в области культурного наследия народов является повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма, а также поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.
По состоянию на 31 декабря 2021 года в Республике Саха (Якутия)
под государственной охраной находятся 1 873 объекта культурного наследия, из них:
815 объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (126 объектов археологии федерального значения, 8 объектов культурного наследия федерального значения (архитектуры, истории и культуры), 438 объектов культурного наследия республиканского значения, 243 объекта культурного наследия местного значения);
1 058 выявленных объектов культурного наследия (20 сооружений, зданий, достопримечательных мест, 1 038 объектов археологического наследия).
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры требуют особого внимания, в их числе:
недостаточный уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности, в том числе в Арктической зоне;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, потребность в обновлении (оснащении) материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев, пополнении библиотечных и музейных фондов;
низкий уровень поддержки традиционных народных промыслов и ремесел;
значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
недостаточное внимание уделяется укреплению кадрового потенциала и повышению профессионального уровня персонала в сфере культуры и искусства;
недостаточный уровень внедрения цифровых технологий в учреждениях культуры и др.
Важнейшим условием успешной реализации государственной программы является признание и поддержка стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения стабильности государства и формирования духовной общности народов России.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры
Приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере культуры установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе: указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 2464-р, перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р, Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года», Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от 14 августа 2020 г. № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года», Концепцией культурной политики в Республике Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25 января 2016 г. № 46-РГ.
В соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития сферы культуры в России и республике, основной целью государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
1.3. Задачи государственного управления в сфере культуры Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения
В рамках государственной программы определены следующие задачи:
- Повышение доступности услуг в сфере культуры широким слоям населения, расширение возможностей для самореализации и развития талантов:
улучшение состояния материально-технической базы учреждений в сфере культуры;
увеличение числа граждан, вовлеченных в культурную деятельность путем поддержки и реализации творческих инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации;
рост числа обращений к цифровым ресурсам культуры.
- Государственная поддержка отрасли культуры:
реализация приоритетных проектов в части геокультурной идентификации народов Республики Саха (Якутия), в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства;
оказание государственной поддержки организациям и работникам в сфере культуры;
увеличение доли зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, республиканского и муниципального значения;
обеспечение ежегодного выпуска национальных кинофильмов в ротацию в России и/или в мировой прокат;
сохранение числа исполнителей эпоса Олонхо.
- Развитие деятельности государственных учреждений в сфере культуры:
обеспечение реализации государственной политики в сфере культуры, духовного развития населения и охраны объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия);
увеличение числа посещений организаций культуры;
подготовка выпускников профессионального образования в сфере культуры.
Достижение целей и решение задач государственной программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях приведены в приложении № 1 к настоящей государственной программе.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры» приведено в приложении № 2 к настоящей государственной программе.
Направления и параметры реализации арктического раздела государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры» приведены в приложении № 3 к настоящей государственной программе.
К концу 2030 года ожидается увеличение числа посещений культурных мероприятий до 33 млн посещений и достижение индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций уровня 130 процентов.
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Для достижения целевого показателя «Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года», установленного абзацем седьмым подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, сохранение объектов культурного наследия, строительство новых учреждений;
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям – создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка библиотечных, архивных фондов;
кадровое обеспечение организаций культуры, реализация мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников.
Достижение целевого показателя «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», установленного абзацем пятым подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, обеспечивается посредством решения задач по сохранению исторических и национально-культурных традиций и организации на их основе процесса воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности по следующим направлениям:
сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства;
реализации приоритетных проектов геокультурного развития народов.
Раздел 2. Порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы
Государственной программой утверждены следующие порядки предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы:
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на поддержку отрасли культуры (приложение № 4 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований и городских округов на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек (приложение № 5 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований и городских округов на создание модельных общедоступных муниципальных библиотек путем присвоения статуса «Муниципальная модельная библиотека Республики Саха (Якутия)» (приложение № 6 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров (приложение № 7 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (приложение № 8 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на техническое оснащение муниципальных музеев, источником которых являются субсидии из федерального бюджета (приложение № 9 к настоящей государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на техническое оснащение муниципальных музеев (за исключением субсидий, источником которых являются субсидии из федерального бюджета) (приложение № 10 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на оснащение оборудованием кинозалов (приложение № 11 к государственной программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществления иных капитальных вложений в объекты культуры муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (приложение № 12 к государственной программе).
Раздел 3. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы
В целях реализации мероприятий государственной программы могут предоставляться бюджетные инвестиции и субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам на основании следующих нормативных правовых актов:
№ п/п | Тип документа | Вид документа | Наименование документа |
Реквизиты | Разработчик | Гиперссылка на текст документа
(в случае размещения) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Региональный проект № 2 «Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди»)» |
||||||
1. | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере литературы | от 09.03.2016 № 64 | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru) |
2. | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства | 03.02.2016 № 21 | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru) |
3. | Правила предоставления субсидий в форме грантов юридическим лицам | Указ Главы Республики Саха (Якутия) | О грантах Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) | от 20.04.2020 № 1127 | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru) |
Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)» | ||||||
4. | Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства | Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) | О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства | от 03.07.2019 № 491-РГ | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru) |
Ведомственный проект № 5 «Развитие киноиндустрии» | ||||||
5. | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на поддержку и укрепление национального кинопроизводства | от 03.11.2020 № 338 | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru) |
Раздел 4. Информация о решениях Правительства Республики Саха (Якутия) о заключении от имени Республики Саха (Якутия) государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в рамках государственной программы
№ п/п | Тип документа | Вид документа | Наименование документа |
Реквизиты | Разработчик | Гиперссылка
на текст документа (в случае размещения) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)» | ||||||
1. | Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства | Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)) | Об утверждении размера и источников финансирования проекта государственно-частного партнерства по финансированию, проектированию, созданию и техническому обслуживанию объектов культуры на территории Республики Саха (Якутия) | от 23.07.2019 № 831-р | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) |
Раздел 5. Информация о решениях об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы
№ п/п | Тип документа | Вид документа | Наименование документа |
Реквизиты | Разработчик | Гиперссылка на текст документа
(в случае размещения) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Региональный проект А1 «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)» |
||||||
Мероприятие 1.А1.9 «Создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек. Строительство Центра культурного развития в г. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия)». Мероприятие 1.А1.10 «Создание (реконструкция) и капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Строительство Многофункционального культурного центра в с. Тымпы Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия)». Мероприятие 1.А1.11 «Создание (реконструкция) и капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Строительство Дома культуры |
||||||
1. | Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства | Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)) | Об утверждении размера и источников финансирования проекта государственно-частного партнерства по финансированию, проектированию, созданию и техническому обслуживанию объектов культуры на территории Республики Саха (Якутия) | от 23.07.2019 № 831-р | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo. gov.ru) |
Ведомственный проект № 1 «Геокультурное развитие Республики Саха (Якутия)» | ||||||
Мероприятие 2.1.2 «Проект государственно-частного партнерства. Арктический центр эпоса и искусств».
Мероприятие 2.1.3 «Проект государственно-частного партнерства. Государственная филармония Якутии» |
||||||
1. | Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства | Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) | О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства | от 03.07.2019 № 491-РГ | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo. gov.ru) |
Ведомственный проект 3 «Развитие инфраструктуры культуры» | ||||||
Мероприятие 2.3.1 «Строительство Культурно-спортивного многофункционального центра в с. Столбы Намского улуса» Мероприятие 2.3.2 «Строительство Центра культуры им. И.Н. Барахова в с. Кюль Харбалахского наслега Верхневилюйского улуса (района)» |
||||||
1. | Инвестиционная программа | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)) | Об утверждении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов | от 15.02.2022 № 86 | Министерство экономики Республики Саха (Якутия) | Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo. gov.ru) |
Приложения к Постановлению 441
________________________
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: