Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 440 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)»

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. № 440 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)»

Читайте нас на

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 г. 1742-З № 1041-V «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. № 240 «О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)».
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия):
от 15 сентября 2021 г. № 356 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы»;
от 25 января 2022 г. № 38 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 356».
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. № 440

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)»

ПАСПОРТ
государственной программы

Наименование государственной программы Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Куратор государственной программы Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкина О.В.
Ответственный исполнитель программы Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия)
Соисполнители программы Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия);

Министерство строительства Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)
(по согласованию);

Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации

Участники программы Министерство здравоохранения Республики
Саха (Якутия);

Министерство строительства Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) (по согласованию);

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (по согласованию)

Перечень структурных элементов Задачи государственной программы:

1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения.

2. Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни.

3. Обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний.

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет:

2023 2024 2025 2026 2027
72,72 73,27 73,97 74,68 75,38

2. Общая смертность населения от всех причин (на 1000 населения):

2023 2024 2025 2026 2027
9,2 9 8,5 8,1 7,6

3. Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми):

2023 2024 2025 2026 2027
4,5 4,1 4,1 4,1 4,1

4. Удовлетворенность населения качеством оказываемой медицинской помощи, от числа опрошенных медицинской помощью, %:

2023 2024 2025 2026 2027
55,0 57,0 60,0 62,0 65,0
Цель программы Эффективная пациент-ориентированная система здравоохранения с использованием современных достижений медицинской науки, способная обеспечить население доступной и качественной медицинской помощью
Сроки реализации программы 2023 – 2027 годы
Объем финансового обеспечения программы 1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы – 325 752 380 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 65 160 748 тыс. рублей;

2024 год – 65 326 426 тыс. рублей;

2025 год – 64 946 194 тыс. рублей;

2026 год – 65 066 486 тыс. рублей;

2027 год – 65 252 526 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 102 653 713 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 21 659 532 тыс. рублей;

2024 год – 20 431 690 тыс. рублей;

2025 год – 20 045 289 тыс. рублей;

2026 год – 20 165 581 тыс. рублей;

2027 год – 20 351 621 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета – 19 697 310 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –   5 018 763 тыс. рублей;

2024 год –   3 665 010 тыс. рублей;

2025 год –   3 671 179 тыс. рублей;

2026 год –   3 671 179 тыс. рублей;

2027 год –   3 671 179 тыс. рублей;

в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) – 193 935 922 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год – 36 589 366 тыс. рублей;

2024 год – 39 336 639 тыс. рублей;

2025 год – 39 336 639 тыс. рублей;

2026 год – 39 336 639 тыс. рублей;

2027 год – 39 336 639 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов – 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –                   0 тыс. рублей;

2024 год –                   0 тыс. рублей;

2025 год –                   0 тыс. рублей;

2026 год –                   0 тыс. рублей;

2027 год –                   0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств – 9 465 435 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –    1 893 087 тыс. рублей;

2024 год –    1 893 087 тыс. рублей;

2025 год –    1 893 087 тыс. рублей;

2026 год –    1 893 087 тыс. рублей;

2027 год –    1 893 087 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов – 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год –                   0 тыс. рублей;

2024 год –                   0 тыс. рублей;

2025 год –                   0 тыс. рублей;

2026 год –                   0 тыс. рублей;

2027 год –                   0 тыс. рублей

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации В рамках указов Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется сохранение населения, здоровье и благополучие людей.

В рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» установлены следующие показатели:

обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов

Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики

 1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

 В Республике Саха (Якутия) созданы все условия для обеспечения современной, комплексной и интегрированной системы охраны здоровья населения. При этом качественные изменения состояния здоровья населения в прогнозируемом периоде требуют новых подходов к существующим проблемам, межведомственной координации, направленной на достижение максимально возможного экономического и социального эффекта, внедрение технологий бережливого производства, применение механизмов проектного управления.

Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI, определены основные приоритетные направления развития здравоохранения: повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах, развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения пациентов, развитие цифрового здравоохранения.

Анализ достижения основных медико-демографических показателей свидетельствует об эффективности работы отрасли здравоохранения и необходимости продолжения применения программно-целевого метода.

Итоги реализации государственных инициатив в сфере здравоохранения к 2022 году характеризуются положительными медико-демографическими показателями:

снижением смертности от новообразований на 6,4 процента (2017 г. –136,5 на 100 000 населения, 2021 г. – 127,8);

значительным снижением младенческой смертности на 29,4 процента (2017 г. – 5,1 на 1 000 родившихся живыми, 2021 г. – 3,6);

снижением смертности детей от 0 — 17 лет на 22,9 процента (2017 г. – 6,1 на 10 000 детского населения, 2021 г. – 4,7);

снижением смертности от дорожно-транспортных происшествий на 41,8 процента (2017 г. – 12 на 100 000 населения, 2021 г. – 7,2);

снижением смертности от туберкулеза в 1,7 раза (2017 г. – 5,6 на 100 000 населения, 2021 г. – 3,2).

Республика Саха (Якутия) стабильно входит в состав немногих регионов России, в которых сохранился естественный прирост населения. По показателям естественного прироста и рождаемости республика лидирует среди регионов Дальневосточного федерального округа. Отмечается сохранение естественного прироста населения вследствие превышения уровня рождаемости над уровнем смертности (в 1,2 раза).

На фоне пандемии в 2021 году ожидаемая продолжительность жизни в республике составила 69,98 лет.

За 2021 год по уровню естественного прироста республика занимает
седьмое место в Российской Федерации после Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Тыва, Республики Дагестан, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

Коэффициент смертности всего населения возрос на 33,3 процента и в 2021 году составил 10,8 промилле (2017 г. – 8,1). Показатель в республике за 2021 год ниже аналогичного показателя по России и Дальневосточному федеральному округу в 1,5 и 1,4 раза соответственно. По уровню смертности республика находится на восьмом месте среди регионов Российской Федерации с низкими показателями смертности. Лучшее положение среди субъектов Российской Федерации наблюдается в Ингушетии, Ямало-Ненецком автономном округе, Чечне, Дагестане, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, Тыве и Тюменской области. Среди субъектов Дальневосточного Федерального округа в Республике Саха (Якутия) самый низкий уровень смертности.

Уровень смертности населения республики от болезней системы кровообращения за 2021 год составил 410,5 на 100 000 населения республики. За последние годы показатель смертности населения от данной причины нестабилен. За период 2017 – 2021 годы показатель возрос на 12,7 процента с 364,2 до 410,5. По сравнению с показателями по Российской Федерации и Дальневосточному федеральному округу смертность от болезней системы кровообращения ниже в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

По данным Федеральной государственной статистики (далее – Росстат) в 2021 году ожидаемая продолжительность жизни в Республике Саха (Якутия) составила 69,98 лет. На фоне пандемии в последние два года отмечается снижение показателя ожидаемой продолжительности жизни: в 2020 г. – 71,1 и в 2021 г. – 69,98. Ожидаемая продолжительность жизни существенно различается по субъектам Дальневосточного федерального округа. С 2003 года отмечается самый высокий показатель в Республике Саха (Якутия) среди субъектов Дальневосточного федерального округа (показатель в целом по округу в 2021 году по данным Росстата – 68,06 лет). По сравнению с Российской Федерацией (2021 год – 70,06 лет) показатель в республике за 2021 год ниже на 0,08 лет.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации в республике сформирована трехуровневая модель оказания медицинской помощи с маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний с учетом этапности ее оказания, соблюдения принципа территориальности и профилактической направленности (в амбулаторных условиях и стационарных условиях).

Для оказания медицинской помощи функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 69 медицинскими организациями, из них первичную медико-санитарную помощь населению оказывает 41 медицинская организация, специализированную медико-санитарную помощь – 50 медицинских организаций.

В 2021 году проведен Год здоровья, который дал старт Десятилетию здоровья и заложил основу комплексного межотраслевого подхода к задаче сбережения и приумножения здоровья жителей республики. Утверждены стратегические направления укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия). Введены 10 объектов здравоохранения, завершен капитальный ремонт 10 поликлиник и 3 центральных районных больниц. Начато строительство 5 больничных комплексов центральных районных больниц.

Продолжает обновляться материально-техническая база здравоохранения. С 2016 по 2020 годы введено в эксплуатацию 50 объектов здравоохранения в 24 районах и г. Якутске, в том числе 43 фельдшерско-акушерских пункта (далее – ФАП) и врачебных амбулаторий (далее – ВА). В 2021 году введено в эксплуатацию 18 модульных ФАП и ВА.

В то же время к 2021 году материально-техническая база медицинских организаций включала 23 процента зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих сноса, из которых 64,6 процента в деревянном исполнении, что не соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, степень износа некоторых зданий составляет 90 – 100 процентов.

В целях совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи с 2021 года в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения начато строительство, реконструкция, капитальный ремонт, приобретение недвижимого имущества и модульных зданий медицинских организаций, приобретение медицинского оборудования и санитарного автотранспорта.

Таким образом, к моменту начала реализации программы имеются значительные сдвиги как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолеваются негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, повышения удовлетворенности населения доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности.

Основной целевой установкой программы является создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни, поддержания активного долголетия жителей Республики Саха (Якутия). Достижение указанной цели требует формирования эффективной пациент-ориентированной качественной системы здравоохранения, обеспечивающей население профилактической, доступной и специализированной медицинской помощью с использованием подходов профилактической, предиктивной, партисипаторной, персонализированной и прецизионной медицины.

В течение последних лет в здравоохранение республики заложен вектор на создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

Первичное звено здравоохранения, как первый уровень, ориентировано на рост объемов медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, включая, прежде всего, профилактическую работу –диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры, углубленную диспансеризацию и диспансерное наблюдение.

Объемы первичной медико-санитарной помощи в 2021 году составили
8 млн посещений (8,2 посещения в расчете на 1 жителя в год). Доля профилактических посещений увеличилась до 42,8 процента в 2021 году от общего числа посещений (в 2020 г. – 40,7 процента).

В целях преодоления негативных тенденций Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) реализуются мероприятия по повышению доступности и комфортности пребывания пациентов в медицинских организациях республики.

В рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в 41 медицинской организации республики внедряется «Новая модель медицинской организации», направленная на создание комфортной среды в детских и взрослых поликлиниках, организацию работы поликлиник на основе применения
lean-технологий (открытая и вежливая регистратура, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, упрощение записи на прием к врачу, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания). Продолжает работу региональный проектный офис по созданию и внедрению «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Во всех медицинских организациях создаются гериатрические участки в поликлиниках, выстроена оптимальная маршрутизация пациентов.

В целях формирования сети медицинских организаций в первичном звене, включая труднодоступные районы республики и сельскую местность, в рамках проекта введены новые объекты сельского здравоохранения: за 2019-2020 годы поставлены 22 модульные конструкции фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, приобретены 14 передвижных мобильных комплексов на базе «КАМАЗ» для проведения диспансеризации жителей отдаленных населенных пунктов, так называемые «поликлиники на колесах». Они оснащены всем необходимым медицинским оборудованием для выездного медосмотра населения труднодоступных населенных пунктов.

Сегодня расширены возможности записи пациентов на прием к врачу с использованием новых технологий, получила развитие дистанционная медицина (дистанционные методы обследования и дистанционное консультирование больных). Внедрены новые формы дистанционного мониторинга в мобильном приложении «Облачная поликлиника», функционируют центры поддержки и сопровождения пациентов и кол-центры, система «горячей линии», выдача электронных рецептов. Облачные сервисы стали наиболее актуальными в период пандемии и показали свое преимущество для наблюдения пациентов с диагнозом новая коронавирусная инфекция (COVID-19).

Завершена централизация диспетчерской службы скорой медицинской помощи в целях правильной маршрутизации пациентов при возникновении острого состояния или заболевания. Запланировано ежегодное наращивание объемов санитарной авиации, что особенно актуально для удаленных труднодоступных районов республики.

Региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» сопряжен с проектом по улучшению кадровой ситуации в республиканском здравоохранении, отдельный блок в нем посвящен доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего медицинского персонала в первичном звене. В рамках проекта будет увеличен более чем в два раза охват населения диспансеризацией и профилактическими осмотрами (с 40 до 70 процентов в 2024 году).

Региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» направлен на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и повышение качества и доступности помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В рамках проекта более 2,4 тысячи пациентов обеспечены бесплатными лекарствами, для первичных сосудистых отделений (далее – ПСО) г. Ленска и с. Майя закуплены 12 единиц оборудования, в том числе в с. Майя поставлен компьютерный томограф. Запланировано к открытию ПСО в городе Олекминск (2022 г.) и переоснащение в г. Алдан и г. Нюрба. Мероприятия проекта направлены на увеличение объемов рентгеноэндоваскулярных вмешательств, стентирований, ангиопластик при остром коронарном синдроме. При переоснащении особое внимание уделяется и оснащению ранней реабилитационной службы в рамках работы указанных сосудистых подразделений. В рамках проекта планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения с 380,1 до 340,1, то есть более чем на 40 тыс. случаев.

Региональный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» предполагает формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном уровне с созданием республиканской сети, включающей 18 центров амбулаторной онкологической помощи. Функциями данных центров амбулаторной онкологической помощи будут являться «онкопоиск», диспансерное наблюдение, проведение химиотерапевтического лечения в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, мониторинг лечения. С 2019 года создано 15 центров амбулаторной онкологической помощи на базе многопрофильных больниц и поликлиник, из них в 2021 году открыты 2 центра в с. Амга и с. Верхневилюйск, кабинеты онкоскрининга открыты на базе 19 медицинских организаций. Мобильная мультидисциплинарная онкобригада «Онкодесант» ежегодно выезжает в самые отдаленные районы и труднодоступные наслега республики.

Третья задача – переоснащение республиканского онкологического диспансера, а также ввод его второй очереди. Для республиканского онкодиспансера закуплено и установлено 8 единиц дорогостоящего медицинского оборудования на 106 млн рублей, в том числе 128-срезовый компьютерный томограф, который позволяет с высокой точностью диагностировать заболевания на начальной стадии.

Отдельная часть программы – кадровое обеспечение онкологической службы республики квалифицированными кадрами, направленное на устранение дефицита кадров в онкологической службе и создание новой генерации кадров, включая и инженерный персонал.

Развитие специализированной медицинской помощи связано с достраиванием второго уровня оказания медицинской помощи, в том числе с формированием сети межрайонных центров специализированной помощи (первичные сосудистые отделения, травмоцентры, родильные дома второго уровня), совершенствованием работы региональных центров третьего уровня, реорганизацией круглосуточных коек, заключающейся в сокращении и перепрофилировании коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса. В результате сокращения коечного фонда в республике на 802 койки (в 2017 г. – 8867 коек, в 2021 г. – 8065 коек) произошли следующие изменения показателей эффективности использования коек: уменьшение оборота коек на 34,6 процента до 26 (2017 г. – 35), снижение среднегодовой занятости коек на 13,7 процента до 278 дней (2017 г. – 322), сокращение средней длительности лечения на 7,8 процента до 10,7 дней (2017 г. –11,6). Обеспеченность снизилась на 10,6 процента с 91,9 в 2017 г. до 82,1 в 2021 г. на 10 тысяч населения. Также произошло снижение объема стационарной помощи с 2,855 в 2017 г. до 2,151 койко-дня, или на 24,6 процента.

Для обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности, в том числе труднодоступных населенных пунктов, организована плановая выездная работа врачей-специалистов районных больниц и республиканских медицинских учреждений для оказания специализированной медицинской помощи взрослым и детям. Ежегодно выполняется более 115 выездов в районы республики, включая все арктические и северные районы.

В целях повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям Республики Саха (Якутия), во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № Пр-2440 (пункт 4), региональной программы «Развитие детского здравоохранения Республики Саха (Якутия), включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям на 2019 – 2024 годы», утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2019 г. № 642-ра, в течение 2020 – 2024 годов будут проводиться мероприятия по развитию материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Республики Саха (Якутия). Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по модернизации детских поликлиник и поликлинических отделов детских стационаров 95 процентов детских поликлиник/детских поликлинических отделений медицинских организаций в 2024 году будут соответствовать современным требованиям.

Подобное направление должно позволить не просто снизить младенческую смертность до лучших мировых показателей (до 4,5 на 1 000 родившихся живыми), но параллельно снизить и детскую смертность.

Важнейшим направлением работы здравоохранения является расширение возможности получения бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи. Сегодня расширена сеть медицинских организаций здравоохранения республики, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, увеличено количество профилей и видов высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях здравоохранения республики, увеличены объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2021 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 6 307 чел. (2017 год – 6 526 чел.), в том числе в республиканских медицинских организациях 4 078 (2017 год – 4 030), в федеральных медицинских организациях 2 229 (2017 год – 2 496).

Выполнена первая в республике операция ребенку, страдающему врожденной аномалией развития наружного слухового прохода, по установке импланта слухового аппарата костной проводимости в Национальном центре медицины, трансплантация роговицы под ФЕМТО-лазерным сопровождением и операция детям с врожденной катарактой, проведенная в Якутской республиканской офтальмологической клинической больнице, внедрение эндоваскулярной реваскуляризации магистральных артерий нижних конечностей в Республиканской больнице № 2 – Центре экстренной медицинской помощи для лечения пациентов с нейропатическими и нейроишемическими формами синдрома диабетической стопы у пациентов с сахарными диабетами 1 и 2 типов с атеросклерозом сосудов нижних конечностей.

Дальнейшее развитие получает трансплантологическая служба на базе ведущих специализированных медицинских организаций республики. С 2016 года выполняются трансплантация кадаверной почки, печени, пересадка роговицы при слепоте.

Таким образом, в республике сформирована оптимальная модель системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи с эффективной системой сохранения доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Ежегодно для обеспечения отдельных категорий граждан бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями проводятся мероприятия по следующим программам:

«Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (за счет средств федерального бюджета) – в 2021 году обеспечено 38 689 человек, обслужено (предоставлено) 185 097 бесплатных рецептов на сумму 475 334 тыс. рублей (в 2020 г. – 556 029 тыс. рублей), средняя стоимость одного рецепта составила 2 568,03 рубля;

«Высокозатратные нозологии» (далее – ВЗН) (за счет средств федерального бюджета) – в 2021 году обеспечено 578 человек, предоставлено 3 105 бесплатных рецептов на сумму 297 760 тыс. рублей (в 2019 г. – 327 270 тыс. рублей), средняя стоимость одного рецепта составила 95 898,12 рублей;

«Бесплатное лекарственное обеспечение больных с редкими (орфанными) заболеваниями» (за счет средств республиканского бюджета) – в 2021 году обеспечено 175 больных с редкими (орфанными) заболеваниями, продолжилось адресное выделение финансовых средств в размере 627 000 тыс. рублей (в 2020 г. – 526 889,45 тыс. рублей);

«Лекарственное обеспечение ветеранов тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных жертвами политических репрессий» (за счет средств республиканского бюджета) – в 2021 году обеспечено 753 человека, предоставлено 6 800 рецептов на общую сумму 9 551,10 тыс. рублей, средняя стоимость одного рецепта составляет 1 404,58 рубля;

«Социальная поддержка отдельных категорий населения в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами» (за счет средств республиканского бюджета) – в 2021 году обеспечено 138 225 человек, предоставлено 486 718 бесплатных рецептов на сумму 2 719 990 тыс. рублей (в 2020 г. – 1 192 510 тыс. рублей), средняя стоимость одного рецепта составила 5 588,42 рубля.

При этом необходимо отметить сохраняющиеся проблемы лекарственного обеспечения: предусмотренные в 2022 году финансовые средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обеспечивают 50 процентов плановой потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, рассчитанной по нормативу финансовых затрат в размере 929,80 рубля в месяц на 1 льготника.

Одним из важнейших направлений здравоохранения является обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья. Индивидуализированные профилактические программы в республике реализуются по следующим направлениям:

наблюдение во время беременности, включая пренатальный скрининг;

неонатальный и аудиологический (после рождения ребенка) скрининги;

диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию социально значимых неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальных программ медицинской профилактики;

углубленная диспансеризация лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19;

диспансерное наблюдение за лицами, относящимися к группам риска, и больными хроническими заболеваниями;

иммунизация населения и профилактика инфекционных заболеваний.

Для координации действий, направленных на сбережение здоровья, повышение качества жизни жителей республики, создан Совет по благополучию и устойчивому развитию при Главе Республики Саха (Якутия).

Для координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций на базе Центра медицинской профилактики создан Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики.

В республике функционируют 11 центров здоровья, в том числе 2 детских, 8 отделений медицинской профилактики и 31 кабинет медицинской профилактики. В 2021 году выездной работой центров здоровья охвачено 9 районов, в том числе в 1 арктическом (всего охвачено 39 населенных пунктов). Осмотрено при выездах всего 2 592 человека, из них взрослых – 1 955, детей – 637. В «школах здоровья» обучено 47 253 человека.

В целях популяризации мероприятий, направленных на формирование у населения здорового образа жизни, проводится широкая информационно-коммуникационная кампания, направленная на информирование населения, особенно лиц молодого возраста, о профилактических обследованиях и медицинских услугах, которые оказываются в медицинских организациях республики.

Кроме того, для сокращения потребления населением алкоголя и табака, наркотических средств, психотропных веществ и других психоактивных веществ регулярно проводятся мероприятия по совершенствованию профилактики наркологических заболеваний, раннему выявлению лиц группы риска, внедрению новых форм лечения и реабилитации наркологических больных. В целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний активно проводятся иммунопрофилактика, информирование и обучение населения средствам и методам профилактики инфекционных заболеваний. Реализуются профилактические проекты среди населения Республики Саха (Якутия): «Всемирный день почки», «Всемирный день здоровья», «День борьбы с инсультом», информационно-оздоровительная акция для пожилых лиц «Волна здоровья – жить в долголетии!», «Брось курить и выиграй», «Надежда на будущее», «Здоровые рабочие места», «Время быть здоровым», «Жить в долголетии», волонтерское молодежное движение «Мы за ЗОЖ». По итогам 2021 года медицинскими организациями республики проведено 1 124 массовых мероприятия с охватом 69 060 человек, из них 22 663 детей.

При реализации данного приоритетного направления требуется провести мероприятия по дальнейшему совершенствованию существующих и внедрению новых организационных технологий оказания первичной медико-санитарной помощи с расширением диспансеризации, профилактических программ и повышением их качества, развитием патронажной и реабилитационной служб, амбулаторной хирургии, по развитию специализированной медицинской помощи, в том числе детям, увеличению объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оптимизации скорой специализированной медицинской помощи.

Для реализации эффективной государственной политики по формированию здорового образа жизни необходимо:

просвещение и информирование населения, в том числе детей и молодежи о правилах здорового образа жизни, последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, включая разработку, осуществление и развитие информационных коммуникативных компаний и медиапроектов;

обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп, образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания;

стимулирование и пропаганда активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры, развитие лечебной физкультуры и физической культуры.

Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения», так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в сфере охраны здоровья.

1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы

Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными:

ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

национальными проектами «Здравоохранение», «Демография»;

Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года»;

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. № 145
«О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)»;

Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения.

В целях обеспечения среднесрочной цели развития здравоохранения на период 2022 – 2026 годы определены приоритетные направления государственной политики в сфере охраны здоровья:

обеспечение доступности и качества медицинской помощи, эффективности предоставления медицинских услуг, включая профилактические мероприятия, и формирование здорового образа жизни;

повышение эффективности системы организации медицинской помощи;

улучшение лекарственного обеспечения граждан;

развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; развитие медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения и паллиативной медицины;

развитие кадровых ресурсов, повышение престижа медицинских специальностей в целях обеспечения сферы здравоохранения высококвалифицированными кадрами с внедрением системы непрерывного медицинского образования;

экспертиза и контрольные функции в сфере охраны здоровья;

развитие информатизации здравоохранения, телемедицины, дистанционного мониторирования состояния здоровья;

выравнивание финансовой обеспеченности территориальной программы обязательного медицинского страхования республики;

совершенствование системы территориального планирования Республики Саха (Якутия).

 

1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)

Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.

В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется:

создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;

совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;

ликвидация дефицита медицинских работников;

развитие информационных технологий в здравоохранении;

реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;

повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;

сохранения численности населения.

В рамках постановления Правительства Российской Федерации
от 9 октября 2019 г. № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» будет продолжена реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. будут реализованы проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения населения и развития инновационных направлений медицинской науки.

Будет продолжена реализация Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».

В Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:

строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;

оснащение медицинских организаций современным лабораторным оборудованием;

обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;

дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.

1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года – «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «Цифровая трансформация».

Указанные цели декомпозированы в едином плане на мероприятия и показатели, характеризующие их достижение.

Достижению этих целей будет способствовать решение задач по снижению смертности населения, увеличению продолжительности жизни, росту экспорта медицинских услуг, а также по цифровизации сферы здравоохранения.

Мероприятия для решения задач программы будут реализовываться в рамках направлений по:

совершенствованию оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;

развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения;

медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению;

развитию кадровых ресурсов в здравоохранении;

развитию информационных технологий.

В частности, в структуру программы включены мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственного обеспечения граждан, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, развитию информационных технологий в здравоохранении и другие.

Решение указанных задач будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации к 2030 году.

 

1.5. Иные задачи в сфере реализации государственной программы

 Реализация мероприятий структурных элементов программы будет осуществляться с учетом необходимости достижения показателей в сфере охраны здоровья Республики Саха (Якутия).

Так, на решение задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) планируется предоставление субсидий из средств федерального бюджета на мероприятия программы:

по оснащению оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений;

по переоснащению медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.

В рамках программы предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

 

Раздел 2. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование документа Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)»
1 Порядок определения объема и условий

предоставления субсидий на иные цели государственным

бюджетным и автономным учреждениям Республики

Саха (Якутия),

подведомственным Министерству здравоохранения

Республики

Саха (Якутия)

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении порядка определения объема и условий

предоставления субсидий на иные цели государственным

бюджетным и автономным учреждениям Республики

Саха (Якутия),

подведомственным Министерству здравоохранения

Республики
Саха (Якутия)

от 24 декабря 2020 г.

№ 421

Министерство здравоохранения Республики

Саха (Якутия)

Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, 30.12.2020,

«Якутские ведомости»,

от 14.01.2021 № 1

 

 Раздел 3. Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости 

Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости приведен в приложении № 1 к государственной программе.

 

Раздел 4. Информация о решениях об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы

№ п/п Тип документа Вид документа Наименование документа Реквизиты Разработчик Гиперссылка на текст документа

(в случае размещения)

1 2 3 4 5 6 7
Региональный проект № 3 «Борьба с онкологическими заболеваниями»
1 Инвестиционная программа Республики

Саха (Якутия)

на 2022 год

и на плановый период 2023 и 2024 годов

Постановление Правительства Республики

Саха (Якутия)

Об утверждении Инвестиционной программы Республики

Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

от

15 февраля

2022 г.

№ 86

 

Министерство экономики Республики

Саха (Якутия)

Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, 18.02.2022,

«Якутские ведомости» от 24 февраля 2022 г. № 7

Региональный проект № 5 «Реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения»
1 Инвестиционная программа Республики

Саха (Якутия)

на 2022 год и на плановый

период 2023 и 2024 годов

Постановление Правительства Республики

Саха (Якутия)

Об утверждении Инвестиционной программы Республики

Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

от

15 февраля

2022 г.

№ 86

 

Министерство экономики Республики

Саха (Якутия)

Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, 18.02.2022,

«Якутские ведомости» от 24 февраля 2022 г. № 7

2 Региональная программа Постановление Правительства Республики

Саха (Якутия)

О региональной программе

«Модернизация первичного звена здравоохранения

Республики

Саха (Якутия) на 2021 — 2025 годы»

от

20 декабря 2021 г.

№ 528

Министерство здравоохранения Республики

Саха (Якутия)

Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, 27.12.2021

 

Раздел 5. Перечень и сведения о показателях (индикаторах) государственной программы

Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях приведены в приложении № 2 к настоящей государственной программе.

Методика расчета показателей к государственной программе Республики Саха (Якутия) приведена в приложении № 5 к государственной программе.

 

Раздел 6. Финансовое обеспечение государственной программы

Информация по финансовому обеспечению государственной программы приведена в приложении № 3 к настоящей государственной программе.

 

Раздел 7. Направления и параметры реализации арктического раздела

Информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела приведена в приложении № 4 государственной программе.

Приложения к Постановлению 440

__________________________

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Читайте также
20 августа
  • 16°
  • Ощущается: 15°Влажность: 77% Скорость ветра: 5 м/с