В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1883 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 г. 2553-З № 1015-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия), утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 г. № 417, следующие изменения:
1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
Наименование государственной программы | Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) | ||||
Куратор государственной программы | Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычков К.Е. | ||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) | ||||
Соисполнители государственной программы | Микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» (по согласованию) | ||||
Участники государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия); акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью «Айхалтрансгаз» (по согласованию) | ||||
Перечень структурных элементов | Задачи программы: выработка и реализация государственной политики, нормативное правовое регулирование и управление в сфере промышленности, реализация полномочий в сфере управления фондом недр и геологического изучения, использование и охрана недр на территории Республики Саха (Якутия); подготовка минерально-сырьевой базы, позволяющей устойчиво обеспечивать сырьем действующие и перспективные потребности промышленности, а также решать общественно значимые социальные задачи; газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства; расширение использования природного газа в качестве моторного топлива для транспорта и техники специального назначения; создание условий для развития конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов Республики Саха (Якутия); стимулирование реализации проектов модернизации и технического перевооружения для производства продукции, обладающей перспективной конкурентоспособностью. Целевой показатель (индикатор) программы: индекс промышленного производства Республики Саха (Якутия) к предыдущему году в сопоставимых ценах, %: | ||||
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | |
107,2 | 109,3 | 105,0 | 100,6 | 100,6 | |
Цель государственной программы | Формирование условий для создания и развития глобально конкурентоспособных базовых отраслей экономики с расширенной сервисной средой при рациональном природопользовании и высокой социальной ответственности бизнеса | ||||
Сроки реализации государственной программы | 2023 — 2027 годы | ||||
Объем финансового обеспечения государственной программы | 1. Объем финансового обеспечения программы — 39 706 527,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 10 163 480,0 тыс. рублей; 2024 год – 15 586 024,1 тыс. рублей; 2025 год – 8 875 834,8 тыс. рублей; 2026 год – 4 187 293,2 тыс. рублей; 2027 год – 893 895,0 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 3 964 104,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 2 078 856,1 тыс. рублей; 2024 год – 1 052 090,0 тыс. рублей; 2025 год – 670 946,6 тыс. рублей; 2026 год – 81 082,0 тыс. рублей; 2027 год – 81 130,0 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета – 125 915,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 61 915,4 тыс. рублей; 2024 год – 32 000,0 тыс. рублей; 2025 год – 32 000,0 тыс. рублей; 2026 год – 0 тыс. рублей; 2027 год – 0 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов – 3 716,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 3 716,2 тыс. рублей; 2024 год – 0 тыс. рублей; 2025 год – 0 тыс. рублей; 2026 год – 0 тыс. рублей; 2027 год – 0 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств – 35 612 790,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 8 018 992,3 тыс. рублей; 2024 год – 14 501 934,1 тыс. рублей; 2025 год – 8 172 888,2 тыс. рублей; 2026 год – 4 106 211,2 тыс. рублей; 2027 год – 812 765,0 тыс. рублей. 2. Объем налоговых расходов – 5 722 359,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год – 1 005 752,0 тыс. рублей; 2024 год – 1 185 877,0 тыс. рублей; 2025 год – 1 414 321,0 тыс. рублей; 2026 год – 1 571 972,0 тыс. рублей; 2027 год – 544 437,0 тыс. рублей | ||||
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Комфортная и безопасная среда для жизни /улучшение жизни населения путем газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия). Цифровая трансформация / увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде |
2) в пункте 1.1 ведомственный проект № 1 «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства» изложить в следующей редакции:
«Ведомственный проект № 1 «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства»
По состоянию на 2023 год в республике природный газ поставляется в 105 населенных пунктов в 10 муниципальных районах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Мирнинский, Ленский) и в г. Якутске с пригородами.
Уровень газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) составляет 38,73 процента, в том числе уровень газификации городов и поселков городского типа — 45,51 процента, уровень газификации сельской местности — 24,59 процента.
Газотранспортная система состоит из четырех локальных подсистем — Центральной, Среднетюнгской, Мирнинской и Ленской. Локальные газотранспортные системы работают замкнуто и технологически независимо друг от друга. Поставки природного газа производятся для обеспечения выработки электрической и тепловой энергии.
Газификация потребителей Республики Саха (Якутия) обеспечивается через систему магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, эксплуатируемых АО «Сахатранснефтегаз» и АО «АЛРОСА-Газ» ООО «Айхалтрансгаз».
В систему газотранспортной системы Республики Саха (Якутия) входят:
магистральные газопроводы протяженностью 3 430 км;
69 газораспределительных станций;
внутрипоселковые и межпоселковые газопроводы протяженностью 5 044 км.
Ежегодный объем потребленного и транспортированного газа в республике в среднем составляет 1,9 млрд куб. м.
Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2021 г. № 368-РГ образован региональный штаб по газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия), в состав которого вошли представители исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), газифицированных муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и ресурсоснабжающих организаций.
Согласно части 6 статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2021 г. № 371-РГ определен региональный оператор газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) — АО «Сахатранснефтегаз».
Газоснабжение Центрального энергорайона республики осуществляется с 1967 года со Средневилюйского месторождения ПАО «ЯТЭК».
Газоснабжение с. Усун, с. Кюбеинде и с. Тылгыны Вилюйского района осуществляется со Среднетюнгского газоконденсатного месторождения АО «Сахатранснефтегаз».
Также с данного месторождения предусмотрено строительство газопровода-отвода до Накынской промплощадки протяженностью порядка 170 км, расположенного в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия).
С 2023 года программой предусмотрено проектирование магистрального газопровода от Среднетюнгское ГКМ до с. Тамалакан Вехневилюйского района с газопроводами-отводами к АГРС сс. Харбала, Далыр, Дюллюкю, а также межпоселковых газопроводов с возможностью газоснабжения сс. Харбала, Ботулу, Кетердех, Багадя, Далыр, Кыракый, Сайылык, Липпе-атах, Дюллюкю, Хомустах и Хоро Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия).
В целях развития газификации Республика Саха (Якутия) ведет многолетнюю работу с ПАО «Газпром». В 2007 году подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и ПАО «Газпром», договор о газификации, в соответствии с которым разработана генеральная схема газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия), утвержденная в 2010 году и скорректированная в 2015 году, договор о сотрудничестве в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) при реализации восточной газовой программы.
В рамках реализации концепции участия ПАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации ООО «Газпром межрегионгаз» разработана программа развития газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия) на период с 2021 по 2025 годы, обеспечивающая газификацию населенных пунктов Олекминского, Ленского, Алданского, Нерюнгринского районов республики, расположенных вдоль трассы магистрального газопровода «Сила Сибири».
Программой планируется строительство межпоселковых газопроводов, газопроводов-отводов и ГРС г. Олекминск, ГРС г. Алдан, ГРС с. Мурья (Беченча), ГРС с. Иенгра, ГРС г. Алдан-2, ГРС с. Чульман.
Предусмотрена газификация 28 поселений (н.п. Олекминск, Юнкюр, Улахан-Мунку, Олекминское, Кятчи, Абага, Центральная Абага, Нефтебаза, Селиваново, Солянка, Холго, Бергинка, Нерюктяинск 1-й, Нерюктяинск 2-й, Бирюк, Заречный и Троицк Олекминского района, н.п. Алдан, Ленинский, Лебединый, Верхний Куранах, Нижний Куранах и Хатыстыр Алданского района, Мурья, Беченча и Батамай Ленского района, Иенгра и Чульман Нерюнгринского района).
Обязательства сторон, а также сроки их реализации с указанием технических характеристик по программе развития газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия) на период с 2021 по 2025 годы приведены в приложении № 8 к государственной программе.
В соответствии с пунктом 6 Правил взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 1550, региональный оператор газификации в лице АО «Сахатранснефтегаз» в рамках взаимодействия при реализации программ газификации осуществляет строительство газораспределительных сетей на территории Республики Саха (Якутия).
Ликвидация дефицита пропускной способности объектов газового хозяйства. Дефицит пропускной способности имеется по участку магистрального газопровода Кысыл-Сыр — Мастах, ввиду незавершенности строительства объекта «Магистральный газопровод «Средневилюйское газоконденсатное месторождение — Мастах — Берге – Якутск» (3 нитка); на автоматических газораспределительных станциях (АГРС); на распределительных сетях.
Дефицит пропускной способности имеется на АГРС п. Нижний Бестях, с. Верхневилюйск, с. Хатассы, с. Намцы.
Загруженности данных АГРС с учетом выданных ТУ и подключения новых потребителей превышают проектную производительность станций:
АГРС с. Намцы: проектная производительность — 20 тыс. куб. м/час, планируемая — 40 тыс. куб. м/час;
АГРС с. Хатассы: проектная производительность — 10 тыс. куб. м/час, планируемая — 20 тыс. куб. м/час;
АГРС с. Нижний Бестях: проектная производительность — 5 тыс. куб. м/час, планируемая — 20 тыс. куб. м/час;
АГРС с. Верхневилюйск: проектная производительность — 10 тыс. куб. м/час, планируемая — 15 тыс. куб. м/час.
В целях увеличения мощностей газораспределительных станций необходима их реконструкция.
По объектам сетей газораспределения дефицит пропускной способности наблюдается в городском округе «город Якутск», а также в Намском и Вилюйском улусах.
Обеспечение надежности газотранспортной системы Центрального энергорайона. Отмечается устаревание газопроводов и газового оборудования в газифицированных населенных пунктах. Около 50 процентов магистральных газопроводов уже имеют превышение нормативных сроков безопасной эксплуатации (это газопроводы со сроком эксплуатации более 35 лет), в связи с чем основной целью и задачей деятельности газораспределительной организации АО «Сахатранснефтегаз» является безопасная и бесперебойная поставка газа потребителям. Общество непрерывно проводит мероприятия по поддержанию газопроводов в исправном состоянии. Производятся реконструкция и замена изношенных участков газопроводов, постоянный мониторинг состояния, проводятся техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности подведомственных объектов (технический аудит).
Переход с централизованного отопления на индивидуальное газовое отопление в газифицированных населенных пунктах Республики Саха (Якутия). Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2021 г. № 250 гражданам возмещается до 75 процентов от понесенных затрат, связанных с газификацией жилого дома, но не более 150 тыс. рублей, а именно расходов:
на строительство вводного газопровода (по фасаду дома);
на строительство внутреннего газопровода;
на приобретение оборудования (газовый котел, газовая плита, счетчик, радиаторы, стальные и полипропиленовые трубы, источник бесперебойного питания мощностью не более 600 Вт, электрический генератор мощностью не более 2 кВт);
на установку оборудования;
на подключение оборудования.
В качестве пилотных населенных пунктов выбраны населенные пункты, в которых высокая субсидия организациям коммунального комплекса в год, а также населенные пункты, в которых предусмотрено финансирование на строительство внутрипоселковых газовых сетей, это: с. Чурапча Чурапчинского улуса, с. Диринг Чурапчинского улуса, с. Бердигестях Горного улуса, с. Толон Чурапчинского улуса, с. Туора-Кюель Чурапчинского улуса, с. Юрюнг-Кюель Чурапчинского улуса, г. Ленск Ленского района, г. Вилюйск Вилюйского улуса, с. Бедеме Мегино-Кангаласского улуса.
Социальная догазификация домовладений в газифицированных населенных пунктах. Согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина программа по строительству газопроводов до границ участка домовладения без привлечения средств граждан (социальная газификация) признана бессрочной.
Действие социальной газификации распространяется на все 12 газифицированных муниципальных образований Якутии: Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Хангаласский, Чурапчинский, г. Якутск с пригородами и пгт. Жатай согласно пообъектному плану-графику социальной догазификации населения Республики Саха (Якутия).
Пообъектный план-график догазификации Республики Саха (Якутия) представлен в приложении № 5 к государственной программе. Сводный план-график догазификации Республики Саха (Якутия) представлен в приложении № 6 к государственной программе.
Проведение мероприятий по социальной газификации населения производится за счет бюджетных средств, внебюджетных источников, в том числе специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Мероприятия по подготовке населения к использованию газа. В целях подготовки населения к использованию газа, в том числе информирования населения о сроках, порядке, об условиях подключения к газораспределительным сетям, о прогнозной стоимости газа, расчете максимальной потребности населенного пункта в газе, проводятся следующие мероприятия:
1) размещение государственной программы на официальных сайтах Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) в информационной-телекоммуникационной сети Интернет;
2) размещение перечня оказываемых услуг, перечня документов, необходимых для подачи заявлений на различные виды работ физическими лицами, порядка взаимодействия физических или юридических лиц с обществом по вопросам технологического присоединения на официальном сайте регионального оператора газификации АО «Сахатранснефтегаз» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в эксплуатационных газовых участках АО «Сахатранснефтегаз» и ООО «Айхалтрансгаз»;
3) в целях информирования населения о программе социальной газификации в социальных сетях на постоянной основе транслируется видеоролик о социальной газификации на русском и якутском языках; подготовлены информационные стенды, плакаты.»;
3) в пункте 1.1 в ведомственном проекте № 2 «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива для транспорта и техники специального назначения»:
а) абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
«В настоящее время существующая сеть АГНКС Республики Саха (Якутия) представлена 10 АГНКС и 1 комплексом сжижения природного газа в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района.»;
б) таблицу 1 изложить в следующей редакции:
№ | Наименование оператора (эксплуатанта) | Расположение АГНКС | Год ввода в эксплуатацию |
1 | ООО «Сахаметан» | Мегино-Кангаласский улус, ж/д станция «Нижний Бестях» | 2016 |
2 | ООО «СахаАвтоГазСервис» | г. Якутск, 50 лет октября, 11 | 2007 |
3 | ООО «Сахаметан» | г. Якутск, ул. Автодорожная, 43/4 | 2013 |
4 | ООО «Сахаметан» | г. Якутск, ул. Автодорожная, 11 | 2015 |
5 | АО «АЛРОСА-Газ» В рамках разработки мер стимулирования развития газомоторного топлива предполагается реализация мероприятий по субсидированию части затрат компаний, осуществляющих их строительство и реконструкцию | Мирнинский район, г. Мирный, шоссе Кузакова, 11а | 2016 |
6 | АО «АЛРОСА-Газ» | Мирнинский район, п. Айхал, Айхальское шоссе, 6 | 2016 |
7 | АО «РНГ» | Объект АО «РНГ» возле с. Таас-Юрях Мирнинского района | 2019 |
8 | АО «Саханефтегазсбыт» | г. Якутск, Хатынг-Юряхское ш., 4 км, 8А | 2021 |
9 | ООО «Газпром добыча Ноябрьск» | Ленский район, Чаяндинское НГКМ | 2022 |
10 | АО «Саханефтегазсбыт» | Ленский район, г. Ленск, ул. Победы, 97 | 2022 |
в) абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
«В целях стимулирования развития рынка газомоторного топлива осуществляется субсидирование из средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) мероприятий по переоборудованию транспортных средств на газомоторное топливо и расширению сети газозаправочной инфраструктуры.»;
4) в пункте 1.1 ведомственный проект № 4 «Развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и повышение ее конкурентоспособности» изложить в следующей редакции:
«Ведомственный проект № 4 «Развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и повышение ее конкурентоспособности»
В настоящее время основную долю в экономике республики занимает промышленность. Индекс физического объема ВРП на 2021 год оценивается на уровне 112,2 процента к 2020 году. Рост обусловлен вкладом промышленности: индекс промышленного производства в 2021 году к 2020 году составил 116,1 процента.
В общем объеме промышленного производства основную долю занимает добыча полезных ископаемых. Так, в общем объеме оборота организаций Республики Саха (Якутия) за 2021 год на долю добывающих предприятий приходится 68,6 процента (1370,9 млрд рублей). Доля предприятий обрабатывающих производств (за исключением производства пищевых продуктов и прочей неметаллической минеральной продукции) составила 1,5 процента (30,4 млрд рублей).
Одним из стратегических блоков Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с целевым видением до 2050 года является направление «Развитие несырьевой экспортно-ориентированной экономики».
Основные направления обрабатывающей промышленности Якутии: лесопромышленный комплекс, ювелирное и гранильное производство, легкая промышленность (обработка шкур и кожи, производство изделий из шкур и кожи, швейное производство), производство строительных материалов, в том числе металлоконструкций.
В 2020-2022 годы в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а затем осложнения политической и экономической ситуации в мире, ужесточения санкций в отношении Российской Федерации со стороны недружественных стран экономика Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом оказалась в значительной зависимости от масштабного ограничения спроса и предложения, нарушения глобальных кооперационных и торговых связей, снижения деловой активности.
Наиболее пострадали отрасли, продукцию которых можно отнести к категории непервостепенных и к предметам роскоши, — предприятия по переработке шкур и кожи, а также ювелирные и гранильные предприятия. Это отразилось на финансовом состоянии предприятий отраслей и значительно снизило их оборотные средства, необходимые для приобретения сырья.
Объемы производства предприятий легкой промышленности
и ювелирно-гранильной отрасли Республики Саха (Якутия) за 2019 – 2022 годы
млн руб.
№ п/п | Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | 10 мес. 2022 |
1 | Объем отгруженных товаров предприятий легкой промышленности: | 180,8 | 69,6 | 172,2 | 123,7 |
1.1 | в т.ч. производство меховых изделий | 24,4 | 26,1 | 26,1 | н/д |
1.2 | производство кожи и изделий из кожи | 148,3 | 15,4 | 93,5 | 55,2 |
2 | Производство ювелирных изделий | 2 193,9 | 266,6 | 415,8 | 495,1 |
3 | Изготовлено бриллиантов на собственном производстве, тыс. долларов | 105 549 | 27 920 | 938 | 755,9 |
В 2021 году ситуация в легкой промышленности и ювелирной отрасли начала стабилизироваться, по итогам 2021 года производство ювелирных изделий выросло на 36 процентов (415,8 тыс. рублей). Ситуация в гранильной отрасли остается сложной, динамика производства отрицательная.
Республика Саха (Якутия) обладает мощным промышленным, инвестиционным, научно-техническим потенциалом. Вместе с тем, состояние экономики республики характеризуется наличием ряда проблем. Среди них следует отметить высокую степень износа основных производственных фондов, недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий и высокую стоимость заемных средств для реализации проектов по организации новых и модернизации существующих производств, ограниченные возможности платежеспособного спроса на внутреннем рынке, применение морально устаревших технологий и, как следствие, низкую конкурентоспособность производимой продукции.
В результате доля обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной продукции составляет всего 1,5 процента.
Существенное влияние на экономическое развитие Республики Саха (Якутия) оказывает ценовая конъюнктура на основные сырьевые товары на мировых рынках, а также динамика курса рубля. В условиях нестабильности данных факторов возрастает необходимость ускоренного развития реального сектора экономики и оптимизации структуры промышленного производства. Одновременно высокая волатильность рубля и нестабильность цен на топливно-энергетические ресурсы усложняют задачу по кардинальному изменению структуры экспорта за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства.
Актуальность указанных проблем подтверждена данными опросов руководителей промышленных предприятий, проведенных Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия). По данным опроса основными сдерживающими факторами при реализации инвестиционных проектов выступают неопределенность экономической ситуации, недостаток собственных средств, высокая стоимость заемных средств.
Обозначенные проблемы промышленного развития носят системный характер и требуют решения программно-целевым методом. Решение актуальных проблем предприятий обрабатывающих отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) программно-целевым методом, учитывая экономическую, социальную значимость, технологические критерии, может осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
содействие в обновлении основных фондов промышленных предприятий;
обеспечение доступности инфраструктуры;
обеспечение доступа промышленных предприятий к финансовым механизмам.
Настоящий ведомственный проект создан для решения задачи по обеспечению доступа предприятий обрабатывающих отраслей промышленности к финансовым механизмам.
Существенным для реализации настоящего проекта является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения и тем самым способны негативно сказаться на ее результатах.
Риски, связанные с реализацией проекта, можно подразделить на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя и соисполнителей проекта, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий исполнителей проекта.
К внутренним рискам относятся:
несвоевременная разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение мероприятий проекта;
неэффективная организация и управление процессом реализации мероприятий проекта;
низкая эффективность использования бюджетных средств в рамках проекта;
необоснованное перераспределение средств в ходе исполнения проекта;
неполное выполнение мероприятий проекта;
отсутствие финансирования проекта.
Мерами управления внутренними рисками являются:
детальное планирование хода реализации проекта;
оперативный мониторинг выполнения мероприятий проекта;
своевременная актуализация мероприятий проекта, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий проекта.
К внешним рискам можно отнести следующие:
возможность ухудшения экономической конъюнктуры;
риски природных и техногенных аварий и катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;
финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования мероприятий проекта;
неэффективная реализация инвестиционных проектов и бизнес-проектов, поддержанных в ходе реализации проекта.
Основной целью ведомственного проекта является развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия).
Достижение данной цели будет обеспечено путем решения основной задачи: создание условий для развития конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов Республики Саха (Якутия); стимулирование реализации проектов модернизации и технического перевооружения для производства продукции, обладающей перспективной конкурентоспособностью.
Решение поставленных задач осуществляется путем проведения мероприятий по финансовому обеспечению создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации».
Полномочиями Фонда развития промышленности Республики Саха (Якутия) наделена микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» (далее — Фонд), выполняющая функции по оказанию финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» и уставом Фонда, в том числе по предоставлению займов и грантов предприятиям обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия).»;
5) в пункте 1.3 ведомственный проект № 4 «Развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и повышение ее конкурентоспособности» изложить в следующей редакции:
«Достижение цели будет обеспечено путем решения основной задачи: создание условий для развития конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов Республики Саха (Якутия); стимулирование реализации проектов модернизации и технического перевооружения для производства продукции, обладающей перспективной конкурентоспособностью.
Решение поставленных задач осуществляется путем проведения мероприятий по финансовому обеспечению создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации».
Полномочиями Фонда развития промышленности Республики Саха (Якутия) наделена микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» (далее — Фонд), выполняющая функции по оказанию финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» и уставом Фонда, в том числе по предоставлению займов и грантов предприятиям обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия).
Основными показателями проекта, достижение которых запланировано до конца 2027 года (с нарастающим итогом), являются:
привлечение инвестиций в развитие обрабатывающей промышленности в размере 412,6 млн рублей;
создание 115 новых рабочих мест на предприятиях-участниках;
увеличение полной учетной стоимости основных фондов (поступление) за счет создания новой стоимости (ввода в действие основных фондов, модернизации, реконструкции) в размере 73 млн рублей;
увеличение дополнительного объема отгруженной продукции в размере 1823,5 млн рублей.
Данные показатели будут достигнуты за счет реализации инвестиционных проектов и бизнес-проектов промышленных предприятий, которые смогут принять участие в программных мероприятиях.
Ведомственный проект разработан в 2022 году и включен в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. № 350, в виде подпрограммы № 5 «Развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и повышение ее конкурентоспособности».
Реализация ведомственного проекта начата в 2022 году. В данной государственной программе срок реализации ведомственного проекта рассчитан на период 2023 — 2027 годов. Этапы реализации не выделяются.
Индикаторы оценки результатов в разрезе целей, задач, мероприятий ведомственного проекта рассчитаны в соответствии с условиями постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№ 328 и от 15 марта 2016 г. № 194, приведены в приложении к государственной программе.
Из них индикаторы оценки результатов в разрезе целей, задач, мероприятий ведомственного проекта на 2023 и 2024 годы установлены в 2022 году в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября
2021 г. № 350, в соответствии с условиями соглашения Правительства Республики Саха (Якутия) с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 020-17-2022-126.
Сведения о показателях (индикаторах) и их значениях
Год | Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (с накопленным итогом), млн руб. | Количество созданных рабочих мест на предприятиях обрабатывающей промышленности | Увеличение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление) за счет создания новой стоимости (по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства» | Объем отгруженной продукции по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства» | ||||||||
всего | ППРФ № 194 | ППРФ № 328 | (с накопленным итогом), | ППРФ № 194 | ППРФ № 328 | (с накопленным итогом), | ППРФ № 194 | ППРФ № 328 | (с накопленным итогом), | ППРФ № 194 | ППРФ № 328 | |
2022 | 172,8 | 172,8 | единиц | 26 | млн руб. | 0,0 | млн руб. | 396,2 | ||||
2023 | 362,0 | 259,8 | 102,2 | 58 | 58 | 0 | 25,6 | 0,0 | 25,6 | 1 153,6 | 828,9 | 324,7 |
2024 | 412,6 | 294,0 | 118,6 | 115 | 115 | 0 | 51,1 | 0,0 | 51,1 | 1 823,5 | 1 312,7 | 510,8 |
2025 | 412,6 | 118,6 | 115 | 0 | 73,0 | 73,0 | 1 823,5 | 510,8 | ||||
2026 | 412,6 | 115 | 73,0 | 1 823,5 | ||||||||
2027 | 412,6 | 115 | 73,0 | 1 823,5 |
Программные мероприятия актуализируются ежегодно с учетом ресурсного обеспечения и результатов реализации программных мероприятий за предыдущий период.
Общий объем финансирования ведомственного проекта составляет 1108 млн рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 200 млн рублей, за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета – 219,4 млн рублей, за счет планируемых к привлечению средств из внебюджетных источников – 688,6 млн рублей.
Ресурсное обеспечение ведомственного проекта
млн руб.
Год | Всего | Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | Средства, привлекаемые из федерального бюджета | Средства, планируемые к привлечению из внебюджетных источников |
2022 | 486,0 | 100,0 | 173,5 | 212,5 |
2023 | 387,0 | 100,0 | 45,9 | 241,1 |
2024 | 85,0 | 0,0 | 0,0 | 85,0 |
2025 | 50,0 | 0,0 | 0,0 | 50,0 |
2026 | 50,0 | 0,0 | 0,0 | 50,0 |
2027 | 50,0 | 0,0 | 0,0 | 50,0 |
Всего | 1 108,0 | 200,0 | 219,4 | 688,6 |
Механизм реализации ведомственного проекта включает в себя стимулирование деятельности в сфере промышленности путем предоставления на конкурсной основе микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» льготного займа предприятиям обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России.
Порядок и условия предоставления льготного займа микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» предприятиям обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) определяются отдельными нормативными актами Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) и микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)».»;
6) в пункте 1.4 «Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231 № 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)»:
а) таблицу 5 изложить в следующей редакции:
Таблица 5
Оценка объема налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении газораспределительных сетей
Целевая категория плательщиков налогов | Объем налоговых льгот, тыс. рублей | |||||
2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | |
Организации, основным видом деятельности которых согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц является транспортирование по трубопроводам газа (код ОКВЭД2 49.50.21 — Транспортирование по трубопроводам газа), не являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков | 106 723 | 111 631 | 120 713 | 129 449 | 137 810 | 146 104 |
б) таблицу 9 изложить в следующей редакции:
Таблица 9
Оценка объема налоговых льгот по транспортному налогу
Целевая категория плательщиков налогов | Объем налоговых льгот, тыс. рублей | ||
2022 | 2023 | 2024 | |
Физические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства на сжиженном углеводородном газе, компримированном природном газе и сжиженном природном газе | 6 742 | 8 702 | 11 643 |
в) таблицу 11 изложить в следующей редакции:
Таблица 11
Оценка объема налоговых льгот по налогу на имущество
Целевая категория плательщиков налогов | Объем налоговых льгот, тыс. рублей | ||||
2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | |
Организации, задействованные в развитии газозаправочной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) | 268 312 | 503 548 | 674 207 | 908 251 | 1 033 361 |
7) раздел 2 «Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы» изложить в следующей редакции:
«2. Информация о нормативных правовых актах, утверждающих правила осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам в рамках реализации государственной программы
№ п/п | Тип документа | Вид документа | Наименование документа | Реквизиты | Разработчик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ведомственный проект № 1 «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства» | |||||
1 | Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат, связанных со строительством объектов газоснабжения и газификации на территории Республики Саха (Якутия) | от 22 декабря 2022 г. № 778 | Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
Ведомственный проект № 2 «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива для транспорта и техники специального назначения» | |||||
2 | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат, связанных со строительством объектов заправки транспортных средств компримированным природным газом | от 12 ноября 2021 г. № 461 | Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
3 | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат, связанных с приобретением передвижных автомобильных газовых заправщиков | от 12 ноября 2021 г. № 462 | Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
Ведомственный проект № 4 «Развитие обрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) и повышение ее конкурентоспособности» | |||||
4 | Правила предоставления субсидий юридическим лицам | Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) | Об утверждении Правил предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на капитализацию микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» по направлению промышленность» | от 7 апреля 2022 г. | Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
8) раздел 3 «Информация о решениях об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации государственной программы» признать утратившим силу;
9) абзац четвертый пункта 2 раздела 4 «Аналитическая информация о показателях, структурных элементах и (или) мероприятиях (результатах) иных государственных программ, относящихся к сфере реализации этой государственной программы» признать утратившим силу;
10) дополнить разделом 5 «Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республик Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы» следующего содержания:
«5. Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республик Саха (Якутия) местным бюджетам в рамках реализации государственной программы
Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) на софинансирование строительства и проектирования объектов газификации приводится в приложении № 7 к государственной программе.»;
11) приложение № 1 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
12) приложение № 3 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» признать утратившим силу;
13) приложение № 4 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
14) приложение № 6 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению;
15) дополнить приложением № 7 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» согласно приложению № 4 к настоящему постановлению;
16) дополнить приложением № 8 к государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)» согласно приложению № 5 к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А. ТАРАСЕНКО
Приложение к постановлению №61
This post was published on 28.02.2023 10:43