Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 октября 2018 года № 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)»

Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 октября 2018 года № 3-П «По делу о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)»

00:41
11 октября 2018
Читайте нас

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева, с участием заявителя – народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, представителя заявителя – гражданина Л.П. Диодорова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) – старшего референта государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Ю. Оконешникова, представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) – исполняющего обязанности руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) П.В. Иванова, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) – начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Саха (Якутия) В.Н. Никифорова, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) – ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) Т.В. Иванова, представителя Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) – главного специалиста правового отдела Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) А.Н. Куприяновой, представителя Окружной администрации города Якутска – главного специалиста отдела судебной защиты правового департамента Окружной администрации города Якутска Г.Р. Жирковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме ходатайства народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Н. Бацева, объяснения сторон и приглашенных представителей государственных органов, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратился народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев с ходатайством о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)».
Как следует из представленных заявителем материалов: 15 февраля 2018 года Министерством по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) было отказано Якутскому республиканскому региональному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади имени Ленина города Якутска 23 февраля 2018 года в связи с согласованием проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади имени Ленина города Якутска 23 февраля 2018 года гражданином А.И. Бушковым; 07 марта 2018 года Министерством по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) было отказано Якутскому республиканскому региональному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади имени Ленина города Якутска 16 марта 2018 года в связи с согласованием проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади имени Ленина города Якутска 16 марта 2018 года гражданином А.И. Бушковым; 07 марта 2018 года Министерством по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) было отказано Якутскому республиканскому региональному отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади имени Ленина города Якутска 19 марта 2018 года в связи с народным гулянием на площади имени Ленина города Якутска 19 марта 2018 года.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев считает, что нормы законодательства Республики Саха (Якутия), регулирующие порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия) не закрепляют правового механизма реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, обеспечивающего в процедуре согласования условий проведения публичного мероприятия на территории Республики Саха (Якутия) свободу собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом, гарантированную частью 3 статьи 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
По мнению заявителя, результатом указанного пробела правового регулирования является отсутствие законодательного алгоритма осуществления обязательных действий должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления, в которые подается уведомление о проведении публичного мероприятия, в процессе принятия ими решений о согласовании условий проведения публичных мероприятий на территории Республики Саха (Якутия), а, следовательно, существование возможности произвольного усмотрения должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления, предполагающей субъективную предпочтительность безальтернативных вариантов этого согласования.
Заявитель считает, что вследствие отсутствия в юридической конструкции процедуры согласования условий проведения публичных мероприятий на территории Республики Саха (Якутия), осуществляемой уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органами местного самоуправления, в которые подается уведомление о проведении публичного мероприятия, императивных правил такого согласования в случаях направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в один и тот же день и в этих уведомлениях в качестве места проведения публичного мероприятия указано одно и то же место, в связи с конкретными правовыми ситуациями, периодически возникающими в процессе реализации гражданами Российской Федерации своего конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, правоприменительные акты органов публичной власти, принимаемые на основании правил статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)», регулирующих согласование условий проведения публичного мероприятия, нарушают конституционную свободу собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом, гарантированную нормой части 3 статьи 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу являются положения статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)».
2. Согласно Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «б» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5).
Правовое регулирование проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1).
Во исполнение положения части 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)», правилами статьи 4 которого регламентируется процедура согласования условий проведения публичного мероприятия на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) относится к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, принимая Закон Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)», Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) исходило из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовало полномочие, принадлежащее ей в силу статьи 56 (пункт 2) во взаимосвязи со статьями 10 (пункт 1), 13 (пункты 3 и 4), 30 и 35 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) гарантируется свобода собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом. Свобода собраний, гарантированная Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), направлена на обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Данное право, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 18 мая 2012 года № 12-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П; от 13 мая 2014 года № 14-П и от 10 февраля 2017 года № 2-П; определения от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 7 июля 2016 года № 1428-О и др.), является одним из неотъемлемых и основополагающих элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве в основе конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации). Указанное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, выражающегося в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом (постановление от 17 марта 2017 года № 8-П).
Законодательные и организационные меры, предпринимаемые органами публичной власти в целях надлежащего обеспечения права на свободу собраний, не должны приводить к чрезмерному государственному контролю за деятельностью организаторов и участников публичных мероприятий, необоснованным ограничениям свободного проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования. Право на проведение публичных мероприятий может быть ограничено только федеральным законом в соответствии с требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации), на основе принципов юридического равенства и соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных его ограничений, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на свободу мирных собраний определено как не подлежащее никаким ограничениям, кроме предусмотренных законом в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
3. В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 3 и частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» администрация соответствующего муниципального образования или уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) обязаны в течение трех дней со дня регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение в письменной форме об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (часть 1). Организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать администрацию соответствующего муниципального образования или уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в письменной форме о принятии либо непринятии предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (часть 2). Организатор публичного мероприятия в соответствии с федеральным законодательством о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях не вправе проводить публичное мероприятие, если: 1) в срок, указанный в части 2 данной статьи, от него не поступила информация о принятии мотивированного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо поступила информация о непринятии такого предложения; 2) уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, установленный федеральным законодательством о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (часть 3). Публичное мероприятие не может быть проведено в случае, если администрацией соответствующего муниципального образования или уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) до дня его проведения будут обнаружены факты, препятствующие лицу, подавшему уведомление о проведении публичного мероприятия, быть организатором публичного мероприятия в соответствии с федеральным законодательством о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (часть 4). Предупреждение о невозможности проведения публичного мероприятия по указанным в настоящей статье причинам направляется его организатору администрацией соответствующего муниципального образования или уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) не позднее, чем за день до дня проведения публичного мероприятия (часть 5). Указанные в части 3 статьи 4 данного закона обстоятельства не препятствуют организатору публичного мероприятия вновь направить уведомление о проведении публичного мероприятия в иное время с соблюдением требований настоящего закона (часть 6).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме: 1) в администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия; 2) в администрации соответствующих муниципальных образований — в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории нескольких муниципальных образований; 3) в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории: а) непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия); б) историко-архитектурного, административного центра столицы Республики Саха (Якутия) — города Якутска (часть 1). Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), указанный в пункте 3 части 1 настоящей статьи, определяется Главой Республики Саха (Якутия) (часть 2).
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» Главой Республики Саха (Якутия) определено Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2012 года № 1360 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия»).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего федерального закона не могут быть организатором публичного мероприятия: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; 1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию; 2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Согласно части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
В соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1). При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1.2). После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (часть 2.1). В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).
Дополнительно к местам, установленным Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2013 года 1180-З № 1255-IV «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в статье 4 определяются следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий: 1) здания, в которых размещены музеи, библиотеки, культовые, торговые, развлекательные учреждения; 2) здания, в которых располагаются медицинские, образовательные организации; 3) здания, в которых располагаются организации социального обслуживания; 4) детские и спортивные площадки; 5) спортивные комплексы и сооружения во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; 6) объекты жизнеобеспечения; 7) остановки маршрутных транспортных средств; 8) территории, непосредственно прилегающие к указанным в пунктах 1 — 6 настоящей статьи объектам, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Таким образом, федеральными законоположениями установлены императивные правила процесса согласования условий проведения публичного мероприятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с организатором публичного мероприятия и определен исчерпывающий перечень оснований отказа в таком согласовании.
4. Осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует определения четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина. При этом, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной деятельности, необходимо учитывать, что в силу положений Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), подразумевающих свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы, даты его проведения, является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.
Вместе с тем, принимая во внимание, что для достижения целей публичного мероприятия дата (число определенного месяца) его проведения может иметь особое значение, если данное публичное мероприятие неразрывно связано с этой датой или годовщиной определенного события (притом что на практике существуют достаточно широкие возможности для согласования альтернативных вариантов, касающихся времени и места его проведения в течение того или иного дня), исключение как таковой возможности провести публичное мероприятие в избранный его организатором день – при отсутствии для этого достаточно веских оснований, обусловленных требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, — может рассматриваться как несовместимое с Конституцией Российской Федерации умаление права на свободу мирных собраний (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 года № 14-П).
В системе правового регулирования публичных мероприятий положения статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит каких-либо специальных правил определяющих процедуру уведомления о проведении публичного мероприятия, поэтому их конкретизация обеспечивается в системной взаимосвязи с иными нормами действующего законодательства и в первую очередь с частью 2 данной статьи, согласно которой порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации ранее констатировал, что определение положениями части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» исчерпывающим образом периода, в течение которого должно состояться уведомление о проведении публичного мероприятия, само по себе не влечет нарушения конституционных прав и свобод граждан (определение от 29 сентября 2011 года № 1320-О-О). Что касается установленных этими законоположениями конкретных временных границ направления такого уведомления посредством введения предельных начального и конечных сроков его подачи, то их нормативно-правовое определение осуществлено федеральным законодателем в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий и преследует цель гарантировать равные условия реализации права на свободу мирных собраний и предотвращения возможных злоупотреблений этим правом, связанных, например, с подачей уведомлений задолго до предполагаемой даты проведения публичного мероприятия для воспрепятствования проведению в то же время и в том же месте публичных мероприятий другими заинтересованными лицами, а также обеспечить необходимые временные возможности для согласования проведения публичного мероприятия с уполномоченным органом публичной власти.
Осуществление субъектами Российской Федерации закрепленного за ними полномочия по установлению порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, будучи связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина (статья 72, пункт «б» части 1 Конституции Российской Федерации), предполагает, что соответствующие законы субъектов Российской Федерации – по смыслу правовой позиции, выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 11 марта 2008 года № 4-П, от 18 июля 2012 года № 19-П, от 24 декабря 2012 года № 32-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П и др.), — служат нормативным регулятором прав на свободу мирных собраний, направленным на установление оптимальных условий его реализации, с учетом существующих региональных и местных особенностей. С учетом этого законодатель субъекта Российской Федерации при определении в соответствии с федеральным законодательством процедурных правил, касающихся подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, может предусматривать дополнительные гарантии права на свободу мирных собраний, если это необходимо для его эффективной реализации в конкретных условиях, и во всяком случае не вправе осуществлять правовое регулирование, которое искажает само существо данного права и снижает уровень его федеральных гарантий, закрепленных на основе Конституции Российской Федерации федеральными законами, а также вводить какие-либо его ограничения, поскольку таковые — в определенных Конституцией Российской Федерации целях и пределах — устанавливаются только федеральным законом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 года № 14-П).
Таким образом, в федеральном законе установлены лишь общие требования, относящиеся к уведомлению о проведении публичного мероприятия, при этом, федеральный законодатель исходил из того, что детализированная регламентация порядка подачи уведомления подлежит закреплению на уровне законов субъектов Российской Федерации, при этом вводимые ими организационно-процедурные механизмы могут быть различными, при условии, что они должны отвечать предназначению правового регулирования в этой сфере общественных отношений – направленность на обеспечение права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования установленного Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем не может расцениваться как не соответствующая Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) статья 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125- IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» на том основании, что в ней нормативно не определена процедура согласования в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в одно и тоже время и в одном и том же месте, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу это не препятствует осуществлению права граждан на свободу собраний и не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, время или форму.
Этим не исключается возможность в процессе совершенствования законодательства дополнительно урегулировать порядок согласования условий проведения публичного мероприятия, предусмотрев, в том числе, использование согласительных процедур с организаторами нескольких публичных мероприятий подавших уведомление об их проведении в одно и то же время и в одном и том же месте, а также указание на последствия согласования с учетом времени подачи уведомления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве», Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» не противоречащей Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу не препятствуют осуществлению гражданами конституционного права на свободу собраний гарантированного частью 3 статьи 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
2. Признание статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2008 года 617-З № 125-IV «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» не противоречащей Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) не исключает право органов государственной власти Республики Саха (Якутия) внести в действующее правовое регулирование с учетом настоящего постановления – соответствующие изменения и дополнения, направленные на совершенствование публично-правового механизма обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования гражданами Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия).
3. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах «Якутия», «Саха сирэ», «Ил Тумэн» и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в «Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)».

Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
г. Якутск

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
Читайте также
27 июля
  • 21°
  • Ощущается: 22°Влажность: 94% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: