Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года ГС № 132-VII

Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года ГС № 132-VII

О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О проблемах рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов»
Читайте нас

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему «О проблемах рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов» (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Восточно-Сибирское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Якутский филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии».
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах «Якутия», «Саха сирэ», «Ил Тумэн» и разместить на официальном сайте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
А. ЕРЕМЕЕВ
г. Якутск

Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2024 года ГС № 132-VII

Рекомендации парламентских слушаний на тему «О проблемах рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов» г. Якутск 27 марта 2024 года

Заслушав и обсудив доклады руководителя Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Н. Д. Кучерова, заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Э. В. Пихтина, содоклады заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) П. Р. Николаева, руководителя Якутского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» Л. Н. Карповой, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств и ведомств, общественных объединений, глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы рыболовства, рыбного хозяйства и сохранения водных биологических ресурсов, являются Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Водными объектами рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия) являются 9 тысяч рек общей протяженностью 28,1 тысяч километров, 145,5 тысяч озер площадью 43,5 тысяч квадратных километров и Вилюйское водохранилище площадью 2 170 квадратных километров. Наибольшее значение в рыбохозяйственном отношении имеют реки Лена, Колыма, Индигирка, Яна, Оленек, Анабар и их крупные притоки.
Ихтиофауна Якутии представлена более 100 видами рыб. Наиболее ценными промысловыми видами рыб являются сибирский осетр, арктический омуль, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, ряпушка и другие виды.
В Якутии рыболовство представлено следующими видами: промышленное рыболовство, рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в целях товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и любительское рыболовство.
Федеральным агентством по рыболовству на 2024 год установлен рекомендованный объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Республике Саха (Якутия) в размере 10 334,57 тонны, в том числе общий допустимый улов ряпушки, чира, сига, осетра – 3 354 тонны, омуля – 1 267 тонн, кеты – 4 тонны, горбуши – 3 тонны, малоценных видов рыб – 5 708,5 тонны.
По состоянию на 1 февраля 2024 года перечень рыболовных участков Республики Саха (Якутия) сформирован из 1 045 рыболовных участков, из них 957 участков для осуществления промышленного рыболовства, 68 участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и 29 участков для организации любительского рыболовства.
В настоящее время рыболовство в республике осуществляется только в пресных водоемах, так как в связи со сложной ледовой обстановкой морской рыболовный промысел не ведется. Основной объем водных биологических ресурсов добывается в реках Лена, Индигирка, Колыма, Яна и озерах. Ежегодный объем вылова рыбы составляет 5 тысяч 623 тонны, что составляет 0,1 процента от общего объема вылова рыбы в Российской Федерации (5 миллионов 300 тысяч тонн). Более 89 процентов промыслового улова в Якутии осуществляется в арктических улусах. Основную часть этого улова составляют сиговые виды рыб (75 процентов).
Наибольший объем вылова рыбы приходится на Булунский (24,3 процента от общереспубликанского объема), Усть-Янский (23 процента), Аллаиховский (13,6 процента), Нижнеколымский (12 процентов) улусы (районы).
В Республике Саха (Якутия) промышленным рыболовством занимаются около 150 организаций и индивидуальных предпринимателей. Более 56 процентов от всей добытой рыбы вылавливают 27 организаций, составляющих основу рыбной промышленности, 44 процента – организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие соответствующей материально-технической базы. Среднесписочная численность работников в отрасли составляет 335 человек.
Промышленный вылов рыбы носит сезонный характер и подразделяется на летнюю путину (45 процентов от общего объема вылова рыбы) и зимнюю путину (55 процентов от общего объема вылова рыбы). Динамика вылова рыбы и объемов квотирования за последние шесть лет показывает, что вне зависимости от размера выделяемой квоты ее фактическое освоение составляет в среднем 70 процентов.
Рыбоперерабатывающая отрасль в настоящее время отделена от рыбозаготовки в связи с отсутствием единой концепции развития рыбохозяйственного комплекса республики, нехваткой квалифицированных кадров, а также удаленностью от рынков сбыта. Не развито кредитование отрасли, наблюдается низкий уровень капитализации и технической модернизации. Действующая система государственной поддержки развития рыбохозяйственного комплекса в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков селькохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» ориентирована в большей степени на промышленный вылов рыбы рыболовецкими хозяйствами в целях реализации продукции.
Экстремальные природно-климатические условия, труднодоступность рыболовных участков, высокая себестоимость производства рыбной продукции обусловливают необходимость государственной поддержки рыболовства.
Механизм государственной поддержки заключается в субсидировании части затрат по промышленному вылову рыбы и модернизации рыбохозяйственной отрасли. Заготовительным организациям направляется государственная поддержка в виде субсидирования в размере, установленном исходя из планового объема сдачи рыбы по ставке от 20 до 30 рублей за 1 килограмм в зависимости от вида рыбы. По итогам 2023 года заготовлено 1 358 тонн рыбы.
За период с 2019 по 2023 год в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на развитие рыбохозяйственного комплекса было предусмотрено 347 миллионов рублей. В 2024 году предусмотрено 75 миллионов рублей, что не позволяет проводить мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли в полном объеме.
В 2023 году произведено 5 763 тонны рыбной продукции. В настоящее время выпуском готовой рыбной продукции занимаются 8 организаций, экспорт рыбной продукции не осуществляется.
Рыболовство является одним из основных занятий и главным источником дохода для жителей северных, в том числе арктических, районов республики.
Объем ежегодного распределения выделяемых лимитов для осуществления традиционного рыболовства вырос по сравнению с предыдущими годами в связи с утверждением Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2018 году административного регламента по предоставлению водных биологических ресурсов в пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера и их общинам. Например, в 2018 году лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера и их общинам, было распределено 5,6 тонны водных биологических ресурсов, в 2019 году – 131,27 тонны, а в 2023 году – 379,3 тонны.
25 декабря 2018 года принят Федеральный закон № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому любительское рыболовство разрешается осуществлять на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. При этом необходимо придерживаться суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, установленной правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, которые утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 347.
Правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна определены 179 речных и 365 озерных общедоступных участков для осуществления любительского рыболовства, позволяющих населению свободно и бесплатно производить добычу (вылов) рыб сетными орудиями.
На организацию любительского рыболовства ежегодно устанавливается квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В 2023 году была установлена квота на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в объеме 225,45 тонны. В последующие годы ожидается увеличение распределяемых объемов в связи с созданием новых рыболовных участков для организации любительского рыболовства.
Любительским рыболовством занимаются 7 организаций на 22 закрепленных участках, основная деятельность которых направлена на реализацию населению путевок на сибирского осетра, а также реализацию путевок на добычу (вылов) других видов водных биологических ресурсов сетными орудиями.
Основная проблема при осуществлении гражданами любительского рыболовства – ограничение добычи (вылова) водных биологических ресурсов в виде суточной нормы, установленной правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.
Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее – Якутский филиал ФГБНУ «ВНИРО») проведены научные исследования по оценке суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства. Результаты данных исследований позволяют сделать вывод о необходимости увеличения суточной нормы добычи (вылова) по видам водных биологических ресурсов и внесении соответствующих изменений в правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.
При развитии добывающей промышленности, строительстве промышленных объектов, наносящих вред экологии, проведение компенсационных мероприятий по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, приобретает особое значение.
В настоящее время в республике воспроизводством рыбных запасов занимаются государственное унитарное предприятие «Чернышевский рыбоводный завод» (далее – ГУП «Чернышевский рыбоводный завод») и Якутский филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод».
За последние 10 лет производственная мощность ГУП «Чернышевский рыбоводный завод» по закладке икры на инкубацию составляет максимум 40–60 миллионов штук икринок сиговых рыб. Предприятие ежегодно выпускает 35–40 миллионов штук личинок сиговых рыб.
Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) может стать альтернативой промышленному рыболовству и снизить нагрузку с промысловых рек Якутии. Однако в настоящее время данная отрасль находится на начальной стадии развития.
Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ведутся работы по определению перечня перспективных водоемов для товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), определены границы 68 рыбоводных участков. По состоянию на 1 февраля 2024 года в Республике Саха (Якутия) сформировано 32 рыбоводных участка, из них 28 участков находятся в пользовании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На 2023–2024 годы в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средства на поддержку развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) не предусмотрены.
Научное сопровождение рыболовства и государственный мониторинг водных биологических ресурсов в Якутии осуществляет Якутский филиал ФГБНУ «ВНИРО» по государственному заданию за счет федерального финансирования. Кроме того, ежегодно по заказу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) проводятся научные работы по наиболее актуальным вопросам, требующим внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере рыболовства.
Расширение ресурсной базы рыбохозяйственного комплекса может быть осуществлено за счет развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и вовлечения новых районов промысла. Новыми районами промысла могут стать крупные озера и озерные системы междуречий и шельфовые участки, малые реки моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
В настоящее время научно-исследовательские работы по государственному мониторингу и оценке запасов промысловых видов рыб проводятся на реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма и озере Ниджили. На остальных реках (Анабар, Оленек, Омолой, Чондон, Сыалах, Хрома, Алазея), Вилюйском водохранилище и других озерах Якутии научные работы проводятся не ежегодно и только на договорной основе, что не дает возможности для увеличения объемов добычи (вылова) рыб.
Кроме этих рек в республике есть реки, имеющие самостоятельный выход в море, на которых в советское время осуществлялось рыболовство (Чукочья, Коньковая, Большая и Малая Куропаточья, Максунуоха). Однако в настоящее время из-за отсутствия финансирования на этих реках не проводятся научные исследования по определению общих допустимых уловов и рекомендованного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Республика Саха (Якутия) существенно уступает другим субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, по уровню добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
К основным проблемам рыболовства, рыбного хозяйства и охраны водных биологических ресурсов в Республике Саха (Якутия) относятся:
1) недостаточный учет в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы рыболовства, природно-климатических особенностей Республики Саха (Якутия), а также условий организации рыболовства в Республике Саха (Якутия);
2) неполное освоение выделяемых квот (объемов) водных биологических ресурсов;
3) недостаточное материально-техническое оснащение рыбохозяйственного комплекса;
4) несовершенство логистической схемы перевозки рыбы;
5) недостаточное оснащение рыбоперерабатывающих предприятий современным технологическим оборудованием;
6) недостаточная обеспеченность рыбохозяйственной отрасли квалифицированными кадрами;
7) недостаточное научное обеспечение рыбохозяйственной отрасли республики;
8) отсутствие гарантированных рынков сбыта в республике и за ее пределами;
9) недостаточная государственная поддержка рыбной промышленности, рыбоперерабатывающего комплекса, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), воспроизводства водных биологических ресурсов.
Необходимы работы по совершенствованию федеральных нормативных правовых актов с учетом природно-климатических условий Якутии, расширению географии промысла, открытию промышленного рыболовства на новых рыбопромысловых участках, технической модернизации рыболовецких хозяйств и рыбоперерабатывающих организаций, увеличению выпуска готовой рыбной продукции, обеспечению ее доступности и развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
С учетом вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Республики Саха (Якутия):
1) разработать и утвердить концепцию развития рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2030 года;
2) провести анализ формирования цен на рыбную продукцию, разработать комплекс мер, направленных на обеспечение населения качественной рыбной продукцией, и представить в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) соответствующую информацию;
3) провести анализ эффективности мер государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса и принять меры по совершенствованию механизма и порядка предоставления государственной поддержки рыболовецким хозяйствам;
4) ускорить строительство рыбоводного завода в среднем течении реки Лены и осетрового корпуса государственного унитарного предприятия «Чернышевский рыбоводный завод»;
5) рассмотреть на рыбохозяйственном совете при Правительстве Республики Саха (Якутия):
предложения о внесении изменений в правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна в части изменения суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для любительского рыболовства, параметров разрешенных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства (увеличение параметров невода от 100 м до 150 м), открытия промысла на отдельных малых реках;
вопрос о снижении промысловой нагрузки на сиговые виды рыб для исключения подрыва их запасов;
6) проработать с Правительством Российской Федерации вопрос об уменьшении таксы для исчисления размера ущерба на сибирского осетра ленской популяции;
7) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на научные исследования водных биологических ресурсов на территории Республики Саха (Якутия);
8) рассмотреть возможность предоставления дополнительных мер государственной поддержки, направленных на увеличение производства объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
9) увеличить финансирование мероприятий, направленных на поддержку и развитие рыбохозяйственного комплекса государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года № 447;
10) при разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) предусмотреть средства на предоставление субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку промысловой продукции, на возмещение части затрат на перевозку рыбы автомобильным транспортом в размере 50 рублей на 1 килограмм рыбы;
11) внести изменение в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2023 года № 169 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на организацию искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов Республики Саха (Якутия)» в части увеличения ставок на выпуск в водные объекты личинок (молоди) водных биологических ресурсов.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия):
1) совместно с Министерством экономики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос об увеличении ставки субсидии за 1 килограмм рыбы, поставленной организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку рыбы;
2) способствовать созданию логистического центра по перевозке и производству рыбной продукции с оптимальными условиями ее хранения;
3) разработать государственный механизм поддержки рыбодобывающих хозяйствующих субъектов для организации промысла на частиковые виды рыб.
3. Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия):
1) изучить и применить опыт Ханты-Мансийского автономного округа по возмещению вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, посредством искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
2) провести работу по заключению соглашений с крупными компаниями-недропользователями о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, посредством искусственного воспроизводства муксуна, нельмы, омуля в водных объектах, на которых они осуществляют хозяйственную деятельность;
3) на основании результатов научных исследований по оценке суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлении любительского рыболовства, проводимых Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», продолжить работу по увеличению суточной нормы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для любительского рыболовства;
4) провести работу по расширению перечня рыборазводных мероприятий на водных объектах бассейна реки Лены;
5) информировать население о правилах рыболовства и требованиях отраслевого законодательства при осуществлении любительского рыболовства.
4. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):
1) организовать подготовку кадров по направлению «Ихтиология и рыбоводство» в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет»;
2) совместно с Якутским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» включить в перечень научно-исследовательских работ в 2025 году работы по определению состояния водных биологических ресурсов малых рек, Вилюйского водохранилища, озер, оценке запасов промысловых видов рыб в реках Омолой, Чондон, Сыалах, Хрома, Алазея.
5. Министерству по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Республики Саха (Якутия) рассмотреть формирование тарифов акционерного общества «Якутопторг» на вывоз рыбы летней путины 2024 года.
6. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о предоставлении Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Республики Саха (Якутия) в аренду, пользование или оперативное управление земельного участка с производственными зданиями в пределах территории городского округа «город Якутск» для создания торгово-логистического центра.
7. Восточно-Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству:
1) на основании результатов контрольно-надзорной деятельности и принятых в отношении выявленных нарушений мер внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложения по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
2) с привлечением профильных ведомств и научных учреждений рассмотреть вопрос о механизме возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, путем восполнения их запасов.
8. Якутскому филиалу федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»:
1) рассмотреть вопрос о проведении научно-исследовательских работ в Республике Саха (Якутия) по изучению малых рек, имеющих самостоятельный выход в море, для расширения географии промысла и вовлечения новых водных объектов для добычи (вылова) водных биологических ресурсов – крупные озера и озерные системы междуречий и шельфовые участки моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря;
2) изучить методы определения рыбных запасов с использованием современного гидроакустического оборудования.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
24 июня
  • 15°
  • Ощущается: 14°Влажность: 51% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: