yakutia-daily.ru

Постановление Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2019 года ГС № 329-VI «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по реализации в Республике Саха (Якутия) Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года в части решения задач по снижению уровня бедности»

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему «О мерах по реализации в Республике Саха (Якутия) Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года в части решения задач по снижению уровня бедности» (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах «Якутия», «Саха сирэ» и «Ил Тумэн».
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
П.ГОГОЛЕВ
г. Якутск

Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 21 ноября 2019 года ГС № 329-VI

Рекомендации
парламентских слушаний на тему «О мерах по реализации в Республике Саха (Якутия) Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года в части решения задач по снижению уровня бедности»
г. Якутск, 23 сентября 2019 года

Заслушав и обсудив доклады первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.А.Стручкова, профессора-исследователя кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова Т.Н.Гаврильевой, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей муниципальных образований и общественных объединений Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
В России к категории бедных относится население, имеющее доход ниже установленного прожиточного минимума. Численность россиян, по данным Росстата, с денежными доходами ниже прожиточного минимума по итогам первого полугодия 2019 года составила 19,8 млн человек, или 13,5 процента (в 2018 году ‒ 19,6 млн человек, или 13,3 процента).
Масштабы бедности в Республике Саха (Якутия) превышают среднероссийский показатель в 1,5 раза. Величина прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) в I квартале 2019 года для трудоспособного населения составила 17 985 рублей. Согласно статистическим данным в 2017 году 20,1 процента населения региона имело доход ниже прожиточного минимума. В 2018 году этот показатель составил 19 процентов, или 183,6 тыс. человек.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 года № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» Правительством Республики Саха (Якутия) проводится работа по разработке Плана первоочередных мероприятий по снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) и устойчивому росту доходов населения до 2024 года, направленного на повышение реальных доходов граждан к 2024 году, снижение уровня бедности в два раза.
Меры по борьбе с бедностью в Якутии предусматривают повышение адресности социальных выплат и целенаправленную помощь сельскому населению, малоимущим, многодетным семьям и жителям Арктической зоны республики.
Социологическое исследование группы специалистов Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, выполненное за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований, выявило, что в Республике Саха (Якутия) бедными преимущественно являются домохозяйства с числом детей свыше двух, проживающие в сельской местности, неполные домохозяйства и люди предпенсионного возраста, занятые в сельском хозяйстве и традиционной хозяйственной деятельностью (охотники, рыболовы и другие), а также люди, не имеющие среднего или высшего профессионального образования.
В Республике Саха (Якутия) сохраняется традиция многодетности. Большое число детей в семье – это зачастую ограниченные возможности занятости женщин-матерей. Система детских пособий не покрывает реальные материальные потребности семьи. Поэтому в структуре бедного населения большую часть представляют семьи с детьми – 88,4 процента (в Российской Федерации – 78,8 процента), преимущественно многодетные семьи. При этом большинство малоимущих семей, 61,3 процента от общей численности малоимущих семей, проживает в сельской местности (в Российской Федерации – 52,2 процента).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года также отмечена необходимость серьезного обновления структуры занятости.
В Республике Саха (Якутия) в последние три года наблюдается увеличение напряженности на рынке труда. На ситуацию на рынке труда существенно влияет разрыв в уровне социально-экономического развития муниципальных образований республики. Большинство заявленных работодателями вакансий сосредоточены в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Алдан, Ленск. В сельских населенных пунктах наблюдается недостаток рабочих мест.
Уровень общей безработицы по итогам 2018 года составил 6,9 процента (январь – декабрь 2017 года – 7,1 процента). Несмотря на принимаемые меры, уровень безработицы в республике все еще превышает среднероссийский (5,5 процента) и является одним из самых высоких среди субъектов Дальневосточного федерального округа, выше лишь в Еврейской автономной области (8,2 процента).
В условиях сокращения занятости в социальной сфере, а также общего снижения уровня реальных доходов населения, ужесточения налогового и административного давления на самозанятых и индивидуальных предпринимателей применение только традиционных мер поддержки малоэффективно. Наряду с этим необходимо предусмотреть повышение размера денежных выплат малообеспеченным, реализацию мер, основанных на дифференциации получателей государственной помощи, переход от социальных обязательств к адресной помощи преимущественно на основе социального контракта.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года социальный контракт обозначен как один из ключевых механизмов борьбы с бедностью, Правительству Российской Федерации поручено оказать содействие субъектам Федерации, которые активно внедряют практику социального контракта на условиях софинансирования.
В Республике Саха (Якутия) государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях создания условий для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2017 года № 207.
В 2018 году в Республике Саха (Якутия) было заключено 1 292 социальных контракта, из них 9,4 процента – в городской местности и 90,6 процента – в сельской. Всего социальную помощь на основании социального контракта получили 5 195 человек. Средний размер единовременной денежной выплаты в 2018 году составил 153,9 тыс. рублей. Всего на единовременные денежные выплаты на основании социального контракта из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) израсходовано 199,9 млн рублей, на 2019 год запланировано 255 млн рублей.
С учетом вышеизложенного в целях снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) и устойчивого роста доходов населения участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (П.В.Гоголев):
1) совместно с Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года в части достижения поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Указе Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 года № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» задач по снижению уровня бедности и повышению доходов населения;
2) создать межведомственную рабочую группу по разработке изменений в закон Республики Саха (Якутия) о потребительской корзине с учетом транспортной доступности районов и особенностей ценообразования;
3) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о социальном питании в Республике Саха (Якутия), предусмотрев в том числе положения, регулирующие организацию питания детей в образовательных организациях;
4) совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Республики Саха (Якутия), регулирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, в части сокращения расходов многодетных семей на оплату коммунальных услуг;
5) включить в примерную программу деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на весеннюю сессию 2020 года вопрос о рассмотрении хода исполнения Плана первоочередных мероприятий по снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) и устойчивому росту доходов населения до 2024 года;
6) ввести в практику проведение «муниципальных часов» по вопросам снижения уровня бедности в сельской местности, обеспечения занятости сельского населения;
7) рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части применения районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии за стаж работы в сельском хозяйстве;
8) поручить Счетной палате Республики Саха (Якутия) в 2020 году провести проверку целевого и эффективного использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предоставленных на реализацию социального контракта в виде государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (В.В.Солодов):
1) при доработке Плана первоочередных мероприятий по снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) и устойчивому росту доходов населения до 2024 года учесть предложения участников парламентских слушаний, в том числе по включению мероприятий по организации проведения оплачиваемых общественных работ, сезонных работ в сельской местности, по содействию самозанятости безработных граждан и незанятого населения, по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных и незанятых граждан по направлению службы занятости, по расширению использования механизмов социального контракта;
2) в целях снижения административных барьеров и повышения адресности при предоставлении мер социальной поддержки создать единую республиканскую цифровую базу данных нуждающихся домохозяйств и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, с интеграцией в систему МФЦ;
3) обеспечить сохранение достигнутых показателей соотношения заработной платы целевых категорий работников социальной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в республике;
4) внести предложения в федеральные органы государственной власти об увеличении размеров социальных выплат на содержание детей и предоставлении социальных выплат на содержание детей до достижения ими трехлетнего возраста;
5) разработать дополнительные меры, направленные на сокращение очередности многодетных семей, ожидающих предоставления бесплатных земельных участков в соответствии со статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
6) в целях увеличения доходов сельского населения и сокращения бедности на селе предусмотреть меры по развитию потребительской кооперации в сельской местности с оказанием мер государственной поддержки, а также по ежегодному увеличению размера расчетной ставки на заготовку сырого молока, предоставляемой из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), с учетом себестоимости производства молока и ежегодной инфляции;
7) усовершенствовать работу по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов на промышленных предприятиях Республики Саха (Якутия);
8) рассмотреть вопрос:
о разработке подпрограммы по трудоустройству и обеспечению занятости лиц, высвобождаемых в бюджетной сфере, в составе государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018–2022 годы»;
о ежегодном повышении заработной платы категориям работников бюджетной сферы, не указанным в майских указах Президента Российской Федерации, не ниже прогнозного уровня инфляции;
о разработке порядка индексации заработной платы работников бюджетной сферы во исполнение статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации;
о создании механизмов предоставления финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сельской местности;
о предоставлении субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям, целью которых является помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе лицам без определенного места жительства, лицам, освобожденным из мест лишения свободы);
о разработке программы по ежегодному созданию не менее трех тысяч рабочих мест в сельской местности;
о реализации пилотного проекта по созданию комфортной территории проживания, в том числе по снижению уровня бедности в Арктической зоне, на территории Оленекского района Республики Саха (Якутия);
о разработке дополнительных мер поддержки многодетных семей, имеющих трех и более детей, которые предусматривали бы в том числе обеспечение жильем или земельными участками на условиях льготного кредитования, льготы при поступлении в высшие образовательные учреждения;
о дополнительном финансировании мероприятий, направленных на поддержку многодетных семей, в том числе по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, по обеспечению земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
1) разработать и принять муниципальные программы по созданию новых рабочих мест и снижению количества безработных граждан с учетом оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) рассмотреть возможность обеспечения учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей бесплатным проездом на общественном транспорте на период учебного года;
3) рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий за счет средств муниципальных бюджетов социально ориентированным некоммерческим организациям, целью которых является помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) провести работу, направленную на сокращение очередности многодетных семей, ожидающих предоставления бесплатных земельных участков в соответствии со статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top