yakutia-daily.ru

«Полярные авиалинии» в лицах

На этих людях держится компания. Они – её вчера, сегодня и завтра.

«Мы поднимаем в небо вертолеты и самолеты»

Федор Гаврильевич Марков – технический директор авиакомпании «Полярные авиалинии», ветеран авиации Якутии, ветеран труда, почетный работник транспорта РС(Я), человек-легенда. Более 40 лет в авиации.

Мальчишка из Табаги Мегино-Кангаласского района, глядя на пролетающие самолёты, мечтал увидеть их вблизи, посмотреть, как они устроены.
После школы поступил в Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации, хотя победителя физико-математических олимпиад приглашали в ЯГУ, Сибирский академгородок. Но он был верен мечте.

На первом курсе студенты уже вовсю работали на станках, изготавливали детали, оттачивали навыки в аргонной, газовой, электрической сварке металлов. Учебный аэродром был хорошим, на огромной территории – все типы самолетов гражданской авиации, которые летали в то время в небе Советского Союза.
Сейчас, к сожалению, такого уже нет.

Трудовую деятельность начал в Нюрбинском авиаотряде.

– Авиаотряд был большой — до 1,5 тысяч человек, гремел на всю страну, был вторым по применению авиации в народном хозяйстве СССР и по общим объемам перевозок, и по количеству воздушных судов, – говорит Федор Гаврильевич. – Принимали участие в строительстве и освоении масштабных проектов в нефтегазовой отрасли в Тюмени, становлении алмазной промышленности, строительстве БАМа. Все грузы для них перевозили мы.
Конечно, я горжусь этим. А ещё тем, что мы, инженеры авиации, вдыхаем жизнь в железо. В самые лютые морозы обеспечиваем бесперебойные полеты! Опыт работы в самых экстремальных условиях и на огромных территориях бесценен.

А сейчас и оснащение получше, построены теплые ангары. Более 270 инженеров, техников делают всё, чтобы воздушные суда летали.

К пассажирам же хочу обратиться с пожеланием сохранять позитивный настрой. Гоните дурные мысли прочь, радуйтесь жизни. Летайте рейсами нашей авиакомпании, а безопасность полётов мы обеспечим.

«Не пасовать перед трудностями»

Почетный работник транспорта Якутии, заместитель технического директора авиакомпании «Полярные авиалинии» Николай Валентинович Малышев, полюбил вертолеты в детстве. Несколько раз за лето в деревню Дарьино Иркутской области прилетал вертолет Ми-2, привозил продукты и почту. Это для детворы было целым событием. Дядя, компанейский мужик, договорился с летчиками, и ребят покатали немного. Именно тогда он решил, что станет вертолетчиком.

Потом, во взрослой жизни, были Троицкое авиационно-техническое училище, цех оперативного обслуживания самолетов в аэропорту Якутска, производственно-диспетчерский отдел, заочная учеба в Киевском институте инженеров гражданской авиации, стажировка в Тулузе по обслуживанию широкофюзеляжных А310 Airbus, которые базировались в «Сахаавиалиниях», но не смогли выдержать кризис в гражданской авиации.

Середина и конец 90-х были очень сложными не только для гражданской авиации. Свет в конце тоннеля забрезжил в 1997 году, когда Указом Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева на базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского и Колымо-Индигирского авиапредприятий было создано ГУП «Полярные авиалинии».

Малышев пришел в авиакомпанию в начале 2000-х годов по приглашению Александра Анисимова.

 

– Можно сказать, что поднимали предприятие с нуля, – вспоминает Николай Валентинович. – В парке были всего пара вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-24. Но потом постепенно стали прирастать кадрами и техникой.

В 2001 году наши инженеры приняли в Омском заводе первый Ан-3Т, который был успешно пригнан в Якутск.

Потом авиакомпания вышла на правительство республики с предложением об объединении с «полярниками» авиакомпании «Вилюй», созданной на базе Нюрбинского авиаотряда, где дела из-за недофинансирования шли не очень хорошо. Так парк воздушных судов пополнился двумя Ан-24, тремя вертолетами Ми-8, а инженерно-авиационная служба – высококвалифицированными специалистами.

В 2001 году Росавиация ввела систему сертифицирования предприятий ТОиР. Для успешного решения этих задач техническим директором был назначен Александр Никитин, а начальником Якутского цеха ТО ВС – Александр Тен, оба «нюрбинские».

В 2005 году в авиакомпанию влилось Зырянское авиапредприятие, которое находилось в тяжелом состоянии после банкротства ГУП «Наксахаавиа», филиалом которого оно являлось. Это также было необходимым решением для более качественного обслуживания северных улусов республики. Уже сейчас можно сказать, что принятые тогда руководством «полярников» решения были грамотными – они позволили сохранить гражданскую авиацию, обширную маршрутную сеть, а главное – кадры.

В 2008 году техническим директором был назначен Федор Марков, который до назначения руководил нюрбинским цехом ТО ВС. Была возобновлена эксплуатация самолетов Л-410, освоены типы иностранной авиатехники DA-40NG(Даймонд), РC-6 (Пилатус).

В 2005 году провели две спецоперации. Собрали и подняли в воздух два Ан-26 в Черском, которые стояли на аэродроме с 1992 года. Благодаря бригаде опытных инженеров мы их восстановили. Осуществили спецполет по маршруту Черский-Якутск-Иркутск. Уже там, на заводе, довели до ума и переоборудовали в грузо-пассажирский вариант Ан-26-100. Кстати, один из бортов эксплуатируется до сих пор.

Весной 2005 года по разным точкам на северах и Арктике мы собрали 11 вертолетов. Из них специалисты Новосибирского авиаремонтного завода собрали семь. Три передали в «Сахатанспортную компанию», а четыре укомплектовали и отремонтировали.

Жизненный опыт научил меня не пасовать перед трудностями, искать и находить решение любых проблем.

А молодежи хочу пожелать повышать свой технический уровень, быть готовым к эксплуатации новых типов воздушных судов, которые мы с нетерпением ждем.

«Держать марку»

Именно на базе Батагайского авиаотряда в 1997 году была организована новая региональная авиакомпания «Полярные авиалинии». В дальнейшем головное предприятие перебралось в Якутск, а подразделение было структурно преобразовано в Батагайский филиал.

Его директор Иван Мюдович Заборовский, за более чем 15 лет работы в авиатехнической службе познавший, по собственным словам, работу с нуля, считает своих специалистов, без преувеличения, «золотым фондом»:

– Представьте себе, что такое при -50°C подготовить вертолет – не в ангаре, а на улице. Но для авиатехников это рутина.

А летаем мы по всему северу Якутии, от Тикси до Черского.

 

Батагай – единственный аэропорт в Якутии, куда зимой выполняются 5 регулярных рейсов в неделю, летом объем работы увеличивается до 10 рейсов. При этом не прекращаются полеты по местным воздушным линиям, практически круглосуточно проводятся санитарные задания. Также мы выполняем аварийно-спасательные и другие авиационные работы, например, возим геологов, туристов.

У нас базируются вертолеты Ми-8Т и Ми-8МТВ, проводятся оперативные виды техобслуживания для транзитных Ан-24 и Ан-26. Численность работников филиала – 28 человек.

Я очень горжусь, что у нашего коллектива остались старая закалка, особое отношение к своим обязанностям. Сейчас и молодежь проявляет большой интерес к авиации.

С Батагая началась история авиакомпании «Полярные авиалинии», и моя мечта – чтобы приходящая молодежь держала марку Батагайского авиаотряда.

Станислав Платонов.

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика